Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа подготовки






Вводное занятие. Программа занятий и требования к званию младшего инструктора-проводника 2, 3 степени План и режим занятий. Содержание контрольных работ. Материалы, инструменты, экипировка и снаряжение, необходимые для занятий. Нормативы спортивных разрядов по туризму. Основы категорирования маршрутов и препятствий. Перечень классифицированных маршрутов

Подведение итогов летнего путешествия. Обсуждение летнего путешествия, просмотр фотографий, презентаций или видеороликов, составление отчета, участие в маршрутных соревнованиях, подготовка выставки, оформление значков и спортивных разрядов.

Компас. Повторение основных сведений из программы первого года (блока) обучения. Поверки компаса Адрианова. Надежность компаса. Другие типы компасов (туристский компас, жидкостный компас ориентировщика). Упражнения по азимутальному кольцу и по прямым засечкам. Особенности ориентирования в горах.

Практические занятия. Поверки компаса Адрианова; упражнения по азимутальному кольцу и засечкам. Горный рельеф

Топографическая карта. Определение карты. Значение карт в народном хозяйстве и обороне. Три основных качества карты: масштаб, год издания, нагрузка. Подбор карт для похода. Хранение карт во время похода, планшеты для хранения карт. Особенности горных карт и схем.

Местность, местные предметы, рельеф, ситуация. Основные формы рельефа, изображение рельефа на топографических картах способом горизонталей. Упражнения на составление характеристики местности по картам и на натуре.

Масштабы топографических карт. Решение задач на масштаб. Измерение расстояний на карте с помощью курвиметра. Классификация карт по масштабу и назначению. Километровая сетка топографической карты, ее отличие от сетки географических координат. Определение целых координатных величин точек на карте.

Топографические знаки. Масштабные и немасштабные знаки. Зарисовка новой группы знаков и характеристик. Чтение карт по квадратам и маршрутам. Фотокопия карты и ее особенности. Карты, применяемые на соревнованиях по туристскому ориентированию на местности и горных туристских походах. Копирование и увеличение карт: материалы, инструменты, техника. Контрольная работа по копировке карты и нанесению туристского маршрута.

Практические занятия. Составление характеристик участков местности на различных картах; решение задач типа: " Расстояние между двумя населенными пунктами равно... Чему равно это расстояние на карте масштаба...? "; определение масштаба карты по размерам сетки прямоугольных координат и другим признакам. Восстановление масштаба карты по известному масштабу другой карты той же местности; решение задач на быстрое определение более крупного из нескольких заданных числовых масштабов; работа курвиметром и циркулем-измерителем; определение квадратов по заданным координатам; чтение различных топокарт, в том числе и самодельных, изготовленных фотоспособом. Составление перечня немасштабных знаков в заданном квадрате. Контрольная работа по копированию учебной крупномасштабной топографической карты па кальку, составление схемы перевала.

Ориентирование в походе. Определение понятия " ориентирование". Способы ориентирования в походе. Изучение маршрута по литературе и отчетам. Описание пути движения как средства ориентирования. Обязанности младшего проводника до и во время похода. Роль дублера (стажера). Отличие прав и обязанностей участника группы, руководителя, И-П.

Ориентирование без карты (движение по азимуту). Что такое движение по азимуту. Четыре способа движения по азимуту. Обход препятствия при движении по азимуту. Техника прямых засечек при руководящем азимуте — выдерживание общего заданного направления; использование Солнца и тени; память направления. Разведка препятствия.

Способы измерения проходимого расстояния при нормальном и быстром движении. Инструментальное и глазомерное измерение азимутов на карте и построение азимутов. Движение по азимуту в тумане.

Практические занятия. Дальнейшее совершенствование навыков в работе с транспортиром; упражнения (соревнования) по микроглазомеру на определение углов и расстояний; упражнения на быструю трансформацию линейных отрезков карты во время пробега (пешком или на лыжах). Решение задач типа: " В 9 часов утра туристы вышли с привала. Тень лежала слева — сзади. В каком направлении пошли туристы? " Поиск потерявшегося силами группы.

Ориентирование с помощью карты. Условия ориентирования с помощью карты. Виды ориентиров: линейные (контур), точечные, звуковой ориентир, ориентир-цель, ориентир-маяк. Значение непрерывного чтения карты. Способы определения точек стояния на карте (привязки). Опознанный контур и ожидаемый ориентир. Сходные ситуации. Составление абрисов. Время движения как мера длины. Оценка скорости движения.

Сложные случаи привязок: привязки при потере видимости и при отсутствии контуров на карте. Виды и организация разведки в походе. Последовательность работы дежурного проводника: подготовительная работа с картой — планирование участков и способов их прохождения, отбор контрольных ориентиров, расчет времени прохождения контрольных ориентиров: работа в пути — привязки, разведки, опрос местных жителей.

Практические занятия. Чтение различных карт по квадратам и маршрутам с разбором незнакомых знаков и характеристик; картографический диктант-зарисовка узкой полосы карты по описанию маршрута движения; топографическое сочинение-составление плана воображаемой местности небольшой площади в заданном масштабе с последующим разбором ошибок; отбор основных (контрольных) ориентиров на карте по заданному маршруту; отыскание на карте сходных ситуаций, определение способов привязки, позволяющих отличить одну ситуацию от другой, сходной с ней; планирование маршрута между двумя заданными точками на карте; определение руководящего азимута движения, разбивка на участки, измерение их длины, отбор контрольных ориентиров, расчет времени их прохождения. Контрольная работа " Разработка маршрута туристского похода": схема маршрута и основные сведения о нем (протяженность, продолжительность, стоимость); план-график похода (по дням и часам); список интересных объектов на маршруте и краткая характеристика ландшафтов; рабочая калька (выкопировка) в возможно более крупном масштабе.

Виды и характер соревнований по ориентированию на местности и спортивному туризму. Элементы (этапы) соревнований с ориентированием на местности, включаемые в программу туристских соревнований открытый, маркированный, обозначенный и азимутальный маршруты, определение точки стояния (ОТС) после " входа" в лист карты, поиск объекта по заданному азимуту, определение азимута на заданный ориентир, этапы с ориентированием по легенде.

Содержание этапов и заданий. Основные принципы определения результатов.

Виды, содержание и основные правила туристских соревнований по топографической глазомерной съемке.

Практические занятия. Упражнения в переносе знаков КПП и ниток обозначенных маршрутов с эталона на рабочую карту на точность и быстроту; упражнения в планировании прохождения этапа открытого маршрута; упражнения на память карты; упражнения по топографическому черчению и построению съемочного хода по его текстовому описанию (по " Журналу наблюдений").

Подготовка туристского похода. Разработка маршрута похода и запасных вариантов Графика движения. Доклады по району похода, переписка с местными организациями, сбор материалов по маршруту из туристской литературы и интернета, составление плана-графика движения.

Самоуправление и обслуживание, уровни, и самообслуживание в туристской группе. Распределение обязанностей (командир, казначей, завхоз по питанию, по снаряжению, старший проводник и т. д.). Распределение группового груза.

Организация движения в пешем туристском походе. Естественные препятствия на туристских маршрутах (для равнинной и пересеченной местности). Темп и режим движения. Движение по дорогам, по тропе, по болоту, по лесу без дорог и троп, движение на подъемах и спусках (недопустимость движения в темноте). Организация переправ через водные преграды (броды, переправа по бревну с перилами, с шестом, наведение бревна через неширокую речку - см. блок «Переправы». СПК).

Основные правила движения группы в зимнем походе: темп, строй, интервал, подъемы и спуски на лыжах, движение по снежной целине. Привалы в лесу и ночлеги в помещениях. Виды и нормы нагрузок в походе. Основные требования к месту бивака (летнего). Планировка бивака, безопасность. Работа дежурного и группы на биваке.)Уход с бивака-недопустим). Правила организации купания в походе. Личное снаряжение для туристских путешествий (зимой, летом). Правила укладки рюкзака, упаковка и хранение продуктов.

Гигиена туриста и первая доврачебная помощь. Личная гигиена туриста. Питьевой режим. Гигиена и режим питания. Самоконтроль. Наиболее часто встречающиеся заболевания и травмы во время туристского похода. Оказание доврачебной помощи. Содержимое походной аптечки.

Комплекс практических занятий (60 ч — на местности, 10 ч — в помещении).

Первый учебно-тренировочный выезд (6 ч + 1 ч в помещении). Проверка и тренировка техники движения на лыжах; тренировка в глазомерной прикидке десятиметровых отрезков на местности; кросс с промером длины дистанции способом глазомерной прикидки десятиметровок вперед по ходу на лыжах и без лыж.

Второй учебно-тренировочный выезд (6 ч + 1 ч в помещении). Движение группой по маршруту за направляющим (шагом, трусцой) и обозначение на картах точек стояния (остановок, назначаемых направляющим); то же самостоятельно как контрольное упражнение.

Третий учебно-тренировочный выезд (6 ч + 1 ч в помещении). Тренировочные соревнования по маркированным маршрутам, проложенным мальчиками для девочек, а девочками — для мальчиков. Старт раздельный.

Четвертый учебно-тренировочный выезд (6 ч+1 ч в помещении). Движение группой по маршруту за направляющим и обозначение на усложненных картах точек стояния; то же самое при отсутствии карт у участников в момент движения по маршруту; то же самое с рисовкой абрисов ситуации в точках стояния и обозначением точек стояния на картах после окончания маршрута.

Пятый учебно-тренировочный выезд (6 ч+1 ч в помещении). Групповой кросс по обозначенному на карте маршруту; карту имеет каждый; направляющий заменяется при первой же ошибке или задержке движения. Бег по азимутам (без карты) парами на скорость по способу геометрической середины.

Шестой учебно-тренировочный выезд (6 ч+1 ч в помещении). Соревнования по прохождению азимутального маршрута, старт раздельный, индивидуальный.

Седьмой учебно-тренировочный выезд (6 ч+1 ч в помещении). Движение по открытому маршруту (индивидуально или группами). Дистанция маршрута заранее известна учащимся.

Восьмой, девятый, десятый учебно-тренировочные выезды (18 ч + З ч в помещении). Три зачетных старта на официальных соревнованиях.

Примерный календарь учебно-тренировочных походов. Общий километраж не менее 200 км (54 ч — без учета летнего путешествия). В том числе: на индивидуальную работу при подготовке похода — 10 ч, на подведение итогов походов — 4 ч).

Первый поход — однодневный (15—18 км). Подготовка похода: оформление документов, физподготовка, копирование карт, разбор ниток движения, намеченных дежурным проводником, составление документации (индивидуальная работа с участниками). Учебная программа похода: стажировка — ведение группы дежурными проводниками по участкам; упражнения в составлении описания пути движения (ОПД, чхв); упражнения в составлении характеристик местности (коллективно, устно); разбор незнакомых топографических знаков местных предметов, встречаемых в пути; техника преодоления естественных препятствий на лыжах; разбор итогов похода (коллективно).

Второй поход — двухдневный (20 км). Подготовка похода (индивидуальная работа с командиром, проводниками, завхозами, физоргом, санитаром, казначеем). Учебная программа похода: стажировка дежурных инструкторов-проводников; определение точек стояния на мелкомасштабной карте (участвуют все); определение направлений по Солнцу и звездам; упражнения на память направления; организация движения группы на трудных участках, тренировка выносливости (часть маршрута проходит по снежной целине по сильно пересеченной местности с густым подлеском). Разбор итогов похода. Составление отчета.

Третий поход — трехдневный (40 км). Подготовка похода (индивидуально). Учебная программа похода: стажировка дежурных инструкторов-проводников; составление описания пути движения (ОПД) и рисовка абрисов; упражнения на оценку длины пути по времени движения и скорости; тренировка; выносливости; обход препятствий по азимутам; проведение ближней разведки; организация бивака, охрана природы и памятников история и культуры, соблюдение гигиенических правил в пути и на привалах; разбор итогов похода.

Летнее зачетное путешествие (10—15 дней, протяженностью 120—150 км). Во время этого путешествия все учащиеся окончательно выполняют норму стажировки на звание младшего инструктора-проводника соответствующей маршруту категории. Приобретают навыки походной жизни и основ обслуживания на маршрутах, осваивают технику различных переправ через водные преграды и преодоления категорированных препятствий.

Сдача зачетов. Зачетные требования. Прохождение стажировки младшего инструктора-проводника (20 км). Выполнение трех контрольных работ с оценкой не ниже " удовлетворительно": контрольная работа № 1 - выкопировка небольшого участка крупномасштабной карты; контрольная работа № 2 — составление ОПД (описания пути движения) и абрисов отдельных сложных участков маршрута; контрольная работа № 3 — разработка маршрута двух-, трехдневного похода (схема, план движения, краеведческая характеристика района похода, заполнение маршрутного листа, постановка на учет в МЧС). Сдача устного зачета с оценкой не ниже " удовлетворительно".

Примерный тематический план третьего года(блок) занятий

  №   Темы занятий Количество часов
Всего теоретические занятия практические занятия
  Земля и карта, электронные средства ориентирования      
  Ориентирование линии      
  Изображение горного рельефа на топографической карте      
  Особенности ориентирования в сложном пешеходном походе      
  Маршрутная глазомерная съемка      
  Горы    
  Естественные препятствия в горах и в тайге, основы категорирования    
  Техника и тактика движения в сложном пешеходном походе      
  Подготовка и проведение категорийного туристского похода, документация, отчет.      
  Физическая подготовка участника сложных походов      
  Судейская спортивная подготовка, нормативы      
  Учебные походы    
  Подведение итогов летнего зачетного похода, участие в маршрутных соревнованиях    
  Тренировки и учебные соревнования    
  Инструкторская практика
  Проверка контрольных работ и сдача зачетов    
  Зачетный туристский поход
  Итого:      

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.