Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный экзамен






Горшков И.Д., Данилов А.Ю.


Подготовка к итоговым аттестационным испытаниям
для специальности " Социально-культурный сервис и туризм"

Методические указания

 

Государственный экзамен

Государственный экзамен является итоговым аттестационным испытанием, порядок проведения и программа которого определяются на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по образованию в области сервиса, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по специальности 230500 " Социально-культурный сервис и туризм". Государственный экзамен проводится государственной аттестационной комиссией, назначаемой приказом ректора из наиболее опытных преподавателей тех дисциплин, вопросы по которым вынесены на экзамен.

В соответствие со спецификой специальности государственный экзамен для студентов специальности " Социально-культурный сервис и туризм" носит междисциплинарный характер. Перечень вопросов, выносимых на итоговый экзамен по специальным дисциплинам, определяются вузом с учетом особенностей реализуемой образовательной программы. Сюда включаются основные вопросы дисциплин соответствующей специальности и специализации. В целях оптимизации подготовки студентов к государственному экзамену приблизительно за месяц до утвержденного рабочими учебными планами срока экзамена организуются обзорные лекции по дисциплинам, вопросы которых вынесены на государственный экзамен. Билеты к государственному экзамену утверждаются проректором по учебной работе ВУЗа и состоят из двух теоретических вопросов и одного практического задания. В ходе раскрытия теоретических вопросов студент должен продемонстрировать как конкретные знания по определенному аспекту дисциплины, обозначенному в билете, так и общее владение теоретическими и практическими знаниями, навыками, терминологическим аппаратом, предусмотренным учебными программами по данной дисциплине. Практические задания даются по дисциплинам, вопросы по которым вынесены на государственный экзамен. Выполнение практического задания должно показать умение студента применять полученные в ходе обучения знания и навыки в конкретной практической ситуации.

Решение об оценке за государственный экзамен принимается на закрытом совещании всех членов государственной экзаменационной комиссии после сдачи государственного экзамена всеми студентами в данный день.

Вопросы к междисциплинарному государственному экзамену " Теория и практика в социально-культурном сервисе и туризме"

Дисциплина " Маркетинг в СКСиТ"

1. Особенности потребительского поведения в туризме. Сущность и виды потребительского поведения. Расходы на туризм в общих расходах домохозяйств. Зависимость спроса на туризм от рыночной конъюнктуры. Факторы роста расходов на туризм.
2. Бренд и его создание. Особенности брендов в сфере СКСиТ. Сущность бренда и его отличие от торговой марки. Создание бренда и его специфика. Значение бренда в продвижении торговой марки. Значение бренда в сфере СКСиТ.
3. Маркетинговые исследования в сфере СКСиТ. Маркетинговые исследования и их цели. Виды маркетинговых исследований. Количественный и качественные методы.
4. Конкурентоспособность в сфере СКСиТ. Понятие конкурентоспособности. Конкурентная среда фирмы. Факторы способствующие повышению конкурентоспособности.
5. Сущность и содержание маркетинга. Специфика маркетинга в сфере СКСиТ. Маркетинг и его значение в управлении фирмой. Значение маркетинга в сфере СКСиТ. Виды маркетинга. Соотнесение маркетинга с другими видами управления и деятельности фирмы.

Дисциплина " Менеджмент в СКСиТ"

6. Бизнес планирование в сфере СКСиТ. Бизнес план и его задачи. Структура бизнес плана.
7. Проектирование в сфере СКСиТ. Сущность проектирования и его задачи. Этапы составления проекта. Проектирование и развитие фирмы. Стратегическое проектирование.
8. Управленческая деятельность в сфере СКСиТ и критерии ее оценки. Сущность управленческой деятельности в сфере услуг. Критерии оценки управленческой деятельности.
9. Принятие управленческих решений в сфере СКСиТ. Сущность управленческого решения в сфере услуг. Виды управленческих решений. Централизация и делегирование полномочий. Риски при принятии управленческих решений.
10. Управление и профилактика конфликтов в туристской сфере. Конфликты и их виды. Конфликтная среда. Профилактика конфликтов и их разрешение.

Дисциплина " Правовое регулирование в СКСиТ"

11. Договор о реализации туристского продукта: понятие, сущность, содержание. Договор о реализации туристского продукта как разновидность договоров возмездного оказания услуг. Субъектный состав и форма договора. Существенные условия договора о реализации туристского продукта. Основания изменения и прекращения действия договора.
12. Посреднические договоры в сфере СКСиТ. Основные признаки и значение посреднических договоров. Виды посреднических договоров. Агентский договор как наиболее распространенная разновидность посреднических договоров, применяемых в туристской сфере. Субъектный состав и форма агентского договора. Права и обязанности агента и принципала. Содержание агентского договора. Основания изменения и прекращения действия агентского договора.
13. Страхование в сфере СКСиТ. Значение страхования в сфере СКСиТ. Добровольное и обязательное страхование. Договор страхования. Права и обязанности страховщика и страхователя. Обязательное медицинское страхование. Виды добровольного страхования. Страховые премии, страховые случаи и страховые выплаты.
14. Современное российское законодательство о туризме. Эволюция российского законодательства о туризме. Нормативные правовые акты в сфере туризма. Законы и подзаконные акты. Достоинства и пробелы в законодательстве в сфере туризма. Нормы международного права о туризме.
15. Основные права и обязанности туристов. Право на свободное передвижение и право на отдых - важнейшие конституционные права человека и гражданина. Права и обязанности туристов в соответствии с Федеральным законом " Об основах туристской деятельности в РФ". Основные нарушения прав туристов в современной России. Правовые последствия нарушения прав туристов.

Дисциплина " Теоретические основы СКСиТ"

16. Туристская индустрия, её особенности и структура. Структура туристской индустрии и индустрии гостеприимства. Средства размещения. Средства транспорта. Объекты общественного питания. Объекты и средства развлечения. Объекты познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения. Организации, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность. Организации, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
17. Туристский продукт: определение, особенности и его компоненты (товары, работы, услуги). Туристский продукт: определение и особенности. Туристские услуги: бронирование, перевозка, размещение, питание, аттракции. Туристские работы: информационные услуги, банковские услуги, финансовые услуги, страхование, фотоуслуги. Туристские товары: сувениры, снаряжение, товары туристического ассортимента и т.д.
18. Особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта. Формирование туристского продукта. Определение последовательности услуг и работ. Составление программы тура. Заключение договоров на предоставление услуг и выполнение работ. Бронирование и резервирование по заказу клиента. Продвижение туристского продукта. Генерация мотивации. Реклама туров и услуг. Реализация туристского продукта. Продажа и контроль за исполнением услуг и выполнением работ.
19. Понятие и основные функции туризма. Путешествия и туризм. Туризм как частный случай путешествий. Определение туризма. Туризм - массовое явление ХХ - начала XXI вв. Место постоянного проживания и место временного посещения. Цели туризма. Основные особенности и функции туризма.
20. Принципы классификации туризма. Изменение отношения к отдыху. Право на отдых как значимая сторона жизни. Классификация туризма по различным основаниям. Внутренний и международный туризм. Плановый и самодеятельный туризм. Другие виды туризма.
21. Туроператоры и турагенты в туристской индустрии. Туроператоры и их деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта. Турагенты и их деятельность по продвижению и реализации туристского продукта.
22. Религиозный туризм и паломничество. Понятие религиозного туризма. Религиозное паломничество. Путешествия с религиозными целями. Религиозные праздники и церемонии.
23. Экологический туризм. Тенденция к здоровому образу жизни. Экологизм сознания. Экологичность туризма и экологический туризм. Особенности программ экотуров. Перспективы экологического туризма в РФ и в Ярославской области.
24. Культурно-познавательный туризм. Роль туризма в совершенствовании и углублении знаний о природе, культуре и истории человечества. Основные туристские центры культурно-познавательного туризма. Объекты туристского интереса.
25. Рекреационный туризм. Рекреалогия и туризм. Роль туризма в восстановлении духовных и физических сил человека, а также в лечении. Центры рекреационного туризма. РФ - социальное государство. Конституция РФ о праве граждан на охрану здоровья и отдых.
26. Деловой туризм. Коммерческие и профессионально-деловые цели туристов. Бизнес-поездки. Конгресс-туры (конгрессный туризм). Инсентив-туризм. Обмен опытом. Профессиональное обучение.
27. Социальный туризм. Социальный туризм как разновидность туризма. Роль государства, государственных и негосударственных фондов, благотворительных организаций в социальном туризме. Дотации, льготы и поощрительные стимулы в социальном туризме. Детские и молодежные туры. Туры для инвалидов, пенсионеров и лиц старшего возраста и иных категорий населения, имеющих социальные льготы и дотации.
28. Активный туризм. Активный и пассивный туризм. Усиление влияния активных форм отдыха в туризме. Приключенческие путешествия. Посещения экзотических мест. Туры на места катастроф. Сафари. Экстремальный туризм как вид активного туризма.
29. Роль гостиничного сервиса в СКСиТ. Гостиничный сервис - ведущая отрасль сферы обслуживания. Особенности гостиничного продукта.
30. Принципы классификации гостиниц и основные службы гостиничного сервиса. Классификация гостиниц по различным основаниям (звездная, балльная и т.д.). Основные службы гостиничного сервиса: служба управления номерным фондом, административная служба, коммерческая служба, служба питания, инженерно-техническая служба, вспомогательные службы, служба безопасности.
31. Транспортные услуги в туризме. Система перевозок. Авиационный транспорт в туризме. Автомобильный, железнодорожный и водный транспорт в туризме. Трансфер. Обслуживание экскурсий.
32. Особенности развития туризма в РФ на современном этапе. Объекты и субъекты управления туризмом в РФ. Туристские организации в России. Место России в международном туристском обмене и перспективы развития выездного и въездного туризма. Влияние ситуации на потребительском рынке на туризм. Острая конкурентная борьба на рынке туристских услуг. Состояние материально-технической базы туризма в РФ. Состояние гостиничного хозяйства в Москве, Санкт-Петербурге и регионах. Внедрение иностранных гостиничных компаний на российский рынок. Положительные и отрицательные аспекты влияния туризма на региональное развитие.
33. Основные принципы и цели государственного регулирования туристской деятельности. Влияние туризма на экономику страны. Туризм и политика. Роль туризма в укреплении мира и стабильности. Туристская политика государства и имидж страны в международном туризме. Международное, национальное и региональное законодательство о туризме.
34. Фирменный стиль и корпоративная культура на предприятиях СКСиТ. Фирменный стиль предприятия СКСиТ: определение, составные элементы. Значение фирменного стиля на предприятии сервиса и туризма. Корпоративная культура на предприятии СКСиТ. Философия и миссия компании.
35. Понятие и оценка качества услуги на предприятиях сферы СКСиТ. Качество услуги в сервисе и туризме. Критерии оценки качества услуг и работ в туризме. Проблема непостоянства качества туристской услуги. Контроль качества услуг в туризме.
36. Туристские ресурсы и их роль в формировании туристского продукта. Природные, исторические, социально-культурные и иные объекты как туристские ресурсы. Туристские ресурсы - национальное достояние. Способность туристских ресурсов удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил.

Дисциплина " Основы гостеприимства"

37. Понятие " гостеприимство" и его основные составляющие. Инфраструктура индустрии гостеприимства. Понятие " гостеприимство". Происхождение гостеприимства. Понятия " гость", " гостиница", " гостинец". Инфраструктура индустрии гостеприимства. Размещение, питание, транспорт, организация отдыха и развлечений. Виды гостеприимства. Антропологическое гостеприимство. Восточное гостеприимство. Гостеприимство в России. Гостеприимство на транспорте. Развитие индустрии гостеприимства в условиях глобализации.
38. Пионеры индустрии гостеприимства. Культура гостеприимства. Пионеры ресторанного и гостиничного бизнеса. Огюст Эскофье. Цезарь Ритц. Томас Кук. Джордж Уиллард Мариотт. Исидор Шарп. Рэй Крок. Становление индустрии гостеприимства в Российской империи.
39. Индустрия питания. Классификация предприятий питания. Критерии классификации. Классификация предприятий питания. Критерии классификации. Виды и типы предприятий питания. Рестораны и кафе. Сетевые предприятия питания. Культура питания и ее влияние на процесс оказания гостеприимства.
40. Управление персоналом предприятия общественного питания. Меню. Подбор и управление персоналом. Функции шеф-повара, поваров, официантов, кондитеров, барменов. Специализация предприятий питания. Меню - основной документ предприятия питания.
41. Кухня народов мира. Индустрия питания в условиях глобализации. Региональные особенности восточной и западной кухни. Этническая кухня (русская, китайская, японская, французская, итальянская, кавказская, мексиканская и другие). Альтернативная кухня. Домашняя кухня. Сервировка стола как цивилизационная составляющая.

" Региональные туристские ресурсы"

42. Характеристика одного из туристских регионов РФ (на выбор студента) Понятие туристского региона. Мотивация выбора региона для характеристики. Географические особенности региона. Природно-климатические условия развития туризма. Основные туристские аттракции региона: их расположение, классификация, возможности использования. Туристская инфраструктура региона. Транспортные связи.
43. Характеристика туристского потенциала одной из стран Европы (на выбор студента) Особенности Европы как туристского региона. Мотивация выбора страны для характеристики. Географические особенности. Природно-климатические условия развития туризма. Приоритетные направления развития туризма. Основные туристские аттракции: их расположение, классификация, возможности использования. Состояние туристские инфраструктуры. Транспортные связи. Позиционирование характеризуемой страны на российском туристском рынке.
44. Приоритетные направления российского выездного рекреационного туризма. Основные направления российского выездного рекреационного туризма. Мотивация выбора одного из направлений (стран) для характеристики. Природно-климатические особенности характеризуемой страны. Основные курорты. Особенности обслуживания в них. Дополнительные услуги, предлагаемые отдыхающим.

Список литературы, рекомендуемый для подготовки к госэкзамену:

Законодательные акты:

1. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ " Об основах туристской деятельности в РФ".
2. Федеральный закон от 06.02.2007 " О внесении изменений в ФЗ " Об основах туристской деятельности в РФ". Вступил в силу с 1 июня 2007 г.
3. Федеральный закон " О защите прав потребителей" (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 № 2-ФЗ, от 17.12.1999 № 212-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ).
4. Федеральный закон от 21.03.2002 № 31-ФЗ " Об организации страхового дела в РФ".
5. Федеральный закон " О техническом регулировании" (в ред. от 09.05.2005 № 45-ФЗ).

Учебная литература:

1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб., 2000. 320 с.
2. Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства. М., 1995.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Изд. 3-е. М., 2000.
4. Волошин Н.И. Правовые основы туристкой деятельности: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2002.
5. Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства. М., 2004.
6. Герчикова И.Н. Менеджмент. Изд. 2-е. М., 1995.
7. Джанджугазова Е.А. Маркетинг индустрии гостеприимства: учебное пособие. Москва, 2005.
8. Долбилин А.С. и др. Защита прав потребителей. Учебно-практическое пособие. М., 1998.
9. Дурович А.П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие. 3-е изд. Минск: Новое знание, 2003. 496 с.
10. Жилинский С.Э. Правовые основы предпринимательской деятельности. (Предпринимательское право). Курс лекций. М., 1998.
11. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. М.: Финансы и статистика, 2001. 368 с.
12. Зорин И.В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме. Учебник.М.: РМТА, 1997.
13. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник.-3-е изд., испр.- Мн.: Новое знание, 2002.
14. Вахмистров В.П., Вахмистрова С.И. Правовое обеспечение туризма: учебное пособие. СПб., 2005
15. Квартальнов В.А., Колесник Н.В. Введение в специализацию. Ч.1. Менеджмент иностранного туризма: Учеб. пособие.-М.: Советский спорт, 2000.
16. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. М.: Финансы и статистика, 2003. 672 с.
17. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
18. Менеджмент в индустрии гостеприимства, отели и рестораны. М.: Экономика, 2000.
19. Менеджмент туризма: Основы менеджмента / под. ред. Квартального В. А. Москва. 2003.
20. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. 299 с.
21. Основы гостеприимства. Метод. указания. / сост. Т.М. Гавристова, М.Е. Ерин. Ярославль, 2007.
22. Панкрухин А.П. Маркетинг. Москва, 2003.
23. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства. М.: Экономика, 2000.
24. Сорокина А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах. Учебное пособие. М. 2006.
25. Тимохина Т.Л. Организация приема и обслуживания туристов. Учебное пособие. М.: ООО " Книгодел", МАТГР, 2004. 288 с.
26. Туризм: Учебник. 2-е изд., перераб. М.: Финансы и статистика, 2007. 336 с.
27. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник / Под ред. А.Д. Чудновского. М.: Эксмо, 2001.
28. Уокер Дж. Р. Введение в гостеприимство. М., 2002.
29. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент туризма: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2003.
30. Щенникова Н.Б. Основы туризма и индустрии гостеприимства. Учеб.-метод. Пособие. Владивосток, 2002.

Периодические профессиональные издания:

1. " Турбизнес"
2. " Туризм: практика, проблема, перспективы"
3. " Пять звезд"
4. " Вестник РАТА"
5. " Туринфо"






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.