Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отличительные признаки (особенности) проблемного обучения.




1. Специфическая интеллектуальная деятельность студента по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления.

2. Складываются черты критического, творческого, диалектического мышления, что влияет на формирования мировоззрения, т.к. самостоятельное решение проблем студентами одновременно является и основным условием превращения знаний в убеждения.

3.Связь обучения с практикой и использование жизненного опыта студентов при проблемном обучении выступают не как простая иллюстрация теоретических выводов, правил, а главным образом как источникновых знаний и как сфера приложения усвоенных способов решения проблем в практической деятельности. По этой причине связь с жизнью служит важнейшим средством создания проблемных ситуаций и (непосредственным или опосредствованным) критерием оценки правильности решения учебных проблем.

4. Систематическое применение преподавателем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ студентов, требующих как актуализации ранее приобретенных, так и усвоения новых знаний и способов деятельности.

5. Индивидуализация обучения, проявляющаяся в наличии учебных проблем разной сложности, различии в ее формулировании, выдвижении многообразных гипотез и нахождения тех или иных путей их доказательства.

6. Динамичность проблемного обучения (подвижной взаимосвязи его элементов), которая заключается в том, что одна ситуация переходит в другую естественным путем на основе закона взаимосвязи и взаимообусловленности всех вещей и явлении окружающего мира.

7. Высокая эмоциональная активность студентов, обусловленная, во-первых, тем, что сама проблемная ситуация является источником ее возбуждения, и, во-вторых, тем, что активная мыслительная деятельность студента неразрывно связана с чувственно-эмоциональной сферой психической деятельности.

8. Новое соотношение индукции и дедукции и новое соотношение репродуктивного и продуктивного усвоения знаний.

В процессе проблемного обучения происходит моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их студентами, т.е. как проблемное учение.

Проблемное учение – особая структура творческой учебной деятельности студентов по усвоению знаний и способов деятельности с наличием анализа проблемных ситуаций, формулировок проблем и их решения – посредством выдвижения предположений, обоснования и доказательств гипотез.



Преподаватель осуществляет проблемное преподавание – деятельность по обеспечению условий проблемного учения студентов путем систематического преднамеренного создания системы последовательных проблемных ситуаций и управления процессом их разрешения с оптимальным сочетанием самостоятельной поисковой деятельности студентов и усвоения готовых выводов науки.

Структурные элементы проблемного обучения:

1) обнаружение противоречий, несоответствий, неизвестных моментов в подлежащем изучению материале, осознание их как трудностей, возникновение стремления к их преодолению (создание проблемной ситуации); формирование задачи;

2) анализ условий задачи, установление зависимостей между данными, между условием и вопросом;

3) членение основной проблемы на подпроблемы и составление плана, программы решения;

4) актуализация знаний и способов деятельности или приобретение недостающих знаний и соотнесение их с условием решаемой задачи;

5) выдвижение гипотезы (или гипотез); поиск «ключа», идеи решения;

6) выбор и осуществление системы действий и операций по обнаружению искомого (собственное решение);

7) проверка решения;

8) конкретизация полученных результатов, а также установление связи полученных выводов с известными ранее теоретическими положениями, законам, зависимостями и возможных следствий, вытекающих из полученных результатов, выявление новых проблем, подлежащих решению.

Виды проблемного обучении (М.И. Махмутов):

1) научное творчество – теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем; чаще всего используется на теоретических занятиях, где организуется индивидуальное, групповое или фронтальное решение проблемы;



2) практическое творчество – поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем; чаще всего используется на лабораторных, практических занятиях, на предметном кружке, на факультативе, на производстве;

3) художественное творчество – художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и др.; чаще всего используется на учебных и внеучебных занятиях.

В теории проблемного обучения выделяются три уровня проблемности: 1) низкий, 2) средний (частично-поисковый), 3) высокий (исследовательский). Каждому уровню соответствует свой метод.

При реализации первого уровня преподаватель сам выдвигает, формулирует проблему, показывает противоречия, формулирует задание или вопрос, сам выдвигает гипотезу, обосновывает и доказывает ее, делает вывод. Это – уровень полусамостоятельной активности. Ему соответствует метод проблемного изложения, чаще всего реализуемый в форме проблемной лекции.

На втором уровне преподаватель лишь формулирует проблему, создавая проблемную ситуацию, а студенты под его руководством выдвигают гипотезы, стремятся доказать их, делают вывод. Данному уровню соответствует метод эвристической беседы, который чаще всего используется на семинарских и практических занятиях. Преподаватель предусматривает выполнение студентами самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда студенты самостоятельно работают по тексту учебника, применяют усвоенные знания в новой ситуации, конструируют решение задачи среднего уровня сложности, путем логического анализа доказывают гипотезы с незначительной помощью преподавателя.

На третьем уровне преподаватель организует обучение таким образом, что студенты сами обнаруживают противоречия, сами выдвигают и доказывают гипотезы, делают выводы. Основной метод – исследовательская работа, доминирующая на практических занятиях. Студенты выполняют самостоятельные работы, требующие творческое воображение, логический анализ, открытие нового способа решения, самостоятельные доказательства. На этом уровне делаются самостоятельные выводы и обобщения, изобретения; здесь же имеет место и художественное творчество. Деятельность студента при наиболее полной форме проблемности обучения представляет собой учебное исследование.

Алгоритм учебного исследования: знакомство с литературой; выявление проблемы; прояснение неясных вопросов, формулировка гипотезы; планирование и разработка учебных действий; сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств); анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений; подготовка и написание (оформление) сообщений; выступление с подготовленным сообщением; переосмыслении результатов в ходе ответов на вопросы; проверка гипотез; построение обобщений, построение выводов, заключений.

Технология проблемного обучения предполагает использование проблемных методов.

Проблемные методы – методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности студентов, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности [1].

Методы проблемного обучения: проблемное изложение, мозговой штурм, эвристический диалог (эвристическая беседа), дискуссия, мозговой штурм, учебное исследование, решение проблемной (производственной) ситуации, решение ситуационных (производственных) задач.

Специфика форм при проблемном обучении определяется ведущим методом, используемым на данном занятии. Это: проблемная лекция, проблемный семинар, лекция исследование, лекция-шоу (лекция-иллюстрация), лекция-провокация, семинар-дебаты, семинар-диспут, семинар с использование эвристического (сократовского) метода.

Психологической основой организации проблемного обучения является противоречие, возникающее в сознании студента, между тем, что он знает и тем, что необходимо знать, чтобы решить поставленные проблемы, выполнить проблемное задание или решить проблемную ситуацию.

Для успешной реализации технологии проблемного обучения необходимо:

– построение оптимальной системы проблемных ситуаций и средств их создания (устного и письменного слова, мультимедиасредств);

– отбор и использование самых актуальных и сущностных задач (проблем);

– учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы;

– личностный подход, способный вызвать активную познавательную деятельности студентов.

Проблемная ситуация – особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта, характеризующегося психическим состоянием, возникающим у субъекта при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия (А.М. Матюшкин).

Формы организации проблемной ситуации: вербальное описание противоречий, показ проблемного опыта, формулировка проблемного задания, лабораторный эксперимент, использование технических средств и др.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал