Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмпирический и теоретический уровни научного познания






Анализ функций теории очевидным образом указывает на ее связь с фактами, практическим опытом людей. Теория создается, главным образом, для объяснения и предвидения явлений, обнаруженных в непосредственном опыте. Поэтому, созданию теорий предшествуют накопление, описание и систематизация фактов, фиксируемых посредством наблюдения, измерения и эксперимента. Эти формы научного исследования составляют обширный и относительно самостоятельный раздел любой науки и определяются как эмпирический уровень научного познания (от лат. empiria ­ опыт). Для построения теории необходима обработка эмпирических фактов их анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д. Эти процедуры позволяют уловить в фактах существенные связи, т.е. закономерности, становящиеся краеугольными камнями теории. Однако теория никогда не бывает простым обобщением эмпирического опыта.Почти всегда она включает некоторые принципы, допущения, процедуры, непосредственно из опыта не вытекаю­­­щие. Отношение между эмпирией и теорией - весьма сложная проблема, для разрешения которой нет общего алгоритма. Каждый раз она разрешается конкретно, в зависимости от того, с какой отраслью науки, какой именно эмпирией и теорией мы имеем дело.

Различие между указанными уровнями приводит к разделению труда среди научных работников: между " теоретиками " и " экспериментаторами ". Характер решаемых ими задач существенно различен, а, следовательно, различаются содержание и методы их деятельности.

Познание и знание многообразны по их источникам и разновидностям. Например, источниками познания являются индивидуальный и коллективный опыт людей, система общественной информации, научный эксперимент, Священное Писание, археологические реликвии и прочие реалии материальной и духовной культуры. Если к ним добавить оккультные способы приобретения знаний (о которых мы упоминаем здесь гипотетически) - экстрасенсизм, контакты с Космосом, астрология, магия, спиритизм и т.п. - то представления об этих источниках существенно бы расширились. Соответственно этому можно говорить и о разнообразии видов знания с точки зрения их содержания. Научное знание является одним из таких видов, а точнее сказать - уровней познания. Обычно оно сопоставляется с уровнем обыденного, опытно - житейского или непосредственно - практического познания и отличается от последнего и других видов познания по ряду признаков (критериев).

 

№21 Методы научного познания

Некоторые авторы различают понятия " методы" и " приемы" научного познания (мышления). Под приемами мышления и научного познания понимаются общелогические и общегносеологические операции, используемые человеческим мышлением во всех его сферах и на любом этапе и уровне научного познания.

К числу таких приемов следует отнести анализ и синтез, индукцию, дедукцию, аналогию, наблюдение, сравнение, абстрагирование.

Методами называются более сложные познавательные процедуры, которые включают в себя целый набор различных приемов исследования и которые фиксируют совокупности определенных правил, характеризующих порядок познавательных операций.

Методы научного познания подразделяются на три группы: специальные, общенаучные, универсальные.

Специальные методы применимы только в рамках отдельных наук. Объективной основой этих методов являются соответствующие специально - научные законы и теории. К таким методам относятся различные методы качественного анализа в химии, метод спектрального анализа в физике и химии, метод Монте Карло, метод " меченых атомов" в биологии и т.д.

Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках или, по крайней мере, во многих из них. К ним относятся методы эксперимента, моделирования, математического описания и анализа, научной индукции, восхождения от абстрактного к конкретному и другие.

Универсальные методы характеризуют человеческое познание в целом (не только научное) и применимы во всех сферах познавательной деятельности (с учетом их специфики). Их объективной основой выступают общефилософские закономерности постижения окружающего нас мира, самого человека, его мышления и процесса преобразования мира человеком. К этим методам относятся философские методы мышления, и, в частности, метод диалектики.

 

№ 22. Рост научного знания и научные революции. Наука и техника.

Развитие знания — сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы.

Термин «техника» происходит от многозначного греческого слова t? chne (умение, искусство, профессия, хитрость, средство, прием) и унаследовало от него двойной смысл. Это, во-первых, всевозможные средства, инструменты человеческой деятельности. Технические средства, будучи, веществом природы, призваны быть продолжением естественно работающих органов человека. Как развитие органов связано с их специализацией, так и развитие техники идет по пути увеличения функциональности технических средств. Во-вторых, приемы и схемы этой деятельности (техника письма, ремесла, удара и т. д.), что часто именуется «технологиями».

История техники делится на несколько этапов: первый был ознаменован господством орудий ручного труда, второй – появлением машин, третий – использованием автоматов. Современная техника – продукт науки, которая играет ведущую роль по отношению к ней, что выражено в феномене научно-технической революции.

На развитие техники существенное влияние оказывает общество, которое в соответствии с насущными потребностями человека осуществляет «заказ» на определенный технический продукт или технологию для облегчения труда, для повышения комфортности жизни, для обеспечения здоровья и безопасности людей и т. д. В свою очередь техника также влияет на общество. Так, военная техника ХХ века, связанная с развитием оружия массового уничтожения, изменила характер и формы политики. Изобретение техники радио, кино, телевидения и пр. повлияли, например, на возникновение новых видов искусства, оказали воздействие на всю культуру человечества.

Философский смысл проблемы технического развития состоит в том, чтобы определить – как сказывается научно-технический прогресс на человеческом бытии, на характере личности и общественных отношениях. В ХХ в. философы – Хосе Ортега-и-Гассет, Льюис Мэмфорд, Мартин Хайдеггер и другие – заговорили об отчуждении техники от человека: о той огромной и загадочной власти, которую техника приобрела над ее творцом, об опасности, которую несет с собой научно-техническая экспансия для окружающей среды, и об угрозе самому существованию человечества.

В настоящее время идея научно-технического прогресса как позитивного явления современности постепенно сменяется довольно критическим взглядом на деструктивную силу технической мощности человечества вне этических ограничений.

 

 

№ 23. Тема человека в философии. Философская антропология как философская дисциплина.

В первых письменных источниках Древнего Китая, в частности, в " Книге перемен" (III-II вв. до н.э.), в учении Конфуция осмысливаются специфические характеристики человека.

В Древней Индии проблема человека является исходной для всей философии.

В античности были намечены основные линии и параметры философской антропологии, человек обозначен как предмет философского осмысления и определены самые очевидные грани его существенных характеристик - природность, разумность, социальность.

В средневековой философии господствовало теоцентристское понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом.

Теоцентристские установки в учении о человеке эпохи Средневековья постепенно преодолевались в философии Возрождения. Появились деистические и пантеистические концепции сотворения мира и человека.

Однако окончательно развенчала теологическую философско-антропологическую концепцию философия Нового времени. На основе достижений науки, изменений в экономическом строе, политических интересов формируются новые, логоцентристские (разум) представления о человеке.

В XVIII-XIX вв. логоцентристская установка дополняется натуралистическими и механистическими концепциями. Наряду с сознанием большая роль отводится самосознанию.

В XIX в. начинает зарождаться противоположная натурализму концепция - социологизм. Суть его заключается в обосновании приоритета социальной стороны человеческого бытия.

Вершиной социологической трактовки человека в XIX в. стала марксистская философско-антропологическая концепция.

Рационалистической трактовке человека в середине XIX в. противостояли иррацоналистические взгляды субъективно-идеалистического толка. Вместо Логоса, разума иррационалисты в основу объяснения природы и сущности человека ставили его психику, эмоции, инстинкты, рефлексы и другие подсознательные факторы.

В качестве альтернативы позитивизму и рационализму XIX в. на рубеже двух веков появилось особое течение в человекознании, получившее название философская антропология.

К биологизаторской ветви философской антропологии можно отнести и те концепции, которые специфичность человека видят в его инстинктах.

Социологизаторские концепции основываются на тезисе о том, что человек в своей сущности представляет собой совокупность общественных отношений.

Особое место в человекознании XX в. занимает культурно-философская антропология немецкого мыслителя Э. Ротхаккера.

В основу философско-антропологического аспекта экзистенциализма положена проблема подлинного и неподлинного существования человека.

В наше время уже преодолены такие подходы к пониманию предмета философской антропологии, как " специализированное учение о причинах появления человека и его связях с животным миром", равно как и " разделение" человека на природную и общественную части. Сегодня делаются попытки соединения некоторых аспектов человекознания в единую предметную область.

Философско-антропологическими проблемами, совокупность которых составляет предмет данной системы знаний, являются: человек как субъект деятельности; деятельность как способ существования человеческой действительности; ценности человеческого бытия.

Человекознание имеет древнюю традицию, это старейшая и важнейшая проблема философии.

№ 24. Человек как особая форма бытия

Важнейшими факторами превращения животных (гоминидов) в людей были: орудийная деятельность, развитие языка, регулирование брачных отношений, возникновение первобытно-родовой общины, формирование нравственных ценностей и норм, социокультурного объединения людей на базе материального производства.

С точки зрения современных представлений язык не просто отражает и фиксирует предметы, но и участвует в порождении их смысла, их бытия как реально существующего.

Следующим важным фактором превращения предчеловека в человека явилось радикально новое отношение к проблемам половых связей.

В первобытно-родовой общине создавались условия, когда орудия труда и основные продукты потребления становились собственностью коллектива. Эту общинную организацию можно назвать первобытной коммуной.

Наличие культуры отличает человеческое общество от любого объединения животных.

С формированием мышления и языка началось становление производственных, социально-экономических отношений как особого уровня организации материи — социальной жизни.

Преобразованная человеческим трудом объективная реальность, продукты человеческого труда становятся человеческой реальностью, «миром человека», «второй природой».

Категория сущность является научной абстракцией, отражающей качественную специфику предмета, его наиболее важные, главные свойства, обусловливающие его изменения. Сущность человека выявляется в особом характере предметной деятельности, в процессе которой происходит диалектическое взаимодействие творческих сил человека с природным материалом и данной социально-экономической структурой. Реальный образ человека (его действительность) не сводится к категории сущности, так как включает в себя не только его родовую сущность, но и конкретно-историческое существование.

Категория существование обозначает наличное бытие эмпирического индивида в его повседневной жизнедеятельности.

Психологические особенности человеческого индивида определяются его биологически унаследованными свойствами. Между тем многие ученые считают, что мозг сам по себе предопределяет не те или иные способности, а лишь возможность формирования этих способностей.

Вопрос о том, как модифицируется человеческая природа в каждую историческую эпоху, нельзя решить без анализа конкретно-исторических форм его существования. Сущность человека проявляется не сама по себе, а именно в системе объективных социальных координат.

Согласно экзистенциализму, человек не имеет определенной родовой сущности, он есть «сущность в себе».

Близки к экзистенциализму в этом вопросе и неопозитивисты, которые отрицают наличие общего в индивидуальном.

Современный структурализм делает акцент не на живое, конкретно-историческое существование человека, не на бытие и историю, а на структуру и отношение, не на субъект, а на формальную структуру. Человек как носитель отношений растворяется в самих отношениях.

В учении неотомистов подчеркивается важность категории «сущность». Сущность человека они усматривают в наличии бессмертной души, которая не только живет и движется в человеческом теле, но и пронизывает его, придает ему форму, создает его.

 

 

№ 25. Человек в своей жизнедеятельности

Важнейшие части взаимодействия человека с окружающей природной и социальной средой - орудия и средства производства, знаково-символические системы общения (язык), нравственные нормы и т. д.

Целеполагание есть сознательный выбор и решение на основе возможностей, заложенных в реальности. Целеполагание неразрывно связано со свободой и творчеством. Выбор цели – это творческий акт, в котором человек реализует свободу выбора между многими возможностями, с тем, чтобы одну из них претворить в действительность.

Жизнедеятельность человека протекает в различных сферах его общественного и индивидуального бытия: политической, экономической, духовной, нравственной, эстетической, интимной и т. д.

Внешние природные и социальные факторы, оказывают формирующее воздействие на человека, но не механически, а через посредство его субъективности.

Внутренний мир человека, возможности свободного выбора и самовыражения формируются не только рационально-логическим знанием, но и нерациональным (эмоционально-образным, ассоциативным, интуитивным и т. д.).

В своих взаимоотношениях с окружающими людьми («внешней средой») человек нередко оказывается перед необходимостью решения острых морально-конфликтных ситуаций. Он предстает перед дилеммой: или «выбрать себя», т. е. отстаивать свою точку зрения, убежденность в своей правоте и вступать в конфликт с ошибочным мнением и поступками других людей (и даже коллектива) или же приспособиться к мнению и действию других, раствориться в них.

В современных условиях растет социальный запрос на личность свободную, инициативную, раскованную, творческую.

Потребности человека реализуются лишь благодаря тому, что он делает их целью и программой своей деятельности.

В каждую историческую эпоху перед обществом встают определенные задачи, решение которых непосредственным образом влияет на понимание человеком смысла своей жизни.

Характерным для промышленно развитых стран последних десятилетий является то, что некоторое смягчение прежних наиболее тяжелых форм экономического отчуждения и повышение жизненного уровня населения сопровождаются (на первый взгляд это кажется парадоксальным) резким обострением духовного отчуждения, особенно среди молодежи, студенчества, некоторых слоев интеллигенции. Противоречие между технической оснащенностью, материальным достатком и отсутствием высоких идеалов в определенных условиях порождает дисгармонию духа, апатию, пессимистические умонастроения относительно смысла человеческого существования.

Человек - это животное, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития.

 

№ 26. Представления о совершенном человеке в различных культурах.

Античность:

В античности человек мыслился как часть Вселенной, как малый мир, микрокосмос. Совершенный человек, соответственно, — это тот, кто постиг веления Судьбы и кто живет по закону Мирового Разума, управляющего жизнью природы, общества, индивида.

Христианство:

Особую роль в данной религиозной традиции отводят не столько человеческому разуму, поврежденному грехопадениям, сколько Откровению Бога. Согласно Библии, человек — это прах и пепел, глина, которая оживлена Божьим дыханием. Таким образом, человек полностью зависит от Бога, единственного подателя жизни во Вселенной. Однако первый человек, Адам, нарушив Божий закон любви, отделил себя от Жизни. Для того чтобы вернуть людям утраченное положение, Бог наказание за совершенное преступление перенес на Себя. Сын Божий (Второе Лицо Троицы, Бог-Слово) в определенное время стал человеком. Одним из самых тяжелых искушений для Него было, пожалуй, смирение. Но, там, где первый Адам пал, второй Адам победил: Бог-Сын подавил стремления плотского «Я» помыкать другими, жить для себя. Иисус, находясь в грешном теле, полностью исполнил волю Отца, искупив своей смертью человеческий род от наказания. Своей жизнью и смертью Христос явил характер Божьей любви. Следуя за Христом, человек распинает силой Божией свои грехи, тем самым освобождаясь от власти беззакония и смерти. Бог наделяет человека самобытностью, способностью к творчеству, истинным знанием о духовном мире, способностью любить. Таким образом, благодаря Христу человек становится личностью, богом.

Новое время: В Новое время с ослаблением античного и средневекового чувства греховности появилось представление о могуществе человека и божественной силе его интеллекта, посредством которого он может господствовать над природой. Человеческому разуму были предписаны все способности Логоса, Бога: постигать истину, целеполагать, системосозидать, упорядочивать хаос эмпирического бытия, конституировать мир явлений и т.д. Наряду с возвеличиванием человека и его разума происходит обожествление природы и культуры. Совершенный человек эпохи Нового времени — это гений, разгадывающий тайны бытия, строящий собственную жизнь. В качестве образца совершенного человека этой эпохи может быть приведен Фауст Гете и сам творец одноименного произведения, в личности которого тесно переплелись поэтическое творчество, научные изыскания и философско-мировоззренческие поиски.

ХХ век: Научное миропонимание включает в себя объяснение Вселенной и человека путем использования эмпирических наблюдений и общих логических операций для построения теоретической модели мира в целом на основе принципа натурализма. Ориентация на последний привела к крушению антропоцентризма. Согласно естественнонаучному направлению, мир сам по себе не имеет разумности и цели, нравственное существование человека в нем возможно лишь на основе мыслящего самосознания, призванного во мгле бытия «собою заменять свет звезд». Человек, вынужденный искать опору лишь в себе, теряет ориентацию и единство самопонимания (Х. Ортега-и-Гассет, Э. Кассирер, М. Шелер и др.). Так, в экзистенциализме А. Камю преодоление абсурда является важнейшей задачей человека. Ведь мы движемся к небытию, но в то же время надо выдержать, выстоять в напряженном соотношении между нашей любовью к жизни и неизбежностью смерти. Поэтому для части наших современников образом совершенного человека является образ древнегреческого героя Сизифа, упорно совершающего свой бессмысленный труд. Перефразируя Тертуллиана, можно так выразить лозунг атеистического экзистенциализма: «Живу, ибо абсурдно».

 

№ 27. Понятие свободы. Свобода и необходимость. Свобода воли и свобода выбора.

Свобода – это возможность (способность) человека выбирать характер деятельности и добиваться успеха в достижении поставленной цели в соответствии с его потребностями, интересами и объективными условиями, обстоятельствами его жизни, то есть в соответствии с объективной необходимостью. По сути, свобода – это противоречивое единство субъективно-объективных отношений. В субъективном аспекте она включает в себя следующие виды деятельности человека:

1) Осознание своих желаний

2) Знание объективных условий, обстоятельств, тех требований, которые предъявляет общество к человеку

3) Самоанализ, то есть понимание личных, физических, интеллектуальных, волевых возможностей, например, идеологических принципов.

4) Сопоставление, соизмерение указываемых выше компонентов.

5) Решение, выбор, принятие на себя ответственности.

6) Деятельность, мобилизация воли по достижению поставленной цели.

Свобода может выступать как негативная «свобода от», и позитивная – «свобода для». Человек должен быть свободен от – от силы обстоятельств, порабощающих его, от изживающих себя устаревших обычаев, традиций. Но наиболее полную свободу характеризует «свобода для», эта ее сторона отражает возможности человека.

Человек, делая выбор, сознательно принимает на себя обязанность нести за содеянное ответственность (мера свободы, она регулирует границы, масштабы деятельности). Мера ответственности зависит от многих обстоятельств:

1) Насколько точно определены границы дозволенной деятельности;

2) Чем масштабнее деятельность, тем выше ответственность;

3) Она тем выше, чем больше возможностей выбора;

4) От ее объекта.

Экзистенциализм: В возможности выбирать, делать выбор выражается свобода человека, она сохраняется в любой обстановке. Тайна человеческого поведения состоит в его абсолютной необусловленности, спонтанности, индетерминизме. Но если человек поступает свободно, если существует свобода воли, выбора и средств их осуществления, значит, он в ответе и за последствия своих действий.

Свобода решать, свобода и мораль – другая грань свободы.

Нравственная свобода – способность личности к сознательному установлению гармонического соответствия между личными и общественными интересами при определении поведения, нахождении оптимального соотношения требований общества и собственных побуждений.

Свобода действовать. Свобода не может быть лишь субъективным осознанием необходимости, внутренним переживанием, волевым и нравственным феноменом. Она должна объективироваться, найти реальное выражение в практическом действии, поступке, она по своей природе деятельна. Свобода в конечном итоге выступает как акт поведения индивидуума. Область свободы тождественна со всей сферой практической жизнедеятельности человека.

 

№ 28. Предмет и основные понятия социальной философии.

Социальное познание - познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей.

Основная задача социального типа знания - анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, с необходимостью повторяющихся явлений.

Процесс социального познания осуществляется на двух уровнях: - обыденно-практическом и научно-теоретическом.

Эмпирическим называется тот этап познавательного процесса, на котором познающий субъект непосредственно соприкасается с объектом познания: исследователь описывает изучаемый процесс, классифицирует, строит умозаключения по аналогии, наблюдает, проводит тестирование, анкетирование, отбирает необходимые источники (архивные документы, статистические материалы и т. п.).

Теоретический этап научного исследования направлен на обнаружение в объекте устойчивых и повторяющихся связей, открытие законов и закономерностей его функционирования и развития. В процессе теоретического исследования ученый, используя имеющийся эмпирический материал, получает новые знания о мире, проникает в сущность явления.

Функции социальной философии:

1) гносеологическая функция (исследование и объяснение наиболее общих закономерностей и тенденций развития общества в целом, а также общественных процессов на уровне больших социальных групп);

2) методологическая функция (социальная философия выступает как общее учение о методах познания социальных явлений, наиболее общих подходах к их изучению);

3) интеграция и синтез социального знания (установление всеобщих связей социального бытия);

4) прогностическая функция социальной философии (создание гипотез об общих тенденциях развития социальной жизни и человека);

5) мировоззренческая функция (в отличие от других исторических форм мировоззрения - мифологии и религии - социальная философия связана с понятийным, абстрактно-теоретическим объяснением социального мира);

6) аксиологическая или ценностная функция (любая социально-философская концепция содержит в себе оценку исследуемого объекта;

7) социальная функция (в наиболее широком смысле со- циальная философия призвана выполнять двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению);

8) гуманитарная функция (социальная философия должна способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивной цели жизни).

Функции социальной философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их в свое содержание. Таким образом, очевидно, что социально-философское исследование общественных процессов будет тем более успешным, чем с большей тщательностью будет обращено внимание на каждую из функций философии.

Основная задача социальной философии состоит в том, чтобы раскрыть сущность общества, охарактеризовать его как часть мира, отличающуюся от иных его частей, но связанную с ними в единый мировой универсум.

Социальная философия выступает как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования.

Социальная философия выступает и как методология для других общественных наук.

 

 

№ 29. Основные сферы жизнедеятельности общества.

1) экономическая

2) политическая

3) религиозная (она же духовная)

4) социальная.

Общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей. Складывающиеся в процессе совместной деятельности многообразные иерархически выстроенные отношения между людьми и составляют структуру общества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.