Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. При изучении данной темы следует учитывать, что собственно политические и правовые учения в странах Древнего Востока находились еще в стадии зарождения






При изучении данной темы следует учитывать, что собственно политические и правовые учения в странах Древнего Востока находились еще в стадии зарождения, происходил процесс постепенной рационализации первых мифологически-правовых представлений. Понятия о мире, правопорядке еще были неотделимы от общемифологического мировоззрения, т.к. сам миф выполнял функцию обоснования существовавшего общественного устройства. Картины потусторонней жизни выступали своеобразной идеализацией жизни земной, где реализовывался один из важнейших принципов справедливости и воздаяния за грехи (таковым, например, являлся суд Осириса в древнеегипетской «Книге мертвых»). Тема борьбы добра и зла, справедливости и несправедливости характерна для мифов всех стран Древнего Востока. У древних шумеров защитником порядка выступал бог Мардук, у древних иранцев – бог Митре, у древних египтян – Осирис и богиня правосудия Маат. Мифы формировали представление о естественно-божественном происхождении земной власти (государя, жрецов) и указывали правила поведения.

Важное место в формировании начальных политико-правовых учений занимали произведения древних мудрецов и общественно государственные поучения назидательного характера. Студенты должны ознакомиться с взглядами и произведениями древнеиранского ученого Заратуштра (свод «Авеста»), древнешумерского мудреца Шуруппака, древнекитайского – Конфуция, древнеиндийского – Каутильи. Среди поучений необходимо выделить такие древнеегипетские источники, как «Речение Ипусера», «Поучение Птахотепа», «Поучение гераклеопольского царя своему сыну царю Мерикара», «Указ Хоремхеба». При их изучении следует обратить внимание на характеристику государственного устройства, на трактовку и положение царской власти, как власти божественной и прирожденной, на цели и методы правления, роль и место в обществе различных социальных групп, на источники законов и их значимость в государстве.

Правовые мысли находили свое выражение и в самом древневосточном законодательстве: примерами могут служить древнеиранский Сасанидский Судебник, древневавилонские законы Хаммурапи, древнеиндийские законы Ману. Их анализ позволяет сделать вывод об общих чертах правопонимания: идеи справедливости, принципа равенства и эквивалентности, соблюдение норм всеми, наличие ритуалов в правоотношениях. Студентам необходимо охарактеризовать данные правовые позиции, опираясь на законодательные источники.

Политико-правовая мысль в Древней Индии также развивалась под влиянием мифологических и религиозных представлений, в частности, идеологии брахманизма. Особое внимание следует уделить таким понятиям, как мировой закон (рта), дхарма, варны; роли брахманов в установлении и толковании законов, статусу царя и его «искусству управления» (данданити).

Первые светские рационалистические представления о государстве и праве нашли свое выражение в трактате Каутилья «Артхашастра» (или «Наука политики»). Студентам необходимо проанализировать его содержание, особенно выделяя сами понятия и характеристики государственного управления, методы и способы политических действий, качество политического лидера, как «идеального государя», его взаимоотношений с подданными и приближенными, условия стабильности в политической и общественной жизни стороны, роль законодательных предписаний.

В развитии политико-правовой мысли Древнего Китая следует выделить ряд течений: даосизм, конфуцианство, маоизм, легизм. Студентам предлагается ознакомиться с основными положениями каждого из этих политико-правовых направлений, выделяя общие и отличительные черты.

Основателем даосизма считается Лао-цзы, рассматривающий «дао», как естественное право, закономерность, не зависящую от бога. Оно определяет законы общества и природы. Сам же народ, подданные управляются лучше тогда, когда обладают меньшими знаниями. Они не отрицали значимость законов, но, по их мнению, законов в государстве должно быть немного и люди должны знать их. Даосизм опирался на принцип недеяния, т.е. отказа от активных действий в правовой и политической сферах.

Фундаментальная роль в политической мысли Китая принадлежит учению Конфуция (551 – 479 гг. до н.э.). Студенты должны рассмотреть сущность его патриархально-этической концепции государства, как большой семьи, порядок внутри которой регулируется нравственными правилами, почитанием старших, уважением и сохранением традиций.

Главным принципом правления должна стать добродетель, а не применение насильственных мер, или управление только на законах.

Целесообразно студентам рассмотреть отдельные этико-правовые нормы и принципы, определенные Конфуцием, правила управления, положение отдельных членов общества, типологию государств. С чем было связано отрицательное отношение Конфуция к позитивным законам? Какие методы и пути предлагал Конфуций для преодоления смуты в государстве, для борьбы с преступностью?

Основатель моизма Мо-цзы в своих взглядах отстаивал идею естественного равенства людей. Обосновывал идею договорной концепции возникновения государства. Студентам необходимо рассмотреть сущность его идеи унификации, как одного из путей достижения общественного равенства. При этом Мо-цзы выступал сторонником сохранения государственного принуждения, но за отказ от жестоких законов и наказаний. Следует также подробно осветить его теорию договорного образования государства, как единства с целью справедливости.

Представители легизма Шан Ян, Хань Фэй морально-этическим правилам управления конфуцианства противопоставляли позитивные законы, как единственные эффективные средства власти. Студентам следует проанализировать данную концепцию, сопоставить с другими школами. В чем состоят плюсы и минусы насильственной стороны законов? Кто выступает источником законов и может ли в обществе реализоваться принцип равенства перед законом?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.