Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лет 12-13 лет 14-15 лет






N = 422 N = 324 N = 353

алкоголь 31, 8 69, 4 91, 2

курение табака 22, 1 49, 3 71, 1

ингалянты 6, 6 8, 3 12, 8

марихуана 2, 1 3, 3 17, 3

напивались допьяна 54, 1

 

Анализ результатов опроса показал, что:

l Алкоголь является наиболее распространенным психоактивным веществом среди школьников.

l Пробы алкоголя и его периодическое употребление считается старшеклассниками нормативным поведением.

l Особенно тревожным является количество употребляемого школьниками алкоголя: более половины девятиклассников уже переживали состояние опьянения (алкогольной интоксикации).

l Среди школьников широко распространено курение. Несмотря на то что все они знают о вреде курения для здоровья, треть из них курит постоянно.

l Употребление психоактивных веществ, запрещенных законом, невелико, по сравнению с табаком и алкоголем. Тем не менее, каждый пятый девятиклассник пробовал какое-либо запрещенное психоактивное вещество.

l Наиболее распространенным запрещенным психоактивным веществом является марихуана.

l Алкоголь, сигареты и запрещенные психоактивные вещества доступны подросткам и недороги.

l Возраст первой пробы табака и алкоголя совпадает с периодом обучения в начальной школе.

l С возрастом распространенность употребления психоактивных веществ среди друзей и давление на подростков возрастают.

l Несмотря на знание о вреде психоактивных веществ для здоровья, неодобрение их употребления с возрастом ослабевает.

l Школьники всех возрастов хорошо осведомлены о различных психоактивных веществах.

 

Опрос учителей начальной школы

По мнению учителей пяти средних общеобразовательных школ Северного административного округа г. Москвы, в настоящее время только половина учеников начальной школы систематически обучается в области охраны здоровья. Главными направлениями этого обучения являются воспитание навыков личной гигиены и предупреждение несчастных случаев. Единой программы, учебника и методик превентивного обучения для начальной школы в Москве пока нет, хотя потребность в них высока. В тех школах, где проводится превентивное обучение, преобладает информационный подход.

 

Опрос родителей учащихся начальной школы

Родители озабочены проблемой употребления табака, алкоголя и наркотиков подростками и молодежью и хорошо понимают, что уже в начальной школе детям доступны сигареты и алкогольные напитки. Большинство родителей считает, что в области превентивного обучения школа должна работать не только с детьми, но и с ними. Более половины опрошенных хотели бы узнать о проблеме побольше.

o Как создавались и совершенствовались
«Полезные привычки»

 

Материалы по превентивному обучению «Полезные привычки» создавались при участии большого количества людей, слаженно работавших вместе. В ответ на запрос Московского комитета образования о разработке учебных материалов по превентивному обучению для начальных школ Северного административного округа г. Москвы в 1997 году Международная некоммерческая организация Project HOPE начала трехлетний проект «Школьная программа по профилактике употребления табака и алкоголя». Средства на ее осуществление предоставила коммерческая компания SmithKline Beecham (Великобритания).

Планы уроков для учителей разработаны группой авторов: Т.Б. Гречаной, Л.Ю. Ивановой и
Л.С. Колесовой. В соответствии с предложениями авторов художником В.В. Исайчевой создавались иллюстрации для ученических рабочих тетрадей. Общее руководство коллективом и редактирование «Полезных привычек» осуществлялось О.Л. Романовой. После создания планов уроков «Полезных привычек» в пяти школах г. Москвы (№ 744, 216, 645, 668, 848) были проведены уроки для их оценки учителями и учениками. После уроков учителя, представители администрации школ, авторы и сотрудники Project HOPE обсуждали необходимое усовер-шенствование текста и рисунков. Позднее с текстом «Полезных привычек» работал постоянный консультант лондонских школ по превентивному образованию г-н Блейн Стотхард, рекомен-дованный Министерством образования Великобритании и приглашенный Project HOPE.

Летом и осенью 1998 года «Полезные привычки» были изданы общим тиражом 20000 экземпляров, а в 1998-1999 учебном году превентивное обучение с их использованием осуществлялось в 5 школах Северного административного округа г. Москвы. Для этого в каждую школу было доставлено необходимое количество рабочих тетрадей для детей, материалов для родителей и учителей – всего более 3 тысяч единиц печатной продукции.

Каждый учитель начальной школы, а также учителя пятых классов в школах, где обучение осуществляется по программе 1-3, школьные психологи, завучи по начальной школе, воспитательной работе, директора обучались работе по «Полезным привычкам» на однодневном семинаре-тренинге.

В процессе внедрения «Полезных привычек» учителя и администрация школ, сотрудники Project HOPE обсуждали возможности усовершенствования и внесения дополнений в учебные материалы. С этой же целью была проведена оценка эффективности превентивного обучения детей.

В этом же учебном году «Полезные привычки» были внедрены в некоторых школах Санкт- Петербурга, Екатеринбурга, Волгограда, Новосибирска, Московской области, Тюменской области и Республики Хакасия.

Осенью 1999 года вышло второе, исправленное и дополненное, издание «Полезных привычек». Его иллюстрировал художник А.Р. Аешин. Рассказы для детей написал детский писатель О.Ф. Кургузов. Тираж «Полезных привычек» составил 118000 экземпляров.

В 1999/2000 учебном году МКО внедрил «Полезные привычки» в 127 школах Северного округа. По России к проекту присоединились новые города: Орел, Череповец, Мурманск, Дубна, Владивосток и др.

В 2000 году «Полезные привычки» получили гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации».

Теоретические основы предупреждения

употребления табака, алкоголя и других

психоактивных веществ детьми

Изучению и объяснению причин употребления табака, алкоголя и других психоактивных веществ (далее психоактивные вещества) посвящено много исследований [1], [2]. Поэтому, перед тем как приступить к описанию современной профилактики в школе, следует обратиться к рассмотрению научно установленных причин этого явления. Это поможет учителю понять контекст, в котором разрабатывались планы уроков, и по достоинству оценить использованные подходы и методы.

 

o Причины употребления психоактивных веществ

Обычно употреблять табак и алкоголь дети начинают в подростковом возрасте. Что ими движет?

Возраст. Дети «пробуют» разные стили поведения. Это естественное проявление нормального возрастного развития. Они постепенно отдаляются от родителей, становятся более автономными и независимыми, ищут себя, приобретают навыки самостоятельной жизни в обществе. При этом те же причины, по которым ребенок превращается в здорового и благополучного юношу, могут побуждать к рискованным, вредным для здоровья поступкам.

Дети хотят быстрее вырасти, казаться старше. Употребление психоактивных веществ иногда воспринимается ими как атрибут взрослой жизни. Часто такое «взрослое поведение», наряду с правонарушениями и неуважением к авторитету старших, является следствием принадлежности к группе сверстников.

Общие черты подростков – преувеличенные представления о резервах собственного здоровья, своих физических возможностях и неадекватный оптимизм в отношении здоровья в будущем. Именно поэтому их не интересуют вредные последствия употребления психоактивных веществ для здоровья и многочисленные предостережения со стороны взрослых.

Мышление. По мере взросления ребенка меняется его мышление. Например, мышление подростков более гибкое и абстрактное по сравнению с мышлением младших школьников. Оно позволяет рассматривать логические альтернативы поведения, возможность отклонения от правил, замечать нерациональные и противоречивые поступки взрослых. Старшие подростки формулируют обратные тому, что им внушают взрослые, утверждения, ищут контраргументы, рационально объясняют, почему они игнорируют известную им информацию. Изменения мышления подрывают, казалось бы, прочно усвоенные ранее знания о вреде употребления психоактивных веществ, а вопросы здоровья, заслоняемые социальными интересами, отходят на задний план.

Давление сверстников. Влияние родителей с возрастом уменьшается, а сверстников – нарастает. Общение с группой сверстников часто способствует употреблению психоактивных веществ. Чем сильнее связь с группой, тем больше ребенок поддается ее влиянию, тем более конформно он себя ведет. Особенно стремительно конформизм нарастает в предподростковом и подростковом возрастах. Хотя конформизм – неизбежное явление возрастного развития, индивидуальные различия могут быть очень существенными. То, насколько ребенок поддается давлению группы, зависит от пола (девочки более конформны, чем мальчики) и психологических характеристик. Зависимые от окружающих, тревожные, обладающие низкой самооценкой дети сильнее поддаются влиянию.

Семья. Поведение и установки членов семьи ребенка прямо связаны с его жизненными перспективами. Если в семье есть люди, злоупотребляющие психоактивными веществами, риск приобщения к ним для ребенка резко возрастает.

Средства массовой информации. Средства массовой информации часто показывают, как известные, преуспевающие люди проводят досуг, употребляя психоактивные вещества. Подражание таким людям опасно для детей.

Знания, установки, ожидания. Недостаточные знания, положительные установки по отношению к психоактивным веществам, представление о том, что употребление психоактивных веществ – норма жизни, способствуют приобщению к ним.

Психологические черты. Употребление психоактивных веществ связано с такими психо-логическими качествами, как низкая самооценка, неуверенность в себе и неудовлетворенность собой, повышенная потребность в социальном одобрении, тревожность, неумение настаивать на своем и недостаточный самоконтроль. Наличие таких черт у ребенка повышает риск приобщения к употреблению психоактивных веществ.

Фармакологические свойства психоактивных веществ. Все психоактивные вещества, хотя и в разной степени, вызывают привыкание (зависимость). Поэтому, начав употребление психоактивного вещества по социальным или психологическим причинам, подросток со временем продолжает его из-за физиологической потребности. Формирование физиологической потребности сопровождается развитием толерантности (переносимости) и увеличением доз. Если употребление психоактивного вещества прекращается, то возникает неприятное, болезненное состояние (абстинентный синдром). Таким образом, фармакологические свойства психоактивных веществ способствуют их регулярному употреблению. Переход от нерегулярного употребления к регулярному является поворотным моментом в развитии зависимости.

Самолечение. Одной из причин употребления психоактивных веществ является самолечение. Некоторые подростки с повышенной тревожностью, пониженным настроением, депрессивными состояниями используют их для улучшения самочувствия, чтобы расслабиться и чувствовать себя более уверенно. Например, тревожная личность выпивает для того, чтобы расслабиться и почувствовать себя более уверенно.

Отклоняющееся поведение. Специалисты считают, что употребление психоактивных веществ – часть синдрома отклоняющегося поведения. Для него характерен особый стиль жизни и ценности. Те дети, которые курят, пьют, употребляют другие психоактивные вещества, обычно плохо учатся, не занимаются спортом, не посещают клубы по интересам, лгут, занимаются мелким воровством и мошенничеством.

o Научные концепции

 

Употребление психоактивных веществ рассматривается огромным количеством теорий и концепций. Полностью объяснить это сложное явление каждая из них в отдельности не в состоянии. Подробное рассмотрение комплекса концепций приводит к заключению, что употребление психо­активных веществ вызывается множеством факторов, среди которых главный просто отсут-ствует [2]. Поэтому в последние десятилетия появились теории, описывающие взаимодействие познавательных и эмоциональных, социальных и личностных факторов употребления психо-активных веществ [3], [4].

Две признанные теории создали базу для разработки эффективных профилактических программ. Это теория Бандуры [3] и теория отклоняющегося поведения Джессора [4]. Кратко остановимся на основных положениях каждой из них.

Теория Бандуры. Суть теории состоит в том, что детиучатся тому, как себя вести, через подражание и положительное подкрепление приемлемого поведения. Если ребенок видит известных, преуспевающих людей, употребляющих психоактивные вещества, будь то герои на экране телевизора или окружающие его люди, он им подражает. Наблюдая за группой подростков,

употребляющих психоактивные вещества, ребенок вырабатывает убеждение, что это нормальное поведение. Иногда дети считают, что такое «нормальное поведение» не только приемлемо, но и необходимо для того, чтобы стать популярным или сексуально привлекательным, казаться красивым, взрослым, опытным.

Теория Бандуры придает большое значение саморегуляции и самоконтролю. Это вызвано тем, что восприимчивость к социальным влияниям зависит от знаний, установок, убеждений ребенка, его представлений о собственном будущем. Дети, перед которыми стоят серьезные жизненные цели, не совместимые с употреблением табака и алкоголя, скорее всего, не будут курить и пить.

Восприимчивость к социальным влияниям связана также с низкой самооценкой, неуверенностью в себе и неудовлетворенностью собой, повышенной потребностью в социальном одобрении, неумением контролировать себя и настаивать на своем, стремлением казаться старше. Опираясь на эти факты, ученые считают, что сопротивляемость социальным влияниям может быть воспитана, а целью воспитания является формирование психологической невосприимчивости к вредным социальным влияниям.

Теория Джессора. Теория отклоняющегося поведения учитывает не только социальные и психологические факторы, но и взаимодействие физиологических и генетических факторов, а также факторов окружающей среды. Отклоняющееся поведение подросткового возраста – это употребление психоактивных веществ, ранняя половая жизнь, мелкие правонарушения, прогулы школьных занятий.

Отклоняющееся поведение является таковым только в рамках определенной системы ценностей и предполагает ответную реакцию окружающих, пытающихся остановить его. Эта реакция может быть неформальной (неодобрение) или формальной и суровой (тюремное заключение).

Часто критерием отклоняющегося поведения служит возраст. То, что допустимо в среде взрослых, рассматривается как отклонение у детей. Например, употребление алкоголя, курение, сексуальная активность.

Отклоняющееся поведение выполняет необходимые некоторым подросткам функции. Например, оно может стать средством преодоления неуспеха (мнимого или реального) – скуки, тревоги, социальной изоляции, низкой самооценки, а может привести к успеху – принятию группой сверстников. Для тех, кто плохо учится, отклоняющееся поведение – способ достижения некоторого социального статуса. Курение, употребление алкоголя и других психоактивных веществ позволяет казаться интересным и независимым.

Наибольшей опасности отклоняющегося поведения подвергаются дети, не обладающие навыками преодоления стресса, тревожные, не умеющие справляться с различными социальными ситуациями. Затруднения в межличностных отношениях и связанный с ними психологический дискомфорт порождают отклонения в поведении. Было бы наивным считать, что в этих обстоятельствах достаточно объяснения того, насколько вредны психоактивные вещества для здоровья. Для ребенка, озабоченного проблемами межличностного взаимодействия, не умеющего эффективно общаться, преодолевать тревогу и стресс, знания о вреде табака или алкоголя бесполезны.

Различные виды отклоняющегося поведения – это части одного целого или симптомы одного синдрома. Они не только взаимосвязаны, но и происходят от одних и тех же причин. Поэтому профилактика, учитывающая причины отклоняющегося поведения, устраняет необходимость создания большого количества узконаправленных программ, посвященных его отдельным формам. Она создает возможность предупреждения всех отклонений одновременно, практична и эффективна.

Очень важно правильно наметить задачи и подходящее время для начала профилактики в школе. Профилактика, осуществляемая до приобщения детей к психоактивным веществам, снижает вероятность приобщения, равно как и переход от проб табака и алкоголя к экспериментированию с запрещенными психоактивными веществами и другим формам отклоняющегося поведения [2].

 

o Школьные профилактические программы

Как только человек становится зависимым от психоактивных веществ, отказаться от них на сколько-нибудь продолжительное время ему чрезвычайно трудно. Существующие виды лечения малоэффективны. Поэтому совершенно очевидно, что максимум усилий должен быть направлен на профилактику.

Существует несколько проверенных подходов к школьной профилактике. Традиционными подходами считаются информационный, эмоциональный и организация досуга. Более современные подходы включают «психологические прививки», формирование навыков сопротивления давлению и развитие личностной и социальной компетентности. В комплексные школьные программы обычно включаются элементы и традиционных, и более современных подходов.

o Традиционные подходы

 

Информационный. Это наиболее распространенный подход. Его суть состоит в предоставлении детям фактических данных о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях курения, употребления алкоголя и других психоактивных веществ. Информационный подход основан на убеждении, что дети, узнавшие о вреде психоактивных веществ, выработают к ним отрицательное отношение и примут рациональное решение никогда их не употреблять.

Запугивание. В противоположность точной фактической информации, на которой строится информирование, запугивание использует преувеличенные эмоционально насыщенные призывы не употреблять психоактивные вещества. Классическим примером является демонстрация фотографий автомобильных аварий с целью предупредить вождение в нетрезвом виде.

Морализирование. Профилактика, облеченная в форму моральных и этических суждений, является следующим традиционным подходом. Лекции о «дьявольских зельях» иногда комби-нируются с информированием и запугиванием. Хотя подход довольно популярен вследствие своей простоты, он, к сожалению, неэффективен. Действительно, религиозные люди обычно не употребляют психоактивные вещества, а для нерелигиозных подростков, имеющих иные ценностные ориентации, моральные и этические призывы малопривлекательны.

Эмоциональный. С середины 70-х годов профилактика обратилась к стимуляции личностного роста и социального развития детей. Подход строился на убеждении, что адекватная самооценка, развитые навыки общения и принятия решений, осознание собственных ценностей повышают вероятность участия подростков в предназначенных для них организованных коллективах и внешкольных учреждениях дополнительного образования, снижают влияние улицы с ее опасностями.

Организация досуга. Подход основан на идее предоставления детям возможности испытать и проявить себя в различных формах активного отдыха, дополнительного образования, общественной работы.

Эффективность традиционных подходов. Эффективность традиционных подходов низкая [5, 6]. Информационный подход дает детям знания и меняет их установки. Однако он не предупреждает употребление психоактивных веществ и не сокращает его. Скорее, наоборот. Наличие фактической информации стимулирует любопытство детей. Неэффективность запугивания и морализирования не требует специальных доказательств.

Оценка эффективности эмоционального подхода и организации досуга также принесла разочарование. Оказалось, что оба эти подхода относительно эффективны в отношении подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами, но не предупреждают приобщения к табаку и алкоголю тех, кто еще не курит и не пьет.

o Психосоциальные подходы

Современные профилактические программы разрабатываются с учетом социальных и психологических причин приобщения детей к психоактивным веществам. Другие отличия от традиционных программ состоят в использовании научных знаний о поведении человека и эффективных методах обучения.

Первые психосоциальные программы разрабатывались для предупреждения курения. Это и понятно, так как: (1) именно с курения обычно начинается приобщение к психоактивным веществам, (2) табак – наиболее распространенное из них, (3) курение, по медицинской статистике, – основная причина заболеваемости и смертности от психоактивных веществ.Затем стали создаваться более комплексные программы, предназначенные для предупреждения не только курения, но и употребления алкоголя и других психоактивных веществ.

Психологическая прививка. Концепция психологической прививки сходна с той, что используется в медицине. Если допустить, что социальное давление, принуждающее человека употреблять психоактивные вещества, является своего рода инфекцией, то предупреждение заболевания может быть достигнуто путем введения в организм небольшой дозы ослабленных носителей инфекции. Попав в организм, они вызовут появление антител, в нашем случае – навыков сопротивления давлению.

Существует несколько вариантов программ, основанных на этой концепции, но все они сходны в том, что повышают осознание детьми социальных влияний (давления окружающих) и обучают навыкам сопротивления давлению.

Навыки сопротивления давлению. Профилактика, формирующая навыки сопротивления давлению, основана на понимании важности социальных влияний на подростка. Идущие от семьи, сверстников и средств массовой информации социальные влияния убеждают подростка в том, какое поведение является нормальным, приемлемым или социально желательным.

В рамках профилактической программы подростка обучают распознавать, избегать или преодолевать ситуации, в которых велика вероятность давления сверстников, предлагающих закурить, выпить, попробовать другие психоактивные вещества. Их учат способам отказа и тренируют то, как это следует делать, с помощью ролевых игр. Эти программы часто реализуют старшие подростки, которым младшие верят охотнее, чем взрослым.

Оценка эффективности программ показала, что распространенность употребления табака, алкоголя и других психоактивных веществ падает в среде обученных школьников на 35-45%. Особенно эффективным оказалось обучение навыкам сопротивления давлению для детей из группы повышенного риска. Среди них распространенность курения снижалась на 85% [7].

Развитие личностной и социальной компетентности. Программы развития личностной и социальной компетентности формируют навыки преодоления жизненных трудностей в целом и не ограничиваются какой-то одной проблемой, как приведенные выше программы навыков сопротивления давлению. Теоретической основой программ являются теории Бандуры и Джессора.

Употребление психоактивных веществ – это поведение, которое формируется в сложном взаимодействии личностных и социальных факторов, ему учатся, оно несет в себе полезные для подростка функции. Как и другие формы поведения, употребление психоактивных веществ начинается с подражания и одобрения со стороны окружающих, сочетающихся с внутриличностными факторами: знаниями, установками, убеждениями подростка.

Профилактика учит детей широкому спектру личностных и социальных навыков, применимых в различных ситуациях, которые могут и не иметь прямого отношения к употреблению психоактивных веществ. Детей учат решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению сверстников и средств массовой информации, контролировать свое поведение, преодолевать стресс и тревогу. Не менее важным компонентом программ является обучение взаимодействию с людьми и прежде всего эффективному общению, умению настаивать на своем, вместе с другими учиться и работать.

Формирование личностной и социальной компетентности оказывает большое влияние на поведение детей. Доказано, что среди обученных подростков распространенность курения, например, падает на 42-75% [8].

«Полезные привычки» являются современной программой превентивного обучения, включающей элементы традиционных подходов (информационный, эмоциональный) и психо-социальных подходов (навыки сопротивления давлению, развитие личностной и социальной компетентности).

Методы превентивного обучения

Превентивное обучение представляет собой новую область педагогической деятельности, в которой тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики. Методы превентивного обучения не исчерпываются традиционными, применя­емыми в каждой школе и хорошо известными учителю. Роль учителя также не совсем обычна.

Для эффективного использования учебных материалов «Полезных привычек» важно ознакомиться с необходимым минимумом подходов и специальных приемов превентивного обучения, перечисленных ниже:

l роль учителя;

l положительная психологическая атмосфера;

l групповые методы.

 

o Роль учителя

Задайте себе вопрос: «Являюсь ли я экспертом?» В отличие от математики или родного языка, объектом превентивного обучения является противоречивая область жизни. И если в математике учитель разбирается лучше своего ученика (является экспертом), то в том, каково приходится ребенку из семьи алкоголиков, учителю разобраться не всегда легко. Здесь он экспертом не является.

Особая роль учителя в превентивном обучении начинается с признаниятого, что ученики могут знать больше, чем он, и говорить о сложном просто, поскольку это часть их жизни. Учитель должен быть внутренне готовым к информации о том, что некоторые дети в классе страдают от злоупотребления алкоголем членами их семьи.

Учителю необходимо (что не всегда просто!) говорить детям правду, оставаясь эмоционально чутким, прямым и честным. Некоторые темы могут оказаться опасными, а ученики – чувстви­тельными по отношению к ним. Например, в первом классе второй урок «Культура моей страны и Я» предполагает разговор с детьми о семье. Дети могут рассказать о злоупотреблении алкоголем или жестоком обращении с ними.

Для того чтобы избежать откровений, которые не входят в сферу профессиональных интересов и компетенции учителя, важно: (1) не задавать «закрытых» вопросов, требующих однозначных, конкретных ответов о семейной жизни; (2) стараться говорить о том, как должно быть, а не обсуждать то, что в действительности происходит в семьях.

Задайте себе вопрос: «Является ли мое личное мнение единственноправильным?» На вопросы об употреблении табака или алкоголя не существует готовых, единственно правильных ответов. Многие из них спорные. Поэтому каждое высказанное учениками мнение принято считать имеющим право на существование.

По каждому из обсуждаемых вопросов учителю следует придерживаться научной объективной точки зрения и основополагающих принципов «Полезных привычек». Этой цели в планах уроков служат разделы: «Информация для учителя», «Теоретические положения» и «Словарь».

Задайте себе вопрос: «В чем состоит моя задача?» Если учитель не считает себя исключительным источником знаний, а свое личное мнение – единственно верным, то перед ним встает сложная профессиональная задача помочь детям учиться. Для ее решения учитель:

l побуждает детей делиться своими знаниями и мнениями;

l задает «открытые» вопросы (открытые вопросы – вопросы, допускающие множество ответов);

l говорит на «открытом» языке (открытый язык – язык вероятного);

l ведет групповую дискуссию;

l обобщает и комментирует высказывания детей.

 

Учитель, помогающий детям учиться, испытывает удовлетворение не от того, что все ученики класса усвоили некий набор непреложных истин, а от наблюдения за воспитанием личностно и социально компетентных людей. Допустим, что ученики долго обсуждали какой-то связанный с употреблением алкоголя вопрос и так и не пришли к единому мнению. Не расстраивайтесь. Главное, что вопрос обсуждался открыто и дети выслушали разные точки зрения в обстановке взаимного уважения и соблюдения прав друг друга. Это и является главным результатом урока. Не исключено, что именно эта «неудавшаяся дискуссия» поможет ученикам самостоятельно принять ответственные решения в дальнейшем.

Задайте себе вопрос: «Какой ролевой моделью я являюсь для моих учеников?» Желательно, чтобы учитель служил для учеников хорошей ролевой моделью. Для этого важно не только и не столько содержание того, о чем учитель говорит, а то, как он поступает. Если на уроке дети могут
(1) задавать любые вопросы и будут не только выслушаны, но и услышаны, (2) просить о помощи и получать ее, (3) открыто говорить о том, о чем они думают и знают,
то и в будущем они попросят о помощи в трудную минуту, увидят свои ошибки и будут стараться их исправлять, сформируют реалистичное представление о самих себе и будут хорошо учиться.

Что делать, если учитель не знает ответа на какой-то вопрос? Он может прямо сказать об этом и предложить детям вместе поискать ответ.

Когда учитель соблюдает права детей, они учатся уважать свои права и права друг друга. Право быть выслушанным, право отказаться и не делать то, что делают все, право выбора – права, имеющие прямое отношение к предупреждению употребления психоактивных веществ. Не огорчайтесь, если вы не увидите немедленного эффекта. Влияние соблюдения прав ученика на уроке может быть отсроченным. Исследования показали, что через десять лет после обучения в начальной школе старшие подростки помнят о том, что им говорили о правах. Например, о праве отказаться употреблять психоактивное вещество, которое предлагают сверстники.

Учителю желательно конструктивно относиться к ошибкам. Ошибки – неизбежное, нормальное явление. Каждый имеет право на ошибки и право на то, чтобы их исправлять. На ошибках люди учатся. Главное, чтобы, учитывая прежние ошибки, ученики старались их больше не делать.

Задайте себе вопрос: «Могу ли я учиться у своих учеников?» Учитель может многому научиться у детей, если он открыт к восприятию того, что говорят дети. В этом смысле уроки «Полезных привычек» позволяют установить атмосферу подлинного диалога между взрослыми и детьми.

Возможно, прочитав раздел, вы нашли в нем сами собой разумеющиеся правила, которым привычно следуете в ежедневной работе. Если это так, то вам будет легко установить в классе положительную психологическую атмосферу.

 

o Положительная психологическая атмосфера

 

Для успеха любого обучения очень важна психологическая атмосфера. Ее создают: (1) следование правилам поведения, принципам и планам уроков; (2) отсутствие оценочного отношения друг к другу;
(3) использование методов обучения в группе.

Правила. Для достижения положительной психологической атмосферы на уроках по превентив­ному обучению вводятся правила поведения. Правил, как минимум, четыре: (1) внимательно слушай говорящего; (2) не критикуй одноклассника, что бы он ни сказал; (3) если не хочешь говорить, то можешь промолчать; (4) относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.

Правило 1 «Внимательно слушай говорящего» заключается во внимательном отношении каждого ученика к тому, что говорят и чувствуют его одноклассники. В результате выполнения этого правила каждый ученик понимает, что его услышали и поняли.

Правило 2 «Не критикуй одноклассника, что бы он ни сказал» означает, что к каждому ученику относятся доброжелательно, принимают как факт наличие у него собственного мнения и ценят его вклад в общую дискуссию. Выполнение второго правила позволяет избежать отрицательных оценок детьми друг друга, обидных прозвищ, недружелюбных поступков и жестов. В результате ученики получают возможность высказываться открыто и честно, не опасаясь критики и насмешек.

Правило 3 «Если не хочешь говорить, то можешь промолчать» предоставляет детям свободу участия в дискуссии, способствует осторожному обращению с чувствительными детьми и проблемами в классе. Иными словами, правило обеспечивает детям необходимую приватность.

Правило 4 «Относись к другим так же, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе» говорит о признании ценности, уникальности каждого, уважительном отношении друг к другу в общении и взаимодействии. В случае уважительного отношения детей друг к другу (1) естественно возникающие конфликты разрешаются конструктивно, а (2) обратная связь (конструктивные и доброжелательные высказывания одного партнера по взаимодействию в адрес другого) способствует личностному росту.

Вы можете установить одно-два дополнительных правила, которые считаете важными для воспитания учеников вашего класса. Правил не должно быть много. Принципиально важным является следование им как со стороны учителя, так и учеников.

Оценки. Установлению положительной психологической атмосферы способствует отсутствие оце-нок знаний на уроках по превентивному обучению. Мы также рекомендуем не выставлять детям отметки, если это возможно в вашей школе. В самом деле, можно и нужно ли оценивать в баллах открытость и честность в дискуссии или степень включения в общую работу группы?

Вместе с тем важным элементом уроков по превентивному обучению является оценка уроков учениками. Она отражает, вовлечены ли эмоционально ученики в происходящее на уроке, а также то, что они усвоили. Учителю важна такая обратная связь. Он может получить ее, просмотрев оценку уроков учениками в рабочих тетрадях. В первом классе по тому, какого из «пушистиков» раскрасят дети, учитель увидит, насколько им понравился каждый урок. Во втором классе ученики не только раскрасят «пушистика», но и допишут незаконченное предложение: «На уроке я узнал/а...» В третьем и четвертом классах ученики дорисуют клоуну рот, ответят на вопросы и закончат предложения.

Самых маленьких детей следует научить оценивать урок в конце первого из них. Для этого

l прочитайте детям сказку «Волшебная страна Пушистия» или инструкцию:

Сегодня утром вы пришли в школу с разными настроениями. У некоторых учеников настроение было хорошее, у некоторых - нет. Кто-то, возможно, был взволнован. Большинство учеников не были ни в хорошем, ни в плохом настроении. Пришли в школу, и все. Посмотрите на картинку. На ней нарисованы «пушистики». У них тоже бывают разные настроения. Выберите «пушистика», настроение которого такое же, как сейчас у вас.

l покажите, как вы оцениваете прошедший урок (будьте честны, скажите, какого из «пушистиков» сегодня выбираете вы и почему);

l предложите детям оценить урок, раскрасив «пушистика», настроение которого созвучно их собственному.

Учебные материалы. Положительной психологической атмосфере на уроках по превентив­ному обучению способствует аккуратное следование планам уроков «Полезных привычек».

При ознакомлении с учебными материалами может показаться, что их авторы просто следовали здравому смыслу. Это не совсем так. Если вы уже прочитали разделы, посвященные теоретическим основам превентивного обучения и концепции «Полезных привычек», то знаете, что, помимо здравого смысла, за каждым словом учебных материалов стоит опыт превентивного обучения и научные исследования. Работа учителей показала, какие планы уроков, подходы и методы превентивного обучения являются наиболее успешными. Поэтому авторы просят не менять планы уроков без крайней необходимости и внимательно ознакомиться с методами обучения в группе, описанными ниже.

Уроки «Полезных привычек» могут быть дополнены, по усмотрению учителя, за счет привлечения дополнительных наглядных пособий и технических средств. Например, вместо традиционных доски и мела на уроках можно использовать большие листы бумаги и фломастеры. Тогда детские рисунки и плакаты можно повесить на видном месте и оставить там на некоторое время. В частности, правила поведения на уроке по «Полезным привычкам», выполненные в форме плаката, желательно иметь на протяжении всего курса обучения.

Авторы и художник «Полезных привычек» старались проиллюстрировать все задания в рабочих тетрадях. Тем не менее, прекрасным дополнением к рабочим тетрадям могут стать репродукции,

слайды, плакаты, мягкие игрушки, книжки, пластинки и т.п. Создатели «Полезных привычек» приветствуют использование всех наглядных пособий и технических средств, доступных учителю на уроках и улучшающих восприятие материала детьми.

В целом задания «Полезных привычек» занятные и соответствуют возрасту учеников, включают то, что маленькие дети особенно любят (сказки, раскраски). Планы уроков предполагают также использование методов обучения в группе, которые не только способствуют положительной психологической атмосфере, но и развитию социальной и личностной компетентности учеников.

o Методы обучения в группе

Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы с «Полезными привычками», помимо традиционных, желательно использование методов обучения в группе. Методы обучения в группе – это, как минимум, кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и упражнения-энергизаторы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.