Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное управление системой противодействия теневой экономике






Наиболее высокая эффективность решения актуальных экономических проблем предпринимательской деятельности субъектов бизнеса достигается лишь при условии, если их теневая деятельность будет исследоваться как подсистема, органически взаимодействующая с другими подсистемами в рамках единого комплекса экономики.

Проблемы, инициирующие теневую деятельность предприятий, имеют более глобальный характер – это недостаточная государственная поддержка бизнеса, в аспекте создания адекватных экономических и правовых условий: финансовая и имущественная поддержка; доступ к ресурсам; здоровая конкуренция; низкие административные барьеры.

На сегодняшний день отсутствует комплексный подход к противодействию теневой экономике, ведется борьба только с отдельными ее проявлениями, мероприятия проводятся без учета национальной и региональной специфики. Очевидно, что сокращение объема теневого оборота хотя и является важной задачей, но не может быть осуществлено любыми средствами. Усиление административного давления на бизнес, расширение полномочий ведомств, контролирующих хозяйственную деятельность, способно существенно снизить эффективность экономики. Требуется оказание системного регулирующего воздействия на теневой сектор экономики. Кроме того, важно обратить внимание на индикативную функцию теневой экономики, состоящую в демонстрации несовершенства отдельных механизмов государственного регулирования экономики.

Эффективная деятельность по противодействию теневой экономике в современной России может осуществляться только при наличии следующих условий:

Во-первых, всестороннее пресечение теневой криминальной экономической деятельности, прежде всего таких ее видов, как бизнес, основанный на ущемлении законных прав и интересов легальных экономических структур, пороках человека, подпольное предпринимательство, особенно фальсифицированное производство товаров, использующее труд детей, больных людей и т.п. Опыт нейтрализации подобных теневых явлений имеется во многих странах мира.

Во-вторых, уменьшение последствий теневой экономики напрямую связано с изменением мышления представителей государственного аппарата, всего народа страны, отражение его в законодательстве. В этом направлении многое уже сделано (новые УК РФ и ГК РФ, ряд законов, регулирующих экономические отношения, программа борьбы с организованной преступностью и коррупцией, появление новых и расширение имевшихся контролирующих структур и другое).

В-третьих, переход к рыночным структурам требует предоставления каждому человеку экономической и политической свободы, свободы социальных, политических и экономических структур, то есть переход к цивилизованному обществу с минимумом запретов. В то же время интересы личности, его собственности, здоровье и внешняя среда должны тщательно охраняться на основе норм права.

Проблемным остается вопрос государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательства в т.ч. в вопросе противодействия теневым отношениям. Государственное воздействие на формирование и развитие предпринимательской деятельности подразумевает и внедрение механизма противодействия теневым экономическим отношениям субъектов малого предпринимательства

На рис. 11 представлен механизм политики противодействия теневой, который предусматривает разработку экономических, политических, правовых и социальных мер противодействия теневой экономике. При этом распределяются задачи между макро и мезо уровнями.

Концепция противодействия теневой экономике требует построения ее общественной системы, одним из элементов которой является механизм борьбы с теневыми отношениями, в частности его организационно-экономической составляющей.

 

 

 


Рисунок 11. Механизм политики противодействия теневой экономике

Процесс внедрения концепции противодействия теневой экономики на мезоуровне протекает сложно и неравномерно. Изучение состояния противодействия теневым отношениям в регионах показывает, что можно выделить четыре стадии гоовности регионов к внедрению концепции противодействия (рис. 12).

 


Рисунок 12. Стадии готовности субъектов федерации к разработке и внедрению региональной концепции противодействия теневой экономике

 

Анализ показал, что регионы в основном находятся на первой стадии готовности к внедрению концепции противодействия теневой экономике.

Объективной реальностью того, что и сами участники теневого сегмента нашей экономики, хотят выйти на свет, является следующее причины:

· постоянная угроза наказания со стороны государства;

· постоянное давление представителей криминального мира;

· понимание того, что взятки и поборы эквивалентны суммам не заплаченных налогов;

· ограниченность сумм, которые можно использовать в «теневой» экономике;

· снижением уровня социальной защищенности, в т.ч. по пенсионным накоплениям;

· желание защитить и легализовать накопленную собственность, чем больше предприниматель заработал, тем меньше ему хочется потерять.

Главной целью государственной политики в противодействии теневой экономики в России на всех уровнях является создание высокоэффективного механизма противодействия, обеспечивающего широкие возможности участия всех заинтересованных лиц: правоохранительных органов, органов государственного управления всех уровней, общественных и политических организаций, объединений и партий.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.