Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности проведения






Преподаватель должен определить сюжет, соответствующий теме занятия, выбрать вариант занятия и спроектировать ситуацию и форму ее предъявления.

Существует три основных типа ситуаций, с которыми обычно сталкивается специалист в профессиональной деятельности.

1. Стандартная ситуация –часто повторяется при одинаковых обстоятельствах, имеет одни и те же источники, причины, может носить как положительный, так и отрицательный характер.

2. Критическая ситуация –нетипична для данной профессиональной деятельности, неожиданна, застигает врасплох, разрушает первоначальные расчеты, планы, может нанести моральный и экономический ущерб; требует немедленного вмешательства.

3. Экстремальная ситуация (или чрезвычайное происшествие) – уникальна, не имеет в прошлом аналогов, требует привлечения незапланированных материальных и человеческих ресурсов.

В практике применения метода анализа конкретной ситуации на семинаре обычно используются следующие виды конкретных ситуаций.

Ситуация-иллюстрация –демонстрация конкретного примера из практики, в котором проявляются закономерности и механизмы действий должностных лиц, типовые алгоритмы решения технических задач, эффективность использования методов, приемов руководства, обучения и воспитания. Студенту предлагается сформулировать вопрос или найти ответ на вопрос преподавателя.

Ситуация-упражнение – направлена на применение уже принятых ранее положений; осуществляется тренировка умений и навыков студентов в обработке или обнаружении конкретных данных, относящихся к исследуемой проблеме. Обычно не может быть разрешена без обращения обучающихся к специальным источникам информации, литературе, справочникам или результатам исследовательской работы. Обучающий эффект обеспечивается деятельностью всех участников семинара по ситуации. Для разрешения таких ситуаций студентам необходимо изучить справочные данные, произвести необходимые расчеты.

Ситуация-проблема – соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека или группы, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения. Заключает в себе проблемную задачу, которая реально стояла или стоит перед профессиональной практикой.

Ситуация-оценка – демонстрирует конкретные события и предъявляет принятые по ним меры. Студенту предлагается провести критический анализ принятых решений, оценить источники, механизмы, значение, следствие ситуации и принятых мер, действия должностных лиц, реакцию коллектива. Опыт из такой ситуации извлекается путем оценки.

В начале занятия преподаватель предъявляет ситуацию и организует ее обсуждение и решение.

Вопросы-задания к учебным ситуациям (независимо от их содержания):

– Как вы оцениваете то, что произошло в предложенной вам ситуации?

– Насколько она типична?

– Приходилось ли вам сталкиваться с подобными явлениями? Какие ошибки и кем допущены в данной ситуации?

– Какова причина этих ошибок?

– Какие нормы, правила, законы нарушены?

– Какими директивными документами или нормативными актами должны были руководствоваться участники данной ситуации?

– Что посоветовали бы вы участникам ситуации, если бы оказались ее свидетелями?

– Кому и как следовало поступить? Как отреагировать? Какое принять решение?

– Какие решения, действия, шаги предприняли бы вы в данных обстоятельствах, если бы оказались непосредственным участником описываемых событий?

– Обоснуйте свои действия.

Преподаватель должен определить вопросы и задания к каждой конкретной ситуации, подготовить специфические задачи, следующие из содержания темы и ситуации. В среднем задание к ситуации должно включать в себя не более пяти-семи вопросов. Практика показывает, что на семинарском занятии можно разрешить две-три такие ситуации.

При решении конкретной ситуации обучающиеся действуют, как в реальной практике: анализируя ее, используя свои опыт, применяя те способы, средства и критерии анализа, которые были усвоены в учебном процессе. При этом студенты зачастую сами обнаруживают, что некоторые точки зрения, критерии оценки и выбора решений, методы анализа, которые раньше считались ими правильными и достаточно надежными, оказываются неэффективными, а то и вовсе ошибочными.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.