Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каналы и цепи в распределительной логистике






Производитель и потребитель представляют собой исходную и конечную точки движения материального потока. Эти два важнейших момента логистических отношений связаны между собой либо логистическим каналом (связь существует пока как реальная возможность), либо логистической цепью (связь конкретизирована рациональным выбором конкретных исполнителей процесса).

Следует подчеркнуть, что при выборе логистического канала осуществляют выбор формы движения материального потока — транзитной или складской, а также общей структуры товародвижения.

При формировании же логистической цепи происходит конкретизация звеньев продвижения материальных потоков — выбор конкретного торгового посредника, склада, перевозчика, экспедитора, терминального оператора, страховщика и т. д.

На практике в большинстве случаев логистические каналы и цепи формируются не на основе прямых хозяйственных связей, хотя такая цель всегда является желанной, а с участием торговых посредников, использование которых может быть не менее выгодным как для продуцентов, так и для потребителей. В этом случае им приходится контактировать с ограниченным числом деловых партнеров.

Посредники помогают сократить число прямых связей продуцента с потребителями товарной продукции. Однако привлечение посредников (не только торговых, но и транспортных), как правило, удлиняет логистические цепи.

Посредниками в логистических процессах могут быть снабженческо-сбытовые организации, оптовые базы различных уровней, трансформационные (распределительные) центры, биржевые структуры, торговые дома и т. д., которые могут иметь многоуровневые системы хранения и переработки продукции, где материальные потоки трансформируются, т.е. осуществляются процессы перевалки, хранения, подготовки продукции к производственному потреблению и т. д.

Ниже перечислены основные причины, обусловливающие использование торговых посредников при формировании логистических каналов и цепей.

1. Эффективная реализация потоковых процессов на основе логистической концепции требует наличия определенных финансовых, материальных, квалификационных и иных ресурсов, которыми обычно не располагают ни отправитель, ни получатель. Чем выше требования к эффективности данных процессов, тем больше средств и ресурсов может понадобиться, тем выше должен быть их научно-технический и квалификационный уровень.

2. Формирование оптимальной структуры логистических каналов и цепей, а также дальнейшее ее совершенствование предполагает наличие знаний и опыта в области конъюнктуры рынка по структуре товарных потоков, методам реализации и способам распределения.

В условиях рыночной экономики предприятия очень заинтересова­ны в оптимизации физического продвижения материальных потоков, поскольку результаты производственно-хозяйственной деятельности во многом зависят от того, насколько правильно выбраны распределительные каналы, сформированы логистические цепи, какова их мощность и гибкость, насколько широк ассортимент деловых услуг, предоставляемых потребителям, каково их качество и т. д.

В зависимости от сложности их структур логистические каналы и цепи могут быть либо прямыми, либо эшелонированными.

Прямые логистические каналы характеризуются управлением движения материальных потоков без участия посреднических торговых структур. Как правило, они устанавливаются между изготовителями и институциональными потребителями, которые стремятся к полному контролю маркетинговых программ и логистических процессови, но располагают обычно ограниченными целевыми рынками. Прямые каналы могут состоять из прямых логистических цепей, когда имеется только два звена, между которыми осуществляется продвижение материальных потоков (поставщик-потребитель), и эшелонированных логистических цепей, включающих три и более звеньев, например продвижение материальных потоков через трансформационные пункты транспортных организаций (склады временного хранения для накопления грузовых партий, перевалочные пункты).

Использовать прямые логистические каналы и цепи целесообразно в следующих случаях:

· формируется материальный поток большой мощности (при больших объемах грузовых партий);

· в логистическую систему поступили конкретные индивидуальные заказы, которые отвечают всем ее организационно-технологическим требованиям (нормам);

· параметры (мощность, напряженность) материального потока оправдывают затраты на его продвижение;

· число пунктов назначения (заказчиков) невелико и они поглощают все материальные потоки, генерируемые производителем;

· товарный поток является узкоспециализированным (сложное оборудование; продукция, изготовленная по индивидуальным заказам; продукция, требующая от производителя монтажных, нала­дочных работ и т. д.);

· материальный поток не требует складской переработки;

· продуцент располагает достаточными финансовыми возможностями для создания и эксплуатации логистической системы с прямыми связями.

Преимуществом прямых логистических каналов и цепей является возможность генераторов потоков быстро адаптироваться к требованиям потребителей и контролировать весь процесс управления материальными (товарными, грузовыми) потоками.

Эшелонированные логистические каналы характеризуются перемещением материальных потоков от производителей до потребителей через посреднические структуры. Данные каналы состоят только из эшелонированных цепей, включающих в качестве звеньев торговые транспортные и прочие предприятия, которые помогают трансформировать материальные потоки в зависимости от характера сбыта товарной продукции. В этом случае влияние продуцентов на управление материальными потоками ограничивается, а контакты с потребителями часто ослабевают до уровня условности.

Эшелонированные логистические системы также имеют свои преимущества. Помощь посреднических торговых и транспортных структур, которые в логистических каналах и цепях играют активную роль по продвижению материального потока, может быть значительной. В то же время посреднические торговые и транспортные организации, действующие на рынке, очень неоднородны по своему статусу, логистическим мощностям, спектру предлагаемых услуг, проводимой политике и т. д.

На пути к потребителю материальный поток проходит через транспортно-складские звенья, представляющие конкретных торговых и транспортных субъектов. В этом смысле все посреднические субъекты обобщенно делятся на три категории.

1. Независимые торговые и транспортные посредники. Они принимают на себя все риски, связанные с дальнейшим продвижением материальных (товарных) потоков. Беря на себя эти функции, независимые торговые и транспортные посредники позволяют существенно сократить запасы у продуцентов и потребителей. Транспортно-перемещающие работы, комплекс логистических услуг, выбор дальнейшего пути продвижения материальных потоков осуществляются посредниками этой категории на основании принятия собственных решений.

2. Снабженческие и транспортные структуры институциональных потребителей.

3. Сбытовые и транспортные структуры производителей.

Функциональная деятельность логистических субъектов второй и третьей категорий аналогична той, которую осуществляют независимые посредники. Однако они подконтрольны продуцентам или потребителям, а материальные потоки по ассортиментному составу соответствуют номенклатуре выпускаемой (или потребляемой) продукции.

Другая особенность этих логистических цепей состоит в том, что они, как правило, ориентированы по территориальному признаку в отличие от логистических цепей, формируемых независимыми посредниками, которые ориентированы как по территориальному признаку, так и по отраслевой направленности. Логистические каналы, состоящие из цепей и звеньев второго и третьего типа, хорошо управляемы. В таких цепях легче реализовать совокупный потенциал всех участников и добиться получения синергического эффекта.

Обобщенно в распределительной логистике каналы и цепи можно характеризовать по числу составляющих их уровней распределения.

Уровень распределениялогистического потока в цепи (канале) — это любой участник (однородная группа участников) логистической системы, выполняющий функции по трансформации материальных потоков в процессе их продвижения к конечному пункту назначения.

Протяженность логистических каналов и цепей обусловлена количеством имеющихся в них уровней.

Логистический канал нулевого уровня включает производителя и потребителя. Распределение материального потока осуществляется непосредственно производителем. Во втором случае дополнительными звеньями могут выступать трансформационные пункты транспортных организаций.

Одно-, двух- и более уровневые логистические каналы включают одного или нескольких торговых посредников. Распределение (движение) материальных потоков на начальном этапе осуществляется производителем, а затем посредническими структурами.

С позиций производителей, генерирующих материальные потоки, чем больше уровней имеет логистический канал, тем больше трудностей в согласовании функционирования всех звеньев по продвижению материальных потоков до потребителей.

Создание эшелонированных (многоуровневых) логистических систем, в которых управление материальными потоками осуществляется через посреднические структуры, целесообразно в ситуациях, когда:

· товарный рынок раздроблен до такой степени, что мощности материальных потоков недостаточны, чтобы покрыть расходы на прямой сбыт;

· посреднические структуры располагают потенциальными возможностями по более качественному удовлетворению требований потребителей по вопросам закупочной (заготовительной) логистики и организации закупок, быстрой доставки, организации некоторые форм послепродажного и предпродажного обслуживания;

· товарные запасы посреднических звеньев в логистических каналах и цепях оказываются ближе к потребителю, чем запасы продуцента материальных (товарных) потоков, следовательно, может быть повышено качество обслуживания потребителей;

· разница между стоимостью выпускаемой изготовителем продукции и ценой продажи слишком мала, чтобы содержать собственные структуры, обеспечивающие сбыт (складские, транспортные), и создать логистическую систему с прямыми связями;

· логистические услуги посреднических звеньев помогают потребителям в большей степени сократить расходы на материально-техническое обеспечение, а также объемы обрабатываемой учетной документации;

· потребителю более удобно регулировать споры и недоразумения с посредником, который им дорожит, чем с производителем, у которого потенциальных потребителей может быть значительно больше.

Ценность посреднических звеньев в логистических каналах и цепях во многом зависит от того, как к конкретному посреднику относятся потребители, в состоянии ли посредник наладить логистическое обслуживание таким образом, чтобы потребителям продукции было удобно обращаться именно к нему.

При всех преимуществах и недостатках логистических систем с прямыми связями и эшелонированных логистических систем на практике, как уже отмечалось, все большее распространение получают гибкие логистические системы. В гибких логистических системах, проводящих через себя множество товарных протоков, используются как прямые, так и эшелонированные каналы и цепи. Их соотношение зависит от целевых рынков, стратегии предприятия и собственных потенциальных возможностей логистической системы.

Чаще всего гибкие логистические системы используются, когда структура рынка неоднородна.

Большую роль в принятии решения о структуре логистических каналов и цепей играет проводимая продуцентом или торговым посредником сегментация рынка.

Чем больше логистических каналов (цепей) продуцирует логистическая система, тем сложнее ими управлять.

Преобразование структуры и даже комплекса функций логистических каналов и цепей зависит от совершенствования технологии логистических процессов и повышения качества логистических услуг, которые планирует и осуществляет продуцент как генератор материальных потоков совместно с другими участниками логистического процесса. Стремление к совершенствованию технологии и эффективности логистики обусловливает рост капиталовложений в сферу распределения, а также изменения структуры и системного объединения логистических элементов.

Критерием эффективности логистических каналов и цепей является соотношение логистических затрат продуцента и полученных результатов. Один из главных показателей их результативности — уровень обслуживания потребителей. Последний является качественным и одновременно комплексным показателем. Он зависит от многих факторов, например:

· скорости исполнения и доставки заказа;

· структуры комплекса логистических услуг, оказываемых покупателям;

· степени соответствия количественных и качественных параметров товарных потоков требованиям заказчиков;

· соблюдения оптимальных графиков движения товарных потоков;

· выбора рационального вида транспорта и транспортных средств;

· поддержания оптимальных по структуре и количественным параметрам запасов в звеньях логистической цепи и создания нормальных условий хранения и складирования товаров;

· соблюдения заранее согласованного уровня цен и тарифов, по которым оказываются логистические услуги покупателям;

· степени подготовки поставляемых товарных ресурсов к производственному потреблению у заказчиков.

Результаты управления материальными потоками за пределами локальной логистической (микрологистической) системы продуцента оказывают существенное воздействие на реализацию его маркетинговых и логистических программ, и в первую очередь на принятие правильных решений по формированию каналов распределения товарных потоков и совершенствованию процессов сбыта продукции, а это напрямую отражается на величине производственно-хозяйственных результатов производителя.

Очень часто формирование логистических каналов и цепей для эффективного продвижению товарных потоков становится для продуцента товара-услуги «доставка» наиболее важным вопросом не только в текущем, но и в стратегическом плане.

При формировании логистических каналов необходимо во всех случаях руководствоваться важным правилом: «Стремиться создать оптимальные условия доступности логистического канала для производителя и потребителя».

Для оптимизации продвижения материального потока и конкретизации выбора участников логистических каналов необходимо тщательно и всесторонне проанализировать все аспекты связанных с ним финансовых вопросов.

Следует провести сопоставление комплексных и постатейных затрат логистической системы (предприятия) на формирование различных вариантов логистических цепей. Сюда включаются:

· расходы на подбор и обучение персонала по управлению товарными потоками;

· административные расходы;

· затраты на организацию продвижения материальных потоков;

· затраты на транспортно-перемещающие и погрузочно-разгрузочные работы;

· затраты на содержание системы хранения и переработки продукции (складского хозяйства);

· затраты на поддержание подсистем информационного обеспечения;

· уровень комиссионных выплат;

· затраты на подготовку продукции к производственному потреблению по требованию заказчиков;

· затраты на предпродажный и послепродажный сервис;

· затраты на организацию обратного материального потока и т. д.

Сравнительная оценка стоимости отдельных логистических каналов и цепей должна быть также увязана с перспективами роста мощности материальных (товарных) потоков, а также с изменением режима поставок (влияет на напряжение в логистическом канале).

Кроме того, нужно учитывать то, что формирование логистических каналов и цепей обусловливает заключение долгосрочных соглашений между партнерами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.