Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






учреждениями высшего образования на основе развития ИТ

Совершенствование процессного управления

 

Темой моей работы является «Совершенствование процессного управления учреждениями высшего образования на основе развития информационных технологий».

Для начала я хотела бы разобраться с понятием «информационные технологии», так сказать, шаг за шагом «через тернии к звёздам». К тому же понятие присутствует в названии дисциплины и темы.

На первый взгляд, вроде бы понятно, что про компьютеры. Но не так-то всё просто. Многие умеют на нём работать, а некоторые способны только «пасьянс» разложить, и то не всегда. А возможно, что эту «чудо технику» видели только на картинках или по телевизору.

Сразу ясно, что определение не русское. Непонятные иностранные слова просто заполонили нашу жизнь! Но, к сожалению, без них просто не возможно обойтись.

Если обратиться с запросом в Интернет, и посмотреть на сайте Википедии, то увидим следующее определение:

Информационные технологии (ИТ, от англ. Information technology, IT (так и думала, что слово не наше)) – широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, хранения, обработки, ограничения к передаче и получению информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами[1].

На другом сайте можно увидеть такую информацию:

Информационные технологии – это процессы и методы получения и обработки информации; часто под информационными технологиями понимают также технические и программные средства реализации информационных процессов. Сущность информационных технологий составляют способы получения, переработки, передачи, хранения и воспроизведения информации с помощью технических средств. Центральное место в современных информационных технологиях занимает ЭВМ (или компьютер) и её программное обеспечение[2].

И так, с этим вроде как разобрались. Теперь рассмотрим, что такое «процессное управление».

Можно найти, например такое определение: процессное управление – это эффективный подход выстраиванию работы компании, основанный на интеграции её ключевых функций и структуризации бизнес-процессов.

Основной целью процессного подхода к управлению компанией является построение долгосрочных и продуктивных отношений с клиентами за счёт комплексного подхода к выявлению и пониманию их потребностей и задач. Данное решение позволяет настроить чёткую систему работы сбытовых структур, выявить и исключить возможные потери клиентов на каждом этапе подготовки и проведения сделки.

Процессный подход может быть с легкостью интегрирован в большинство существующих информационных систем на базе программных продуктов 1С. Таким образом реализовывается последовательность прохождения этапов сделки. В случае не выполнения задачи в срок или неверного прохождения схемы бизнес-процесса у пользователя блокируется информационная система[3].

Из другого источника можно извлечь такую информацию о том, что такое процессное управление и для чего оно нужно:

Процессный подход к управлению рассматривает компанию как сеть связанных между собой бизнес-процессов, а не совокупность разрозненных функций. Каждый бизнес-процесс представляется последовательностью операций, которые нацелены на достижение определенного результата. В отличие от функционального подхода к управлению, процессный подход делает компанию ориентированной на результат, где каждый сотрудник чётко знает, какую работу, в какой срок и какого качества ему нужно выполнить, для того чтобы бизнес-процесс, в котором он участвует, привел к желаемому результату.

Таким образом, процессный подход позволяет увидеть, ради чего совершаются все действия в компании и каков их вклад в результаты деятельности всей компании. Это почти утопия – абсолютно прозрачная организация, где каждый чётко знает свои функции и их роль в реализации целей компании, где мотивация каждого чётко связана с тем, насколько он способствует выполнению стратегии его организации. Поэтому немудрено, что многие компании хотели бы стать именно такими. Оказывается, вот почему все почти поголовно внедряют процессный подход. С переменным успехом[4].

Вот оно как. Всё не просто так делается. Получается, что внедрение процессного управления в учреждения высшего образования, должно увеличить эффективность работы, чтобы каждый знал, что делать, для чего делать, когда делать и так далее. Ведь это здорово знать, зачем ты идёшь на работу. Ведь не у всех в голове крутиться мысль «работаю ради идеи». А для организации вообще «сказка»: коллектив работает, как часы, а если какой-то «винтик» не исправен – виновника можно в два счёта найти.

А всё из-за того, что расширяется информационное пространство. А значит, повышаются требования потребительского рынка и растёт конкуренция. Поэтому организациям нужно «на корню» менять систему управления. И не просто вносить мелкие изменения, или менять начальство, а закладывать новый фундамент и возводить на нём абсолютно новую систему управления.

Да, ко всему в придачу, нельзя медлить. Информационный поток и технологии изменяются и развиваются с огромной скоростью. А значит, нужно уделять внимание на современные тенденции, прогрессивные методы управления.

Если ВУЗы не займутся нужными системами управления, то тяжело будет управлять и правильно организовывать процесс обучения. Нужно взять под контроль информационные ресурсы, и управлять ими, используя современные методы.

В условиях современного развития науки, информационных технологий и требований рынка образовательные учреждения, на ряду с другими организациями, являются самостоятельными субъектами хозяйствования, которые попали в условия жёсткой конкуренции. Они тоже входят в систему «труд – земля – капитал – знание», где знание становится доминирующим.

И это их заставило уделять особое внимание к проблемам образования, внутренним процессам, различным методам. Теория, конечно хорошо, но главное правильно всё применить. А так не всегда получается. Но нужно решать эти проблемы, чтобы эффективно использовать ресурсы ВУЗов при реализации образовательных услуг.

Система образования должна обеспечивать развитие науки, служить гарантией стабильности и благосостояния государства и общества, так как ВУЗы имеют огромное значение для экономического и культурного развития государства, и от высшего образования прямо зависит благосостояние нации.

 

И так, с чего же нужно начать, когда внедряешь процессный подход? Для этого мы обратимся ещё к одному источнику.

В нём говориться, что лучше структурировать работы, то есть организовать их таким образом, чтобы было видно, как каждая группа работ способствует решению стратегических задач и как эти группы связаны между собой.

Такие группы организованной между собой деятельности называются процессами. В случае, если процессная структура организации чётко определена, то она даёт ответы на вопросы:

• Что должно быть сделано.

• Какой ожидается результат.

• Каким образом можно определить (измерить), что в результате работы процесса достигается ожидаемый результат.

• Как результаты выполнения одного процесса влияют на результаты других процессов.

На рисунке 1. будут отображены вопросы, которые постоянно возникают при использовании процессного подхода, типичного для современного ИТ. Средства для нахождения ответов на них приведены в правой части рисунка.

 

Цель управления процессами – планировать и контролировать процессы так, чтобы они были одновременно эффективными и рациональными.

Для оптимизации качества процессов каждый из них можно рассматривать отдельно. Владелец процесса несёт ответственность за результаты работы процесса, после отчитываются, а за это отвечает ещё и ещё человек (рисунок 2).

 

Таким образом, логическая структуризация работ внутри процесса позволяет установить чёткие точки перехода, в которых есть возможность выполнять мониторинг качества процесса. Благодаря этому руководство организации может осуществлять контроль, основываясь на информации о качестве каждого из процессов[5].

 

С процессным управлением немного разобрались. Теперь переходим к следующему источнику, в котором описывается, что необходимо при информатизации вуза.

В статье говориться, что нужно произвести анализ влияний информационных технологий на происходящие в нём процессы, что можно сделать на основе моделирования деятельности образовательного учреждения.

Говорится, что концептуальная модель управления ВУЗом на основе информатизации должна опираться на конкретные технологии и рекомендовать к использованию конкретные готовые приемы, позволяющие повысить эффективность управления вуза.

Опираясь на процессный подход разработаны модели управления вузом на основе информационных технологий.
В них проанализирован жизненный цикл предоставляемых образовательных услуг и упрощён поиск мест установки контрольных точек (рисунок 3).

 

В центре схемы находится упрощенная процессная модель ВУЗа. Входными данными для процесса образовательная деятельность являются требования потребителей к статусу института, стоимости обучения, имиджу, инфраструктуре, квалификации профессорско-преподавательского состава, территориальному положению, обеспеченностью базой практики и стажировки, последующему трудоустройству выпускников, адаптивности вуза к внешним и внутренним изменениям, к направлениям подготовки, к содержанию учебных программ, научно-исследовательской деятельности и т.д. Ресурсами необходимыми для реализации образовательного процесса являются профессорско-преподавательский персонал (ППС), материально-техническая база (МТБ), программное обеспечение, информационное обеспечение, финансовое обеспечение. Основным результатом образовательной деятельности является компетентный выпускник с подтверждающим его квалификацию дипломом.

На управленческие, поддерживающие и на основной процесс жизненного цикла предоставления образовательных услуг влияет информатизация, причем в некоторых случаях влияние может представлять собой автоматизацию деятельности, в некоторых случаях применение информационных технологий[6].

 

И так, что же нужно делать для совершенствования процессного управления учреждениями высшего образования на основе развития информационных технологий?

В данном источнике указывают на следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий.

 

Во-первых, интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счёт применения средств современных информационных технологий (рисунок 4).

 

Во-вторых, развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества (рисунок 5).

В-третьих, работа на выполнение социального заказа общества (рисунок 6)[7].

На этом, пожалуй, всё. Надеюсь, у меня получилось в данной работе раскрыть тему.

К сожалению, это только верхушка айсберга. И, наверняка, можно найти ещё много интересной и познавательной информации о совершенствовании процессного управления учреждениями высшего образования на основе развития информационных технологий.

Я сделала всё, что было в моих силах. Спасибо за внимание.

 

 


[1] ru.wikipedia.org/ Информационные технологии

[2] https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/475/информационные

[3] https://efsol.ru/technology/process-management.html

[4] https://www.betec.ru/index.php? id=6& sid=103

[5] https://www.redov.ru/kompyutery_i_internet/it_servis_menedzhment_vvedenie/p4.php

[6] А.Г.Кириллов. Модель управления вузом на основе информационных технологий.

[7] https://rudocs.exdat.com/docs/index-9294.html

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цвето-рисуночный тест А.О. Прохорова и Г.И. Генинга | Введение. § 1. Понятие и значение иерархии нормативных правовых актов .5




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.