Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы работы над сочинением-эссе. С чего начать?






Написание эссе начинается с выбора темы. Тематика предлагаемых проблем распределена по категориям: философия, социология, экономика, социальная психология, политология и правоведение. Для подготовки к ЕГЭ учащимся лучше всего определиться с двумя-тремя направлениями, по которым они более успешно ориентируются, апеллируя понятиями и фактами. Иногда учащиеся сами выбирают конкретное направление, в котором им нравится обсуждать актуальные проблемы. Однако, исходя из опыта подготовки к эссе, ученику нужно попробовать свои силы во всех направлениях, тогда приоритетные будут представлены наиболее ярко, и ученик будет делать упор уже на них. Часто я советую школьникам выбирать те направления, в которых легче привести примеры из современной общественной жизни (политология, экономика, социология).

Выбор темы эссе – сложная задача. Учащиеся должны быть уверены, что выбранное высказывание понято ими правильно, что они обладают достаточным запасом обществоведческих понятий, что сумеют привести убедительные факты и примеры из истории, общественной жизни, собственного опыта. Далее необходимо определить проблему, которая отражена в высказывании, её актуальность и социальную значимость. Чаще всего само высказывание уже содержит подсказку о проблеме. На первых этапах подготовки к написанию эссе необходимо обратить внимание учащихся на те понятия, которые использованы в высказывании. Именно эти понятия необходимо раскрыть в содержании эссе, именно от этих понятий и следует вести свою аргументацию. Обратимся к высказыванию Э. Хаббарда «Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев». Основные понятия «конкуренция», «торговля», а они в свою очередь относятся к понятию «рынок». Следовательно, следует раскрыть значение современного рынка, его механизмы, структуру рыночной экономики, значение конкуренции как движущей силы торговли.

Выстроить логику изложения содержания эссе учащимся поможет составление плана или своеобразного черновика. Учащиеся имеют возможность сами выбирать последовательность изложения аргументов, фактов, примеров, в этом и будет проявляться неординарность эссе. Но, на мой взгляд, три основные позиции структуры следует всё же учитывать: вступление, основная часть и заключение. Это существенно облегчить работу учащимся.

Вступление как раз и показывает, насколько ученик понял проблему, отразил её актуальность. Также во вступлении следует указать и собственную позицию по данной проблеме и определить дальнейшие направления исследования.

Основная часть эссе – это детальное исследование проблемы с её доказательством или опровержением. Эта часть структуры эссе более объёмна и содержательна. Здесь авторы приводят свои тезисы, определяющие истинность или ложность высказывания. Тезисы необходимо разбавлять фактами, явлениями действительности, научными доказательствами. Факты должны быть взаимосвязаны, и нужно помнить, что любой факт имеет свою действительность лишь в конкретное историческое время. Например, в эссе, в котором раскрываются элементы национализма, фашизма, можно в качестве примера привести события Второй мировой войны, а из более современных – события, связанные с Грузией и Южной Осетией.

Именно в этой части раскрываются определения понятий через существенные признаки предметов. Кроме того, свободное использование обществоведческих понятий в контексте содержания показывает, насколько полными знаниями обладает автор эссе. Важно, чтобы используемые понятия были чёткими, правильными, общепринятыми.

Огромным плюсом в написании эссе является приведение примеров. Выигрышно применить пример из истории, общественной жизни, литературных произведений. Если автор затрудняется в этом плане, то можно использовать примеры из собственной жизни и накопленного опыта. Например, в моей практике был случай, когда выпускница, рассуждая в эссе по проблемам предпринимательской деятельности, описала опыт своего дедушки, который был одним из начинающих предпринимателей на селе, а на сегодняшний момент уже является председателем Союза предпринимателей Нефтегорского района.

Следует учитывать, что примеры должны чётко относится к анализируемой проблеме. Использование примеров показывает свободное ориентирование учащихся в общественном пространстве, умение правильно дать оценку событиям, процессам, действиям личности.

Заключительная часть эссе может содержать краткие выводы учащихся по теме, отражающие собственную точку зрения, которая носит перспективный характер. Также в заключении автор может предложить своё оригинальное решение проблемы. Эссе станет более интересным, если выводы будут яркими, эмоциональными, непредсказуемыми, с необычными поворотами. Это позволить вести дальнейшее рассуждение по анализируемой проблеме (Человек лишь часть огромного мира, мира, который опутан толстой паутиной тайн и загадок. Найдётся ли такой паук, который распутает её?.. Человек?.. Что это?.. Кто это?..).

Таким образом, написание эссе лучше всего выполнять последовательно.

Если позволяет время, то можно воспользоваться следующей подсказкой написания эссе:

Этапы написания эссе:

1. Написание эссе в черновом варианте.

2. Анализ содержания текста, подбор тезисов и аргументов.

3. Проверка стиля, логичности, последовательности изложения материала.

4. Корректировка содержания текста и написание окончательного варианта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.