Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Если вы имеете на своем счету тридцать милли­онов, будете активно продолжать операции по на­ращиванию своего состояния?






а) может быть, если только дело окажется «верняком»;

б) непременно;

в) ну его к черту! С меня хватит.

Теперь мы можем перейти к рассмотрению еще одной важной составляющей «внешней оболочки» лич­ности — понятию и значению роли в психологической структуре человека.

Общественные отношения носят безличный харак­тер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей.

Роль -— понятие, обозначающее поведение челове­ка в определенной жизненной ситуации, соответству­ющей занимаемому им положению.

От шекспировского сравнения мира с театром до создания психологической теории ролей прошло не одно столетие, но точностью этого сравнения психо­логи не устают восхищаться. Отвечая на вопрос «кто я?», люди очень часто описывают свои роли в устой­чивых системах отношений с другими людьми: «мать», «жена», «преподаватель», «студент» и т. д.

Социальная роль как элемент структуры личности задается тем, что, попадая в определенную систему отношений с другими людьми в том или ином качестве (преподавателя, жены и т. п.), человек сталкивается с определенными требованиями, которые неизбежно и неминуемо предъявляются тому, кто попадает на это место, с системой ожиданий, что в определенной ситу­ации он будет себя вести определенным образом.

Основой, на которой формируется эти роли, явля­ются социальные нормы. Часто говорят через запятую «нормы и ценности». Основное различие состоит в том, что если ценности задают некоторые конечные цели, к которым надо стремиться, но которых нельзя достиг­нуть, то нормы — это некоторые ограничители, задаю­щие конкретные установления, которым нужно следо­вать и которые можно выполнить или не выполнить.

Человек, как правило, является носителем ролей, связанных с нормами разных социальных групп, к которым он принадлежит. Порой эти нормы предъяв­ляют к человеку взаимоисключающие ожидания, что порождает так называемый ролевой конфликт. За при­мером далеко ходить не надо, В нашем обществе, да и не только в нем, приобрел угрожающие размеры ро­левой конфликт работающей женщины, разрываю­щейся между обязанностями, которые накладывают на нее роль жены и матери, и ожиданиями, предъявля­емыми к ней как к полноправному члену трудового коллектива.

Необходимо различать два класса ролей: конвен­циональные и неформальные.

Конвенциональные роли — это шаблоны, которым должен следовать любой человек, оказавшийся в дан­ной ситуации: профессиональные роли (учителя, про­давца, милиционера), роли пассажира, покупателя, избирателя, роли семейные (отца, матери, старшего брата и др.).

Неформальные роли — это тоже некоторые устой­чивые шаблоны, связанные с ожиданием от человека определенного поведения, но они не являются общими для всех требованиями, они более вариативны, зави­сят от того, что за человек выполняет эту роль. Напри­мер, конвенциональная роль матери может дополняться неформальными ролями заботливой матери, работаю­щей матери и т. д., конвенциональная роль члена тру­дового коллектива — неформальными ролями лидера, знатока, марионетки, критика и т. д.

По сути, неформальная (или персональная) роль — это роль самого себя. К человеку предъявляют ожида­ния, что он будет вести себя так же, как вел и раньше в подобной ситуации. Если он будет вести себя ина­че — пусть так, как полагается, так, как другие, но не так, как этого ждут именно от него, возникнут диском­форт в межличностных отношениях и, весьма вероят­но, конфликты. В определенном смысле мы оказываем­ся рабами собственного образа, «распяты на образе самого себя» [102, с. 17].

Очень часто в социальных группах существует достаточно четко определенная структура и иерархия таких неформальных ролей. Особенно жесткой она является в преступных сообществах. Впитывая, осваи­вая, усваивая, приобретая в общении с другими пред­ставления о нормах, существующих в обществе, че­ловек тем самым формирует в себе определенную систему ролей. В детских и взрослых играх эти роли осваиваются, отрабатываются и оттачиваются.

Человек, по сути, всю свою жизнь занимается ос­воением новых и новых ролей: сначала он выполняет роль сына или дочери в своей семье, затем роль моло­дого неженатого человека или молодой девушки, по­том роль мужа или жены и т. д. Каждую из ролей че­ловек должен, во-первых, освоить технически, то есть воспринять для себя и овладеть ее содержанием — тем, что он должен делать в этом качестве, как себя вести, и, во-вторых, принять ее для себя. т. е. существует сто­рона техническая и сторона смысловая (отношение к

собственной роли). И в том, и в другом случае могут возникать сложности и внутренние коллизии. Первый типичный вариант— это неосвоение ролей, неосвое­нно определенной культуры поведения в той или иной конкретной социальной среде, социальной ситуации.

В старых романах часто обыгрывались ситуации, когда провинциал или человек из низших сословий не знает, как себя вести в так называемом «приличном об­ществе», да и что с него взять? Обычно осмеянию под­вергался как раз человек, не умевший играть подобаю­щую роль. Но эту ситуацию можно и повернуть совсем по-другому, как это было сделано в популярном в неда­леком прошлом фильме «Данди по прозвищу Крокодил».

Первая половина его построена именно по той схе­ме, которую мы только что назвали — простак в светском обществе, не знающий «правила игры», общающийся с шофером и швейцаром в отеле как с добрыми приятеля­ми и повергающий их этим в шок. Однако именно его поведение и оказывается к концу фильма наиболее нор­мальным, а шофер и швейцар действительно становятся его добрыми приятелями, и мы неожиданно видим за ролевыми оболочками незаурядную личность каждого из них, личность, которой помогло выступить на передний план именно нарушение ролевых «правил игры».

Вторая типичная проблема — это проблема непри­ятия ролей. Человек может прекрасно знать и пред­ставлять себе всю систему ожиданий, которые к нему предъявляются, но принципиально не хотеть им сле­довать. В этом случае можно говорить о неролевом или антиролевом поведении. Причем нередко, особенно в подростковом возрасте, человек не желает следовать роли просто из принципа, чтобы самоутвердиться, что­бы показать, что он есть нечто большее, чем роль. Это очень острая потребность, которая существует у лю­дей в этом возрасте; она является движущей силой многих, в том числе иногда внешне очень странных поведенческих проявлений.

Если обратить внимание на тонкости внутреннего отношения к собственным ролям, то можно говорить о внутреннем принятии ролей, когда человек полностью со своей ролью сливается и выполняет ее уже как бы автоматически, или просто об «игрании» роли, когда человек ее просто изображает. «В первом случае роль овладевает личностью, а во втором личность овладева­ет ролью, используя роль как инструмент, как сред­ство для перестройки своего поведения в различных ситуациях» [12, с. 355].

Возьмем для примера роль любящего супруга. Человек может ее выполнять как нечто слитое с ним, а может вести себя точно так же, но просто иначе внутренне к этому относиться, как просто к игранию роли. Те, кто в годы массовых репрессий оказались в роли исполнителей этих репрессий, разделились на тех, кто полностью слился с этой ролью («роль овладела личностью»), тех, кто, в совершенстве владея ею, ис­пользовал ее для достижения своих карьерных или других целей, и тех, кто старался по мере сил дистан­цироваться от этой роли, отделить ее от своей лично­сти. Различие — во внутреннем отношении.

Но откуда берется и вообще что такое это внутрен­нее отношение — не только к своим ролям, чертам ха­рактера и вообще к себе, но и ко всему, с чем мы стал­киваемся в жизни? Человек пристрастен. Даже в жизни самого безучастного и застегнутого на все пуговицы «человека в футляре» найдется немало того, к чему он неравнодушен, что он принимает близко к сердцу, к чему он так или иначе относится. Знание того, что человек любит, а что ненавидит, к чему он относится серьезно, а к чему с пренебрежением, что для него важно, а что безразлично, дает, пожалуй, больше всего в плане познания личности как самого себя, так и другого человека с ее содержательной стороны.

Итак, социальная роль есть фиксация определен­ного положения, которое занимает тот или иной инди­вид в системе общественных отношений.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, женой, матерью, членом профсоюза, иг­роком сборной по теннису и т. д. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной — но и здесь сегодня наука шагнула впе­ред, поэтому страстно желающие могут изменить не

только имя, но и свой пол), другие приобретаются при­жизненно.

Однако сама по себе социальная роль не опреде­ляет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль.

Акт же интернализации определяется целым ря­дом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в дей­ствительности в своем конкретном проявлении приоб­ретают определенную «личностную окраску».

Оставаясь личностями в системе безличных об­щественных отношений, люди неизбежно вступают но взаимодействие, общение, где их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Поэтому каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда остав­ляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли». Именно этот диапазон яв­ляется основой для построения внутри системы без­личных общественных отношений второго ряда отно­шений— межличностных.

Предлагаемый ниже тест (№ 16) позволит опреде­лить, какую «роль» вы непосредственно играете в этой жизни. Иными словами, кто вы: «капитан»? «рулевой»? «пассажир»?

Варианты ответов следующие: «да», «нет», «не таю»:

1. Я всегда чувствую ответственность за все, что про­исходит в моей жизни.

2. В моей жизни не было бы стольких проблем, если бы некоторые люди изменили свое отношение ко мне.

3. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.

4. Иногда мне кажется, что я родился (родилась) под «несчастливой звездой».

5. Я считаю, что алкоголики сами виноваты в своей болезни.

6. Иногда я думаю, что за многое в моей жизни ответственны те люди, под влиянием которых я стал

(стала) таким, какой я есть.

7. Если я простужаюсь, предпочитаю лечиться само­стоятельно, а не прибегать к помощи врача.

8. Я считаю, что во вздорности и агрессивности, ко­торые так раздражают в женщине, чаще всего ви­новаты другие люди.

9. Считаю, что любую проблему можно решить, и не очень понимаю тех, у кого вечно возникают какие-то жизненные трудности.

10. Я люблю помогать людям, потому что чувствую благодарность за то, что другие сделали для меня.

11. Если происходит конфликт, то, размышляя, кто в нем виноват, я обычно начинаю с самого (самой) себя.

12. Если черная кошка перейдет мне дорогу, я перехо­жу на другую сторону улицы.

13. Я считаю, что каждый человек, независимо от об­стоятельств, должен быть сильным и самостоятель­ным.

14. Я знаю свои недостатки, но хочу, чтобы окружаю­щие относились к ним снисходительно.

15. Обычно я мирюсь с ситуацией, повлиять на кото­рую не в состоянии.

Глава 14






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.