Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды нетрадиционных лекций






Лекция (от латин. lectio – чтение) – форма занятия в высшем учебном заведении, состоящая в устном изложении предмета преподавателем в процессе его общения с аудиторией с целью передачи научных знаний. Лекция является ведущей формой преподавания в учебном процессе высшей школы. Вследствие этого лекционные курсы занимают главное место в основной образовательной программе специальности (направления).

Преимущества лекции как формы преподавания: наиболее оперативный способ передачи научной информации, наиболее экономичный способ обучения, так как лекция оперирует большим объемом материала и обращена к большому числу людей, способных одновременно воспринимать и усваивать учебный материал. Это делает ее также весьма эффективным по степени усвоения материала способом обучения, так как лектор имеет возможность непосредственно выстраивать логику изложения материала, способствовать рациональным способом превращению информации в прочно усвоенные знания, на месте освещать возникающие у слушателей вопросы. Преподаватель имеет возможность разнообразить способы изложения лекционного материала, – от чисто информационного до проблемного построения лекции, способствуя этим формированию у студентов культуры познающего мышления. И возможно, самый важный аспект лекционной формы преподавания – это личное общение студентов с настоящими учеными, которое не может заменить никакой учебник и которое оказывается зачастую невозможным ни в какой другой форме. Разумеется, не все лекторы являются таковыми, однако, вероятность такого личного общения, способного увлечь и вызвать подлинную заинтересованность у слушателей, весьма высока. Лектор имеет возможность также наметить пути самостоятельного изучения студентами материала учебной дисциплины.

Характерные специфические черты лекции:

– лекция способна давать целостное и логичное освещение основного материала учебной дисциплины компактно и в большом объеме, курс лекций по предмету передает основное его содержание;

– лекция способствует выработке логического мышления у студентов, методологической культуры в изучении данной науки;

– лекция компенсирует устаревание или отсутствие современных учебников и учебных пособий, оперативно знакомит с новейшими данными науки;

– лекция задает направление, содержание и эффективность других форм учебного процесса, нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет основные ее направления (подготовку к семинарам, написание рефератов, курсовых работ);

– лекция позволяет студенту в процессе личного общения получить из «первых рук» профессионально изложенный материал и ответы на вопросы.

Функции лекции как формы преподавания: информационная (излагает необходимые сведения); стимулирующая (пробуждает интерес к теме); воспитывающая, развивающая (дает оценку явлениям, развивает мышление); ориентирующая (в проблеме, в литературе); разъясняющая (направленная прежде всего на формирование основных понятий науки); убеждающая (с акцентом на системе доказательств).

Виды лекций, которые применяются в учебном процессе в вузе, разнообразны. Их можно классифицировать как по роли, которую они играют в этом процессе, так и по характеру изложения. По роли в учебном процессе лекции делятся на учебно-программные, проблемные, установочные и обзорные лекции. По характеру изложения материала лекции делятся на лекции-инструктаж (установочные лекции), лекции-сообщения (с преобладанием информационной функции), лекции-размышления (с преобладанием логико-методологической функции), лекции-консультации, лекции пресс-конференции и лекции-импровизации.

Требования к лекции как форме преподавания:

– лекция должна соответствовать требованиям программы, быть информационно насыщенной и содержательной в научном отношении;

– лекция должна выходить за рамки даже удачного учебника;

– лекция должна учить мыслить, а не состоять из готовых ответов и рецептов;

– лекция должна быть грамотной с точки зрения использования языка;

– лекция должна быть по возможности яркой и убедительной.

Подготовку к чтению лекции условно можно разбить на две части – это подготовка «всю жизнь» (связанная с отношением к собственной жизни как накоплению необходимого в культурологии опыта, образования, эрудиции) и подготовка к конкретной лекции как особый вид педагогической деятельности.

Рассмотрим некоторые виды нетрадиционных лекций, особенности их организации и проведения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.