Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика. § в области философии — в теории познания Мао определил значение общественной практики как источника познания

§ в области философии — в теории познания Мао определил значение общественной практики как источника познания, разработал проблемы этапов развития процесса познания, целей познания и критериев истины;

§ в области политэкономии достижением Мао было объявлено учение о плановом товарном характере социализма, а также разработка вопроса о различных формах распределения при сохранении главенствующей роли распределения по труду;

§ в области научного социализма Мао Цзэдуном была разработана теория «новой демократии», в которой указан «правильный путь взятия политической власти китайского образца» — «теория окружения города деревней»; разработано учение о стратегии и тактике революции;

§ в области экономики — программа «новодемократической революции», предусматривавшая параллельное развитие различных общественно-экономических укладов;

§ в области международных отношений — теория «трёх миров», принцип независимости и самостоятельности в международных отношениях..

Соответственно, в современной официальной науке идеи Мао 1930-50 гг. отделены от его решений, принятых в 1960-70 гг., которые КПК признала ошибочными.

 

 

теория Дэн Сяопина

 

В 1997 году была сформулирована сама теория «строительства социализма с китайской спецификой» как «развитие рыночной экономики в условиях социализма». Эта теория еще известна как «теория Дэн Сяопина», поскольку именно он оказался главным архитектором и проводником реформ. Она предполагает соблюдение ряда принципов: 1)отстаивание и совершенствование базисного экономического строя, при котором в режиме совместимости развиваются все секторы многоукладной экономики с доминирующей социалистической общественной собственностью; 2) отстаивание и совершенствование системы социалистической рыночной экономики с тем, чтобы рынок имел базисную роль в размещении ресурсов, но находился в условиях государственного макрорегулирования и макроконтроля; 3)отстаивание и совершенствование многообразия форм распределения при доминирующем форме распределение по труду, возможность для части регионов и людей стать зажиточными раньше других, чтобы помогать стать зажиточными остальным; 4)отстаивание и совершенствование открытости внешнему миру, активное участие в международном экономическом сотрудничестве и конкуренции. В результате Китае сформировалась особая социально-ориентированная экономическая политика государства, в которой идея эффективности рыночной экономики, пришедшая от капитализма, соединяется с идеей социальной справедливости, присущей социализму. В итоге в процессе реформ в качестве руководящей идеологии, наряду с марксизмом-ленинизмом и идеями Мао Цзэдуна, утвердилась и «теория Дэн Сяопина» как их дальнейшее развитие. Теория Дэн Сяопина стала «марксизмом современного Китая», или «соединением марксизма с практикой сегодняшнего Китая и спецификой эпохи».Под руководством Ден Сяопина, китайская экономическая реформа достигла больших успехов (сяо кан), одновременно появилось много социальных проблем разрыв между богатыми и бедными, повышение преступности (экономические преступления и прежде всего коррупция в государственном и партийном аппарате; создание " честного и неподкупного" административного аппарата постоянно фигурирует в социологических исследованиях на 2-3-м месте в перечне беспокоящих население КИТАЯ проблем); инфляция: за годы реформ Китай пережил несколько периодов (19791980, 1985, 1988-1989, 1993-1995гт) ощутимого роста цен, болезненно воспринимаемого населением; взяточничество и.т.д. Но нельзя отказать Ден Сяопину в качестве генерального архитектора современных достижений Китая.Мысли, высказанные Дэн Сяопином еще в конце 20 века, его заветы актуальны и взяты на вооружение нынешним китайским руководством.

Идея тройного представительства

Впервые наиболее полно и четко данный термин был сформулирован в речи председателя Цзян Цзэминя на торже-ственном собрании по случаю 80-й годовщины со дня создания КПК 1 июля 2001 г. Концепция «трех представительств».Итак, во-первых, «партия должна постоянно представлять требования развития передовых производительных сил Китая (политика и работа партии на всех направлениях должны отвечать требованиям закона развития общественных производительных сил) «...Партия должна всегда представлять прогрессивное направление передовой китайской культуры... ее теория, линия, программа, курс, установки и все участки работы должны всемерно выражать требования развития национальной, научной и массовой социалистической культуры, обращенной лицом к модернизации, миру и будущему, содействовать не-прерывному повышению идейно-нравственных качеств и на-учно-культурного уровня всей нации, придавать духовную движущую силу и оказывать интеллектуальную поддержку экономическому развитию и социальному прогрессу страны» 18.
«...Партия должна постоянно представлять коренные ин-тересы самых широких слоев китайского народа, ее теория, линия, программа, курс и политика и все участки работы дол-жны иметь своей исходной и конечной точкой коренные интересы народа, полностью выявлять активность, инициативу и творческие возможности народных масс, на основе непрерывного развития и прогресса общества постоянно обеспечивать им выгоды в экономическом, политическом и культурном плане19.
Обобщая вышесказанное, Цзян Цзэминь в докладе при открытии XVI съезда КПК вполне обоснованно заявил: «Таковы неизбежные требования сохранения и развития социализма, таков тот неизбежный вывод, который вытекает из нелегких поисков и великой практики всей партии» Суть её заключается в том, что правящая партия должна постоянно представлять «требования развития передовых производительных сил Китая, прогрессивное направление китайской передовой культуры, коренные интересы самых широких слоёв китайского народа».

 

Концепции научного развития

Позднее, на ХVII съезде КПК, руководители партии ныне действующего четвёртого поколения политиков под влиянием новых требований жизни и современной эпохи дополнили сложившуюся теоретическую систему социализма с китайской спецификой «научной концепцией развития». «Научную концепцию развития» нынешнее руководство страны считает «важной стратегической идеей» ХХI века, которая будет определять развитие страны на длительную перспективу. Эта идея делает упор на развитие науки, инноваций, на всестороннее развитие и активность человеческой личности, без чего невозможно вхождение в постиндустриальную эпоху. Она говорит о создании в перспективе общества социальной гармонии, показывая тем самым цель преобразований и способ разрешения противоречий, накопившихся за время строительства социализма. Выступая с речью, У Банго (член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК - председатель Постоянного комитета ВСНП) призвал придерживаться политики реформ и открытости. В этом плане председатель ПК ВСНП потребовал повышенного внимания к решению глубоко укоренившихся противоречий и вопросов, сказывающихся на социально-экономическом развитии, принятию научных решений и мер консультативного и координационного характера в области реформы, чтобы придать мощный стимул и предоставить системные гарантии для развития социализма с китайской спецификой. У Банго далее призвал к содействию научному развитию, которое рассматривается как основное требование развития социализма с китайской спецификой и основной путь к реализации благоприятного и быстрого социально-экономического развития. Он подчеркнул необходимость крепко ухватиться за экономическое строительство, ускоренными темпами изменить способ экономического развития, сделать акцент на повышение способности к самостоятельной инновации, совершенствование системы макрорегулирования и усиление энергосбережения и охраны экологической среды, чтобы заложить крепкую материальную основу для развития социализма с китайской спецификой.
Председатель ПК ВСНП призвал также к стимулированию общественной гармании, которая существенно важна для 2008 года, когда в стране отмечают 30-ю годовщину реформ и открытости, а также проведут Олимпиаду и Паралимпиаду. В этом направлении У Банго потребовал усиления работы низовых организаций, надлежащего рассмотрения противоречий внутри народа и посильного обеспечения и улучшения жизни населения

 

Политика реформ и открытости

— программа экономических реформ, предпринятых в КНР, нацеленных на создание так называемого социализма с китайской спецификой, или социалистической рыночной экономики и открытость внешнему миру. Реформы были начаты в 1978 по инициативе крыла прагматиков в Коммунистической партии Китая (КПК), которое возглавлял Дэн Сяопин, и продолжаются по сей день.Китайские экономические реформы состояли из нескольких этапов. В основном, они не были частью какого-либо стратегического плана, а являлись немедленным ответом на насущные проблемы («Переходя реку, ощупываем камни» — Дэн Сяопин). Иногда, например, закрывая государственные предприятия, правительство было вынуждено идти на нежелательные для себя меры.На Западе экономические реформы в Китае были восприняты многими как возвращение к капитализму, однако китайское правительство утверждает, что это всего лишь форма социализма. В то же время китайское правительство не отрицает, что использует различные экономические меры, применяющиеся в капиталистических странах. Дэн Сяопин объяснял это противоречие своей знаменитой фразой: «Неважно, какого цвета кошка — главное, чтобы она ловила мышей. Частности: Первая часть китайской экономической реформы затронула учреждение системы семейных подрядов в сельском хозяйстве. Сама земля вне городов была объявлена собственностью «коллектива сельских жителей». Таким образом, сохранение коллективной соВ большинстве других секторов экономики роль правительства была сокращена, руководителям было дано больше управленческих полномочий, предприятия подстрекались к доходному производству, увеличилась роль частного сектора, экспериментирование с новыми формами владения начались и в государственном секторе. Давление на внешнюю торговлю было ослаблено, а объединения предприятий с иностранными фирмами официально поощрялись как первоисточники новых технологий и дефицитной иностранной валюты. С увеличением доходов, стимулов, заметного роста в сфере услуг и рассвета в промышленном секторе Китайская Народная Республика начала проявлять некоторые характерные черты общества потребления. Во внешней политике была внедрена «политика открытых дверей», согласно которой КНР разрешила международную торговлю и прямые иностранные инвестиции. Данные инициативы немедленно увеличили уровень жизни большинства китайского населения и позже позволили поддержать более сложные реформы. Важнейшее отличие, несмотря на идущие перемены, состояло в том, что китайская экономика была организована как социалистическая система, управляющаяся центральным планированием. Некую искренность капитализму придавала форма частной собственности в производственных фондах. Сельскохозяйственные угодья сдавались в аренду фермерским семьям, но формально находились под владением деревень, городков, посёлков — групповых единиц, сменивших коммуны. Переход на рыночные рельсы в начале 1990-х породило две главные проблемы. Во-первых, конец центральному планированию требовал создания механизмов установления финансовой политики, банковской системы и рынков капитала. На протяжении всех 1990-х проделывалась работа, чтобы установить эти системы в действие. Другая проблема порождалась государственными предприятиями (ГП). При системе замороженных цен, цены доходов и расходов государственных предприятий были фиксированы, позволяя им использовать разницу для финансирования социального обеспечения. Когда же доходы и расходы начали исчисляться по рыночным ценам, большинство ГП стали крайне невыгодными по двум причинам: они были в ответе за социальное обеспечение работников и выпускали товары, которые никто не хотел покупать. Со временем это было решено путём банковских кредитов, но это породило массивное количество невыплат по долгам. В конце 1990-х и начале 2000-х эта проблема была устранена путём закрытия невыгодных государственных фабрик и развитием систем социального страхования.

Тайваньский вопрос

В 1949 г. после победы китайской коммунистической революции туда бегут остатки свергнутого гоминьдановского режима. Пользуясь покровительством Белого дома, гоминьдановцы понемногу расправляют плечи. Они подтверждают свои претензии на весь Китай: «Никаких контактов, никаких переговоров, никаких компромиссов».

В конце концов в 1979 г. и Белый дом вынужден был приостановить дипломатические отношения с Китайской Республикой и направить своего посла в КНР. Позиции гоминьдановцев основательно пошатнулись. Дипломатические отношения с Тайванем сохранили лишь два десятка государств, в основном мелкие, режим лишился прежнего статуса во всех авторитетных международных организациях.

В конце 70-х годов руководство КНР решило сделать акцент на мирном разрешении разногласий с гоминьданом. Компартия предложила возобновить сотрудничество, на этот раз в целях объединения китайской нации. В качестве основы объединения Пекин выдвинул принцип «одно государство с двумя социально-экономическими системами». Тайбэю сделаны конкретные и весьма заманчивые предложения: по меньшей мере в течении 50 лет после воссоединения капитализм и нынешний политический строй на острове сохранятся. Тайбэй на щедрые предложения, однако, не реагировал. Правда, и в гоминьдановских позициях произошла определенная эволюция. На их смену пришли три принципа объединения: национализм, демократия и экономическое процветание. Тайваньские фирмы получили возможность торговать с материком через Гонконг и Сингапур. В 90-х годах движение за провозглашение Тайваня самостоятельным и независимым государством набирало обороты. Уравнение статуса двух государств – необходимый шаг в правильном направлении. В марте 2000 г. ситуация на Тайване и вокруг него резко изменилась: президентом мятежного острова был избран лидер оппозиционной Демократической прогрессивной партии (ДПП) Чэнь Шуйбянь. Более чем пятидесятилетнее безраздельное правление гоминьдановцев на острове закончилось.

ДПП во многом отличается от гоминьдана, но главное - эта партия с момента своего основания в 1986 г. открыто выступала за учреждение суверенной Республики Тайвань. После прихода к власти Чэнь Шуйбянь продолжает демонстрировать гибкость в отношении КНР. Он заявляет о своей готовности обсуждать принцип «одного Китая» с Пекином, о том, что объединение с материком возможно в качестве «альтернативного варианта» в форме конфедерации. Чэнь обещает не провозглашать независимость Тайваня, не отказываться от его названия Китайская Республика, не включать в конституцию тезис о межгосударственном характере отношений с материком, не проводить референдумов по вопросу объединения и независимости и т.п. В ответ тайваньский руководитель требует лишь одного – чтобы КНР воздерживалась от применения силы против острова. Новые тайваньские власти энергично поощряют различные контакты с материковым Китаем, призывают Пекин сесть за стол переговоров о прямой торговле.

Чем дальше КНР станет мириться с их маневрами, с отсрочкой воссоединения, тем труднее будет заставить тайваньцев вернуться в «лоно Родины»:

во-первых, потому что каждое новое поколение тайваньцев испытывает все меньшую тягу к объединению с материком;

во-вторых, Тайвань постепенно приучит весь мир относиться к себе как к самостоятельному государственному образованию;

в-третьих, Соединенные Штаты в среднесрочной перспективе «прикроют» остров системой противоракетной обороны, и тогда Тайбэй перестанет опасаться возмездия со стороны КНР.

Сейчас тайваньская экономика испытывает значительные трудности, и власти видят выход в дальнейшем наращивании торговли с КНР и инвестиций туда. В Пекине умело пользуются появившимся рычагом, связывая перспективы торговых переговоров с четким признанием Тайбэем концепции «одного Китая».

Нарушая китайско-американские соглашения, Белый дом снабжает Тайбэй крупными партиями оружия, помогает ему в развитии собственной военной промышленности и, как уже отмечалось выше, собирается распространить на Тайвань планируемую систему ПРО. Пекин неоднократно предупреждал Вашингтон, что, если по его вине не удастся наладить мирные переговоры в Тайваньском проливе, КНР вынуждена будет прибегнуть к силе. Это касается постсоветской России, то ей в целом удалось остаться в стороне от споров вокруг Тайваня.

Внешняя политика КНР

С начала 70-х годов начинается сближение позиций КНР и США на международной арене. По итогам визита было подписано Шанхайское коммюнике, в котором стороны подчеркнули обоюдное стремление к дальнейшему продолжению диалога в различных областях.

В СССР и некоторых других социалистических странах этот шаг КНР был воспринят как дальнейшее отступление от идеалов социализма, еще один наглядный показатель «предательства» китайских лидеров. Однако Пекин продолжил свою новую линию.

В 1974г. китайским руководством была выдвинута «теория трех миров», обосновывавшая сближение КНР с США и другими западными державами тем, что якобы «американский империализм» уже не представляет для развивающихся стран такой опасности, как Советский Союз. Поэтому, по их мнению, народы всего мира должны блокироваться в борьбе именно с этим, «самым опасным», противником. Такая линия была определяющей во внешней политике КНР вплоть до конца 70-х годов.

В 1980-1981гг. в китайской политике закрепился явный крен в сторону Запада. В 1982г. в советско-китайских отношениях наметился, наконец, поворот к лучшему. Суть его заключалась в отказе от создания единого фронта против СССР, провозглашении курса на независимость и самостоятельность, невступление в альянсы с крупными державами, развитие отношений со всеми странами, включая СССР и США, на основе 5 принципов сосуществования. За период 1985-1988гг. в процессе советско-китайских отношений были достигнуты значительные результаты. В 1988г. были заключены важные соглашения о принципах создания и деятельности совместных предприятий и об установлении и развитии торгово-экономических связей между провинциями, городами КНР и союзными республиками, министерствами, ведомствами СССР.

Становление и деятельность Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и ее институтов все более привлекает внимание экспертов и наблюдателей. С точки зрения геополитики, ШОС развивается не только как экономическая, но и как военно-политическая структура.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политика самоусиления в Китае | Эталонная модель взаимодействия открытых систем




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.