Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Средневековые политико-правовые доктрины явились своеобразным синтезом наследия античного и римского мира с идеями христианства и народных воззрений варваров






Средневековые политико-правовые доктрины явились своеобразным синтезом наследия античного и римского мира с идеями христианства и народных воззрений варваров. Основой идеологии стала система схоластики и теологическое понимание мира, ориентированные на оправдание постулатов веры посредством человеческого разума. Возникновение всего, в том числе и политико-правовых институтов, связывалось с богом. Человек выступал частью микро- и макрокосмоса, с четко определенными правами и местом в общественной иерархии.

Одним из видных идеологов христианства являлся Аврелий Августин (354 - 430 гг.). Студентам необходимо познакомиться с его произведением «О граде Божьем». В чем смысл его противопоставления «града добра» и «града зла»? Что выступает источником зла на земле, и как человек может его преодолеть? Государство, политическая власть, правовые институты греховные, но необходимые для подчинения людей элементы. Следует рассмотреть его понимание государства, сущности верховной власти.

Основателем теории христианской теологии являлся доминиканский монах, ученый-богослов Фома Аквинский (1225/26-1274 гг.). Студентам рекомендуется ознакомиться с его произведениями «О правлении государей», «Сумма теологии». Так как свою политико-правовую концепцию Фома Аквинский строил, опираясь на учение Аристотеля, то целесообразно сравнить их теоретические положения. Фома Аквинский заимствовал трактовку человека, как «социального и политического существа» дополнив ее,

что для совместной жизни человеку необходима сильная власть, обладающая большим авторитетом и как бы направляющая общество.

Следовательно, государство возникло из потребностей природы и разума, по естественным причинам. Возникновение же государственно-политических и правовых институтов было аналогично процессу сотворения мира богом.

В этой связи студентам необходимо рассмотреть роль и полномочия государя в политическом сообществе, цели и методы его деятельности. Какие способы и методы управления, по мнению Фомы Аквинского, являются наиболее эффективными? Каковы границы политической власти и необходима ли ее абсолютизация?

Проблемным в учении Фомы Аквинского является вопрос о взаимоотношениях светской и духовной (папской) власти. Являясь сторонником теологической концепции, он стремился разработать теоретическую базу, поддерживающую господство церкви. Суть власти состоит в отношениях господства и подчинения, это то, что установлено богом, и должно им контролироваться посредством духовной власти. Отказ от последнего ведет к вырождению государственности, появлению тирании.

Студентам следует подробно проанализировать классификацию форм государственного устройства, данную Фомой Аквинским, и сравнить ее с взглядами Аристотеля. Необходимо обратить внимание на такие моменты: Что положено в основу его классификации форм государств? Как происходит смена этих форм? Какие виды правления выделял Фома Аквинский? Какая модель государства в его учении выступает идеальной?

Правовые воззрения он также строит на теологических основах, определяющее место в которых отведено божественной воле. При этом Фома Аквинский не ограничился только божественными рамками. В его учении нашло место и естественное, позитивное право, «вечный закон». Студентам необходимо дать характеристику этим понятиям, их источникам и содержанию, взаимосвязи и соподчиненности. Какую роль в его концепции права занимали божественные и этические постулаты?

В противовес господствующей теологической теории возникали и политико-правовые течения противоположные ей. Одним из таких являлось учение Марсилия Падуанского, направленное на защиту интересов бюргерства и идеи народоправства. В его концепции государство выступало как совершенная форма организации общества, как светский институт, развивающийся по собственным законам эволюционным путем.

Марсилий Падуанский является основоположником ряда прогрессивных идей, которые студентам следует подробно изучить: учение о народном суверенитете и законодательной власти народа; о демократическом государстве как идеальной форме устройства; о разделении функций управления внутри государства; об активном участии граждан в государственно-политической жизни. При этом необходимо учитывать, что под народом Марсилий Падуанский понимал не все население государства, а лишь лучшую, достойную ее часть.

Правовые взгляды Марсилия Падуанского содержали многие передовые мысли. Он отказался от традиционной схемы, провозгласив, что не государство базируется на праве, а право предопределяется государством. Эффективное функционирование законов зависит, по его мнению, не от божественной воли или естественного права, а обусловлено потребностями, интересами государства. Подробнее студентам следует рассмотреть воззрения Марсилия Падуанского на цели и роль права в регулировании социально-общественных и политических отношений. Какое определение он давал позитивному, естественному и божественному праву?

Примерно в XII веке в Западной Европе происходило возрождение римского права, что было связано с новым периодом развития юриспруденции. Освещая вопрос об эволюции средневековой юридической мысли, студентам необходимо выделить и охарактеризовать ряд этапов:

1) возникновение школы глоссаторов в Болонье Ирнерием, целью которой являлось изучение по первоисточникам собственно римского права. Создание обозрений, собраний разных юридических правил (Азо, Якобс, Булгаре);

2) появление школы комментаторов или постглоссаторов, основателем которой являлся Бартоло (Раймонд Луллия, Бальд). Они осуществляли толкование не самих источников римского права, а глосс. Это был первый опыт философского познания права, т.к. они разрабатывали обще-формальные юридические понятия и принципы;

3) зарождение в начале XIV в. гуманистического направления в юриспруденции с возвратом к изучению самих источников, их филологическая и историческая оценка, появление систематического изложение права (Донелл, Куяций, Дуарен).

Достаточно сложным для изучения является вопрос о политических учениях средневековых ересей. Целесообразно выделить их общие черты, а затем особенности и различия отдельных течений (бюргерских и крестьянско-плебейских). Особое внимание следует уделить вопросам: причины и формы борьбы с папской властью; отношение к политической власти, к социальному неравенству; изменение самой формы государства; источники, роль права в регулировании общественных отношений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.