Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация хозяйства.






В области хозяйства люди редко действуют изолированно; по большей части они вступают между собою в различные отношения и завязывают взаимные связи. Эти отношения хозяйствующих субъектов не представляют собою чего-либо данного извне; они слагаются благодаря деятельности самих людей. Для обозначения взаимных отношений между отдельными хозяйствующими субъектами политическая экономия усвоила термин – о р г а н и з а ц и я х о з я й с т в а, прямо указывающий на активное участие человека в создании этих отношений.

В вопросе об организации хозяйства представляется важным выяснить, под влиянием каких сил возникают разнообразные отношения между хозяйствующими лицами, какие мотивы руководят действиями людей при преследовании хозяйственных целей, и какие главные виды принимает организация хозяйства под влиянием означенных мотивов.

Политическая экономия на ранней стадии своего развития считала единственным мотивом хозяйственной деятельности во всех её проявлениях, л и ч н ы й и н т е р е с, стремление достигнуть наибольших выгод при наименьших пожертвованиях. Но последующая критика показала, что одним влиянием мотива личного интереса нельзя объяснить всего разнообразия наблюдаемых явлений, что в каждом периоде хозяйственной истории, наряду с личным интересом, обнаруживает своё действие присущее человеку ч у в с т в о о б щ е н и я, которое побуждает его соединяться в союзы и даёт происхождение общественной власти. Личный интерес – стремление достигнуть наибольших выгод при наименьших пожертвованиях, и интерес общественный – стремление к общему благу, присущее человеку – вот те главные основные начала, под влиянием которых совершается организация хозяйства, происходит устройство экономических отношений между людьми. Некоторые писатели (Шеффле – А.Вагнер) указывают ещё на третье, как бы вспомогательное начало, на начало благожелания, благотворительности («каритативное» (от слова caritas), как называет его Шеффле); но это начало имеет ограниченное применение в специальных вопросах политической экономии, и потому мы находим возможным пока оставить его без внимания).

Указанные два основные начала экономической деятельности дают происхождение двум главным типам хозяйственной организации: преследование личного интереса вызывает так называемую, ч а с т н о-х о з я й с т в е н н у ю о р г а н и з а ц и ю, преследование общественного интереса даёт начало о р г а н и з а ц и и о б щ е с т в е н н о-х о з я й с т в е н н о й. Различие между этими двумя типами, согласно анализу Ад.Вагнера, сводится, с чисто-экономической точки зрения, к способу распределения пожертвований и выгод между отдельными хозяйствующими лицами. В организации частно-хозяйственного типа люди стремятся при каждом отдельном акте своей деятельности установить возможно полное соответствие между сделанным пожертвованием или затратой и получаемой выгодой. Основной пружиной их действия служит начало личного интереса, регулируемое соперничеством. Это стремление осуществляется в меновом процессе посредством рыночной борьбы хозяйствующих субъектов, из которых каждый добивается получить для себя, при наименьших затратах, возможно большую личную выгоду. В результате такой борьбы, на каждый предмет труда, на каждую услугу устанавливается оценка, соответствующая, по мнению участвующих лиц, как сделанным на них затратам, так и их полезности. Порядок отношений между людьми при этой системе вырабатывается не по какому-либо сознательному плану, а как бы бессознательно, путём частных сделок, компромиссов, которыми заканчивается борьба интересов. – Напротив, в организации о б щ е с т в е н н о-х о з я й с т в е н н о г о т и п а руководящим началом деятельности является не личная выгода участников, а соображения общей пользы, сознание общего интереса. Отношение выгод, приобретаемых участниками такой организации, к сделанным ими пожертвованиям и затратам определяется не случайною борьбою интересов и соперничеством, а взаимным соглашением или авторитетом власти; при этом, распределение пожертвований между отдельными членами может совершаться по иному масштабу, нежели распределение выгод, вследствие чего по отношению к отдельным участникам часто не существует того соответствия между пожертвованиями и выгодами, которое составляет характерную черту частно-хозяйственной организации.

Поясним на примере различие указанных типов хозяйственной организации. Положим, что в данной местности нужно провести шоссейную дорогу. Эта цель может быть достигнута, во-первых, посредством частного предприятия. Предприниматель устраивает шоссе на свои средства и эксплуатирует его собственными усилиями на свой риск. Для возмещения затрат, предприниматель взимает с каждого, пользующегося шоссе, плату в таком размере, который, по его расчёту, покрывает издержки. Личный интерес предпринимателя побуждает его взять с лиц, проезжающих по шоссе, возможно больше; интерес же последних, напротив, состоит в том, чтобы воспользоваться выгодой, доставляемою дорогой, с наименьшим с их стороны пожертвованием. Результатом этой борьбы интересов является такой способ пользования шоссейною дорогою, по которому каждому проезжающему придётся вносить определённую плату за каждый проезд по шоссе, вследствие чего пожертвования каждого отдельного лица на содержание шоссе, распределяется соответственно числу сделанных проездов и, следовательно, пропорционально извлекаемой им выгоде. – Но то же самое шоссе можно устроить и иным способом – в форме общественного предприятия. Землевладельцы или вообще лица, нуждающиеся в шоссе, могут соорудить его совокупными средствами, по взаимному соглашению, и распределить издержки постройки и ремонта или поровну между участниками, или по какому-либо иному масштабу, признаваемому за целесообразный и справедливый. С другой стороны, общественная власть в лице государства, земства или общины может устроить дорогу на счёт средств, приобретённых путём налогов. В том и другом случае каждому лицу, нуждающемуся в шоссе, придётся нести известную долю пожертвований на оплату его устройства, но размер этих пожертвований может не находиться ни в каком соответствии со степенью пользы, приносимой дорогою отдельному лицу: взносы отдельных лиц могут быть распределены, например, пропорционально их имущественной состоятельности, размер же пользования шоссе не имеет, конечно, никакого отношения к этому признаку.

В современном хозяйственном строе большая часть потребностей удовлетворяется путём частно-хозяйственной организации: тем не менее, наряду с предприятиями этого типа, существует целый ряд государственных и общественных учреждений для хозяйственных целей, каковы, например, общественные пути сообщения, банки, почты, телеграфы. Совместное существование различных форм представляется вполне естественным, ибо каждая из них имеет свою роль в общем строе хозяйства и не может быть вполне заменена другою.

А. ЧАСТНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ГРАНИЦЫ ЕЁ ПРИМЕНЕНИЯ. Частно-хозяйственная организация господствовала в течение длинного ряда минувших веков; она же преобладает и в настоящее время. Представляя собою самое простое и естественное устройство для удовлетворения потребностей отдельных лиц, частно-хозяйственная организация обладает многими незаменимыми достоинствами. Мотив личного интереса заставляет человека останавливаться на производстве такого рода благ, которые особенно нужны обществу в данный момент; тот же мотив побуждает его, с другой стороны, к наиболее энергичному труду и к возможно большему сокращению издержек производства. К действию личного интереса в частно-хозяйственной организации присоединяется ещё влияние соперничества или конкуренции. Каждый, повинуясь влечению личного интереса, стремится достигнуть возможно большей суммы выгод с наименьшими издержками. Если какой-либо производитель неудачно выполнит эту задачу, то его собьёт с занятой позиции другой, более искусный соперник и, таким образом, господствующее положение останется за предприятиями самыми совершенными с хозяйственной точки зрения.

Однако, частно-хозяйственная организация, не смотря на все её удобства, не всегда гарантирует правильное удовлетворение потребностей народного хозяйства. Произвол отдельных лиц в направлении их труда, при расширяющихся постоянно границах обмена, нередко влечёт за собою нарушения хозяйственного равновесия, - кризисы, которые падают всею тяжестью на беднейшую часть населения. Увлекаясь временным спросом на известного рода товары, предприниматели чрезмерно расширяют производство, загромождают рынки и производят быстрое и неожиданное падение цен. – Далее, личная выгода предпринимателей в применении ко многим родам общественных потребностей не может обеспечить полного и добросовестного их удовлетворения. Примером могут служить водопроводы и освещение в руках частных компаний. Потребность в этих предметах в высшей степени настоятельна, а между тем какое-нибудь несовершенство управления, а иногда и мелкий расчёт могут лишить жителей воды и света. – Кроме того, в народном хозяйстве встречается не мало случаев, когда предприятия, устроенные для удовлетворения каких-либо потребностей общежития, существуют в слишком малом числе или, что тоже, обладают монополией. Пример такого положения представляют железные дороги, из которых каждая обыкновенно пользуется монополией перевозки в своём районе. Если такие предприятия устроены на началах частного хозяйства, то они могут воспользоваться своею властью в ущерб обществу; например, железные дороги имеют возможность назначить плату за провоз, убыточную и обременительную для публики.

Приведённые соображения показывают, что для применения начал частно-хозяйственной организации существуют известные границы, так что по отношению к отдельным хозяйственным целям предстоит всякий раз решать: целесообразнее ли в данном случае этого рода организация или же какая-либо форма общественного хозяйства.

Б. ОБЩЕСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ГРАНИЦЫ ЕЁ ПРИМЕНЕНИЯ. Отличительная черта общественно-хозяйственной организации заключается в том, что она строится на начале не личного интереса, а общего блага, и что в ней отношения между выгодами и пожертвованиями отдельных участников определяются не стремлением каждого из них к наибольшей выгоде и рыночною борьбою, а свободным соглашением заинтересованных лиц или принудительным авторитетом общественной власти. Вследствие двоякого способа определять отношение между выгодами и пожертвованиями отдельных участников, следует различать два вида общественных предприятий: одни основываются на свободном соглашении между членами (товарищества, ассоциации), другие создаются и поддерживаются принудительным авторитетом общественной власти (напр., власти губернской, земства, общины).

С в о б о д н ы е о б щ е с т в е н н ы е п р е д п р и я т и я возникают под влиянием расчёта, указывающего человеку выгоды соединения сил. Издержки таких хозяйств распределяются между отдельными членами не по началу равенства выгод и пожертвований, как в частных предприятиях, а по известному условленному масштабу, при котором соображения получаемых выгод могут вовсе не иметься в виду, напр., по степени состоятельности участников, или поровну. Свободные общественные хозяйства особенно применимы к таким потребностям отдельных классов и сословий, которые, не касаясь всего народа, не могут сделаться предметом забот со стороны государства или общины. Сюда можно отнести средневековые купеческие гильдии, ремесленные цехи, а в настоящее время – рабочие союзы. Впрочем, при отсутствии или частной предприимчивости, или государственной инициативы, по этому типу организуются иногда учреждения, назначенные для удовлетворения коллективных потребностей всего населения целой местности. Таковы, например, общества взаимного страхования, взаимного поземельного кредита. Представляя несомненные выгоды для участников, свободные общественные предприятия не лишены некоторых трудностей в осуществлении: для успешного ведения их требуется известное воспитание характера, нравственная дисциплина, умение и привычка подчинять общему благу свои личные выгоды.

Другую, гораздо более важную форму общественно-хозяйственной организации представляет та, которая создаётся и поддерживается принудительным авторитетом общественных союзов. Такие п р и н у д и т е л ь н ы е о б щ е с т в е н н ы е п р е д п р и я т и я могут связывать собою членов целого государства, (наприм. государственные кредитные учреждения), жителей одной провинции (губернские пути сообщения), членов одной общины (городское освещение, водоснабжение), или участников самостоятельных заинтересованных групп (обязательные товарищества землевладельцев для устройства орошения и осушения). Во всех таких случаях издержки производства покрываются путём принудительных сборов, которые раскладываются общественною властью, по установленному масштабу, между участниками. Таким образом, принудительный авторитет власти производит здесь то, что в частно-хозяйственной организации достигается личным интересом и конкуренцией.

П р е д е л ы п р и м е н е н и я о б щ е с т в е н н о-х о з я й с т в е н н о й о р г а н и з а ц и и.

а). Так как личный интерес представляет для большинства людей более сильный мотив к напряжению ума и энергии, нежели требования общего блага, хотя бы и подкреплённые предписаниями власти, то, по распространённому убеждению, общественные предприятия идут вообще менее удачно, нежели частные. Действительно, при отсутствии той могучей пружины человеческой деятельности, которая даётся личным интересом, общественное хозяйство вынуждено обращаться к другим стимулам, - чувству долга и страху ответственности. Но чувство долга может иметь надлежащую силу лишь на высокой ступени развития общественной нравственности. Чтобы установить влияние другого стимула – страха ответственности, приходится ограничивать деятельность участников разнообразными правилами и зорко следить за точным исполнением правил. Но регламентация деятельности исполнительных органов, которая по необходимости должна быть приноровлена к среднему уровню человеческих способностей и нравственного развития, неизбежно является тормозом, задерживающим плодотворное проявление личной инициативы и энергии отдельных лиц, более богато одарённых. С другой стороны, существование обязательных правил обусловливает собою необходимость сложного контроля и многочисленных формальностей, вызывающих, в конце концов, вялость и рутинное ведение дела. б). Применение начала принуждения, непременно стесняет в известной степени область личной свободы. Так, например, я могу вовсе не желать участвовать в обязательном страховании от огня, предпочитая почему-либо иметь дело с частным страховым предприятием. в). Всякая новая обязанность возлагает на общественную власть новые задачи, тогда как последняя и без того обременена многими делами; чрезмерность же занятий имеет результатом то, что всё исполняется неудовлетворительно: многие задачи не выполняются вовсе, другие отлагаются. г). Но что всего важнее, чрезмерное распространение принудительных общественных предприятий отучает народ от забот о собственных интересах. «У народа, не имеющего привычки к самостоятельному действованию для общих интересов», говорит Д.С.Милль, «привыкшего ждать от правительства приказания, или побуждения во всех общественных делах, надеяться, что правительство будет делать за него всё, выходящее из области привычки и рутины, - у такого народа способности разовьются лишь наполовину; в его воспитании недостанет одной из главнейших сторон» (II, 476). Приведённые возражения достаточно сильны для того, чтобы избирать общественно-хозяйственную организацию только при условии, когда целесообразность её может быть оправдана вескими аргументами. Однако, во многих случаях общественно-хозяйственная организация является или безусловно необходимой, или же более выгодной с точки зрения общего интереса, нежели частнохозяйственная.

1). Есть случаи, в которых стремление к личной выгоде, составляющее необходимую основу частнохозяйственной организации, не в состоянии создать и поддержать необходимые предприятия. Некоторые дела, важные в интересах общества, не дают частному лицу надлежащего вознаграждения. Так, например, регулирование русла судоходных рек есть дело высокого экономического значения; но оно недостаточно окупается, почему и не может быть, за редкими исключениями, произведено на началах частно-хозяйственных. То же нужно сказать о проведении рельсовых путей в новых местностях, которое, по крайней мере, в первое время, не всегда может обещать достаточные выгоды. Если предоставить проведение железных дорог исключительно частной предприимчивости, то появятся только дороги, обещающие хороший барыш, а так называемые «культурные пути», которые призваны оживить малонаселённые местности, проводиться не будут. Далее, иногда выгода от предприятия может быть получена только через такой длинный срок, который превышает человеческую расчётливость; таково, например, высокоствольное лесное хозяйство с оборотом почти в три человеческие поколения; для отдельного лица возможность получить выгоду через сто лет слишком отдалена, чтобы побуждать его выращивать и поддерживать такие леса, почему они вернее сохраняются, когда находятся в заведении государства.

2). С другой стороны, есть предприятия, выгодные сами по себе, но не доступные в данное время для частной предприимчивости, вследствие отсутствия в народе духа инициативы. «Бывают такие времена и такие положения нации», говорит Д.С.Милль, «когда всякое дело, действительно важное для общей пользы, должно исполняться правительством, потому что частные лица, хотя и могут, но не хотят исполнить это дело. Есть такие времена и места, что не было бы ни дорог, ни доков, ни каналов, ни пристаней, ни больниц, ни первоначальных, ни высших училищ, ни типографий, если бы их не устраивало правительство: народ или так беден, что не имеет средств к тому, или так неразвит умственно, что не может оценить их пользу, или так не привычен к общему действованию, что не умеет распоряжаться этими делами» (II, 504). Но даже при отсутствии тех предположений, о которых говорит Д.С.Милль, общество не всегда бывает способно сразу оценить выгоды непривычного дела и, напротив, охотно выполняет его, когда будет доказана примером его выгодность. Государство бывает нередко вынуждено само заводить фабрики, предпринимать улучшения земледельческого хозяйства только затем, чтобы примером убедить народ в их выгодности. Разведение картофеля составляет теперь важную отрасль земледелия, но надо было, чтобы правительство на своих фермах начало разводить картофель и воочию показало всю выгодность этого продукта; лишь тогда частные лица взялись за него.

3). Есть случаи, в которых непонимание или упрямство отдельных лиц может помешать осуществлению необходимого для всех предприятия и где потому нельзя организовать дела без участия общественного принуждения. Таково, например, разверстание и округление чрезполосных земельных угодий, устройство орошения и осушения. В тех местностях, где сельское хозяйство не может вестись без искусственного орошения, это последнее обыкновенно устраивается на началах принудительного общественного хозяйства. Нарушив порядок пользования водою, каждый отдельный владелец может расстроить все расчёты и благосостояние прочих, и потому этот порядок должен быть поставлен под охрану власти. Подобным же образом учреждения, возникающие в общих интересах рабочих классов, например, страховые кассы на случай болезни, увечья или старости, могут быть, по-видимому, осуществлены только при участии общественной власти, так как для этого требуется подчинение общему решению громадной массы лиц, из которых многие, из ложно понятых личных выгод, могут быть заинтересованы в нарушении установленных правил, например, отказе от взносов в страховые кассы.

4). Общественно-хозяйственная организация выгоднее, когда по самой природе своей предприятие может быть монополизировано. Недостаток конкуренции может зависеть или от того, что предприятие, по обширности своей, требует слишком крупного капитала, как, например, железные дороги, или же пользуется какою-либо естественною привилегией (например, удобный порт на морском берегу). Относительно монопольных предприятий нужно сказать, что в них пропадает тот мотив к хозяйственности, который даётся конкуренцией и, следовательно, исчезает то соображение, которое оправдывало бы передачу выгод монополии в частные руки. С другой стороны, есть все основания предполагать, что общественное хозяйство, не имея надобности заботиться только о выгодах, будет пользоваться монополией менее стеснительно для публики, нежели частно-хозяйственное предприятие.

5). В некоторых случаях ведение дела общественным предприятием настолько экономизирует труд и издержки, что этим перевешиваются все невыгодные стороны общественно-хозяйственной организации. Замощение улиц, освещение, водоснабжение обойдутся целому городу дешевле, чем отдельным домовладельцам.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.