Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно-методические указания. «Психология и педагогика» является учебной дисциплиной, которая вместе с другими гуманитарными дисциплинами формирует мировоззрение современного человека






«Психология и педагогика» является учебной дисциплиной, которая вместе с другими гуманитарными дисциплинами формирует мировоззрение современного человека, помогает развивать мышление специалиста. Цель и задачи курса – вооружить будущих специалистов знаниями закономерностей формирования и развития личности и коллектива; помочь в овладении методами познания психологических особенностей персонала, макрохарактеристик конкретного человека как индивида, личности, субъекта труда и индивидуальности; раскрыть сущность педагогического процесса, основы его организации в различных условиях деятельности, понимать сущность, содержание обучения, воспитания и саморазвития, а также их наиболее продуктивные модели, алгоритмы и технологии.

Предметом психологии являются человек как субъект деятельности, си­стемные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека; его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. Предмет педагогики – это процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, об­разования, воспитания, или, более кратко, - это воспитание челове­ка, как особая функция общества. Задачи курса «Психология и педагогика» обусловлены потребностями общества в обеспечении своих интересов. Они находят свое выражение в Конституции РФ, законах и указах Президента России. Наиболее общие задачи психологии и педагогики в третьем тысячелетии можно сформулировать в виде следующих требований:

- выявление условий и факторов эффективной профессионализации каждого человека с учетом реальных потребностей и возможностей общества;

- действенное психолого-педагогическое обеспечение решения задач основного предназначения вуза и отрасли;

- исследование психолого-педагогических проблем современного стиля практической деятельности кадров, выработка и внедрение рекомендаций по овладению продуктивными технологиями эффективного труда и освоения профессии.

В результате изучения курса студенты должны знать, иметь представление и уметь:

· знать основные категории и понятия психологической и педагогической наук;

· иметь представление о предмете и методах психологии и педагогики, их основных отраслях, о месте психологии и педагогики в общей системе наук;

· знать основные функции психики, ориентироваться в современных проблемах психологической науки;

· иметь представление о мотивации и психической регуляции поведения и деятельности человека и специалиста;

· уметь дать психологическую характеристику личности, ее темпераментов, способностей, характера;

· знать основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;

· знать объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;

· применять полученные знания в учебной, трудовой и общественной деятельности;

· владеть простейшими приемами психической саморегуляции; элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач в трудовом коллективе.

Содержание методических указаний. Реализация указанных задач, при­обретение знаний и умений достигаются студентом-заочни­ком путем самообразования. Самообразование - это систематическая и добровольная познавательная деятельность, основанная на внутренней по­требности к познанию и реализуемая в процессе целенаправ­ленной самостоятельной работы с целью углубления и рас­ширения знаний, формирования научного мировоззрения. Оно предполагает самостоятельную работу с различными источниками, выработку потребности познания, формирования любознательности. Путем самообразования студенты не толь­ко получают значительный объем знаний, но и приобретают навыки самостоятельного овладения ими, элементы научного мышления, методы научных исследований, фор­мируют готовность к постоянному обновлению и приобрете­нию новых знаний и к последующему профессиональному са­мообразованию.

Предлагаемая программа курса включает тринадцать тем. Содержание программы основано на Государственных образовательных стандартах (ГОС) по направлению подготовки бакалавров 150900 «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств».

Структура методических указаний. Часть 1 состоит из методических указаний по выполнению контрольной работы. Варианты контрольной работы содержат по три теоретических вопроса, задания по заполнению «пропущенных слов» в тексте, тестовые задания. Часть 3 включает список рекомендуемой литературы.

1. Вопросы к зачету по курсу «Психология и педагогика»

1. Объект и предмет психологии.

2. Основные разделы психологии как науки.

3. Основные исторические этапы развития психологической науки. Основные направления в психологии ХХ века.

4. Место психологии и педагогики в системе наук.

5. Житейские психологические знания о себе и других людях. Отличие житейских психологических знаний от научных.

6. Классификация методов психологического исследования.

7. Психика и организм. Психология конституциональных различий.

8. Строение и основные свойства нервной системы.

9. Психика и строения мозга.

10. Развитие психики в процессе филогенеза.

11. Развитие психики в процессе онтогенеза.

12. Структура психики человека.

13. Мир психических явлений. Психические процессы.

14. Мир психических явлений. Психические свойства.

15. Мир психических явлений. Психические состояния

16. Отрицательные психические состояния, и их предупреждения.

17. Специфические состояния психики человека.

18. Сознание как высшая ступень развития психики

19. Взаимодействие сознания и бессознательного.

20. Идентификация и рефлексия.

21. Ощущения - первичная форма отражения действительности. Понятие, виды и свойства ощущений

22. Восприятие. Понятие, виды и свойства восприятия.

23. Нарушение восприятия.

24. Внимание. Понятие «внимания». Основные функции внимания.

25. Виды внимания и свойства внимания.

26. Память и ее основные процессы. Виды и уровни памяти.

27. Нарушения памяти.

28. Мышление и его развитие в персоногенезе.

29. Виды мышления, структура мыслительного процесса.

30. Мышление и речь. Виды и функции речи.

31. Воображение и его виды.

32. Интеллект, его структура и правильная оценка.

33. Творчество человека во всем многообразии.

34. Понятие личности в психологии и педагогике.

35. Способности: сущность, классификация способностей, одаренность, гениальность и талант.

36. Темперамент: сущность, типы и свойства темперамента личности.

37. Характер: определение и основные черты. Формирование характера. Личность и характер.

38. Воля. Понятие о воле. Волевая регуляция поведения.

39. Эмоции. Виды и роль эмоций в жизни человека.

40. Понятие «межличностное общение»

41. Общение - основа межличностных отношений. Общение и деятельность. Функции общения. Структура общения.

42. Интимные межличностные отношения. Понятие «интимные межличностные отношения».

43. Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и на практике.

44. Структура деятельности специалиста, функции, основные задачи.

45. Предмет педагогики. Задачи, система, функции и методы педагогики.

46. Андрагогика: понятие, методы, формы обучения в современных условиях.

47. Основные исторические этапы развития педагогики и образования.

48. Современные методы и системы обучения в высшей школе.

49. Образование – всеобщая форма развития личности и общества.

50. Цели образования и воспитания в высшей школе.

51. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

52. Средства и методы педагогического воздействия на личность: убеждение, упражнения и приучение.

53. Образовательная система России. Основные модели образования: традиционная, культурно-ориентированная, личностно-деятельностная.

54. Семейное воспитание и семейная педагогика. Специфика семейного воспитания в условиях современного информационного общества.

55. Причины семейных конфликтов и их профилактика. Рациональные условия отношений родителей и детей.

56. Понятие качества образования. Особенности педагогического контроля усвоения содержания образования и оценки результатов образовательного процесса.

57. Содержание, формы, методы и виды контроля качества образования (текущего, рубежного, итогового).

58. Рейтинговая система оценки достижений обучающихся.

59. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» о структуре управления образовательными системами.

60. Лицензирование, аттестация и аккредитация высших учебных заведений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.