Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Студенческое самоуправление как технология воспитания социально активной личности






3.7.1 Моделирование студенческого самоуправления вуза [6]

Студенчество - это наиболее активная, восприимчивая к воздействию и ориентируемая на перспективу часть российской молодежи. Можно без преувеличения считать, что будущее государства, его кадровый потенциал формируется сейчас в вузах. Организация и эффективное использование потенциала студенчества позволит не только решать проблемы становления личности молодого человека, но и направит энергию молодежи в конструктивное русло, создаст механизм включения молодого человека в систему общественных связей и его гармоничной социализации.

Активное участие студентов в управлении вузом расширяет сферу применения способностей и умений студентов, дает каждому возможность развить талант, проявить инициативу, найти дело по душе (от организаторской деятельности до участия в спортивных секциях, научно-исследовательских, объединениях, творческих группах и т.д.). Администрация получает эффективную систему обратной связи со студенчеством, а значит и гибкость в управлении вузом. При этом студенческое самоуправление представляет собой универсальный воспитательный механизм, основанный не на принуждении и внешнем давлении, а на свободном волеизъявлении и внутреннем осознании студентами необходимости целенаправленной работы по самосовершенствованию. Работая в организованном студенческом коллективе, молодой человек учится принимать решения и быть самостоятельным. Такая практика для студентов создает предпосылки гармоничного встраивания в систему социальных отношений и формирует основы делового администрирования.

Студенческое самоуправление представлено как социально-педагогическая форма развития современной высшей школы, неотъемлемая часть внутривузовского самоуправления, понимаемого как совместное участие всех членов коллектива высшего учебного заведения в решении вопросов направленных на воспитание и повышение уровня профессиональной и гражданской подготовки будущих специалистов, формирование их собственной личностной стратегии.

Расширение прав студентов и университетской автономии занимает важное место в процессе демократизации высшего образования наряду с демократизацией учебного процесса, прозрачностью финансовых потоков, децентрализацией высшего образования в целом. Поэтому при реформировании высшего образования вопросы студенческого самоуправления должны быть изучены в первую очередь.

Важной задачей при реализации функции целеполагания студенческого самоуправления является выявление и установление баланса интересов всех групп, вовлеченных в функционирование вуза. Внутри вуза выделим три основных группы, работающие со студенческим самоуправлением: администрация, профессорско-преподавательский состав и студенческий коллектив.

Модели студенческого самоуправления могут различаться в разных странах с разной степенью развития вузовской культуры, но, как правило, они предполагают либо наличие избираемого всеми студентами и наделенного широкими полномочиями Студенческого совета (Student Council), либо наличие Университетского совета (University Council), в состав которого входят представители студентов, администрации и профессорско-преподавательского состава. Так или иначе, студенты располагают реальными возможностями участвовать в принятии важных решений в жизни университета. Президент Студенческого совета может находиться в ранге заместителя ректора университета, причем он не обязан подчиняться ректору. Студенческие органы вправе требовать от администрации обеспечения прозрачности финансовых потоков, вплоть до участия в разработке бюджета университета, прозрачности и эффективности учебного процесса, корректировки учебных планов.

Организационно-педагогические формы развития студенческого самоуправления, наиболее приемлемые в современных условиях (студенческий совет, студенческий деканат, студенческое научное общество, студенческий клуб, студенческий комитет, студенческие общественные отделы кадров или общественные бюро по трудоустройству студентов, дискуссионные политические клубы студентов и т. д.).

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся модели студенческого самоуправления вузов.

Одной из общеупотребительных моделей является вариант студенческого самоуправления на базе профкома студентов. В вузе только одна организация студенческого самоуправления, все ее формы должны быть унифицированы, руководить работой организации студенческого самоуправления должны штатные сотрудники - профессионалы в области менеджмента и молодежной политики, подотчетные студентам и избираемые ими.

Самая распространенная модель - студсоветы. Они могут быть и в масштабах университета, и на факультетах, могут включать в себя другие общественные организации, могут существовать параллельно. Модель самоуправления строится на студсоветах (студсоюзах), где четко разграничены функции всех общественных студенческих организаций, входящих в выборные советы.

Иногда в вузах пытаются строить самоуправление студентов на национальных образцах местного самоуправления: двухуровневая модель студенческого самоуправления, включающая студенческие ассамблеи факультетов и Сенат студентов.

Эффективно работает модель студенческого сената, во многом копирующая руководство вуза, с большой самостоятельностью, разветвленными структурами, вбирающими в себя все молодежные организации и инициативы.

В некоторых российских вузах избираются студенческий декан и студенческий деканат, в который не входят профсоюзная и другие молодежные организации, с ними только устанавливаются связи.

Есть и модели студенческого самоуправления, построенные на базе студенческих общежитий. В других же моделях самоуправление в общежитиях (студсоветы общежитий) либо автономно, либо входит в студсоветы вузов.

Модели студенческого самоуправления стали усложняться и выходить на разные уровни. Создаются Координационные центры по организации студенческого самоуправления.

Выбор форм студенческого самоуправления зависит от уровня сформированности коллектива студентов и вуза в целом. Организационная структура студенческого самоуправления в современном вузе, базирующаяся на следующих положениях: четкой иерархии построения системы студенческого самоуправления (группа - курс - факультет - общеуниверситетские органы); выделения узловых органов координации, интеграции и управления на каждом иерархическом уровне (совет актива студентов, различные выборные общественные органы и т. п.) с оптимальным распределением задач и функций, ответственности, полномочий и прав внутри данного уровня и системы в целом; органически возникающих в студенческом самоуправлении внутренних и внешних, прямых и обратных связей по вертикали и горизонтали между конкретными группами людей, что отражает определенное соотношение централизации и децентрализации в общей системе управления.

В студенческом самоуправлении выделим тенденции общего организационного развития – модель его жизненного цикла.

1) Создание - как ответ на выявленные организацией нужды или интересы студенчества группы, факультета, актива вуза. У объединения нет четких целей, зато в наличии свобода творчества, энергия, азарт, лидерские позиции, формирование команды.

2) Рост. В это время налаживается планирование, разрабатываются новые программы, проекты, отбирается команда.

3) Развитие. Усиливается роль коллективного управления, увеличивается количество уровней управления, появляются традиции, правила.

4) Совершенствование. Вливание новых ресурсов, бурное динамичное развитие внешних и внутренних связей, появление системы мотивации, инновационных моделей.

Студенческое самоуправление, являясь элементом системы вуза, должно плавно «встроиться» в эту систему. Поэтому важную роль в организации студенческого самоуправления играет личность преподавателя высшей школы, умение педагогов строить взаимоотношения со студентами на гуманной демократической основе, их стремление передавать свой опыт самоуправления воспитанникам.

Позиция педагога по отношению к студенческому самоуправлению:

а) личностно профессиональная гражданская позиция (профессионала-преподавателя, руководителя, координатора, куратора, наставника, инструктора; члена и участника общественных объединений);

б) особая роль в создании и функционировании системы самоуправления как объекта эффективности педагогического мониторинга;

в) психолого-педагогическое сопровождение, поддержка деятельности студенческого самоуправления и взаимодействие с лицами, ответственными за ее осуществление в вузе (кураторы академических групп, руководители и сотрудники структурных подразделений вуза по работе со студентами и др.).

Таким образом, органы студенческого самоуправления существуют при поддержке администрации, являются неотъемлемой частью воспитательных планов и концепций, на создание и работу со студенческим активом ориентированы вузовские подразделения: центры, кафедры, деканаты и др., и в частности кураторы студенческих групп.

В соответствии с ориентацией на расширение сферы деятельности куратора можно говорить о системе кураторства, взаимодействующей в той или иной степени с органами студенческого самоуправления факультета и вуза.

Первый уровень направлен на адаптацию студентов 1–2 курсов к системе вузовского обучения. Виды кураторства: куратор академической группы, куратор кафедральной группы, куратор научно-исследовательской деятельности студентов, куратор студенческой практики.

Второй уровень направлен на развитие навыков самоуправления. Виды кураторства: куратор факультетской структуры самоуправления, куратор общежития, куратор по работе с молодыми семьями. Куратор общежития оказывает помощь студентам в улучшении условий жизни и быта студентов в общежитии, совместно со студенческим советом общежития организует самообслуживание в учебных корпусах и общежитиях.

Система кураторов органически вписывается в структуру внеучебной работы вуза. Она входит в содержание программно-целевого подхода к управлению воспитательным пространством. Одним из центральных направлений деятельности куратора является проектирование и формирование органов студенческого самоуправления. Важным направлением является взаимодействие с различными общественными объединениями, помощь студентов в обучении актива, в разработке и реализации совместных проектов.

Работа кураторов является составной частью воспитательного процесса вуза. Она направлена на формирование коллектива студенческого самоуправления, интеграцию его в различные сферы деятельности, на создание условий для самореализации обучающихся, максимального раскрытия их потенциальных способностей и творческих возможностей, координацию и коррекцию различных влияний на студентов с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Созданная многоступенчатая система подготовки и деятельности кураторов, в которой заложены условия для ее дальнейшей динамики, может стать основой для создания различных моделей самоуправления групп, факультетов и вуза в целом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.