Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На какие три сферы делит З. Фрейд психический






аппарат личности?

 

«Бессознательный» - Оно. Это безличное местоимение кажется, особенно подходящим для выражения основного характера этой области души, ее чуждости Я. Сверх - Я, Я, и Оно – вот три царства, сферы, области, на которые можно разложить психический аппарат личности.

 

5). Дайте характеристику «бессознательному»

 

Понять Оно можно при помощи сравнения, называя его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений. Мы представляем себе, что у своего предела оно открыто соматическому, вбирая оттуда в себя инстинктивные потребности, которые находят в нем психическое выражение, но мы можем сказать, в каком субстрате. Благодаря влечениям оно наполняется энергией, но не имеет организации, не обнаруживает общей воли, а только стремление удовлетворить инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия. Для процессов Оно не существует логических законов мышления, прежде всего тезиса о противоречии. Противоположные импульсы существуют друг подле друга, не отменяя друг друга и, не удаляясь друг от друга, в лучшем случае для разрядки энергии, под давлением экономического принуждения объединяясь в компромиссные образования. В Оно нет ничего, что можно было бы отождествить с отрицанием, и мы с удивлением видим также исключение из известного философского положения, что пространство и время являются необходимыми формами наших психических актов. В Оно нет ничего, что соответствовало бы представлению о времени, никакого признания течения во времени и, что в высшей степени странно и ждет своего объяснения философами, нет никакого изменения психического процесса с течением времени. Импульсивные желания, которые никогда не переступают через Оно, а также впечатления, которые благодаря вытеснению опустились в Оно, виртуально бессмертны, спустя десятилетия они ведут себя так, словно возникли заново. Признать в них прошлое, суметь обесценить их и лишить заряда энергии можно только в том случае, если путем аналитической работы они станут осознанными, и на этом в немалой степени основывается терапевтическое действие аналитического лечения.

Оно не знакомы никакие оценки, никакое добро и зло, никакая мораль. Экономический или, если может, количественный момент, тесно связанный с принципом удовольствия, управляет всеми процессами. Все эти инстинкты, требующие выхода, находится в Оно.

Кажется даже, что энергия этих инстинктивных импульсов находится в другом состоянии, чем в иных душевных областях, она белее подвижна и способна к разрядке, потому что иначе не могли бы происходить те смещения и сгущения, которые характерны для Оно и совершенно не зависят от качества заряженного - в Я мы назвали бы это представлением.

 

6). Охарактеризуйте сферу «Я»

 

К характеристике Я приблизимся, если принять во внимание его отношение к самой внешней поверхностной части психического аппарата, которую можно обозначить как систему W-Bw. Эта система обращена к внешнему миру, она опосредует его восприятие, во время ее функционирования в ней возникает феномен осознания. Это орган чувств всего аппарата, восприимчивый, между прочим, к возбуждениям, идущим не только извне, но и из недр душевной жизни.

7). Как соотносится «Я» и «Оно»?

 

Я является той частью Оно, которая модифицировалась благодаря близости и влиянию внешнего мира, приспособлена к восприятию раздражений и защите от них, может быть сравнима с корковым слоем, которым окружен комочек живой субстанции. Отношение к внешнему миру для Я стало решающим, оно взяло на себя задачу представлять его перед Оно для блага Оно, которое в слепом стремлении к удовлетворению влечений, не считаясь с этой сверхсильной внешней властью, не смогло бы избежать уничтожения. Выполняя эту функцию, Я должно наблюдать за внешним миром, откладывая в следах своих восприятий правильный его образ, путем проверки реальностью удалять из этой картины внешнего мира все добавления, идущие от внутренних источников возбуждения. По поручению Оно Я владеет подходами к моторике, но между потребностью и действием оно делает отсрочку для мыслительной работы, во время которой использует остатки воспоминаний из опыта. Таким образом, принцип удовольствия, который неограниченно правит ходом процессов в Оно, оказывается низвергнутым с трона и заменяется принципом реальности, который обещает больше надежности и успеха.

Чем особенно отличается Я от Оно, так это стремлением к синтезу своих содержаний к обобщению и унификации своих психических процессов, которое совершенно отсутствует у Оно. Я в душевной жизни представляет здравый смысл и благоразумие, а Оно – неукротимые страсти. Я является лишь частью Оно, частью, целесообразно измененной близостью к грозящему опасностями внешнему миру. В динамическом отношении оно слабо, свою энергию заимствовало у Оно.

Привязанность к объектам исходит из инстинктивных притязаний Оно. Я сначала их регистрирует. Но, идентифицируясь с объектом, оно предлагает себя Оно вместо объекта, желая направить либидо Оно на себя. Мы уже знаем, что в процессе жизни Я принимает в себя большое число остатков бывшей привязанности к объектам. Я должно проводить в жизнь намерения Оно, оно выполняет свою задачу, изыскивая обстоятельства, при которых эти намерения могут быть осуществлены наилучшим образом. Отношение Я к Оно можно сравнить с отношением наездника к своей лошади. Лошадь дает энергию для движения, наездник обладает преимуществом определить цель и направление. Но между Я и Оно слишком часто имеет место далеко не идеальное взаимоотношение, когда наездник вынужден направить скакуна туда, куда тому вздумается.

 

8). Почему Фрейд определяет «Я» как несчастное и бедное?

 

Бедному Я очень тяжело, оно служит трем строгим властелинам, стараясь привести их притязания и требования в согласие между собой. Притязания все время расходятся, часто кажутся несовместимыми: неудивительно, что Я часто не справляется с работой. Внешний мир, Сверх - Я и Оно – три тирана. Я чувствует себя стесненным с трех сторон, ему грозят три опасности, на которые оно, будучи в стесненном положении, реагирует проявлением страха.

 

9). Как реагирует «Я» на зависимость от других сфер психики?

 

В своем стремлении посредничать между Оно и реальностью Я часто вынуждено одевать бессознательные требования Оно в свои предсознательные рационализации, затушевывать конфликты Оно с реальностью, с дипломатической неискренностью разыгрывать оглядку на реальность, даже если Оно упорствует и не сдается. С другой стороны, за ним на каждом шагу наблюдает строгое Сверх - Я, которое предписывает ему определенные нормы поведения, невзирая на трудности со стороны Оно и внешнего мира, и наказывает его в случае непослушания напряженным чувством неполноценности и сознания вины. Так Я, движимое Оно, стесненное Сверх - Я, отталкиваемое реальностью, прилагает все усилия для выполнения своей экономической задачи установления гармонии между силами и влияниями, которые действуют в нем и на него.

 

10). Что такое «Сверх – Я»? Каковы его функции?

 

Идеал Я является выражением наиболее мощных движений в наиболее важных судеб либидо в Оно. Вследствие установления Идеала Я, Я овладело комплексами и одновременно само себя подчинило Оно. В то время как Я, в основном, является представителем внешнего мира, реальности, — Сверх - Я противостоит ему как поверенный внутреннего мира, мира Оно. Если Я вынуждено признать свою слабость, в нем возникает страх, реальный страх перед внешним миром, страх совести перед Сверх – Я, невротический страх перед силой страстей в Оно.

 

11). Какова цель психоанализа?

 

Цель психоанализа – укрепить Я, сделать его более независимым от Сверх – Я, расширить поле восприятия и перестроить его организацию так, чтобы оно могло освоить новые части Оно. Там где было Оно, должно стать Я.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.