Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки генезиса науки.






Наука это феномен техногенной цивилизации, но предпосылки её обнаруживаются в предыдущих эпохах.

Античность.

Два великих открытия:

ü демократическое устройство социальной жизни,

ü теоретическое мышление.

ü Возникает ценность знания.

ü Познавательное отношение к миру.

ü появляется интерес к миру как к таковому.

Средние века.

ü работа с текстом (нарабатываются фигуры логики, абстрактные механизмы, критицизм мышления, возможность выработать свою позицию по отношению к информации);

ü развивалась риторика и логика (богословские дискурсы);

ü усиливалось рефлексивное начало человеческой психики (приходя на исповедь, нужно было прежде обдумать свои поступки, проанализировать их).

Возрождение.

ü трудовая деятельность приобретает новый статус в культуре: служение Богу через труд, а не через аскезу или молитву.

ü расширение кругозора,

ü в человеке ценится креативность – способность к творчеству, без чего невозможна наука.

ü идея однородности пространства и времени.

ü Равноценность всех точек пространства и времени.

Без последних двух идей не может быть обеспечена корректная воспроизводимая процедура эксперимента.

Новое время.

ü Наука оформляется как естествознание в 17 в. в Западной Европе развивается производство => возникает интерес не только к объекту, но и к средствам преобразования его в продукт.

ü В естествознании возникает две интенции:

1) Эмпиризм – экспериментальное изучение природы.

2) Рационализм – предполагает дедуктивный подход, опору на силу и мощь человеческого разума, решение проблем умозрительным путём, не прибегая к действиям.

- Первоначально естествознание не дифференцированно и нацелено на освоение всего природного мира.

- В середине 19 в. возникает дисциплинарно организованная наука.

- Наука входит в производство, возникает одна из основных функций науки – наука как производительная сила. Появляется технознание.

- Развитие общества вызывает появление социо-гуманитарного знания, которое позволило бы преобразовать общество на разумных началах. Лидируют дисциплины экономического профиля.

На этом фоне, самая существенная причина, почему именно техногенная цивилизация, собрав воедино все предпосылки, стала средой, в которой появляется наука: смена типа производства – от ремесленной формы организации к мануфактуре и машинному производству.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.