Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производительный и непроизводительный труд.






За перечисленными отраслями занятий, результаты которых прямо или косвенно воплощаются в материальных продуктах, следует обширная область так называемых личных услуг, которые не осуществляются в каких-либо внешних материальных благах. Таков, например, труд домашней прислуги, музыканта, актёра. Сюда же принадлежат услуги армии и флота, администрации и суда, труд учителя, врача, адвоката и т.д. Уже Адам Смит выделил указанные виды занятий в особую категорию, под названием н е п р о и з в о д и т е л ь н ы й т р у д. Чтобы пояснить различие, существующее между экономической природой производительных и непроизводительных занятий, Смит противополагает труд фабричного рабочего труду домашней прислуги. «Труд фабричного рабочего, - говорит он, - прибавляет к ценности обрабатываемого материала стоимость своего содержания и прибыль хозяина; труд служителя, напротив, не прибавляет ничего, никакой ценности. Первый, несмотря на получаемую им плату, в сущности ничего не стоит своему хозяину, так как стоимость задельной платы входит в ценность предмета, к которому труд приложен; но содержание, потребляемое служителем, не возвращается более. Человек обогащается, употребляя в деле множество производительных рабочих, и разоряется содержанием многочисленной прислуги. Труд работника прилагается к предмету, который может быть продан и сохранён, хотя на некоторое время после того, как он окончен; предмет этот, или, что тоже, цена его может, если понадобится, привести в движение количество труда, равное тому, которое было первоначально употреблено на его изготовление. Труд служителя, напротив того, не прилагается и не осуществляется ни в какой вещи или предмете, которые подлежали бы продаже; услуга его погибает в ту минуту, как она оказана, и потому не оставляет за собою никакого следа или ценности, за которую можно было бы впоследствии приобрести такую услугу».

Против приведённой классификации Адама Смита, которая делит все разнообразные виды труда на производительные и непроизводительные, существовало в экономической литературе много возражений. Некоторые писатели вооружились против деления Адама Смита на том основании, что оно будто бы унижает названием «непроизводительный» некоторые полезные и необходимые для жизни общества виды труда. По терминологии Смита, указывали они, представляется производительным труд мастера, изготовлявшего скрипку и непроизводительным труд скрипача, играющего на ней (Гарнье), производительным труд человека, воспитывающего свиней, и непроизводительным труд человека, воспитывающего людей (Лист). Но все эти и подобные возражения против Смитовского деления основаны на неверной оценке его значения. Когда Смит и его последователи различают производительный и непроизводительный труд, они вовсе не хотят этим сказать, чтобы последний представлял собою нечто низшее по сравнению с первым. Труд чиновника, солдата, учителя представляется в высшей степени необходимым занятием для общества и бывает не только не менее, но даже более почтенным, чем труд, непосредственно направленный на добывание хозяйственных благ; но, тем не менее, он всё-таки является непроизводительным в том смысле, что не увеличивает запаса полезных предметов, не создаёт новых ценностей. В основании экономической классификации занятий, установленной Адамом Смитом, лежит не нравственная оценка различных видов труда по их важности для общества, а их значение единственно только в ограниченной сфере народного хозяйства, их отношение к производству хозяйственных благ. Мы называем поэтому, производительными лишь известный ряд хозяйственных действий, результаты которых осуществляется в материальных предметах, увеличивающих запас народного имущества и служащих прямым источником вознаграждения и содержания для лица, их создавшего. Продукты производительного труда представляют собою эквивалент потраченного на их приготовление рабочего времени и могут быть сохраняемы и пускаемы в обмен в полной своей меновой ценности. Напротив, непроизводительным на языке политической экономии признаётся всякий труд, который кончается непосредственным наслаждением, не увеличивает суммы материальных предметов, служащих к удовлетворению человеческих потребностей, и получает своё вознаграждение из запаса других, уже ранее созданных ценностей. Это основное различие в экономической природе обеих категорий человеческих занятий не следует упускать из виду, когда идёт речь об анализе хозяйственного труда. С такой точки зрения не трудно заметить разницу между трудом скрипичного мастера, который может променять произведённую им скрипку на продукт совершенно равного труда, и трудом музыканта, который своей игрой не создаёт никакого материального предмета, могущего служить источником его вознаграждения. С этой точки зрения не трудно показать и несправедливость воззрения Д.С.Милля, который относит к разряду производительных занятий труд, создающий «полезности, вложенные и осуществлённые в людях», мы не можем указать никакого определённого предмета, который был бы непосредственно произведён, например, при помощи труда школьного учителя и т.п.

Но даже среди тех отраслей труда, которые прямо направляются на производство хозяйственных благ, существует некоторая доля, которую следует отнести к разряду непроизводительных. Труд, по существу своему производительный, становится непроизводительным в том случае, если он расходуется в количестве большем, нежели какое действительно потребно для изготовления известного блага при данном состоянии технических знаний и данных внешних условиях природы. Если по незнанию нерасчётливости или просто по привычке в плуг, который может быть передвигаем вполне удобно одною лошадью, запрягают двух лошадей, то труд на содержание лишней лошади представляет непроизводительную затрату, хотя и употреблён на производство. В каждом обществе, в силу существования определённых потребностей и ограниченного запаса труда, должно существовать известное отношение между производством и потреблением. Распределение существующего запаса сил должно находиться в зависимости от данного состояния в обществе технических знаний и потребностей; более настоятельные нужды должны быть удовлетворены ранее других. Представим себе, что по состоянию технических знаний, на одно производство пищи должно быть употреблено каждым членом общества средним числом 300 рабочих дней 250, а на все другие потребности остальные 50 дней. Если при таком положении дел будет затрачено на одежду, жилище и пр. не 50, а 100 дней, то весь излишний труд свыше 50 дней будет употреблён непроизводительно. Но тот же самый труд приобретает характер производительного, если, вследствие усовершенствования технических приёмов, на добывание пищи человеку потребуется вместо 250 дней только 200. Таким образом, даже из области занятий, создающих хозяйственные блага, мы должны выделить в разряд производительных лишь те затраты труда, которые прилагаются в количестве, необходимом по данным общественным условиям производства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.