Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие № 1-2 (4 ч.).






Семестр

ТЕМА: ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Принципы постановки общих целей психодиагностического исследования.

2. Принципы постановки частных целей и задач психодиагностического исследования.

3. Факторы, определяющие стратегию и тактику подбора диагностических средств, организации и реализации психодиагностического исследования.

4. Понятие о психологическом диагнозе. Уровни психологического диагноза.

5. Средства обобщения данных психодиагностического обследования:

6. - понятие нормы развития

7. - теоретические представления о законах и механизмах развития психики.

8. Формы обобщения данных психодиагностического исследования

· психологическое заключение;

· психологическая характеристика;

· психологический портрет.

9. Характеристика субъектов психодиагностического процесса: диагност, клиент, пользователь, заказчик.

10. Специфика ситуаций клиента и подэкспертного в психодиагностическом исследовании.

11. Психологическая структура деятельности психолога на этапе осуществления психодиагностическом исследования.

12. Роль личности психолога в психодиагностическом исследовании:

§ проблема влияния мировоззрения и научно-теоретических позиций психолога на ход и результат психодиагностического исследования.

§ проблема свободы и ответственности психолога в психодиагностическом исследовании. Этические принципы деятельности практикующего психолога.

§ требования к личности практического психолога. Проблема профессиональной пригодности практического психолога.

 

Задания:

1. Составить перечень факторов, могущих стать факторами ошибки измерения при проведении психодиагностического исследования детей в условиях дошкольного учреждения и указать пути их устранения.

Факторы ошибки измерения Пути устранения
   

2. Определить понятия: эмпирический факт, психологический факт, первичные результаты, психологический диагноз, психологическое заключение, психологический портрет.

Литература:

1. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М.: МГУ, 1999.

2. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: Педагогика, 1997.

3. Психолог в детском дошкольном учреждении / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996.

4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 1997.

5. Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.- Гл.2.

6. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. – М., 1996. – С. 388-397, 14-37.

7. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – М.: Смысл, 1999. – Часть 1. – С 7-46.

8. Абрамова Г.С. Практическая психологи. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С. 43-47.

Лабораторное занятие № 1 (2 ч.)

ТЕМА: ПСИХОДИАГОНСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА

1. Понятие об интеллекте. Интеллект как система познавательных способностей личности.

2. Теоретические модели структуры интеллектуальных способностей.

3. Проблема измерения умственного возраста.

4. Понятие о способностях. Общие способности, специальные способности, креативность.

5. Методы диагностики интеллектуальных свойств личности.

6. Методы диагностики психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность личности.

 

Задания:

1. На основе анализа литературы составить таблицу

Характеристики психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность Методики диагностики
Восприятие Мышление Воображение Память Внимание  

 

2. Осуществить психологическую диагностику мышления одного испытуемого с помощью методики «Выявление общих понятий» (источник №7, с. 117-118) или любой методики, указанных в таблице выше.

3. Составить психометрическую характеристику всех субтестов теста интеллекта Векслера.

Литература:

1. Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностике.- СПб.: Питер Ком, 1999.

3. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. – М., 1996. – С. 388-397, 14-37

4. Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.

5. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: ИНФРА-М, 1997.

6. Измерение интеллекта детей: Пособие для психолога – практика. Человеческий интеллект и его измерение: теория и практика / Под ред. Ю.З. Гильбуха. – Киев, 1992.

7. Методики психодиагностики в спорте: Учеб пособие для студентов пед. ин-тов по спец №2114 «Физ. Воспитание» / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. М.: Просвещение, 1984. – 191 с.

Лабораторное занятие № 2 (2 ч.)

ТЕМА: ПСИХОДИАГНОСТИКА ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ

1. Черты личности как объект психодиагностики.

2. Одномерные и многомерные опросники как методы исследования черт личности.

3. Методы диагностики темпераментных и характерологических черт личности.

4. Диагностика черт личности и прогнозирование особенностей активности и развития личности.

Задания:

1. Составить психометрическую характеристику следующих методик:

· 16F опросника Р. Кеттелла;

· MMPJ;

2. Осуществить психологическую диагностику черт личности одного испытуемого с помощью методики 16F опросника Р. Кеттелла.

3. Составить психометрическую характеристику следующих методик:

· Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) В.М. Русалова;

· Методика Г. Айзенка EPQ и EPJ (адаптация А.Г. Шмелёва);

· Патохарактерологический опросник А.Е. Личко (ПДО);

· Тест-опросник Шмишека-Леонгарда.

Литература:

1. Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностике.- СПб.: Питер Ком, 1999.

3. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. – М., 1996. – С. 388-397, 14-37

4. Мельников В.М., Ямпольский Л.Г. Введение в экспериментальную психологию личности / В.М. Мельников, Л.Г. Ямпольский. – М: Просвещение, 1985. – С. 167-187.

5. Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.

6. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981.

 

 

Лабораторное занятие № 3 (2 ч.)

ТЕМА: ПСИХОДИАГНОСТИКА САМОСОЗНАНИЯ

 

1. Самосознание как объект психодиагностики.

2. Методы диагностического исследования самосознания.

Задания:

1. Определить понятия: самосознание, самооценка, Образ-Я, Я-концепция, Я-реальное, Я-идеальное, уровень притязяний.

2. Составить психометрическую характеристику следующих методик, изучающих самосознание личности:

· Тест двадцати утверждений на самоотношение «Кто Я?» М, Куна, Т. Мак-Партланда;

· Методика Q-сортировки В. Стефенсона;

· Изучение структуры частных самооценок Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн;

· Опросник субъективной локализации контроля С.Р. Пантилеева, В.В. Столина;

· Опросник самоотношения С.Р. Пантилеева, В.В. Столина;

· Методика косвенного измерения системы самооценок (КИСС) Е.О. Федотова

3. Осуществить психологическую диагностику самосознания одного испытуемого с помощью одной из методик, указанных выше. На занятие представить протокол исследования.

 

Литература:

1. Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностике.- СПб.: Питер Ком, 1999.

3. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. – М., 1996. – С. 388-397, 14-37

4. Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.

5. Изучение особенностей личности с помощью метода беседы: учеб.-метод. рекомендации / авт.-сост. Е.А. Бирюкевич. – Брест: Изд-во БрГУ, 2005. – 45 с.

6. Романова, Е.С. Психодиагностика: учеб. пособие / Е.С. Романова. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с. – С. 217–223, 360-366

 

Задание для самостоятельного выполнения по теме:

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИРИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Составить программу психодиагностического обследования личности клиента в возрасте не моложе 18-ти лет.

При составлении программы психодиагностического обследования, осуществляя следующие шаги:

1) Получить запрос или согласие на психодиагностическое исследование.

2) Собрать первичные данные о клиенте.

3) В соответствии с возрастом клиента и заявленной им проблемой составить теоретическое введение как реконструкцию теоретической модели системы психических свойств и психологических качеств человека (исследуемой сферы психики) и динамики их развития (фактов, закономерностей, механизмов) на том или ином возрастном этапе.

4) На основании запроса, первичных данных и теоретической модели сформулировать общую цель диагностического исследования (гипотезу о сущности актуальной или прогнозируемой проблемы клиента)

5) Сформулировать частные диагностические цели (список конкретных свойств психики, подлежащих углубленной диагностике).

6) Подобрать все доступные диагностические средства, способные реализовать поставленные цели. (Указать название методики, цель, методики, источник информации о методике). Составить таблицу:

Психодиагностические цели Психодиагностические методики
   

7) Из методик составить психодиагностическую программу, соблюдая принцип заполнения пустых окон и принцип экономичности.

8) Подготовиться к осуществлению разработанной диагностической программы: изготовить стимульный материал, изучить инструкции к диагностическим методикам, продумать форму ведения протокола, продумать возможные факторы ошибки измерения и быть готовым к их устранению в процессе диагностического исследования.

9) Осуществить диагностическое обследование клиента.

10) По итогам проведённого диагностического обследования сформулировать психологический диагноз и представить отчёт (план отчёта см. ниже). Один из психологических фактов, выделенных в заключении, представить в виде психологической характеристики и психологического портрета.

План отчета диагностического исследования:

 

1. Содержание запроса.

2. Результаты первичного сбора данных.

3. Теоретическое введение.

4. Частные психодиагностические цели и перечень психодиагностических средств, способных реализовать поставленные цели.

5. Протоколы обследования клиента с первичным анализом и заключением по каждой диагностической процедуре с указанием гипотез и целей дальнейшего исследования.

6. Психологическое заключение как обобщение и систематизация полученных данных на основе теоретической модели строения и развития психики ребенка.

 

Требования к изготовлению и описанию методик:

1. Стимульный материал должен точно воспроизводить оригинал и быть пригоден для длительного употребления.

2. Методика описывается по плану:

· автор и название методики;

· цель методики;

· описание инструкции, стимульного материала и других параметров независимой и дополнительной переменных, подлежащих стандартизации;

· описание способов обработки получаемых данных и интерпретационных моделей;

· описание психометрических характеристик методики (надежность, валидность, сведения о применении, модификации методики);

· библиография.

3.Изготавливается карточка для помещения в каталог, на которой указывается название методики, ее автор и цель.

 

Литература:

9. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей.- М: МГУ, 1990. – Раздел 3.1, 3.2.

10. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка.- М.: Педагогика, 1997. – С.48-49.

11. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практическом деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996.- С.3-30.

12. Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.- Гл.2.

13. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. \ Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. – Мн.: Университетское, 1997.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.