Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассказать устно.

В Древнем мире идеи и культура толерантности выражались

в немалой степени в терпимости к иноплеменным богам и куль-

там. Так, в древней Индии в «дхармах» религиозно-философ-

ских и морально-политических установлениях «Законов Ману»

среди показателей, определяющих добродетельных правителей,

называются качества, характеризующие толерантность: снисхо-

дительность, справедливость, благоразумие и т. д. Для индуистов

представитель самых чуждых культов – нормальный человек, ко-

торого они уважают и готовы принять в свой мир, так как любые

верования приемлемы в их религиозной системе. Индуизм – это

множество культов, которые индийцы научились вписывать в свое

миропонимание. Кроме индуизма в Индии имеет место буддизм,

сикхизм, зороастризм, джайнизм, ислам, христианство. Пожалуй,

самый сложный конфликт в Индии – между индуизмом и исламом

– является порождением в первую очередь политических причин.

Ни для Китая, ни для Индии немыслимы религиозные войны, по-

добные Тридцатилетней войне в Европе, явившейся результатом

разделения западного христианства на католицизм и протестан-

тизм. В этих странах разные религиозные системы, сосуществуя

вместе, создавали атмосферу терпимости.

В этико-политической доктрине древнекитайского мыслите-

ля Конфуция идеями терпимости пронизана норма «жень» –че-

ловеколюбие (в переводе «жень» означает человеческое начало,

гуманность, милосердие). Основная мысль сводится к следующе-

: «Чего сам не желаешь, того не делай другим».

Культура толерантности китайской цивилизации проявляется в

том, что на протяжении длительного периода истории в Китае

сосуществовали разные философские и религиозные системы,

которые организовывали общество. Даже во времена доминиро-

вания конфуцианства всегда оставалось место для даосов, и они

занимали существенную нишу в жизни китайцев. Буддизм же,

проникнув в Китай из Индии, на протяжении многих эпох орга-

низовывал китайскую жизнь и сосуществовал рядом с другими

религиозными и философскими системами.

Культура толерантности еще ярче проявляется в Японии.

Страна Восходящего Солнца никогда, за исключением последних

полутора столетий, не претендовала на роль культурного, поли-

тического, военного центра и выступала как реципиент, а не как

донор. Японцы всегда широко использовали достижения конти-

нентальной цивилизации, особенно китайской. В Японии мирно

сосуществовали традиционная японская религия синтоизм, кон-

фуцианство, проникшее на острова из Китая, и буддизм. Японец

живет по конфуцианским нормам, в душе он синтоист. Дзен-буд-

дизм также нормально вписывается в эту систему. Буддизм от-

крыл Японии доступ к сокровищам мировой культуры, сыграл

важную роль в развитии высокой степени рефлексии японцев

(прозы, менталитета).

Противоречия между греческими полисами в VI – начале

V вв. до н. э. оставались очень сильными, у них не существо-

вало общенациональной организации, их союз представлял со-

бой своеобразный компромисс, на который они вынуждены были

пойти перед угрозой потери независимости. И хотя союз этот был

временным и слабым (к нему присоединился 31 полис, а Аргос,

Фессалия, Фивы остались нейтральными), он полностью оправ-

дал себя в период греко-персидских войн (перв. пол. V в. до н. э.).

Этот пример – убедительное свидетельство того, что терпимость

в историческом процессе конструктивна. В то же время неспо-

собность и нежелание пойти на заключение компромисса в более

позднее время привели к полной потере независимости гречес-

ких полисов и их подчинению Македонии (338 г. до н. э.).

Подъем, расцвет и рост влияния любой цивилизации во внешнем

мире, так же, как и длительность ее исторического периода сущест-

вования, зависят от степени проникновения философии, идеологии,

30 Культура межнационального общения

принципов, норм и ценностей культуры мира в глубинные пласты

сознания народа. Победа «культуры» войны над культурой мира, на-

против, подводила государства к распаду, а порой и к исчезновению

самостоятельных национальных и мировых единиц.

Варварское нашествие разрушило Римскую империю. Оно

было обусловлено объективными причинами, сформировавшими

у варварских народов ненависть к Риму. После падения Римской

империи (конец V в. н. э.) началось строительство новой циви-

лизации, в процессе которого происходило заимствование эле-

ментов античности и внедрение их в новый государственный и

социально-экономический порядок. Только подобный синтез

элементов нового и старого разрушенного строя смог привести

к созданию варварских государств. Взаимные контакты народов,

цивилизаций, существенным условием которых является толе-

рантность, обогащают каждую культуру, содействуют прогрессу

человечества. Непримиримость же к иному, стремление сделать

мир единообразным, униформистским – это путь к регрессу, рав-

но как и противостояние цивилизаций.

Обратимся к истории Византийской империи ее позднего пе-

риода существования. Известно, что она раздиралась внутренни-

ми противоречиями. А в основе османского завоевания Византии,

последней точкой которого явилось падение Константинополя в

1453 году, лежала не только сила османов. Османское завоева-

ние отчасти разрешило противоречия византийского общества,

ставшие неразрешимыми внутренним путем, и уничтожило эту

великую империю.

Мир, основанный на принципах толерантности, это атрибут

высокоморальной жизни человечества, это доброта, гуманность,

уважение к другому человеку, другой стране, культуре, искрен-

ний интерес к иному, расширение собственных интеллектуаль-

ных границ и нравственных основ.

Необходимо отметить, что в западной цивилизации проблема

толерантности впервые возникла именно на религиозном уровне,

а религиозная терпимость положила начало всем другим свобо-

дам, которые были достигнуты в демократическом обществе.

В средние века в Европе свирепствовала инквизиция, отправ-

лявшая на костер еретиков, «ведьм» и просто вольнодумцев. Не-

терпимость была знаменем той эпохи. Поэтому сильное воздействие

на умонастроения европейцев имели идеи Реформации (движение

Глава 2.Толерантность и культура... в исторической ретроспективе 31

против папской католической церкви) – веротерпимость и толерант-

ность. В движении Реформации (первый этап 1517–1555 гг.; второй

1555–1617 гг.; третий 1618–1648 гг.) возникает протестантское

направление в христианстве со своим пересмотром фундаменталь-

ных догматов католицизма и формированием мировоззрения, от-

вечающего потребностям развития рациональных экономических

отношений. Несомненна общность социальных корней гуманизма

и бюргерской реформации, а также то, что оба этих явления были

идеологическими альтернативами для переходной эпохи. Однако

выдвижение гуманизмом общечеловеческих ценностей, его анти-

клерикализм и тенденция веротерпимости противоречили духу уче-

ний Мартина Лютера и Жана Кальвина. Идеи гуманизма не могли

быть поняты глубоко религиозным бюргером и тем более темным

забитым крестьянином.

Первый этап Реформации завершился Аугсбургским догово-

ром 1555 года (соглашение между германскими самодержавными

монархами), в преамбуле которого говорилось: «…ради спасения

немецкой нации и нашего любезного отечества от конечного раз-

рушения и гибели признали мы за благо вступить в это соглаше-

ние» (Черняк Е.Б., 1988. с. 207). Договор провозглашал веротер-

пимость, которая фактически распространялась только на королей

и князей. Аугсбургский договор не был подлинным примирением.

Фактически только католицизм и лютеранство признавались согла-

шением, все остальные вероисповедания исключались из сферы

его действия. Тем не менее, противоборствующие стороны пошли

на компромисс, что было весьма важно для прекращения насилия.

Следующей важной вехой в движении Реформации был про-

возглашенный Генрихом IV Наваррским (1589–610), умным,

дальновидным политиком, возглавившим движение протестан-

тов во Франции, Нантский эдикт 1598 года. Именно он положил

конец религиозным (гугенотским) войнам и создал предпосылки

для выхода Франции из векового конфликта. Нантский эдикт был

первым в Западной Европе примером установления религиозной

веротерпимости.

Главным плацдармом европейской Контрреформации явилась

Испания при Филиппе II (1558–598). Исследователи отметили

такую особенность национального менталитета средневекового

испанца, как религиозный фанатизм и крайнюю нетерпимость.

Эти чувства были взращены в период почти 700-летней борьбы

32 Культура межнационального общения

Испании с Кордовским халифатом (маврами). Короли Кастилии и

Арагона принуждали к иммиграции всех, не принимающих като-

личество. Более того, в течение десятилетий правители Испании

и Святая Церковь пестовали чувство нетерпимости не только к

арабам и евреям, имевшим сильные позиции в торговле и ремес-

ле, но и к той части арабского и еврейского населения, которое

крестилось (мориски и марраны) и приняло католичество. В 1609

году специальным указом короля Испании Филиппа III мориски

и марраны были изгнаны сначала из Валенсии, а через год – со

всей территории Пиренейского полуострова. Испания потеряла

миллион трудолюбивых жителей (Льоренте Х.А., 1999. с. 274).

Этот пример – убедительное свидетельство того, что в истории

политика «без ограничений» разрушительна.

Тридцатилетняя война 1618–648 гг. (третий этап Реформации)

в Германии оказала большое влияние на ментальность немцев.

Одна из главных задач тех, кто ее развязал, состояла не столько

в том, чтобы как можно больше уничтожить населения, сколько в

том, чтобы максимально устрашить оставшихся. И война приве-

ла к этой цели. По мнению историка-медиевиста Б. Ф. Поршнева,

«пожалуй, никогда за всю предшествующую историю средних ве-

ков человек не был так унижен, как в эти 30 лет, в течение которых

было истреблено или успело вымереть старое поколение немцев и

его место заняло другое, с совершенно новой социальной психоло-

гией. От этого-то нового поколения и ведут начало некоторые на-

ционально-психологические черты, долго сопутствовавшие даль-

нейшей истории немцев» (Поршнев Б.Ф., 1974. с. 111).

Завершилась 30-летняя война Вестфальским мирным дого-

вором 1648 года, давшим начало политике баланса сил в систе-

ме международных отношений. Вестфальский мир, крайне ком-

промиссный и непоследовательный, положил конец страшным

религиозным войнам, явился началом европейской системы го-

сударственности, ставшей основой современной Европы. Этот

мир с гораздо большей последовательностью, чем Аугсбургский,

провозгласил веротерпимость в отношениях между европейски-

ми государствами с разными религиозными идеологиями. Вест-

фальский мир был первым примером проявления толерантности

на государственном уровне. После Вестфальского договора про-

исходит становление, хотя и очень мучительное и долгое, наций-

государств в Европе.

Глава 2.Толерантность и культура... в исторической ретроспективе 33

Таким образом, качественным скачком в развитии идей

культуры толерантности стали пересмотр европейского опыта

религиозных войн и признание конфессионального плюрализ-

ма, на который оказали положительное влияние вердикты о ве-

ротерпимости, следовавшие Аугсбургскому религиозному миру

(1555 г.), Нантскому эдикту (1598 г.) и Вестфальскому догово-

ру (1648 г.). Стали постепенно снижаться и смягчаться гонения

по религиозным мотивам. Как только отказались от принципа

осенения власти единой верой, стало возможным жить рядом

людям разных вероисповеданий. Таким образом, компромисс

католиков с протестантами в 1648 году явился первым практи-

ческим опытом толерантности в Европе, давшим толчок разви-

тию либерализма в Новое время.

В 1685 году во Франции Людовик ХIV (1638–1715) отменил

Нантский эдикт о равноправии вер, и началось жесточайшее об-

ращение в католицизм гугенотов (приверженцы кальвинизма во

Франции), вызвавшее в последующие годы их массированную

эмиграцию из страны.

Однако были в средневековой Европе и островки толеран-

тности – Пруссия и Нидерланды. В связи с преследованиями

протестантов курфюрст Пруссии Фридрих Вильгельм Великий

приютил десятки тысяч гугенотов из Франции. Французы сдела-

ли немало для расцвета сельского хозяйства и ремесел Пруссии.

Причем гугеноты и их потомки говорили на французском языке

и отказались от него только в начале ХIХ века, когда Пруссию

оккупировали войска Наполеона Бонапарта.

В эпоху Возрождения идеи толерантности были связаны с

восстановлением прав и достоинства человеческой личности, пе-

реходом от теоцентризма к антропоцентризму. Европейцы в этот

период вернули античное наследие и стали спокойнее относить-

ся к пантеону греческих и римских богов. Эпоха Ренессанса по-

дорвала христианскую нетерпимость и жестокость. Проводятся

диспуты, дискуссии на разные темы. Складывается новое миро-

воззрение, основанное на гуманизме. Гуманисты резко противо-

стояли традиционной средневековой идеологии, отрицая необхо-

димость полного подчинения души и разума религии.

События Нидерландской революции (1572–1579 гг.) во мно-

гом были обусловлены отсутствием религиозной толерантности в

католическом мире. Нетерпимость стала одной из основных при-

34 Культура межнационального общения

чин не только революции, но и распада Испанской империи. Осо-

бенностью общественного мышления в Нидерландах и Англии во

времена позднего Средневековья было осознание уникальности

каждого человека, ценности человеческой жизни, его свободы.

На протяжении Нового времени идея толерантности медленно,

но неуклонно проникала в сознание народов, становилась важным

элементом их культуры. Но только в течение нескольких последних

десятилетий эпохи она превращается в доминирующую тенденцию.

Важным шагом в истории становления культуры толерант-

ности в Европе явился кромвелевский период ХVII века в Англии.

В непримиримую борьбу здесь вступили англиканство во главе

с Карлом I и пуританизм (пуритане ратовали за «очищение» анг-

ликанской церкви, ее культа от пережитков католичества). Карл I

не проявлял готовности реставрировать католицизм, но опирался

в своей борьбе на католические страны. Против них выступила

другая группировка индепенденты (левое направление в англий-

ском пуританстве), которые составляли армию Оливера Кромвеля

(1599–1658). В то время среди различных пуританских сект, вхо-

дивших в армию О. Кромвеля, только индепенденты и левеллеры

(радикальная политическая партия в период английской буржуаз-

ной революции ХVII в.) были заинтересованы в свободе и терпи-

мости. Согласно их взглядам, ни одно убеждение не может быть

настолько непогрешимым, чтобы ему в жертву можно было при-

нести другие убеждения, существующие в сообществе.

В целом терпимость была установлена как в Англии, так и

в Америке не столько в качестве идеального принципа, сколько

по необходимости когда было разрушено монолитное единство

общества. Оказалось, что в обществе будет больше мира, если не

пытаться навязывать ему сверху религиозное единство.

Эпоха Просвещения ХVIII века, которую часто наделяют

духом толерантности, породила очень опасный якобинский фа-

натизм рационалистического типа. Единственным видным пред-

ставителем толерантности в ту эпоху был Вольтер (1694–1778).

Взгляды Вольтера сформировались под влиянием событий анг-

лийской истории ХVII века, где в условиях религиозного плюра-

лизма и терпимости был достигнут гражданский мир.

Важная просвещенческая идея толерантности, первоначаль-

но развитая Джоном Локком (1632–1704), стремящимся найти

концептуальные основания для установления мира в раздирае-

Глава 2.Толерантность и культура... в исторической ретроспективе 35

мой религиозными конфликтами Европе, в течение ХIХ–ХХ ве-

ков получает все более и более широкое применение. Идея то-

лерантности присутствует в обсуждениях расовых, этнических,

сексуальных проблем, культурных и социальных отличий.

Своеобразие нарождающейся американской цивилизации

в период Нового времени заключается в том, что, получив от

Британии базу культурного развития, Америка испытала мощ-

ное воздействие местных обстоятельств: внушительное число

трактатов на библейские темы имело несомненное продолже-

ние в книгах об индейцах, о ведении боевых действий, кораб-

лекрушениях. Центром терпимости к различным верованиям и

культурам была в ХVII–ХVIII веках Филадельфия. Благодаря

просветителям Коттону Мезеру и Джонатану Эдвардсу Аме-

рика утвердила себя в авангарде великого века Просвещения.

К. Мезер способствовал установлению нормальных и регуляр-

ных отношений с индейскими племенами, т. е. учил американцев

терпимости к местному населению. И даже начав одновремен-

но с Европой «охоту на ведьм», Америка не знала чудовищно-

го всплеска фанатизма, переключив обсуждение безграничного

спектра вопросов от теологических до сугубо практических на

всех прихожан. Судьи Новой Англии быстро остановили поток

приговоров и обвинений, найдя в себе смелость оправдать абсо-

лютное большинство заподозренных, тем самым заложив осно-

вы толерантности. Век Просвещения поднял окраину мира до

уровня передовых идей самых развитых стран Европы. Важной

вехой в истории США является движение аболиционистов, ко-

торое завершилось Гражданской войной 1860-х годов и отменой

рабства. США превращаются в большое демократическое госу-

дарство, в умах американцев формируется новый культурный

и политический миропорядок. Теология ушла в историческое

прошлое, а лютеране, кальвинисты, пуритане, англиканцы –все

«освободили» мысль для веры в прогресс общества, в равенство

людей и терпимое отношение друг к другу.

Взаимные контакты стран, народов, цивилизаций, сущест-

венным условием которых является толерантность, обогащают

каждую культуру, содействуют прогрессу человечества.

Обращение к истории Японии ХVI–ХVII веков обнаруживает

там интересный феномен –«христианский век», охватывающий

период с 1542 по 1638 год. Это время первых контактов европей-

36 Культура межнационального общения

цев с японцами может служить прекрасной иллюстрацией про-

цесса соприкосновения и взаимодействия до тех пор независимо

развивавшихся народов. Швейцарский писатель Нерман Хессе по

вопросу взаимодействия и терпимого отношения между народа-

ми отмечал: «Будь ты и впрямь европейцем, а я китайцем, гово-

ри мы на разных языках, мы и тогда, при наличии доброй воли,

могли бы очень многое поведать друг другу и сверх того, очень

многое угадав, и почувствовать» (Скворцова Е.Л., 1985. с. 118).

Другой пример –Индия, страна высокой этнической и язы-

ковой пестроты. В колониальный период (с середины ХVIII века

начался процесс закабаления Индии Великобританией) англий-

ский язык явился интегрирующим фактором и в известной мере

объединил индийцев. Несмотря на то, что английский был язы-

ком колонизаторов, один из лидеров Индийского национального

конгресса и первый премьер-министр независимой Индии Джа-

вахарлал Неру писал по-английски и, более того, воспевал анг-

лийский язык. Впрочем, на английском языке говорила почти вся

национальная элита Индии. Через Калькутту (в колониальный

период столица британской Индии) в Индию проникали не толь-

ко жесткие колониальные порядки, но и европейская культура.

Индийская интеллигенция жадно знакомилась с передовой запад-

ной литературой, осваивала английский язык и через английскую

литературу учила народ бороться с неравенством.

Османская империя в начале ХVIII века в условиях внутрен-

него кризиса стала проявлять готовность к контактам с европей-

скими странами. До ХVIII века эти отношения имели форму во-

енной конфронтации, что препятствовало установлению мирных

связей с Европой. Взаимоотношения османской Турции с Фран-

цией в начале ХVIII века (первое османское посольство во Фран-

цию датируется 1720 г.) считаются «первым окном, открывшимся

на Запад» (Вартаньян Э.Г., 2007. с. 191). И этот период обозначен

в истории как начало европеизации или вестернизации империи.

Интересен тот факт, что при всех попытках проявления толеран-

тности по отношению к великим державам Запада и европей-

цам, посещавшим территорию Турции в период Нового времени,

Порта (название османского правительства) была нетерпима к

покоренным народам империи. Жесткость по отношению к не-

турецким народам, нежелание османского правительства идти на

компромисс с ними, вызывали рост национально-освободитель-

Глава 2.Толерантность и культура... в исторической ретроспективе 37

ных движений, войн и привели к возникновению в международ-

ных отношениях так называемого Восточного вопроса (проблема

возникла в период, когда османское правительство начало утра-

чивать самостоятельность в решении внутригосударственных

проблем и конфликтов). Во взаимоотношениях с покоренными

народами, таким образом, в Османской империи «культура» вой-

ны побеждает культуру мира, в силу чего это огромное государс-

тво начало распадаться (окончательный распад в 1918 г., к концу

Первой мировой войны).

Индонезия, многонациональная и многоконфессиональная

страна, в постколониальный период выбрала своим девизом

«Единство в многообразии», провозглашая таким образом веро-

терпимость и толерантность в отношениях между народами этого

огромного архипелага.

Реальность сегодняшнего времени такова, что миграция стано-

вится одним из символов и одновременно пружиной глобального

развития. Миграцию надо воспринимать как неизбежный элемент

развития настоящего и будущего, а потому – научиться ею управлять

и воспринимать адекватно, относиться к проблеме с позиций толе-

рантности. И это требование времени адресовано не только прави-

тельствам, но и простым людям, которые, живя бок о бок с предста-

вителями других рас, народов, должны не делить людей на «своих»

и «чужих», а взаимно обогащать друг друга достижениями культуры

и историческим опытом. Этническая толерантность отражает уро-

вень культуры и зрелости межнационального общения.

На рубеже тысячелетий человечество оказалось перед необ-

ходимостью решения самой крупной исторической задачи пе-

рехода от индустриального типа цивилизации к принципиально

иному постиндустриальному, гуманно-ориентированному типу

цивилизации. Такая необходимость диктуется, наряду с другими,

таким глобальным явлением, как усиление культурно-цивилиза-

ционного и этноконфессионального многообразия мира (быст-

рый рост населения планеты, количества государств, масштабов

полиэтничности мира, числа верующих, миграционных потоков и

т. д.). А это выводит проблему взаимоотношений людей, народов

и цивилизаций на новый уровень сложности, требует усиления и

увеличения культурного слоя толерантности, ее превращения в

доминанту нового века, общую тенденцию мирового историчес-

кого процесса.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | Объявление о найденной собаке




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.