Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа дисциплины






I. Название дисциплины «Биоэтика»;

П. Шифр дисциплины / практики (присваивается Управлением академической политики и организации учебного процесса);

III. Цели и задачи дисциплины / практики:

А. Цели дисциплины:

- сформировать у студентов профессиональные компетенции в области постановки и решения биоэтических проблем, включая знание основных разделов биоэтики, необходимых для решения научно-исследовательских и практических задач в области фундаментальной и прикладной биологии

- развить у студентов навыки анализа проблем биомедицинской практики и биологических исследований, которые связаны с широкой философской, моральной и социально-правовой рефлексией.

Задачи дисциплины:

- сформировать представления о философско-научных, мировоззренческих и конкретно-научных основаниях биоэтики, истории ее становления и трактовке в различных социокультурных условиях;

- сформировать навыки постановки и решения биоэтических проблем в соответствии с современными нормативными документами разного статуса;

- сформировать рациональное отношение к моральному выбору.

- развить способности критического восприятия и оценки различных источников информации, приемами ведения дискуссии, полемики, диалога в решении дискуссионных биоэтических проблем.

 

 

IV. Место дисциплины:

А. Информация об образовательном стандарте и учебном плане:

— тип образовательного стандарта и вид учебного плана: интегрированный магистр МГУ, учебный план бакалавриата;

— направление подготовки Биология

Б. Информация о месте дисциплины / практики в образовательном стандарте и учебном плане:

— базовая часть,

— блок дисциплин - общекультурная подготовка;

— тип - обязательный;

— курс - 2 курс;

— семестр – 3 семестр;

В. Перечень дисциплин, которые должны быть освоены для начала освоения данной

дисциплины / прохождения данной практики;

Г. Общая трудоемкость - 144 часа, 4 з.е.;

Д. Форма промежуточная аттестации - зачет;

V. Формы проведения:

А. Для дисциплин:

— форма занятий с указанием суммарной трудоемкости по каждой форме:

лекции – 36 часов;

самостоятельная работа - 108 часов;

— формы текущего контроля (коллоквиумы, контрольные, письменные работы, рефераты, кейсы и др.);

VI. Распределение трудоемкости по разделам и темам, а также формам проведения занятий с указанием форм текущего контроля и промежуточной аттестации:

 

№ п/п Наименование разделов и тем дисциплины Трудоемкость (в ак. часах) по формам занятий Формы контроля  
        Аудиторная работа Самостоятель­ная работа  
        Лекции Семинары Лабораторная работа    
  Тема 1. Предмет биоэтики. Проблема определения и история становление предметной области биоэтики.          
  Тема 2. Мировоззренческие, философские и конкретно-научные основания биоэтики.          
  Тема 3. Биоэтика и современная биомедицинская этика.          
  Тема 4. Основные направления биоэтических дискуссий в сфере медицины. Проблема ценности человеческой жизни в свете современных знаний о биологии человека.          
  Тема 5. Биоэтические проблемы в контексте интенсивного развития биотехнологии.          
  Тема 6. Реализация биоэтических принципов в научно-исследовательской деятельности биолога: от теории к практике.          
  Тема 7. Биоэтика и вопросы биомедицинских экспериментов на человеке.          
  Тема 8. Правовые и социокультурные вопросы биоэтики. Перспективы развития биоэтики.          
  Итого:          
             

 

 


 

VII. Содержание дисциплины:

Тема 1. Предмет биоэтики. Проблема определения и история становление предметной области биоэтики. Специфика формирования биоэтики как дисциплины: междисциплинарный характер и ориентированность на решение социально-практических задач. Биомедицинские факторы формирования биоэтики. Основные биоэтические центры. Значение биоэтической работы и роль биоэтических комиссий, комитетов в профессиональной деятельности биолога.

Тема 2. Мировоззренческие, философские и конкретно-научные основания биоэтики. Биоэтика и основные этические концепции. Этические принципы и формы регуляции деятельности биолога: этика, этикет, право, религия, обычаи и мораль. Биоэтика и религиозное мировоззрение. Антропоцентризм, социоцентризм, биоцентризм как мировоззренческие установки. Биоэтика и специфика предмета биологии. Место биологии в системе наук. Социогуманитарные признаки предмета и метода биологии. Методы научного познания в научно-исследовательской практике: соотношение наблюдения, эксперимента, моделирования. Методология биоэтических исследований: жизнь, ее формы и проблема редукции. Эволюционная этика как натуралистическое основание биоэтики.

Тема 3. Биоэтика и современная биомедицинская этика. Факторы, обусловливающие трансформацию традиционной профессиональной медицинской этики в современную биомедицинскую этику. Сущность и междисциплинарный характер современной биомедицинской этики. Принципы, правила и права в биомедицинской этике. Личность, здоровье, болезнь. Особенности этического поведения в системе врач-пациент, исследователь-испытуемый (основные модели).

Тема 4. Основные направления биоэтических дискуссий в сфере медицины. Проблема ценности человеческой жизни в свете современных знаний о биологии человека. Медикобиологическое вмешательства в репродукцию человека: статус эмбриона и проведение исследований на эмбрионах, этические проблемы аборта, использования фетальных тканей в научно-исследовательских и медицинских целях, контрацепции и стерилизации, искусственное оплодотворение и «суррогатное материнство», пренатальная диагностика. Смерть и умирание: биологические, медицинские и этико-правовые аспекты. Проблема эвтаназии, биоэтические аспекты паллиативной помощи. Биоэтические проблемы трансплантологии и психиатрии: сохранения физической и психической целостности в современной медицине.

Тема 5. Биоэтические проблемы в контексте интенсивного развития биотехнологии. Статус субъекта в связи с применением биотехнологий. Биоэтические принципы и методы генной инженерии. Этико- философские проблемы развития нанотехнологий. Этические статус проектов синтетической биологии, микрочипирования человека и животных. Социальные и этико-правовые проблемы, связанные с применением биотехнологий.

Тема 6. Реализация биоэтических принципов в научно-исследовательской деятельности биолога: от теории к практике. Этические аспекты исследований с использованием биологических моделей и лабораторных животных. Законодательство в области работы с лабораторными животными. Дизайн процедур и планирование исследований. Планирование исследования с использованием лабораторных животных. Систематический обзор. Написание плана исследования. Ведение сопроводительной документации. Выбор модели, оценка количество животных в исследовании. Выбор дизайна эксперимента. Методы исключения субъективности при сборе и обработке данных Статистические методы обработки.

Тема 7. Биоэтика и вопросы биомедицинских экспериментов на человеке. Нравственные принципы экспериментирования. Типология экспериментов на людях. Участие детей в экспериментах.

Тема 8. Правовые и социокультурные вопросы биоэтики. Перспективы развития биоэтики. Неоевгеника и биоэтика. Влияние социальных и культурных факторов на восприятие, формулирование и решение биоэтических проблем.

VIII. Перечень компетенций, формируемых в результате освоения дисциплины:

владение знаниями фундаментальных разделов современного естествознания, информатики, биоэтики, необходимых для решения научно-исследовательских и практических задач в области фундаментальной и прикладной биологии (ПК-1)

IX. Используемые образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии:

А. Образовательные технологии:

Лекции. Материалы к лекционной части курса, включающие план лекций, формулировки центральных проблем и определений, презентации и т.п., рекомендуется делать доступными для студентов, в том числе, размещая в Интернете.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.