Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания к главе 1.






I. Определите, к какой области – микро-или макрологистики – относятся следующие ситуации:

1) Крупная нефтяная компания разрабатывает п роект строительства нефтепровода для экспорта очищенной нефти с месторождений Западной Сибири в Северо-Восточный Китай. Предполагаемый объем поставок 9 ¸ 12 млн. т. Срок реализации проекта с учетом проектно-изыскательских и подготовительных работ – 3 г. Протяженность – 3150 км. Объем капиталовложений – 3, 5 млрд. дол. Для финансирования строительства предполагается создать консорциум из 3-х российских банков (г. Москва) и государственной топливной компании провинции Синьцзян (КНР).

2) Речная судоходная компания организует сбор предварительных заявок на грузоперевозки в пределах Обь-Иртышского бассейна на предстоящую навигацию. Особое внимание уделяется анализу номенклатуры отправляемых грузов и возможности расширения практики смешанных перевозок (прежде всего, водно-автомобильных). Предварительная оценка грузооборота за навигацию – 250 тыс. т.

3) Предприятие, выпускающее широкую номенклатуру железобетонных изделий, отрабатывает технологию оперативной доставки небольших партий своей продукции потребителям, расположенным в радиусе 50 км., при условии наличия дорог с твердым покрытием. Предполагается использовать автоприцепы грузоподъемностью до 60 т. Срок доставки – 1 сутки после получения заказа на изделия, имеющиеся на складе, и 3 суток – для изделий, требующих изготовления.

4) На крупном машиностроительном предприятии внедряется система централизованной комплектной доставки материалов со складов службы снабжения в производственные цехи. Для управления доставкой в режиме реального времени создана специальная диспетчерская группа, в оперативном отношении подчиненная производственному отделу. Разработаны оптимальные маршруты движения, в том числе кольцевые.

5) В речном порту внедряется автоматизированная система управления грузопотоками, предполагающая решение задач составления оперативных графиков разгрузки прибывающего подвижного состава (автомобили, вагоны), размещения грузов на складах, формирования оптимальных грузовых партий (вагонных и грузовых), составления графиков отправления судов. Цель – сокращение времени пролеживания грузов в период навигации в среднем на 20 %, снижение простоев подвижного состава в ожидании погрузки и разгрузки не менее чем на 50 %, повышение коэффициента использования грузоподъемности судов в среднем до 0, 85.

6) Министерство путей сообщения России рассматривает 3 варианта строительства железной дороги широкой колеи от станции Брест до территории Чехии, где предполагается сооружение мощного грузового терминала для перевалки на автотранспорт. Это позволит существенно удешевить доставку российских экспортных грузов в страны Центральной и Западной Европы, а также расширить практику интермодальных перевозок.

II. Определите, с каким видом логистики (заготовительная, производственная и т. д.) ассоциируются следующие ситуации:

1) На основании 2¸ 3 летнего опыта взаимодействия с 20 фирмами, оказывающими посреднические услуги при продаже продукции предприятия (отделочные материалы для жилья массового типа), принято решение отказаться от услуг 12 из них (3 сохраняются как дублеры) и сосредоточить усилия на совершенствовании взаимодействия с остальными.

2) Специалистами консалтинговой фирмы рекомендовано четкое применительно к сложившейся на предприятии ситуации разделение всей номенклатуры покупных материалов на 3 группы: доставляемые на подъездные пути предприятия и разгружаемые собственными силами прямо на склад; доставляемые на склады автомобилями, причем доставка организуется железнодорожной станцией прибытия; доставка на склады автомобилями, осуществляемая изготовителями материалов.

3) На региональной базе снабжения предприятий полиграфической промышленности внедрена гибкая автоматизированная система зонирования складских площадей по признаку интенсивности движения (размещения и выемки) размещаемых там полуфабрикатов (бумага, картон, текстиль и т.д.). Предполагаемый эффект – 10 %-е снижение затрат на внутрискладские грузовые операции.

4) Предприятие-посредник, занимающееся снабжением металлопрокатом мелких потребителей (120 юридических лиц, дополнительные услуги – комплектация и раскрой) внедрило комплекс задач управления текущими запасами металла. Цель – снизить средний уровень запасов не менее, чем на 15 %.

5) 3 сопредельные железнодорожные компании заявили о намерении начиная с 2013 г. не менее трети принимаемых к перевозке грузов доставлять прямыми маршрутами, что позволит ускорить доставку примерно вдвое, и, по крайней мере, на 10 % снизить соответствующие тарифы.

II. Определите, какой из применяемых в логистических исследованиях подходов доминирует в следующих ситуациях:

· Фирма, занимающаяся мелкооптовыми поставками пищевых полуфабрикатов, проводит статистическое исследование потока поступающих заказов в разрезе отдельных номенклатурных позиций.

· Логистическая служба предприятия совместно с работниками складского хозяйства и бухгалтерии проводят анализ фактического объема и структуры остатков товарно-материальных ценностей на конкретную дату с целью выделения тех номенклатурных позиций, которые в первую очередь заслуживают оптимизации путем внедрения задач управления запасами, налаживания оперативного контроля за движением соответствующих материальных потоков.

· На промышленном предприятии составлена детальная схема маршрутов перевозок материалов, обеспечиваемых внутризаводским транспортом. Цель – установить реальную потребность в транспортных средствах (автомобили, электрокары и т. д.)

· Специалистами отдела сбыта в результате анализа данных за 3 последних года выявлен ряд тенденций в количестве и структуре рекламаций на поставляемую продукцию.

· Топ-менеджер фирмы по логистике поставил перед группой консультантов-аналитиков задачу четкого определения границ сфер ответственности отдельных логистических подразделений и служб применительно к нормальным условиям деятельности. Кроме того, необходимо разработать сценарии координации их деятельности для ряда прогнозируемых неординарных ситуаций.

 

2. Заготовительная логистика

2.1. Сущность заготовительной логистики

Логистическая система в зависимости от целей и функциональной направленности ее элементов, может быть условно разделена на традиционные сферы активности: материально-техническое обеспечение, производство, сбыт, складское хозяйство, транспорт, информационное обеспечение и т. д.

Необходимо помнить, что задача логистики состоит в комплексном управлении сквозными потоками материальных, финансовых и прочих ресурсов. Поэтому анализ формирования и дальнейшего движения материальных потоков[15] удобнее и лучше всего начинать со сферы материально-технического обеспечения. Логистика, занимающаяся данным комплексом проблем, называется заготовительной (снабженческой).

Важнейшей комплексной функцией заготовительной логистики является планирование, организация и контроль обеспечения производства необходимыми материально-техническими ресурсами в установленном временном режиме с минимальными совокупными за­тратами[16]. Уже на этом этапе управления материальными потоками возникает необходимость принимать решения, которые в оптимальной степени должны удовлетворять противоречивые интересы предприятий-поставщиков, транспортных, складских и производственных подразделений предприятий-потребителей.

Главным объектом заготовительной логистики являются входящие материальные потоки, которые выступают важнейшим фактором производства.

Материальные ресурсы, образующие материальные потоки, ограничены, поэтому большое значение в заготовительной логистике имеетих эффективное приобретение, доставка и распределение в процессе производства.

Центральное место в заготовительной логистике занимает проблема эффективной координации процессов продвижения материальных потоков. Ее решение предполагает создание гибкой системы централизованного планирования, регулирования и контроля процесса обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами.

Координация процессов продвижения материальных потоков в снабжении основывается на следующих функциях:

· формировании сбалансированной системы планов снабжения, максимально адекватной целям и условиям деятельности предприятия;

· контроле за планами закупок и принятии необходимых мер в случае их нарушения;

· контроле за непосредственным продвижением материальных потоков и погрузочно-разгрузочных работ;

· оперативном контроле за приемкой поступающих ресурсов, их хранением и направлением в пункты (зоны) производственного потребления (например, на технологические линии, рабочие места, в торговые залы).

В зависимости от объема и характера производственно-хозяйственной деятельности перечисленные функции могут выполняться отдельными специально выделенными лицами, бюро, группами, отделами или другими подразделениями предприятия.

Процесс управления материальными потоками в заготовительной логистике состоит из двух основных частей:

· управление поставками, т. е. регулярный анализ входящих потоков, выбор логистических цепей, по которым материально-технические ресурсы поступают на предприятие, и организация их функционирования;

· управление диспозицией (территориальным размещением) материально-технических ресурсов (запасов), здесь рассматриваются задачи территориальной дифференциации комплексов складских сооружений с учетом их специализации, и распределения между ними хранимых объемов материальных запасов с учетом назначения последних (текущие, сезонные и т.д.)

Управление поставками базируется на совокупной оптимизации следующих основных вариантов: собственное производство необходимых ресурсов и поставки от имеющихся поставщиков.

Суть задачи заключается в обоснованном решении вопроса о самостоятельном производстве нужных предприятию деталей, комплектующих изделий и т. д. или закупке их у иного производителя. В практике снабжения она давно известна как « задача MOB » – задача «сделать или купить». В зависимости от целей формализация данной задачи может быть расширена, например, найти решение вопроса об использовании собственных транспортных средств или привлечении транспорта общего пользования и т. п. В решении задачи MOB должны участвовать различные подразделения предприятия, в том числе отделы снабжения, закупок, конструкторский, технологический, бухгалтерия и др. Как правило, основным критерием оптимальности является максимум прибыли. В то же время практические расчеты при решении данного типа задач осложняются тем, что следует учитывать воздействие большого количества факторов, значения которых в заданном интервале времени могут существенно колебаться (изменение спроса, тарифов, цен, появление новых технологий и т. д.). Исходя из целевых установок и полученных в процессе решения задачи результатов, рекомендации по формированию системы материально-технического обеспечения могут быть диаметрально противоположными. Например, с одной стороны они могут выражаться в вертикальной интеграции, т. е. в производстве всех комплектующих изделий собственными силами. В этом случае в зависимости от степени вертикальной интеграции снижается зависимость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры и других внешних факторов. Однако при этом может произойти неоправданный рост себестоимости продукции и снижение качества. С другой стороны, рекомендации могут сводиться к расширению закупок комплектующих изделий и других материальных ресурсов на стороне. В этом случае предприятию грозит чрезмерная зависимость от колебаний конъюнктуры и влияния других внешних факторов.

Определяющим параметром в организации заготовительной системы является потребность в продукции, используемой в соответствующем производственном или коммерческом процессе, которая представляет собой конкретный объем продукции определенного ассортимента и качества, необходимый для бесперебойного хода данного процесса. Здесь, как им в других сферах производственно-хозяйственной деятельности, большую роль играют эффективные методы расчета потребности в материальных ресурсах и подсистема нормирования их расхода.

В условиях функционирования логистической системы на предприятии необходимо придерживаться правила, которое заключается в том, что расчеты всех параметров логистического процесса нужно вести как бы в обратном направлении. Срок потребления конечной продукции предопределяет время завершения ее изготовления. Выпуск конечной продукции (соответствующий момент времени или календарный период) обусловливает временные параметры цикла ее изготовления. Они в свою очередь, определяет систему расчетов графиков поставки материальных ресурсов, которые лежат в основе организации материально-технического обеспечения и характеризуют особенности формирования и движения входящих материальных потоков.

В сущности, модель заготовительной логистики является производной от модели производственной логистики. Оптимальный временной режим поставок является производным от режима потребления поступающих ресурсов в ходе производственного процесса, что отражается на применяемых методах управления (в первую очередь планирования) ими. Так, например, если в основном производстве принята система MRP, то и в заготовительной логистике используется система поставок, детерминированных по календарным периодам (часам, суткам, декадам и т.п.) В этом случае главным критерием оценки функционирования системы поставок является ритмичность, т. е. четкое соблюдение графика. Если взять другую ситуацию, при которой основное производство ориентировано на индивидуальные заказы, на работу по системе «острова производства», то в заготовительной логистике будут применяться модели, в основе которых лежит не цель обеспечения ритмичных поставок, а реализация возможностей получать разнообразные ресурсы для выполнения поступающих заказов в минимальные сроки.

Если рассматривать оптимизацию временного режима поставок, то следует иметь в виду, что он может быть определен только в том случае, если будет дана, во-первых, стоимостная оценка единицы времени, необходимого для осуществления поставок ресурсов в производство; во-вторых, стоимостная оценка точности соблюдения графика поставок (обе оценки, как правило, должны быть гибкими). При сопоставлении общих затрат, которые образуются при различных сочетаниях скорости поставок и их своевременности, определяют компромиссный вариант обеспечения данного предприятия по каждому конкретному виду материальных ресурсов.

2.2. Управление поставками на заготовительном этапе

Особенностями логистики на заготовительном этапе являются:

1. Создание системы управления первичными ресурсами, поступающими в логистическую систему из внешней среды в форме материальных потоков.

2. Согласование системы управления покупаемыми первичными ресурсами с системой управления ресурсами, порожденными самой экономической системой (предприятием, корпорацией).

3. Формирование входящих материальных потоков и их адаптация к требованиям логистической системы.

4. Переработка массивов информации и формированиеобратногоинформационного потока в экономической системе.

Интеграция производства и заготовительной деятельности начинается задолго до самого процесса производства. При этом инициативной стороной является именно система производства как задающая целевые параметры входящих потоков.

В самом начале создания структуры заготовительной логистики и в дальнейшем должен регулярно проводиться анализ вариантов поставок. Данный анализ, в свою очередь, начинается с изучения потенциальных и фактических возможностей собственного производства. В связи с этим большое значение имеет определение натуральных показателей самообеспечения, правильный расчет внутрисистемного (внутризаводского) оборота, т. е. той части промышленной продукции, которая в данном периоде должна быть произведена и употреблена для производственных нужд предприятия.

Как правило, большая часть циркулирующих в производстве материальных потоков поступает из внешней среды. Поэтому в заготовительной логистике особое место отводится процессу закупок.

Главной целью управления процессом закупок является адекватное и полное удовлетворение потребностей производства. Организация процесса закупок имеет следующие этапы:

1. Сбор и обработка информации о конъюнктуре рынка ресурсов и действующих условиях торговли, доставки, хранения и т. д.

2. Выбор формы и источников материально-технического снабжения.

3. Размещение заказов и их реализация.

4. Организация делопроизводства по учету ресурсов и расчетам за приобретенные материальные ценности.

5. Поддержание отношений с поставщиками.

Заметим, что в организационном отношении исследование рынка с целью осуществления закупок на предприятии часто осуществляется одним подразделением. Для получения объективных данных, актуальных не только для логистической, но и для ряда других взаимодействующих с ней служб предприятия, данное подразделение должно непосредственно подчиняться только руководителю по логистике или первому руководителю предприятия. Децентрализация изучения рынка ведет к субъективизму, ошибкам в рекомендациях и ориентации на групповые интересы.

При изучении товарного рынка используют два основных подхода:

1) подход, определяемый стратегией и тактикой предприятия как производителя, поставщика готовой продукции;

2) подход, определяемый стратегией и тактикой предприятиякак потребителя материальных ресурсов.

Статус поставщика обязывает предприятие в первую очередь учитывать интересы покупателей, что является основой формирования распределительной (маркетинговой) логистики.

Статус же потребителя дает возможность предприятию учитывать собственные интересы и строить свои взаимоотношения с поставщиками на основе моделирования условий материально-технического обеспечения. С этих позиций предприятие выступает конечным звеном логистической цепи, в которой кроме него действуют поставщики, посредники, перевозчики.

После разработки программы самообеспечения неудовлетворенные потребности производства обеспечиваются за счет внешних поступлений путем формирования заказов, адресованных многочисленным источникам материальных потоков. Однако прежде чем устанавливать хозяйственные связи, необходимо, ориентируясь на требования производства, определить формы материально-технического обеспечении по каждому виду материальных ресурсов. Существуют две такие формы:

· складская;

· транзитная.

При складском снабжении поставки средств производства от предприятия-изготовителя предприятию-потребителю осуществляются через посредников. Роль посредников в данном случае заключается в том, чтобы принимая входящие потоки, обеспечить их дальнейшее продвижение к потребителю с заранее заданной частотой партиями заданных размеров. Кроме того, посредник, по желанию потребителей, может выполнить ряд производственных услуг по подготовке продукции к производственному потреблению, осуществить послепродажный сервис проданной продукции и оказать комплекс других видов деловых услуг. Эта форма снабжения очень часто применяется в логистических системах «точно вовремя» или «острова производства». Она наиболее приспособлена для полной и гибкой реализации «6 правил логистики». Наиболее эффективной она является для формирования системы материально-технического обеспечения малых предприятий, при неустойчивости рынка конечной продукции, а также при освоении новой продукции. Однако предприятию-потребителю необходимо учитывать при этом повышенную стоимость приобретаемых ресурсов, которая складывается из дополнительных расходов на складскую переработку, хранение и продвижение материальных потоковсоскладов посреднических организаций.

Другая форма снабжения — транзитная, заключается в продвижении материальных потоков от изготовителя непосредственно к предприятию-потребителю, минуя базы и склады посреднических структур. Транзитная форма материально-технического обеспечения позволяет значительно сократить время пребывания материальных потоков в сфере обращения, а также сократить издержки обращения за счет уменьшения расходов на погрузочно-разгрузочные операции, складское хранение у посредников и прочее. Применение транзитной формы снабжения целесообразно для больших партий поставок постоянного ассортимента крупным потребителям, когда продукция не требует дополнительных логистических работ и операций по подготовке к производственному потреблению, а также в некоторых других случаях.

Основными критериями при выработке стратегии осуществления закупок и формирования общей системы заготовительной логистики являются:

1) оптимальный временной режим поставок;

2) оптимальная структура материальных потоков;

3) минимальные совокупные транспортно-заготовительные расходы.

Последние представляют собой затраты, связанные с организацией заказа и его реализацией, а также расходы по заготовке и доставке материальных ресурсов. Транспортно-заготовительные расходы составляют лишь часть логистических издержек.

К последним кроме них относятся:

· расходы на формирование системы логистических цепей, а также выбор и оценку поставщиков;

· транспортно-экспедиционные издержки;

· почтово-телеграфные, командировочные, представительские и др. расходы;

· недостачи и потери в пути в пределах норм естественной убыли и др.;

· прочие расходы (например, охрана, выполнение дополнительных требований потребителей и т. д.).

Определившись в форме материально-технического обеспечения, предприятия проводят большую работу по установлению внешних источников материальных потоков путем их оценивания и выбора. Затем вырабатывается детализированная политика закупок для конкретных рынков ресурсов и по конкретным источникам, а также варианты логистических цепей, формируются конкретные хозяйственно-логистические связи.

В зависимости от того, кто является поставщиком, определяется вид логистической заготовительной системы. Если источником, генерирующим материальные потоки, является производитель, то образуется логистическая система с прямыми связями. Если поставщиком является посредник — эшелонированная логистическая система. Однако в связи с тем, что обычно предприятие-потребитель одновременно получает материальные ресурсы в номенклатурном разрезе от разных источников – производителей и посредников – то на практике чаще всего распространены гибкие логистические системы.

Логистическая система, принимающая материальные потоки, практически по каждому виду ресурсов может воспользоваться правом выбора - установить связи с одним генератором материальных потоков или одновременно с несколькими. В последнем случае следует обязательно определить основной источник и источники-дублеры по данному виду ресурсов.

Отбор осуществляется на основании оценивания генераторов материальных потоков с точки зрения обеспечения поставок необходимых ресурсов требуемого качества, в требуемые сроки, по приемлемой цене и другим параметрам. Оценивание поставщиков должно проводиться не только на стадии поиска, но и в процессе работы с уже отобранными поставщиками. Сам поиск поставщиков может производиться различными способами:

· объявление конкурса на осуществление поставок;

· изучение соответствующих фирменных и справочных каталогов;

· анализ рекламных объявлений в печати;

· посещение выставок, ярмарок и т. д.

В результате комплексного поиска формируется перечень потенциальных поставщиков материальных ресурсов, по которому ведется дальнейшая работа.

Критерии оценки и отбора генераторов материальных потоков зависят от требований потребляющей системы и могут быть различными. Обычно их три-четыре, но в отдельных случаях их число может достигать 60. В то же время независимо от специфики отрасли и самого предприятия, важнейшими универсальными критериями являются следующие:

1. Надежность снабжения. Она понимается как соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки при любых обстоятельствах. Кроме того, надежность предполагает точное ассортиментное и количественное соответствие условиям договора поставки.

2. Готовность поставщика к ритмичности (равномерности) поставок. Нарушение ритмичности (равномерности) поставок приводит в логической системе к затовариванию, дефициту, росту уровня логистических издержек, потерям времени у потребителя.

3. Комплексность генерируемого по адресу получателя материального потока (комплексность поставки). Под этим понимается своевременная поставка (независимо от форм снабжения) всех требуемых для выполнения производственной программы материальных ресурсов. Если комплексность материального потока не установлена стандартами, техническими условиями или прейскурантами, она при необходимости может определяться в договоре поставки.

4. Качество поставляемой продукции.

5. Приемлемая цена.

6. Удаленность генератора материальных потоков от потребляющей системы.[17] Данный фактор является одним из определяющих в заготовительной логистике. Очень часто для предприятий, использующих в производственно-хозяйственной деятельности логистическую концепцию, он выходит по рейтингу на второе место, так как в условиях рынка покупателя, когда существует реальная возможность выбора, качество и цена продукции перестают быть проблемой и отступают на второй план. В то же время отдаленность поставщиков от потребителей влияет на оперативность доставки им груза.

7. Сроки выполнения текущих и экстренных заказов. Соответствие данному критерию особенно важно при неустойчивом спросе на конечную продукцию, обновлении ассортимента выпускаемой продукции у предприятия-потребителя, освоеннии новых видов продукции.

8. Наличие резервных мощностей у источника поставки. Данный критерий очень важен. Кроме перечисленных выше случаев его обязательно учитывают при выполнении индивидуальных заказов, а также при развитии производства и т. д.

9. Способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставленного оборудования. Этот критерий играет важнейшую роль для предприятий, особенно машиностроительного профиля.

10. Психологический климат в трудовом коллективе поставщика. Для эффективного функционирования логистической системы необходимо учитывать возникновение форс-мажорных обстоятельств. Например, риск забастовки на предприятиях поставщика чреват сбоями в процессе выполнения обязательств. Данный критерий в условиях рынка, особенно неразвитого, часто становится приоритетным.

11. Организация управления качеством продукции у поставщика, в первую очередь наличие у него реально действующей (сертифицированной) системы управления качеством. Этот фактор учитывается в расчетах на перспективу. Он влияет на способность поставщика оперативно реагировать на изменение требований к качеству продукции со стороны потребителей даже в период выполнения заказа.

12. Кредитоспособность и финансовое положение поставщика. Для повышения объективности оценки потенциального поставщика фирмы могут прибегнуть к услугам специализированных агентств, одной из функций которых является подготовка информации о поставщиках, в том числе с использованием неформальных каналов. В этих информационных справках дается, в частности, оценка финансового положения поставщика по следующим показателям:

· отношение ликвидности поставщиков к сумме долговых обязательств;

· отношение объема продаж к дебиторской задолженности;

· отношение чистой прибыли к объему продаж;

· движение денежной наличности;

· оборачиваемость заказов и др.

В заготовительной логистике при решении задачи оценки и выбора поставщика используются различные подходы и методики. Однако наибольшее распространение получили методы исследования операций. Вместе с тем окончательный выбор поставщика является в той или иной степени волевым актом ответственного лица, принимающего решение. Для оптимизации решения задачи выбора поставщика и оценки качества его работы в логистике применяются специальные автоматизированные системы, при их отсутствии применяются экспертные системы.

Большинство предприятий, особенно машиностроительные фирмы, для повышения гарантий стабильности материально-технического обеспечения производства предпочитают кроме основного поставщика по наиболее важным видам- материальных ресурсов иметь резервных поставщиков-дублеров. Обычно их не менее двух. При отборе дублеров соблюдается требование, по которому их предприятия должны быть расположены на разных территориях. Особенно важным является вопрос о поставщиках-дублерах для предприятий, выпускающих продукцию производственного назначения, которые в силу ограниченности рынка покупателей и больших объемов продаж очень дорожат своими клиентами. Сбои в реализации их заказов чреваты очень большими убытками для продуцентов. Роль поставщика-дублера заключается в гарантировании потребителю страхования поставок основного поставщика. Потенциально потребитель может воспользоваться услугами поставщика-дублера:

· в случае разрыва договора поставки с основным поставщиком;

· в случае наступления форс-мажорных обстоятельств;

· при недопоставках;

· при резком расширении объемов производства, вызванном повышением спроса, и т. д.

Однако в заготовительной логистике при разработке предприятием закупочной политики, ориентированной на диверсификацию источников снабжения, необходимо очень внимательно отнестись к возможному резкому росту затрат на формирование логистических цепей, поддерживание с поставщиками и посредниками деловых отношений. Могут также возрасти транспортно-экспедиционные издержки и прочие логистические расходы.

Оценивание уже отобранных поставщиков проводится по итогам сотрудничества с ними за год, полугодие, квартал, месяц. Такая аналитическая работа проводится с участием заинтересованных подразделений потребляющей логистической системы — снабженческих, технологических, конструкторских, производственных, учетно-финансовых. Оценивание производится по заранее разработанной шкале оценок качества работы по различным параметрам. Комплексная оценка выражается вычислением рейтинга того или иного источника материальных потоков. Если рейтинг рассматриваемого источника ниже допустимой величины, то договор поставки по решению ответственных лиц может быть расторгнут даже при условии наступления последующих санкций.

Управление поставками в заготовительной логистике обусловливает решение еще целого комплекса вопросов. Часть из них связана с недопущением потерь от дефицита. Потери от дефицита представляют собой убытки, которые несет логистическая система из-за недопоставки или срыва поставки. Если отсутствуют обстоятельства, освобождающие поставщика от ответственности, то убытки поставщика могут выражаться суммой штрафа за недопоставку, а также разницей между стоимостью обычной и экстренной доставки продукции потребителю.

Убытки предприятия-потребителя могут быть более существенны и выражаться в следующих формах:

· простой производства;

· неэкономичная замена материалов;

· повышение транспортно-заготовительных и других логистических расходов;

· ухудшение имиджа фирмы на рынке;

· потеря части клиентов и т. д.

По этой причине при отборе и оценке качества работы поставщиков часто используется показатель качества обслуживания.

В рыночной экономике нехватка материальных ресурсов может быть вызвана недостаточностью развития производства, слабой дисциплиной выполнения обязательств, ограниченностью ассортимента, глобальным истощением сырьевых ресурсов, непреодолимыми обстоятельствами (форс-мажор) и т. д. Задача заготовительной логистики в этой ситуации — не допустить возникновения дефицита, а если это все же произошло — максимально быстро устранить его.

Способы устранения дефицита разнообразны, например, путем надежного прогнозирования потребности в материалах и эффективного управления их запасами, повышения скорости продвижения материальных потоков, вовлечения в оборот неликвидных средств производства, улучшения взаимодействия с посредниками, смена используемых логистических цепей и прочее.

В принципе, полное удовлетворение спроса по ассортименту, количеству и в требуемые сроки по многим видам материальных ресурсов в ряде случаев невозможно даже теоретически. Это связано со значительными затратами либо на формирование и хранение запасов, либо на систематические срочные доставки экстренно необходимых материалов (товаров). Следует акцентировать внимание на том, что затраты на снижение дефицита при некотором (обычно достаточно малом) значении вероятности его возникновения начинают превышать возможные потери от него. Одной из задач заготовительной логистики является необходимость свести угрозу дефицита к рациональному минимуму. Поэтому должны быть проанализированы все возможные варианты оперативного снабжения с целью выбора такого из них, который обеспечивает минимизацию суммарных затрат и потерь, связанных с функционированием системы снабжения.

Следующим этапом после отбора и оценки внешних источников генерации материальных потоков снабжения является размещение заказов и их реализация. Здесь потребности переводятся в заказы. Персонал логистических служб проводит работу по установлению связей, заключению договоров поставок, формированию логистических цепей, оформлению соответствующим образом текущих заказов.Основным документом, регулирующим взаимоотношения по поставкам, является договор поставки.

Это соглашение, согласно которому поставщик (изготовитель, посредник) обязуется передавать в собственность потребителю продукцию обусловленного ассортимента и качества в установленные сроки и в требуемом количестве, а потребитель — принять и оплатить эту продукцию.

Конкретные условия поставки, предусмотренные в договоре, должны соответствовать различным нормативным актам, прежде всего условиям поставки продукции, определяющим требования к характеристикам материального потока: количеству и качеству продукции, ее ассортименту, срокам доставки, форме оплаты, упаковке и т. д. Большое значение имеют нормативные акты, определяющие особые условия поставки. Они учитывают специфику продвижения материальных потоков в зависимости от предмета либо объекта договора поставки. Условия поставки регулируют отношения, не предусмотренные общими положениями соответствующих актов гражданского права, а также возможные изъятия из общих положений.

Эффективное размещение заказов непосредственно влияет на эффективность всего процесса логистики. Заказ определяет мощность материальных потоков и особенности их формирования, возможные методы и пути продвижения по логистическим цепям.

Контроль за выполнением заказа формирует массивы информации о параметрах и структуре динамичных и статичных потоков (запасов всех видов), о развитии деловых взаимоотношений с поставщиками и о многом другом. Необходимость координированного контроля за ходом выполнения поставок в условиях расширения хозяйственных связей, динамичности рынка и его дальнейшей интеграции с производством привела к широкому применению компьютерных и информационных технологий.

Формируя хозяйственные связи заказчик должен учитывать особенности производства у изготовителя, в первую очередь следует обратить внимание на нормативные размеры серий (партий) выпуска закупаемых у него изделий, т. е. установленные производителем минимальные количества изделий (деталей), которые могут быть изготовлено на его оборудовании без переналадки. Соответствие этих серий объемам необходимых потребителю партий поставки благоприятствует установлению прямых связей с изготовителем, иначе приходится пользоваться услугами посредников, специализирующихся на реализации аналогичной продукции.

Один из важнейших параметров процесса поставки – партия поставки – регламентируемый договором объем и ассортимент одноразовой поставки продукции. Партия поставки зависит от потребности потребителя в конкретном материальном потоке, возможности поставщика, вида используемого транспорта, условий хранения продукции и других факторов.

В основе определения партии поставки в заготовительной логистике лежит показатель оптимального размера заказа, который характеризует величину отдельно управляемого элемента материального потока, направляемого поставщиком потребителю, и обеспечивающего для последнего минимальное значение суммы двух составляющих логистических затрат: транспортно-заготовительных расходов и затрат на формирование и хранение запасов.

При размещении заказа и его реализации потребитель должен обязательно согласовать с поставщиком интервалы генерации материальных потоков. Это время между очередными отпусками готовой продукции транспортным организациям (при транзитных поставках), оптовым посредникам (при складских поставках) или непосредственно потребителю (при самовывозе).

Интервал генерации материальных потоков, т. е. интервал отгрузки, оговариваемый с поставщиком, должен обязательно соответствовать интервалу поставки. Если интервал отгрузки является ориентиром для поставщика, то интервал поставки является ориентиром для потребителя. Интервал поставки это время между двумя следующими друг за другом поставками. Он зависит от интервала отгрузки, транзитной нормы, наличия складских мощностей у получателя и других факторов. Данная категория используется при планировании норм запаса и осуществлении контроля за поставками.

При анализе договорных обязательств рассчитывают также частоту поставок (число поставок в отчетном периоде) — величину обратно пропорциональную интервалу поставки.

Одной из важнейших функций в заготовительной логистике является контроль входных потоков (поставок). Он заключается в отслеживании движения материальных потоков, начиная с подтверждения источником генерации получения заказа, и завершая проверкой отгрузки и доставки заказанной продукции. В ходе контроля поставки проверяется соблюдение поставщиком своих договорных обязательств по ассортиментной структуре, количеству и качеству продукции, образующей материальный поток, а проверка транспортно-экспедиционных посредников заключается в контроле за соблюдением сроков доставки, отсутствием повреждений, недостач, и т. д.

В случае возникновения отклонения от нормального хода процесса поставки логистическая служба заказчика принимает оперативные меры по розыску потерянных грузов, ускорению продвижения материальных потоков, оформлению претензий к виновным. При обнаружении несоответствия входного материального потока условиям договора поставки получателем составляются акты о приемке материалов (по количеству, качеству).

Для оценки выполнения договорных обязательств по поставкам используется комплексный показатель, рассчитываемый по формуле:

Ккомпл = (1КН) * КАСС * КК,

где КН коэффициент невыполнения обязательств по поставкам в установленные сроки (доля материалов, не доставленные потребителю в установленные договором сроки);

КАСС коэффициент выполнения обязательств по ассортименту (учитывается доля продукции, зачтенной в счет поставок по заказанному ассортименту);

КК коэффициент выполнения обязательств по качеству продук­ции (учитывается доля ресурсов, соответствующих требованиям по качеству).

Еще одним важнейшим направлением процесса управления поставками в заготовительной логистике является постоянное отслеживание надежности заготовительной системы (подсистемы). Последняя означает гарантированность обеспечения логистической системы (потребителя) необходимыми ей (ему) материальными ресурсами в течение заданного промежутка времени вне зависимости от возможных недопоставок, нарушений сроков доставки и т. д. Задача оценки надежности заготовительной подсистемы решается на основе комплексного логистического подхода, с применением методов теории вероятностей, теории надежности, теории массового обслуживания и прочего инструментария прикладной математики.

В самом общем виде надежность заготовительной подсистемы рассчитывается по формуле:

1РОТК(t),

где РОТК(t) — вероятность отказа в удовлетворении заявки потребителя материальных ресурсов в момент (период) t. В большинстве конкретных ситуаций адекватные модели оценки надежности могут оказаться намного сложнее, так как описывают системы высокой степени сложности с развитыми внутренними и внешними связями. Например, они могут учитывать возможность взаимодействия различных логистических цепей в случае непредвиденных изменений параметров потоков, снижения пропускной способности или отказов отдельных элементов цепей и т. д.

В заготовительной логистике одно из важнейших направлений деятельности связано с проблематикойформирования прямых хозяйственных длительных связей.. Эффективность таких связей как в заготовительной, так и в распределительной логистике достигается благодаря прямым контактам между поставщиками и потребителями, которые устанавливаются на длительное время. В результате установления таких связей максимально упрощается система управления материальными потоками. Появляется возможность оперативно изменять заказы, сокращаются производственные запасы, повышается надежность, комплектность и ритмичность материально-технического обеспечения.

Моделирование прямых длительных связей является одной из сложнейших проблем применения экономико-математического методов в логистике. Существует несколько подходов к решению этой задачи. Один из распространенных вариантов заключается в том, что для каждого из интервалов рассматриваемого заготовительного периода решается классическая транспортная задача и по ряду таких решений отбираются связи, повторяющиеся наибольшее число раз.

При другом подходе задача моделирования длительных связей рассматривается как задача стохастического программирования с заданными распределениями вероятностей основных характеристик учитываемых потребителей и ресурсов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.