Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Большевизм представлял собой радикальное крыло социал-демократии






Большевизм представлял собой радикальное крыло социал-демократии. Ведущая роль в идеологии уделялась пролетарской революции, нацеленной на уничтожение буржуазного государства и общества. Целесообразно проанализировать социально-экономические и политические корни данного политического направления, сопоставить с идеями раннего и утопического социализма, марксизма.

При изучении политико-правовых взглядов В.И. Ленина студентам следует выделить ряд проблемных вопросов:

- классовое происхождение и природа государства;

- формирование аппарата государственной власти из лиц, господствующей социальной группы;

- назначение и роль государства, как диктатуры одного класса;

- классификация форм государства и статус Республики Советов;

- идея отмирания государства, как института.

В.И. Ленин (1870 – 1924 гг.) – выдающийся мыслитель, теоретик марксизма, он более глубоко развил идеи о надстроечной природе

государства и права, о сущности буржуазного и социалистического государства, о революционном переходе к социалистическому государству и бесклассовому обществу. К крупнейшим его произведениям относятся: «Государство и революция», «О государстве», «Великий почин», «Очередные задачи советской власти», «О диктатуре, экономике и политике в эпоху диктатуры пролетариата».

При рассмотрении взглядов В.И. Ленина, особое внимание следует уделить его научному определению государства. Целесообразно сопоставить это определение с изученными ранее. Ленин отошел от традиционной трактовки государства, как инструмента, формы управления. Опираясь на классовую теорию, он рассматривал государство как особый орган господства, особую организацию силы. Целью государства у него выступает необходимость подавления одного класса другим. При этом следует охарактеризовать функции, механизм управления государством. Чем определяется господство в обществе того или иного класса? Как взаимосвязаны между собой экономическая и политическая сферы? Возможно ли при наличии государства реализовать свободу каждому?

Важную составляющую ленинской политической концепции составляет идея постепенного отмирания государства. Студентам рекомендуется проанализировать причины, этапы и предпосылки этого процесса. На каком историческом периоде развития человеческого общества исчезает потребность в государственных институтах? Какое определение в этой связи Ленин давал коммунистической формации?

Подробнее студентам следует остановиться на вопросе о форме так называемого переходного государства или «диктатуры пролетариата». В чем состоят его плюсы и минусы? Почему установление этой формы государства в послереволюционный период Ленин считал необходимым и целесообразным? В этой связи подробнее нужно проанализировать понятие диктатуры пролетариата, как «централизованной организации силы, организации насилия для подавления сопротивления эксплуататоров и для руководства громадной массой населения…в деле налаживания социалистического хозяйства».

Интересна оценка Лениным идей парламентаризма и либерализма. Что взамен этих политических теорий предлагал Ленин? В чем состояла разница между парламентаризмом и властью Советов? Как обосновывал Ленин идею отрицания принципа разделения властей?

Концепция «революционного радикализма» была представлена в учение Л.Д. Троцкого (1879 – 1940 гг.), автора работ «Демократия и абсолютизм», «Терроризм и коммунизм», «Перманентная революция», «история русской революции». Студентам следует сопоставить взгляды В.И. Ленина и Троцкого на причины, характер и форму революции. Почему Троцкий выступал за идею «перманентной революции»? В чем сущность его теории социального переворота?

Л.Д. Троцкий выступал с нигилистическим подходом к государству и праву, развивая ленинскую концепцию. Целесообразно провести сравнительный анализ взглядов Ленина и Троцкого на отмирание государства. Что Л.Д. Троцкий вкладывал в понятие демократия? Почему он считал, что демократия также должна исчезнуть, как и государство?

Видным теоретиком политической концепции социализма являлся Николай Иванович Бухарин. Его государственно-политические взгляды наиболее полно выражены в работах «Экономика переходного периода», «Культурные задачи и борьба с бюрократизмом», «Ленин как революционный теоретик». Студентам следует ознакомиться с его пониманием государства, как особо организованной диктатуры.

Почему в его взглядах государство и диктатура выступали вещами внутренне и органически связанными?

Подробнее следует дать характеристику отдельным моделям государств: государственному капитализму, империализму, социализму, коммунизму. Как Бухарин обосновывал свою точку зрения, что только при коммунизме возможна «полная свобода личности»? В чём он видел преимущества советского типа государства? Как он разграничивал буржуазную и советскую диктатуру? Какую трактовку он давал «международному коммунизму»?

Особое внимание нужно уделить взглядам Н.И. Бухарина на принцип разделения властей, демократического управления. Почему Бухарин отрицал существование гражданского общества, общенародной воли, парламентаризма? На каких политических принципах должно функционировать новое государство коммунистического типа?

Интересна классификация революций, данная Бухариным: идеологическая, политическая, экономическая, техническая. Как они взаимосвязаны друг с другом и влияют ли на форму государства?

При подготовке к четвертому вопросу студенты должны изучить так называемую «революционную концепцию права», идеологами которой выступали М.А. Рейснер, Е.Б. Пашуканис, П.И. Стучка. Характеристику их воззрений целесообразно начать с рассмотрения понятия «правосознания революционных масс», как основного источника правотворчества в советском государстве. М.А. Рейснер трактовал правосознание с точки зрения психологической концепции права. Необходимо рассмотреть его понимание «интуитивного права», «политики права». По каким принципам развивается право? Почему оно обязательно носит классовый характер? Как он обосновывал отмирание права в период коммунизма? Интересна в этой связи характеристика Рейснера советской правовой системы, как конгломерата правосознаний различных классов, каждое из которых реализовывалось в определенном отраслевом кодексе.

Иное определение правосознания представлено в воззрениях Е.Б. Пашуканиса и П.И. Стучка. Пашуканис расценивал право не только как совокупность субъективных переживаний и идей, а как особую систему отношений, которые выбирают не сами люди, но они обязаны к ним приспосабливаться. Какое влияние на правосознание оказывают социально-экономические и политические факторы? При каких условиях право перестанет существовать?

Во взглядах П.И. Стучка нашли отражение проблемы соотношения правовых и технических норм, влияние на право принципов плановости и стихийности общественных отношений. Как он обосновывал идею постепенного перерастания права в чисто технические нормы? В чём он видел различия между законами и приказами, директивами, лозунгами? При каких условиях возможно очищение правовых норм от субъективизма и идеологического влияния?

В истории советской юриспруденции особое место занимает I Совещание по вопросам науки советского государства и права (16-19 июля 1938 г.), где под руководством А.Я. Вышинского была выдвинута теория «официального правопонимания». Студентам необходимо раскрыть сущность данного подхода, сопоставить её с взглядами П.И. Стучка, Е.Б. Пашуканиса, Л.Д. Троцкого. Какое определение права было официально закреплено на Совещании? Какие особенности советского права выделял Вышинский? В чем сущность закрепленного «узконормативного» подхода к праву?

Студентам следует учитывать, что советское право понималось не только исходя из позитивистской концепции права. Обязательно подчеркивалась её классово обусловленная роль. За право стали выдаваться и внеправовые официальные властно-приказные партийные распоряжения. Ряд современных исследователей государственно-правовых институтов считают, что в СССР 1930-х годов существовал внеюридический позитивизм. Целесообразно проанализировать данные оценки.

Понимание идеологии советского тоталитаризма 1930-х годов невозможно без рассмотрения политической концепции И.В. Сталина (1878 – 1953 гг.). Студентам целесообразно провести сравнительный анализ взглядов Ленина и Сталина на государство и право. Как они оценивали роль классовой борьбы, её рамки и границы? Их воззрения на диктатуру пролетариата как модель государственного управления? Перспективы развития социализма?

Студенты должны рассмотреть формулировку «социалистической демократии» в учение Сталина. Какое соотношение он проводил между частными и общественными интересами граждан?

Одним из крупнейших политических течений мыслителей русской эмиграции было евразийство, представителями которого являлись П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, Г.В. Флоровский, В.Н. Ильин, Л.Н. Карсавин, Н.Н. Алексеев, Г.В. Вернадский. В качестве программного документа студентам рекомендуется изучить работу «Евразийство. Опыт системного изложения» (1926 г.).

Следует уяснить, что краеугольным камнем их учения была русская социалистическая революция – понимание её роли, ценности и значения как для России и мировой цивилизации в целом. Почему они считали, что революция разорвала Россию и европейские политико-правовые традиции?

Студентам необходимо проанализировать оценки евразийцев европейских традиций и моделей государств. В чем сущность их идеи о самодостаточности и замкнутости национальных культур и систем? Почему Н.С. Трубецкой называл «романо-германский мир – злейшим врагом»? Для евразийцев была характерна особая оценка роли и статуса Российского государства, что следует проанализировать.

При рассмотрении идеальной, по мнению евразийцев, будущей системы управления необходимо раскрыть сущность следующих понятий: этатизм, национализм, антилиберализм, однопартийность. Евразийцы сформулировали оригинальное определение государства, как «народного демотического образования с единой национальной идеей», сущность которого следует охарактеризовать. Как должны были развиваться социальные отношения? Что они вкладывали в понятие «правящий слой» и «народ»?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.