Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Готовимся к ЕГЭ по обществознанию






Полезные советы по написанию эссе

 

Уважаемые одиннадцатиклассники! В настоящий момент большинство ВУЗов при поступлении требуют от выпускников результаты сдачи ЕГЭ по обществознанию. Статистика показывает, что число школьников, выбирающих предмет обществознание для сдачи ЕГЭ, ежегодно растёт, а показатель качества оставляет желать лучшего. Хорошая подготовка к экзамену часто зависит от рекомендаций педагога, который заинтересован в наилучших показателях работ учащихся. Давайте обратимся к некоторым рекомендациям по выполнению одного из сложных заданий ЕГЭ по обществознанию – написанию эссе.

Единый государственный экзамен по обществознанию по своей структуре состоит из трёх частей. Задания части А проверяют знания учащихся базового уровня.

Часть В включает задания базового и повышенного уровня.

Часть С включает задания повышенного и высокого уровня сложности. Соответственно за эти задания и увеличивается количество баллов.

Одним из таких заданий высокого уровня сложности в части С является написание эссе. В демонстрационном варианте ЕГЭ по обществознанию 2010 года балл за эссе увеличили с 4 до 5, что существенно повышает значимость этого задания и усложняет экзаменационную работу.

Казалось бы, что может сложного в изложении пары строк о своей позиции к авторскому высказыванию. Но само слово «эссе», порой, вводит школьников в ступор. Ведь для учащихся не так просто написать мини-сочинение на свободную тему с выражением индивидуальной позиции, проявляя свободу творчества без четкого, строго установленного плана, который существует для сочинений по литературе или русскому языку. Многие учащиеся на уроках достаточно легко озвучивают аргументы в защиту или опровержение конкретной проблемы устно, но изложение этих аргументов письменно в определённом порядке, с приведением ярких примеров требует уже не малых усилий. И на вопрос «каким должно быть эссе?» можно ответить по-разному, и все ответы будут правильными. Но однозначно можно сказать, что эссе это неординарное сочинение публицистического жанра, которое имеет свои определённые особенности.

«Общие требования к эссе по обществознанию»

Давайте попробуем разобраться, какие существенные признаки содержит сочинение-эссе.

Во-первых, эссе посвящено одной конкретной проблеме или вопросу, чтобы позиция автора не носила всеобъемлющий характер. Но часто одна проблема ведёт к раскрытию многих второстепенных вопросов, и ученику нужно постараться «не утонуть» в них, а придерживаться конкретной основной позиции.

Во-вторых, эссе – достаточно субъективный жанр. И в этом его ценность. Ведь учитель ждёт от автора личностной оценки воспринимаемой темы, неординарности, выражения индивидуальной позиции, стиля мышления и речи, свободного ориентирования в обществоведческих терминах и социальных событиях.

В-третьих, эссе требует непринуждённости в повествовании, то есть должна чувствоваться свобода в изложении своих мыслей. Использование каких-либо формальных установок может придать мини-сочинению «сухость», «чёрствость», в то время как содержание должно увлекать, порой даже противоречить стандартным принципам.

В-четвёртых, эссе требует написания небольшого объёма, так как время работы на ЕГЭ ограничено.

В-пятых, эссе на обществоведческие темы должны быть своеобразными, чтобы удивить читателя, дать возможность по-новому оценить известные факты, оспорить истину, приводя в доказательство парадоксальные определения.

В-шестых, не смотря на парадоксальные факты, содержание должно иметь внутреннюю гармонию и непротиворечивость личностных суждений автора.

В-седьмых, эссе обладает такой чертой, как открытость. Конечно, как и в любом сочинении или статье, в конце эссе необходимо делать вывод, но так, чтобы любой другой автор мог продолжить размышление по раскрываемому вопросу, приводя свой анализ или дополняя аргументы.

К достоинствам эссе следует отнести:

- наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (политический деятель, экономист, философ, общественный деятель);

- включение его предшественников, последователей, противников;

- описание различных точек зрения на проблему;

- многозначность используемых понятий и терминов в контексте содержания;

- приведение альтернативных вариантов решения проблемы.

Критерии оценивания эссе:

Прежде, чем приступить к написанию эссе, ученик должен быть ознакомлен с требованиями, предъявляемыми к такому типу задания. Чаще всего можно обратиться к тренировочным заданиям по ЕГЭ. Баллы за эссе ставятся в соответствии с такими критериями, как: смысл высказывания раскрыт, представлена собственная позиция с аргументацией, суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и факты. Но эти критерии не дают учащимся конкретики. Нужно помнить, что эссе как определённый тип задания требует от учащихся выражения своих умений и навыков.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.