Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности проведения. Преподаватель создает проблемную ситуацию, для решения которой необходимы индуктивные обобщения; организует беседу






Преподаватель создает проблемную ситуацию, для решения которой необходимы индуктивные обобщения; организует беседу, в ходе которой рядом последовательных вопросов он изобличает студента в противоречиях.

Для подобных бесед характерны две специфические черты:

1) «сократовская индукция» – построение наводящих вопросов таким образом, что, отвечая на них, студент сам постепенно убеждается в неверности и несовершенстве ранее высказанных положений,

2) «сократовская ирония» – шутливо искаженная позиция преподавателя, подчеркивающего свое мнимое незнание обсуждаемого вопроса в противовес самоуверенности обучающегося.

Задаваемые вопросы должны стимулировать у студентов стремление размышлять, доказывать и отстаивать свои позиции, свои мысли. Вопросы строятся по принципу критического отношения к догматическим утверждениям.

Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое при этом ввергается ум, побуждает мысль обучающегося к поискам истины.

Преподаватель с помощью подобранных вопросов помогает студенту найти истинный ответ и тем самым привести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию обсуждаемого предмета.

Использование «сократовского» метода в ходе семинара позволяет выявить пробелы в знаниях студентов, повышает интерес к изучаемой дисциплине, способствует активному усвоению знаний, формирует и развивает навыки самостоятельной работы и ведения дискуссии.

 

Семинар с использованием метода «мозговой атаки»

Семинар с использованием метода «мозговой атаки» – это вид семинара, в котором «мозговая атака» применяется как один из методических приемов или как самостоятельный метод его проведения.

Особенности проведения

Порядок подготовки и проведения определяются особенностями метода.

Этапы работы

участников семинара с использованием метода «мозговой атаки»

1. Формулирование проблемы, подлежащей решению, определение условий коллективной работы, объявление правил поведения участников в поиске решения, формирование рабочих групп и постановка задачи.

2. «Мозговой атаке» может предшествовать «интеллектуальная разминка» –упражнение в быстром поиске ответов на заранее подготовленные вопросы ответов и решение нетиповых задач. В процессе разминки обучающиеся освобождаются от воздействия сковывающих факторов, добиваются снятия психологических барьеров, стеснительности, боязни ошибок, а также учатся воздерживаться от критики выдвигаемых любых, пусть даже нелепых предложений.

3. Анализ выдвигаемых идей – изучение, сопоставление, оценка, отбор лучших идей экспертами.

4. Информация о результатах коллективной работы, оценка наилучших идей и их публичная защита, принятие решения.

Для работы на этапах семинара обычно вводятся следующие условия и правила:

– недопустима критика по поводу выдвигаемых идей на этапе их генерирования: мгновенная критика – враг идей, в каком бы виде она не проявлялась, в жестах, взглядах, мимике; это губит идею;

– в «мозговой атаке» все равны, нет приоритета и персонального авторства, не важно, кто сказал; важно, что сказано;

– творческий поиск направляется на генерирование оптимальной идеи для решения поставленной проблемы, уход в сторону не допускается;

– выдвигаемая идея формулируется четко и кратко;

– высказывания не должны дублировать друг друга и повторяться, но возможны и желательны комбинации, обобщение и развитие высказанных идей;

– синтез, критика, обоснование идеи проводятся в конструктивной форме – не группой, их выдвинувшей, а другой;

– выбираются рациональные идеи, но остальные не отбрасываются.

Организационные правила:

– обучающиеся разбиваются на группы: руководители, генераторы идей, аналитики идей;

– время выступления – не более 3 минут;

– все стремятся к установлению непринужденной атмосферы, благоприятной для генерирования идей.

 

Семинар с использованием метода «круглого стола»

Семинар с использованием метода «круглого стола» – это вид семинара, в котором используется разновидность диалога «круглый стол», в процессе которого происходит мобилизация и активизация студентов (специалистов) на решении конкретных актуальных проблем.

«Круглый стол» может быть организован как один из методических приемов семинарского занятия, а также как самостоятельный метод его проведения.

Данный вид семинара реализует принцип коллективного обсуждения проблемы, умения соединить элементы доказательства и убеждения в ходе дискуссии, и обеспечивает решение задач: наращивание информации, прогнозирование определенных проблем и возможностей их решения, укрепление позиций в проблемных вопросах; воспитание логической и творческой культуры ведения дискуссии и пр.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.