Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г л а в а III






СОЗНАНИЕ

 

1. Проблема сознания в философии. Душа, дух, сознание.

2. Естественные предпосылки сознания. Отражение, информация, психика. Источники сознания.

3. Психика человека: сознание и бессознательное и их содержание.

4. Социальная обусловленность сознания. Сознание и язык.

5. Проблема идеального. Естественный и искусственный интеллект.

 

1. Проблема сознания является одной из самых трудных в философии. Описать сознание, а тем более определить его природу, сущность очень трудно, поскольку оно не существует как какая-то вещь. Но все, что воспринимается человеком как данность, обязано этим его сознанию. В нем человеку открывается бытие: окружающий мир и он сам. Сознание присутствует в каждом акте восприятия, переживания, понимания чего-либо, оно мгновенно приводит в порядок все, что человек почувствовал, пережил, вспомнил и для себя открыл. Сознание внутри человека образует своего рода живое, быстро меняющееся единое “поле” ощущений, мыслей, настроений, переживаний и воспоминаний, которое обычно не замкнуто на себя и открыто для внешнего мира.

Сознание чрезвычайно многопланово, и поэтому оно является предметом изучения различных наук: психологии, психиатрии, психофизиологии, социологии, юриспруденции, кибернетики, информатики и др. Философия выделяет и исследует целый ряд аспектов проблемы сознания: 1) отношение сознания и материи, субъективного и объективного; 2) содержание и сущность сознания; 3) происхождение сознания; 4) источники и детерминанты сознания; 5) эволюцию сознания; 6) взаимоотношения сознания и бессознательного; 7) проблему идеального; 8) связь сознания и языка; 9) взаимоотношения индивидуального и общественного сознания; 10) проблему искусственного интеллекта и др.

Философские концепции сознания служили и служат мировоззренческой и методологической основой для разнообразных наук, изучающих сознание.

В истории философии и науки проблема сознания была ареной борьбы между материалистическими и идеалистическими, научными и религиозными представлениями и теориями. Богословы всегда видели в сознании “искру” божественного духа, которая вспыхивает и горит в человеке благодаря богу. Идеалисты рассматривали сознание как изначально самостоятельную творческую сущность, лежащую в основе бытия. Материалисты же стремились вывести сознание, дух из материи, порой оценивая их как “высший цвет” материи (Ф.Энгельс).

Понятия сознания, мышления, идеального сформировались не сразу, и философы, начиная с древних времен, использовали понятия д у ш и и д у х а. Душа рассматривалась как бестелесное активно-организующее начало, обитающее в теле человека, животного, растения (допускалось и то, что душа есть у неживых предметов, например у минералов). Душа определяет жизнедеятельность человека, покидает на время его тело во сне, и навсегда — при его смерти. Под душой практически понимали то, что впоследствии было названо психикой (душа на греческом языке именуется “псюхе”). Дух и душа сначала не различались, но затем, в отличие от души, которая противопоставлялась телу, дух стал противопоставляться природе как некое высшее бестелесное начало, витающее над природой и выражающее суть разумной жизни. Стало складываться представление о том, что душа выражает индивидуальную сторону внутренней жизни какого-то существа, а дух — ее надындивидуальную, общую и наиболее совершенную сторону, характерную для данного ряда существ (дух как разумность и нравственность человеческого существа, дух народа и т.д.).

Первоначально душа и дух не рассматривались как сущности, полностью лишенные материальности, им приписывался характер очень тонкой, прозрачной и разряженной материи. Не случайно их связывали с вдыхаемым человеком воздухом. В древнегреческой натурфилософии использовалось понятие пневмы, отождествляемой с духом, которое означало: дуновение, вдыхаемый воздух, дыхание. Но уже у Платона было намечено резкое противопоставление мира идей миру вещей, бессмертной нематериальной души смертному телу. Разведение духовного и материального было связано с углублением понимания сущностного различия в самом способе их существования. Неоплатоник Плотин разработал представления о трех уровнях духовной жизни человека. Высший уровень — это труднодостижимое состояние неописуемого блаженства, радости, любви, когда человек испытывает чувство своего слияния с божеством. Второй уровень — это привычное состояние души человека в его повседневной текущей жизни и третий, низший уровень — это скрытая, бессознательная духовная жизнь. В средние века эти представления были использованы в выделении двух типов духовного опыта человека: чувственно-рационального, построенного на накоплении знаний о посюстороннем мире, и религиозно-мистического, исходящего из интуитивного озарения человека, находящегося в религиозно-молитвенном состоянии и якобы вступающего в контакт с потусторонним миром. Именно тогда к европейцам пришло понимание важности самой способности человека концентрировать свое внимание на внутреннем духовном мире и необходимость его развития.

Понятия сознания, мышления, идеального в основном сформировались в русле развития европейского рационализма и в своем установившемся значении вошли в обиход философского языка уже в Новое время. Можно отметить выдающуюся роль Декарта, Канта, Гегеля, Маркса в разработке и углублении этих понятий.

Сознание — это прежде всего осознаваемое бытие. Иметь сознание для человека — это значит с имеющимся знанием относиться к миру и самому себе. Декарт четко сформулировал тезис о том, что сознания не существует без самосознания — “Я” человека. В акте самосознания сознание знает себя, раскрывает свое содержание и структуру. С другой стороны, Декарт рассмотрел сознание как мышление, т.е. как процесс оперирования понятиями по логическим правилам и законам, процесс порождения и связывания мыслей. Отождествление сознания и мышления, конечно, сужало понятие сознания, но французскому мыслителю удалось показать творческий характер сознания. Мышление самому себе дает существование: чтобы существовала какая-то мысль о чем-то, достаточно об этом “чем-то” просто помыслить. У Декарта сознание предстало как особая самотворящая реальность, раскрывающаяся в человеке как в своем субъекте и в то же время имеющая объективное содержание и значение.

Представление о творческо-конструктивной природе сознания развил дальше Кант. Немецкий философ допустил, что сознание включает в себя не только наличные знания, но и то, что знания делает знаниями, а именно их априорный (доопытный) базис. Таковым, по мнению Канта, являются чистые формы сознания (априорные формы созерцания и рассудка), предшествующие любым другим знаниям. Например, люди воспринимают мир пространственно-временным, потому что в них изначально заложена способность воспринимать его таким. С помощью сознания как условия познания мира человек как бы конструирует мир, являющийся к нему в рамках этих форм. Иначе говоря, человек, изучая какие-то объекты, невольно вкладывает в знания о них какие-то параметры, либо принадлежащие его сознанию, либо зависящие от него. Поэтому сознание имеет всегда своего субъекта, носителя, и знание выступает как единство объективного и субъективного.

Гегель сформировал представления о том, что любые вещи созданы и существуют по правилам логического мышления и сознание носит универсальный характер. Маркс раскрыл социально-историческую обусловленность сознания.

Дать исчерпывающее определение сознания практически невозможно, и в философской литературе предлагаются разные его определения. Приведем определение сознания, данное А.Г.Спиркиным: “Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека” (12). В этом определении выделяется, что сознание это: 1) особый вид отражения действительности; 2) конструктивно-творческая деятельность; 3) построение программы действий человека и предвидение их результатов; 4) разумное регулирование и самоконтроль поведения человека.

Сознание делят: 1) на предметное сознание; 2) самосознание; 3) сознание как переживание. Это, во-первых, обусловлено тем, что сознание по своей направленности как бы имеет два вектора, один из которых направлен на предметы объективного мира, а второй — вовнутрь человека, в его субъективный мир. Во-вторых, сознание охватывает эмоциональную жизнь человека, поэтому оно выступает и как процесс переживания человеком своего бытия в мире. Об иных сторонах сущности сознания речь пойдет дальше.

 

2. Наука, не удовлетворяясь религиозными, мистическими и идеалистическими трактовками сознания, всегда искала и продолжает искать естественные, природные предпосылки сознания. В качестве важнейшей из них предлагается свойство отражения, которое является всеобщим и присуще любым материальным объектам. Материализм с древних времен настаивал на отражательном характере сознания, что, конечно проясняло его природу. Но такой подход имел и существенный недостаток: сознание представало пассивной сущностью, на задний план уходил его творческий характер.

С точки зрения современных научных представлений именно усложнение и качественное углубление свойства отражения, шедшие параллельно с усложнением материальных систем, в которых это свойство развивалось, привели в конечном итоге к появлению сознания. Что такое отражение? Это — способность одних объектов к воспроизведению в себе структур и свойств других объектов, воздействующих на первые. Отражение выступает как сторона и результат взаимодействия отображаемого и отображающего объектов. Отражение может быть контактным (след животного на земле) и дистантным (изображение на фотопленке). Уже в неживой природе отражение встречается в разнообразных формах, но здесь оно носит стихийный и нецелесообразный характер, причем главную роль играет вещественно-энергетическое воздействие объектов друг на друга.

На уровне живой природы отражение становится гораздо более сложным: здесь оно строго организовано, целесообразно и избирательно. Биологическое отражение выполняет функцию регулирования взаимоотношений живых организмов с окружающей средой. При этом на передний план выдвигается не вещественно-энергетическая сторона этих взаимоотношений, а информационная. Жизнь существует и развивается на основе вещественно-энергетического обмена со средой, но самоопределяется за счет получения, использования, накопления и передачи информации, как врожденно наследуемой, так и приобретаемой. Понятие информации играет ключевую роль в понимании биологического, в том числе и психологического отражения. Это понятие определяют по-разному (у ученых нет единой точки зрения на информацию), но в самом общем плане информацию можно охарактеризовать как передаваемую и сохраняющуюся сторону в содержании отражения и как многообразие этого содержания. Объективное значение информации выявляется только тогда, когда ее используют. Любое живое отражение имеет информационный характер.

Допсихической формой отражения является раздражимость как способность живой ткани избирательно реагировать на воздействия окружающей среды и на основе соответствующей информации вырабатывать сохраняющие себя реакции. Раздражимость представляет собой исходный акт поведения живых форм, который последним исчезает и при их смерти.

С возникновением простейших органов чувств и нервных клеток в актах поведения животных зарождаются зачатки психики в виде элементарных ощущений, открывающих путь к информационному освоению окружающей действительности. Психика дает животным возможность более гибкого и действенного приспособления к меняющимся условиям существования и перехода к активно-поисковому образу жизни. С появлением головного мозга, развитых органов чувств и средств коммуникации происходит процесс совершенствования психики животных. Одновременно развиваются и формы их видового и индивидуального поведения. На основе элементарной психики (она есть, например, у червей) зарождается более сложная перцептивная психика. Она выступает уже как целостное отражение окружающих явлений в виде восприятий и представлений, намного увеличивающих объем информации, получаемой и используемой животными. Резко увеличивается и их память. Психика в возрастающей мере обретает характер относительно самостоятельного жизненного процесса, связанного с использованием и переработкой информации и обособляющегося от вещественно-энергетических процессов, протекающих в организме животного. Головной мозг как центральное звено нервной системы оказывается главным материальным органом, обеспечивающим функционирование психики.

Автономность психики обуславливается и тем, что она является не только особым видом живого отражения, обеспечивающим программы поведения животных, но и видом самоотражения. Благодаря этому у высших животных формируется и развивается субъективная сторона их жизнедеятельности. Такое животное внутренне ощущает свое бытие, хотя у него нет выделения себя из окружающей действительности, которое есть у человека.

Поведение животных в целом носит инстинктивный характер. Инстинкт — это врожденная программа поведения животного, характерная для его вида, своего рода “информационный опыт” прошлых поколений, закрепленный в механизмах наследственности и передаваемый родителями своим детям. Благодаря инстинктам, животное совершает вполне целесообразные и как бы осмысленные действия в ситуациях, биологически существенных для жизни его рода, и удовлетворяет свои потребности. Однако опыты с высшими животными, поставленные зоопсихологами (зоопсихология — наука о психике животных), показывают, что их психика отнюдь не сводится только к инстинктам. Эти животные (особенно обезьяны, дельфины) явно обладают способностями подражания, обретения новых навыков и обучения. Они имеют и сигнальные системы связи, выражающиеся в последовательностях криков, движений, выстраиваниях пространственных фигур, мимике и жестах. Наблюдения и эксперименты продемонстрировали, что обезьяны могут решать несложные задачи, например, найти обходные пути к желаемой цели, вкусной пище, разбить камнем орех, усовершенствовать палку для доставания пищи и т.п. Было также замечено, что обучение обезьян, развитие их “умственных способностей” быстрее идет в стаде, благодаря подражанию и заимствованию опыта друг у друга.

Таким образом, можно утверждать, что высшие животные обладают элементарным интеллектом, зачатками мыслительной деятельности. А это значит, что сознание имеет свои естественные предпосылки в животном мире нашей планеты, и оно могло сложиться естественным земным путем в результате длительной эволюции предков людей без участия сверхъестественных божественных сил или при помощи разумных пришельцев из космоса.

Согласно современным научным представлениям, сознание начало формироваться у животных предков человека благодаря развитию таких видов поведения и деятельности, которые у других представителей животного мира Земли либо отсутствуют, либо остались в зачаточном состоянии. К таким видам относят, прежде всего, предметно-преобразовательную деятельность и членораздельную речь, которые придали новую качественную определенность психике наших предков и намного ее усложнили. Сознание появилось как высшая форма психического отражения действительности, существующая уже на основе надбиологических, символических и логических способов получения, переработки, хранения и передачи информации.

Сознание формировалось у предков не только в связи с их биологическими видоизменениями (у них развивались органы труда, речи, мышления — руки, гортань, мозг), но и в связи с их постепенным переходом от сугубо биологического способа бытия к социальному. Развитие сознания неразрывно было связано со становлением человеческого общества.

Теперь выделим основные источники сознания. Что детерминирует содержание сознания?

Во-первых, внешний окружающий мир, включающий в себя природные и искусственные предметы, созданные самим человеком. Эти предметы отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов, несущих в себе информацию о них.

Во-вторых, источником сознания выступает тело человека, и в первую очередь мозг — его биологический орган, состоящий из особых нервных клеток — нейронов, обеспечивающих через свое структурно-динамическое взаимодействие реализацию функций сознания. Мозг работает как сверхсложная система управления жизнедеятельностью человека, осуществляющая с помощью нейродинамического кодирования переработку и сохранения огромного количества информации, поступающей как из внешнего мира, так и из многочисленных внутренних органов человека. Здоровье имеет существенное значение для сознания, особенно в сфере его ощущений, эмоций, настроений, волевых актов. Вспомним поговорку: в здоровом теле здоровый дух. А без нормального функционирования больших полушарий головного мозга сознание человека вообще существовать не может. Открыто явление функциональной асимметрии головного мозга. Оно состоит в распределении психических функций между левым и правым полушариями, причем у разных людей доминирует либо то, либо другое. Установлено, что левое полушарие оперирует со словесно-знаковой информацией, обеспечивает чтение и счет, тогда как функция правого состоит в оперировании образами, в ориентировании в пространстве, в распознавании сложных объектов. Полушарная доминантность обусловливает существование людей с разными типами мышления и восприятия мира.

В-третьих, источником сознания является социокультурная cреда, в которую погружен каждый человек. Накопленные обществом знания, этические и эстетические установки, правовые нормы и социальные идеалы усваиваются в той или иной мере отдельным человеком и детерминируют его сознание.

В-четвертых, внутренний духовный мир человека, его собственный опыт жизни и переживаний также обусловливают его сознание.

Таким образом, источником сознания человека является как окружающая его реальность (объективная реальность), так и реальность, находящаяся внутри него (субъективная реальность). О социальных, о скрытых, тайных детерминантах сознания речь еще пойдет дальше.

 

3. Психика человека чрезвычайно сложна, и она представлена в упрощенной, схематической форме на рисунке (по М.П.Капустину).

Из него видно, что человеческая психика подразделяется на две основные сферы: сознание и бессознательное, которые неразрывно связаны между собой и взаимно проникают друг в друга. Происходит своего рода выплескивание бессознательного (подсознательного) в сознание и, с другой стороны, — осадок сознания в сферу бессознательного. Промежуточной зоной выступают ощущения, среди которых выделяются как ясные, четко осознаваемые зрительные, слуховые, болевые, приятные и др., так и смутные, находящиеся на пороге сознания и носящие скорее подсознательный характер. В осознаваемую психику человека помимо ощущений входят эмоции, чувства, мышление, вера, воля. Память как информационная база психики работает и на осознаваемом, и на бессознательном уровнях.

Эмоции — это меняющиеся состояния психики, выражающиеся в различных переживаниях, которые могут иметь для человека положительный или отрицательный характер. Радость, удовольствие, интерес — это положительные эмоции; гнев, отвращение, страх, горе — это отрицательные эмоции. Есть и эмоции, которые бывают и положительными, и отрицательными: удивление, стыд, застенчивость, вина. Общий эмоциональный фон называют еще настроением. Из комплексов различных эмоций складываются чувства. Чувства являются уже достаточно устойчивыми и ведущими образованиями эмоциональной сферы человека, и они, в свою очередь, определяют динамику и содержание эмоций. Например, из чувства любви к близкому человеку могут возникнуть тревога за него, радость при встрече, горе при разлуке и т.п. Обычно чувства подразделяют на нравственные (совесть, долг, собственное достоинство и т.д.), эстетические (прекрасное, уродливое, трагическое, комическое и т.д.) и практические, связанные с деятельностью: трудом, учебой, спортом и переживаемые в межличностных отношениях. Иногда выделяют и интеллектуальные чувства, вершиной которых рассматривается любовь к истине.

Процесс познавательной деятельности человека выражен в его мышлении, которое выступает как обобщенное и опосредованное отражение действительности. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение рассматриваются формальной логикой. Различают словесно-логическое, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Выделяют также мышление практическое (или эмпирическое) и теоретическое, логическое (аналитическое) и интуитивное (связанное с особой психической способностью человека — интуицией).

 

Вера — это психологическая и одновременно мировоззренческая установка на принятие за истину утверждения, не находящего доказательства в обыденном и научном опыте; это и решимость человека придерживаться этого утверждения вопреки всяким отрицаниям и сомнениям. Вера выступает в разнообразных формах: в виде религиозных и нерелигиозных верований и убеждений. Часто понятие веры используется и в смысле доверия к чему-либо или к кому-либо.

Воля выражает устремленность сознания к достижению определенной цели, способность человека к преодолению препятствий и к сопротивлению неблагоприятным условиям и обстоятельствам.

Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека и не контролируемых им, по крайней мере в данный момент. Бессознательное представляет собой скрытые богатые недра психической жизни человека. К бессознательному относятся прежде всего инстинкты (половой, родительский, подражательный, игровой, исследовательский и др.), которые порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые акты, попадающие затем в сферу сознания. Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, сомнамбулизм (“гуляние” во сне), состояние невменяемости и др. С другой стороны, стереотипы автоматизированного поведения (навыки, привычки, установки), зарождающиеся с помощью сознания, затем могут погружаться в сферу бессознательного. “Автоматизмы” — достаточно сложные действия человека — в результате многократного повторения обретают бессознательный, точнее, подсознательный характер: рутинные трудовые операции, навыки игры на музыкальных инструментах, езда на велосипеде и т.п. В этом отношении бессознательное уменьшает нагрузку на сознание, позволяет ему параллельно решать какие-то другие задачи.

Концепции бессознательного разрабатывались целым рядом мыслителей прошлого: Г.В.Лейбницем, А.Шопенгауэром, Э.Гартманом, И.Ф.Гербартом и др. Но впервые фундаментальную роль бессознательного в жизни человека сумел показать австрийский врач и ученый З.Фрейд (1856-1939). По мнению последнего, психика человека имеет три сферы: “Оно”, “Я” и “Сверх-Я”. Бессознательное “Оно” — это “кипящий котел инстинктов”, стремящихся к своему удовлетворению, среди которых главная роль принадлежит половому инстинкту. Бессознательное управляется либидо (лат. - влечение, желание, страсть) — могучей психической силой сексуальных влечений, исходящих из принципа наслаждения. “Я” — это сфера сознания, действующая в соответствии с принципом реальности и выполняющая роль посредника между бессознательной сферой и внешним миром. Задачей “Я” служит такое удовлетворение влияний “Оно”, которое бы не шло вразрез с требованиями социальной действительности. За соблюдением этих требований следит “Сверх-Я”, некая инстанция сознания, которая олицетворяет нормативы общества. Это своего рода моральная цензура, система фильтров и запретов, стоящая как преграда на пути неприемлемых с точки зрения существующей культуры влечений и желаний “Оно”. Эта система вытесняет подобные желания обратно в бессознательное, но те “окольными путями” пытаются все равно проникнуть в сознание. К числу таких путей относятся сновидения, грезы, психические иллюзии и ошибки, наконец, явления психической патологии, симптомы невроза. (Религию, кстати говоря, Фрейд тоже счел коллективным неврозом).

Фрейд пришел к выводу об антагонизме природного начала в человеке и культуры, поскольку последняя постоянно ограничивает реализацию природных желаний и подавляет их. Но, с другой стороны, энергия низменных желаний, не находя выхода, может переключаться на культурно приемлемые и даже возвышенные цели и объекты и плодотворно воплощаться в творческой деятельности человека. Данное переключение психической энергии получило название с у б л и м а ц и и (лат. - возвышенный).

Фрейд явно преувеличивал значение сексуальных влечений человека, но это отнюдь не снижает новаторства его концепции. Завет Фрейда состоял в требовании к человеку, чтобы тот, развивая свое самосознание, постепенно освобождался от давления стихии бессознательного.

Идеи Фрейда развил дальше швейцарский психолог и культуролог К.Г.Юнг (1875-1961), который стал утверждать, что психика человека, помимо личного бессознательного, содержит более глубинный слой коллективного бессознательного. Его главная идея состояла в том, что бессознательное не сводится к биологически детерминированным, инстинктивным слоям психики и включает сумму, своего рода осадок психического опыта всех предшествующих поколений, передаваемых по наследству. Этот врожденный коллективный психический опыт проявляется в жизни человека в виде определенных типов поведения, эмоциональных реакций, образов спонтанных фантазий и сновидений. Юнг обратил внимание на схожесть между мифологическими сюжетами древности, образами сновидений и фантазиями душевнобольных. По его мнению, эти образы-символы и образуют коллективное бессознательное. Они имеют общечеловеческий статус, поскольку устойчиво повторяются у людей разных национальностей и живущих в разные исторические времена. Данные психические структуры были названы Юнгом архетипами (греч. - первообраз). Были выделены архетипы матери-земли, героя, мудрого старца, тени и др., которые побуждают и направляют воображение человека в определенное русло. В качестве центрального архетипа, вокруг которого группируются остальные архетипы, Юнг выделяет архетип самости, выражающий целокупность всех психических феноменов. Самость есть тайная основа и сознания, и бессознательного, и их единства, определяющая неуловимый, виртуальный мир личности, притягивающий к себе все психические процессы. В итоге Юнг стал обосновывать интересный, хотя и спорный тезис о том, что все основные религиозные, моральные, философские и даже научные представления и понятия сводимы к архетипам и их можно рассматривать как варианты древних образов и идей, принявших свою современную форму благодаря деятельности сознания.

Таким образом, существует бессознательная психическая жизнь человека, скрытая от его сознания, но оказывающая на него существенное воздействие. В последние годы стали говорить еще об одном тайном источнике возникновения сознания. Речь идет о возможности существования некоего космического информационно-смыслового поля, в которое погружено сознание людей. Предполагается, что человеческий мозг связан с биосферой Земли и через нее со Вселеннойэнергетическо-информационными каналами, через которые это поле влияет на сознание. В связи с этим развиваются и гипотезы о квантово-полевых уровнях работы мозга, где противоположность психического и физиологического утрачивает всякий смысл, и где допускается возможность субстанциональности психического образа и мысли, наличия “психической материи” (А.П.Дубров, В.Н.Пушкин).

 

4. Сознание — это чудесный жизненный и творческий дар, дающий человеку возможность испытать мгновения наслаждения, вдохновения, счастья, пустить в полет свое воображение и фантазию, ощутить радость открытия новой истины. Но многие мыслители полагали, что сознание для человека — это не только благостный дар, но и тяжелый крест. Ведь через свое сознание человека знает, что он неизбежно состарится, чем-то заболеет, умрет, что он вовлечен в необратимый поток бытия, в котором очень многое случается вопреки его желаниям и воле. Сознание человекаприводит его к пониманию гнета мира, природного и социального, и оно как бы концентрирует в себе всю его боль (Э.В.Ильенков).

Проблема освобождения человека и его сознания от гнета стихийных социальных сил занимала К.Маркса, который построил свою концепцию сознания. Немецкий мыслитель показал, что духовная жизнь людей довольно жестко определяется бездушными общественно-экономическими отношениями, а их сознание всегда имеет конкретно-историческое содержание. Это обусловлено объективными требованиями определенной социально-экономической системы. Последняя может нормально функционировать и развиваться только при стабильном воспроизводстве такого массового сознания, которое соответствовало бы существу данной системы. И если меняется социально-экономическая система, то меняется и сознание людей. Маркс ввел понятие общественного бытия и общественного сознания, которые в принципе должны соответствовать друг другу. Общественное сознание — это и есть массовидное сознание, носящее общий и надличностный характер и формирующееся всей системой общественных отношений и связей. Но живет это сознание не само по себе, а через каждого представителя данного сообщества. Иначе говоря, сознание человека всегда социально обусловлено и носит общественный характер. Оно отражает общественное бытие и включено в системы его функционирования. Тем самым сознание человека зависит от его социального положения и принадлежности к определенному социальному слою, группе, занимающих свое место в способе производства и системе отношений собственности.

Маркс не вполне обоснованно (как показала общественная история XX в.) предполагал, что уничтожение отношений частной собственности откроет прямой путь к свободному развитию человека и сделает общественное развитие управляемым. В целом ему удалось достаточно глубоко раскрыть роль общественных отношений и связей в качестве предельных детерминант сознания.

Рассмотрение взаимоотношений сознания и языка наглядно демонстрирует социальную обусловленность первого. Кстати, и сам русский термин “со-знание” указывает на такую обусловленность. Сознание — это знание, приобретаемое совместно с другими, и такое знание обретается человеком именно с помощью языка. Я з ы к есть необходимое средство человеческого общения и орудие мышления. Язык выражает и передает не только мысли, но и чувства, и волеизъявление людей. Сам процесс общения происходит через речь как вид человеческой деятельности, осуществляемый посредством языка.

Обычно выделяют три функции языка: коммуникативную, когнитивную и аккумулятивную. Благодаря первой люди обмениваются информацией, и мысль одного становится достоянием другого. Вторая функция выражает предназначенность языка быть средством фиксирования, передачи и хранения социально значимой информации. Третья функция обеспечивает сохранение и накопление для потомков разнообразных знаний о произошедших событиях, о давно исчезнувших явлениях и предметах. И все эти функции служат формированию и развитию сознания людей. Человек думает помощью языка, который для его мыслей служит организующим и выражающим средством, орудием. Поэтому можно говорить об “орудийной” функции языка.

Мимико-жестикуляционные и звуковые средства, используемые высшими животными, явились биологическими предпосылками формирования человеческой членораздельной речи. Процесс ее формирования шел в неразрывной связи со становлением сознания и общественного образа жизни человека. Постепенно звуки из выражения эмоций и примитивных сигналов превратились у наших предков в слова и предложения, обозначающие предметы, события, их свойства и отношения. У разных народов естественно-историческим путем сформировались свои языки. История каждого языка неотделима от истории народа, владеющего им. Помимо естественных языков (русский. английский, татарский и др.), имеются и искусственные языки (азбука Морзе, математический язык, компьютерные языки и т.д.) специально созданные человеком для определенных целей.

Язык имеет двойственный характер: с одной стороны, он есть система некоторых знаков (звуки, буквы, складывающиеся слова), а с другой — это система определенных значений (понятия, образы), которые несут в себе знаки. Люди, оперируя языком, используют именно значения этих знаков, смысловую информацию, содержащуюся в языке. Эта информация образует идеальную сторону языка.

 

5. Проблема идеального является одной из самых дискуссионных в современной философии. Идеальное есть важнейшее свойство (признак, проявление) сознания, связанное как с его социокультурными, так и логико-гносеологическими аспектами. Следуя философской традиции (Платон), можно сказать просто: идеальное — это то, что существует как чистая идея или нечто возвышенное, образцовое, совершенное, т.е. идеал. Но такое определение никак не раскрывает способа существования идеального, а последнее и представляет собой сложную философскую проблему.

Где и как существует идеальное? В решении этой проблемы можно условно выделить два основных подхода: социокультурный (Э.В.Ильенков) и психолого-гносеологический (Д.И.Дубровский). Согласно первому подходу, идеальное есть аспект культуры, ее определенность, измерение. Идеальное существует объективно в лоне культуры (в природе его нет) как смыслы и назначения предметов, создаваемых человеком и используемых им в своей жизнедеятельности. К идеальному относятся не только схемы разнообразных видов деятельности, но и правовые и нравственные нормы, формы организации общественной и государственно-политической жизни, правила логики и т.д. Человек обретает идеальное как план своей жизнедеятельности только при своем приобщении к общественной жизни и миру культуры. Таким образом, идеальное есть характеристика не столько индивидуального, сколько общественного сознания. Оно независимо от мозга и его состояний.

С позиции второго подхода идеальное нельзя рассматривать как надличностную сущность, оторванную от деятельности человеческого мозга. Идеальное не существует само по себе, оно неразрывно связано с процессами, протекающими в человеческом мозге. Идеальное — это психическое явление, существующее в сознательных состояниях отдельных людей. Оно исключительно субъективно и пребывает только в голове человека, хотя и обусловлено включенностью последнего в общественную жизнь и мир культурных ценностей, несущих в себе информационные “следы” идеального, но не само идеальное (книги, технические устройства, произведения искусства и т.д.). Благодаря идеальности своего сознания человек способен иметь информацию в “чистом” виде, отделенную от своего носителя, и оперировать ею в своем мозге. Короче говоря, идеальное — это любое знание, существующее только в форме субъективной реальности и характеризующее сознание отдельного человека.

Важнейший аспект идеального — это его проективная сущность, нацеленная в будущее. Маркс в свое время отмечал, что самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове, т.е. в идеальной форме. Человек что-то сначала продумывает и придумывает в своих мыслях, а потом уже это воплощает в жизнь. Приведем определение идеального, предлагаемое П.В.Алексеевым и А.В.Паниным: “Идеальное — это гносеологические образы (образы будущих предметов или ситуаций, программы, модели) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, справедливость, красота и т.п.), которые надлежат реализации в деятельности человека”.

Сознание — это естественный интеллект, то есть разум, сформировавшийся у человека естественно-историческим путем. Но возможно ли смоделировать разум, создать его искусственно? В XX в. с связи с развитием кибернетики, появлением компьютерной техники и роботов во весь голос заговорили об искусственном интеллекте. Попытки использования технических устройств для моделирования отдельных процессов мышления предпринимались давно. Можно вспомнить логические машины Р.Луллия и С.Джевонса, счетные машины Б.Паскаля и Г.Лейбница, первый программируемый автомат-вычислитель Ч.Бэббеджа, созданный в XIX в. Однако только в нынешнем веке, благодаря усилиям таких “отцов” кибернетики, информатики и ЭВМ, как А.Тьюринг, Н.Винер, К.Шеннон, У.Эшби, Дж.фон Нейман и др., проблема искусственного интеллекта (ИИ) действительно встала на повестку дня. (Можно также отметить работы наших ученых А.Н.Колмогорова, Н.М.Амосова, В.М.Глушкова, А.А.Ляпунова и др.). Возникли интересные и волнующие вопросы: А может ли машина мыслить? Можно ли создать искусственный разум, превосходящий человеческий? И не заменят ли в будущем умные машины человека?

В 60-е — 70-е гг. вокруг подобных вопросов прошла оживленная дискуссия, которая постепенно поутихла, что было обусловлено осознанием чрезвычайной сложности задачи создания искусственного разума, подобного человеческому. В то же время были достигнуты большие успехи в области ИИ: созданы такие компьютерные системы, которые способны не только быстро считать и решать математические задачи, но и управлять сложными технологическими процессами, распознавать чувственные образы, обучаться, переводить с одного языка на другой, играть в шахматы и даже сочинять музыку.

В исследованиях и разработках ИИ выделяются четыре направления: 1) функционально-алгоритмическое (эвристическое); 2) бионическое; 3) эволюционное; 4) лингвистическое (семиотическое). Первое направление ставит проблему алгоритмизации тех мыслительных операций и функций, с помощью которых человек творчески решает свои задачи. На основе решения этой проблемы составляются соответствующие программы, запускающие работу компьютерных систем.

Во втором направлении объектом моделирования служат структуры и процессы мозга и нервной системы человека, включая и рецепторы. Поскольку наименьшей единицей при таком моделировании оказывается отдельный нейрон (нервная клетка), то речь здесь ведется о нейроинтеллекте как сетевой информационной системе, построенной из нейроподобных технических элементов и способной к сложным поведенческим актам.

Третье направление выступает как попытка смоделировать эволюцию автоматов, запрограммированных на “выживание”. Таким автоматам, способным к движению и самостоятельному поиску необходимой энергии и информации, предоставляется возможность пройти “естественный отбор”, обретать собственный опыт стратегии ”выживания” и даже испытывать мутацию, которая характерна для эволюции биологических видов. Некоторые специалисты по ИИ полагают, что машина должна сначала обладать некоторым подобием активной жизни, чтобы затем уже обрести какие-то признаки интеллекта. В этом отношении весьма интересны недавние опыты американских ученых Б.Хасслахера и М.Тилдена с “биоморфами” — кибернетическими “существами”, напоминающими жуков, способными, несмотря на свою достаточно простую техническую организацию, демонстрировать сложные схемы поведения и “выживания”.

Наконец, четвертое направление исследований ИИ ориентировано на то, чтобы создать в машине внутреннюю модель того окружения, в котором эта машина призвана действовать. Наличие такой модели намного облегчает обучение машины, позволяет ей быстрее реагировать на внешние явления.

Однако, несмотря на все успехи, до создания ИИ, близкого к человеческому мышлению, еще очень далеко. Здесь есть принципиальный момент. Не все, что существует в сознании, может быть формализовано, выражено в определенной последовательности логических операций и передано в компьютерную программу. Это относится к эмоциям человека, его воображению, интуиции и многому другому, что есть в психике. И, следовательно, вряд ли когда-нибудь будет создан ИИ, полностью тождественный естественному. Но нет никаких оснований отрицать возможность создания в будущем такого ИИ, который превзойдет человеческий разум по многим параметрам (в скорости счета уже сейчас ИИ намного превосходит человека).

Сейчас ИИ служит усилителем естественного интеллекта, его эффективным помощником и средством самопознания (через моделирование психических процессов). Говорят о человеко-машинном интеллекте, в котором происходит взаимное усиление и расширение информационных возможностей человека и машины.

В заключение еще раз подчеркнем многогранность сущности сознания. Это — и высшая форма психического отображения действительности, и результат функциональной деятельности мозга, и продукт общественно-исторического развития, и идеальный компонент и высший регулятор человеческой жизнедеятельности.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем состоят трудности в изучении “феномена” сознания?

2. Какие аспекты проблемы сознания исследует философия?

3. В чем состоит различие понятий “душа” и “дух”?

4. Что значит — иметь сознание? Почему сознание считают и “чудесным даром” и “тяжелым крестом”?

5. В чем состоит качественное отличие биологического отражения от неживого отражения?

6. Сравните психику человека и психику высших животных.

7. Какие источники и детерминанты сознания вы можете назвать?

8. Что образует содержание сознания и бессознательного?

9. В чем состоит суть концепции бессознательного З.Фрейда и К.Г.Юнга?

10. В чем состоял подход К.Маркса к проблеме сознания?

11. Каково соотношение индивидуального и общественного сознания?

12. Какие функции выполняет язык?

13. Все ли, что есть в сознании, можно выразить с помощью языка?

14. Как вы понимаете природу идеального?

15. Можно ли создать искусственный интеллект, тождественный человеческому? Свой отрицательный или положительный ответ обоснуйте.

 

 

Л и т е р а т у р а

 

1. А л е к с е е в П.В., П а н и н А.В. Философия. Учебник для вузов. М., 1996. Гл.IX.

2. Д у б р о в с к и й Д.И. Информация, сознание, мозг. М., 1980.

3. О н же. Проблема идеального. М., 1983.

4. Д у б р о в А.П., П у ш к и н В.Н. Парапсихология и современное естествознание. М., 1990.

5. Д р е й ф у с К. Чего не могут вычислительные машины? М., 1978.

6. И в а н о в А.В. Сознание и мышление. М., 1994.

7. И л ь е н к о в Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М., 1984.

8. Мир философии. Книга для чтения. М., 1991. Ч.I, гл. 4.

9. М а м а р д а ш в и л и М.К. Сознание как философская проблема// Вопросы философии. 1990. № 10.

10. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.

11. Р а к и т о в А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.

12. С п и р к и н А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

13. Управление, информация, интеллект. М., 1976. Ч. IV.

14. Философия: Учебник для вузов. Ростовн/Д., 1995. Гл. IV.

15. Ф р е й д З. “Я” и “Оно”//Избранное. Кн.I. М., 1990.

16. Ю н г К.Г. Психология бессознательного//Собр.соч. М., 1994.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.