Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свобода совести






Современное понимание свободы совести имеет в виду обеспечение

в обществе таких демократических прав и свобод, которые га-

рантируют личности свободу по отношению к религии, свободу убеж-

дений и возможность их проявления в действиях и поступках не в

ущерб другим людям и обществу в целом. Международные пакты и

договоренности связывают обеспечение свободы совести с проблемами

толерантности (терпимости), взаимопонимания и сотрудничества. Но

эти принципы пока еще остаются идеалами, которые реализуются по

мере становления планетарного мышления. Исторические условия ста-

новления государственных структур, традиций и образа жизни наро-

дов, общественные отношения и другие факторы определяют уровень

обеспечения свободы совести в различных государствах. В одних сво-

бода совести обеспечивается в соответствии с международными нор-

мами, в других существуют те или иные ее ограничения, в третьих,

где господствуют архаические традиции, она не получает реализации

на практике.

Понимание свободы совести, выработка ее критериев во многом

зависят от знания истории формирования и тенденций развития этого

понятия.

Глава XXVIII

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О СВОБОДЕ СОВЕСТИ

Идея веротерпимости Изучение памятников культуры Двуречья,

в древности Древнего Египта, Древнего Китая позволяет

и в средневековье говорить об обожествлении власти правите-

лей и существующих в обществе порядков.

В мифах древнего мира получила утверждение идея естественного

божественного права государственной власти, согласно которой зем-

ной правопорядок являлся составной частью мирового космического

порядка.

Национальные религии провозглашались государственными. Об

этом свидетельствуют старовавилонские традиции, нашедшие свое про-

должение в Древнем Египте. Так, в 1600 г. до н. э. культ бога Амона

был объявлен общегосударственным, а его жрецы - опорой фараона.

При правлении фараона Аменхотепа IV (конец XV - начало XIV в.

до н. э.) все боги Египта были объявлены ложными, храмовое иму-

щество конфисковано, а истинным богом был объявлен Атон (солнеч-

 

 

ный диск). После смерти фараона-еретика все памятники, свидетель-

ствующие о культе Атона, были уничтожены1.

Процесс взаимопроникновения культур древних цивилизаций за-

частую начинался с взаимопроникновения религиозно-мифологических

представлений, что обусловливалось распространенной практикой

терпимого отношения к иным культам и божествам. Так, в

эллинистическом Египте царь Птоломей Сотер (322-283 до н. э.) ввел

культ бога Сераписа, отождествив его с египетским Аписом и гре-

ческим Зевсом. По-видимому, это была одна из первых попыток про-

ведения в жизнь идеи " светского экуменизма". В государстве

Селевкидов в середине III в. до н. э. многие местные боги получили

греческие имена. В свою очередь, в Греции в I в. до н. э. два храма

в городе Эвроп были превращены в восточные святилища. Египетская

богиня Исида отождествлялась греками с греческой богиней Деметрой,

в Сирии был эллинизирован культ фригийской богини Кибелы и т.

д.2. Можно, по-видимому, утверждать, что в древнем мире были рас-

пространены религиозно-мифологическое подражание и заимствование

мифов; пантеон существующих богов и духов тех или иных народов

оставался открытым для появления в их сообществе иноземных богов.

В античном мире не было духовенства как специального сословного

института, не было и обязательных для всех, " богоустановленных" свя-

щенных книг. Обязательным было лишь исполнение обрядов.

Понятие совести как ответственности человека за свои дела перед

людьми и самим собой в Древней Греции появилось довольно рано,

уже Демокрит писал о необходимости соблюдения справедливости для

того, чтобы человек не находился в состоянии постоянного самоосуж-

дения3. Для Аристотеля совесть - это " правильный суд доброго чело-

века" 4. Воспитание справедливости, доброты, в более широком смысле

- гуманности уже предполагает терпимое отношение к убеждениям

других. Понимание совести в античном мире было связано в

значительной мере с демократической формой правления в полисах:

участие граждан в жизни полиса вело к осознанию личной ответст-

венности за его судьбу. Личность обладала относительной свободой вы-

бора в решении вопроса: что является для судеб полиса

благодетельным, а что - губительным. Это являлось одним из фак-

торов возрастания свободы мнений. Наиболее смелые мыслители вы-

ступали за осуществление права высказывать свои взгляды, не

согласуя их с общепринятыми авторитетами. Цицерон в трактате " О

природе богов" дает пример свободного обсуждения проблемы богов

сторонниками различных философских направлений. Он полагает, что

при обсуждении надо придавать значение скорее силе доказательств,

чем авторитету, и осуждает тех, кто перестает сам рассуждать и счита-

ет бесспорными только суждения того лица, которое почитает5.

Государственная правовая система Древней Греции способствовала

появлению новых традиций, связанных с культом цивилизованности

 

 

и государства. Вместе с тем сформированные традиции и обычаи охра-

нялись государством от влияния новых воззрений, которые могли де-

стабилизировать сложившуюся общественную систему. Тот, кто

покидал свой дом, свою местность, а следовательно, и своих богов,

объявлялся нечестивцем, безбожником. А те, кто распространял новые

учения о мире, подвергались преследованиям и гонениям. Такая

участь постигла известных античных философов (V в. до н. э.) -

Протагора, Диагора Милосского, Анаксимена, Анаксагора, Сократа

и др. Платон считал, что лица, нарушающие традиции и устои го-

сударства, должны подвергаться преследованиям, что законы госу-

дарства должны охранять государственную религию, формирующую

единомыслие у граждан.

Позднее, по свидетельству Гая Транквилла Светония (ок. 70 - ок.

140), император Клавдий (10 до н.э. - 54 н.э.) " иудеев, постоянно

волнуемых Хрестом, изгнал из Рима" 6, а император Тиберий (42 до

н. э. - 37 н. э.) " чужеземные священнодействия и в особенности

египетские и иудейские обряды запретил" 7. Подобная практика отно-

шения римских правителей к различным религиозным культам, по-

видимому, объясняется тем, что в условиях развития антиримских

выступлений национальные религии часто выступали в качестве идей-

ной платформы для объединения разрозненных сил. В зависимости от

складывающейся социально-политической ситуации отношение

римских властей к культам покоренных народов носило избирательный

характер.

Космополитизм раннего христианства, непризнание божествен-

ности императора, обращение к униженным и угнетенным представ-

ляли определенную опасность для императорской власти, что и

повлекло политику запретов и гонений. Вопросы религиозной веро-

терпимости определялись текущей государственной политикой. Проб-

лемы свободы религиозного выбора зависели от гражданского статуса

и национальной принадлежности. Раннее христианство свои социаль-

ные представления связывало с идеями равенства всех перед Богом,

с представлениями о праве всех на свободу и счастье, хотя бы в за-

гробной жизни. Подобные представления резко диссонировали с обо-

жествлением императора, воспринимались как определенная угроза

государству.

В условиях сосуществования с различными восточными культами,

при наличии государственной религии Рима, христиане не следовали

иудейской традиции исключительности собственного вероучения, под-

черкивали свою приверженность принципам веротерпимости древнего

мира. В этой связи Тертуллиан утверждал: "...каждый поклоняется

тому, чему хочет. Религия одного человека ни вредна, ни полезна для

другого. Но не свойственно одной религии делать насилие над другой.

Религия должна быть приемлема по убеждению, а не насилию". Рас-

пространение христианства рассматривалось римскими властями как

 

 

оппозиция государственному религиозному культу. Христианское " су-

еверие" оценивалось как безбожие, отрицание государственной

религии и государственной власти.

В начале IV в. в условиях политического и экономического упадка

власти почувствовали потребность в универсальной религии. Прекра-

щаются гонения против христиан.

По мере укрепления положения христианства как государственной

религии Римской империи терпимое отношение к другим культам сме-

няется нетерпимостью; иные культы и божества, и это становится

традицией, уподобляются падшим ангелам, они должны быть изгнаны

из Римской империи вместе со своими служителями. Терпимое отно-

шение к ним было допустимым до появления Евангелия, ныне всякое

учение исходит от единого Иисуса Христа9. Превращение христианской

церкви в государственную религию Римской империи позволило ей

(церкви) использовать всю систему государственной власти для борьбы

с инакомыслящими и различными оппозиционными ей мировоззрен-

ческими течениями.

От имени христианской церкви было развернуто преследование

сторонников поздней античной философии, носителей античной куль-

туры, а также адептов еретических течений внутри христианства, за

которыми угадывались оппозиционные настроения. В 391 - 392 гг.

император Феодосии I (ок. 346 - 395) издает эдикты, запрещающие

исповедание языческих культов. При Феодосии I учреждается

репрессивный институт для выявления инакомыслящих и борьбы с

еретиками и язычниками. Все другие религии объявляются неугодными

и еретическими. В 529 г. по приказу императора Юстиниана (482/83

- 565) были закрыты все философские школы в Афинах; последний

оплот язычества, связанный с культом богини Исиды, на острове Филе

(Египет), был ликвидирован в административном порядке в 535 г.

Насколько тесно были связаны государство и церковь, свидетель-

ствуют средневековые документы. Так, император Фридрих II (1194

- 1250) в 1220 г. в документе " Привилегии князьям церкви" под-

черкивал, что светский меч создан в помощь мечу духовному. Отлу-

чение от церкви влечет за собой утрату всех прав и должностей.

Наследство церковных князей, по этому документу, передавалось толь-

ко их наследникам и церкви; права городских коммун и сообществ

определялись в соответствии с интересами князей церкви10.

История свидетельствует о многочисленных еретических течениях

в средние века. В зависимости от конкретно-исторической ситуации

ереси представали в виде мистических учений и идеализации раннего

христианства, в форме радикальных оппозиционных социально-

политических движений, выступающих с идеями антиклерикализма и

секуляризма. В IX в. Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 - 877), опираясь

на авторитет Библии, отстаивал идею независимости мировоззрен-

ческих представлений от установок церковных властей. В XI в.

 

 

 

П. Абеляр обосновал право личности на свободное толкование священ-

ных текстов, призывал к взвешенному отношению к авторитету церкви

в делах веры. Иоахим Флорский (ок. 1132- 1202) в XII в. предпо-

лагал, что в 1260 г. почитание Бога станет совершенно свободным,

не предписанным никакими властями и никакими документами. В вы-

дающемся, памятнике юридической мысли Германии XIII в. " Саксон-

ское зерцало" Эйке фон. Репкова (ок. 1180 - после 1233)

обнаруживается принципиальное отрицание всякой несвободы челове-

ка, в том числе его рабской или крепостной зависимости,

клерикализма, утверждается светская государственная власть,

прочитывается призыв ко всеобщему миру11. Отлучение от церкви, по

нормам " Саксонского зерцала", " ни от кого не отнимает жизни, не

ущемляет прав ни по земскому, ни по ленному праву" 12. Известно,

что на " Саксонское зерцало" опирались революционные движения масс

в Германии, например, во время Крестьянской войны 1525 г.

Большое значение для развития идей свободы совести имела твор-

ческая деятельность философа XIV в. У. Оккама (ок. 1285- 1349).

В работе " Диалог" У. Оккам рассматривает вопросы государства и пра-

ва. Основополагающим в его учении является представление о пер-

воначальном, естественном человеке. Все люди по природе рождаются

свободными, рабство - унизительное состояние для человека. У.

Оккам выдвинул идею установления светской власти народной волей,

вдохновляемой Богом. Государство учреждается с помощью общест-

венного договора. Он выступил против примата церкви над государ-

ством. Церковь не является душой государства, как она утверждала,

и не должна использовать пытки и костры для утверждения

христианских идей. А папу, если он совершит преступление, можно

судить светским судом. У. Оккам же подверг сомнению подлинность

грамоты Константина, на которую в течение веков ссылались папы

римские для обоснования своего главенства над светской властью.

Дальше У. Оккама пошел его соратник Марсилий Падуанский (ок.

1275/80- 1342). В трактате " Защитник мира" Марсилий проповедо-

вал веротерпимость.

Выводы Марсилия сводились к следующему: церковь и духовенство

должны быть подчинены светскому суду; суд над еретиками не должен

выходить за рамки нравственных оценок, а их виновность уста-

навливает светский суд только в том случае, если они нарушают

светские законы; церковь должна лишиться особого положения в делах

веры, а ее недвижимость должна быть секуляризирована; не церковь,

а человек обладает естественным правом на свободу религиозной со-

вести14.

Широкое распространение получили массовые религиозно-

политические оппозиционные движения: X - XI вв. - богомилы; XI

- XIII вв. - патарены, альбигойцы, катары, ломбардские бедняки,

апостолики и др.; XII в. - арнольдисты, вальденсы, амальрикане; XIV

 

 

- XV вв. - гуситы, лолларды. В этих движениях популярны были

идеи религиозного равенства как нормы гражданских отношений,

антиклерикальные настроения, требования свободы религии.

Практически все основатели еретических учений были подвергнуты

гонениям, многие из них казнены. В середине XII в. второй (1139)

и третий (1179) Латеранские соборы, Веронский (1184) собор объяв-

ляли еретические учения и движения вне закона, а ересь - врагом

государства. Против массовых еретических движений церковь

организовывала крестовые походы, которые одновременно использо-

вались для укрепления ее экономического и политического могуще-

ства.

Эволюция понимания свободы С конца XIV в. в Европе ширится про-

в отношении к религии цесс приспособления религиозного

в эпоху Возрождения мировоззрения к интересам " третьего новое время сословия". По-новому осмысливается философия античности, утверждаются идеалы светского гуманизма. В области права Н. Макиавелли обосновывает идею о том, что не церковь нуждается в государстве, а, наоборот, государство нуждается в новой религии. Религиозно-утопические идеи раннего христианства и еретические учения возрождаются как социально-политические учения в новом качестве благодаря Т. Мору (1478 - 1535), который провозглашает право в обществе каждому следовать какой угодно религии, свободно ее пропагандировать и воздерживаться от оскорбления других религий15. Гуманисты эпохи Возрождения, исходя из ценности человеческой личности, противопоставили идею толерантности идее религиозной нетерпимости.

И если представители Возрождения заложили теоретические осно-

вы свободы вероисповедания, то Реформация стала практическим вы-

ражением их устремлений. В 95 тезисах М. Лютера мы найдем, по

существу, обобщение всех тех требований, которые предъявляла

оппозиция церкви: свобода совести, беспрепятственное распростра-

нение Священного Писания, свободы религиозных союзов, вольная

проповедь. А принимая во внимание, что требование свободы

практической деятельности было важнейшим требованием " третьего

сословия", лозунги свободы вероисповедания предстают как первые

политические, буржуазно-демократические требования свободы слова,

собраний, печати, совести. Закономерным продолжением движения Ре-

формации стали ранние буржуазные революции, прокатившиеся по

Европе: в Швейцарии, Англии, Голландии, Швеции, Дании; рево-

люции, закрепившие право на свободу религиозной совести.

В новое время среди мыслителей все чаще обосновывается требо-

вание свободы личности в выражении своих взглядов. Свободная

личность связывается со следованием не религиозным догмам, но разу-

му, который способен адекватно познавать мир. Соответственно,

 

 

ставится и вопрос о свободном государстве, одной из функций которого

должно быть предоставление гражданам возможности развивать

принадлежащую им по естественному праву свободу мысли и свободу

слова. Именно такие идеи выражал Б. Спиноза. В его " Богословско-

политическом трактате" 16 " показывается, что в свободном государстве

каждому можно думать то, что он хочет, и говорить то, что он думает".

Если же " эта свобода может быть подавлена и люди могут быть так

обузданы, что ничего пикнуть не смеют, иначе как по предписанию

верховных властей, все-таки решительно никогда не удастся добиться,

чтобы люди думали только то, что желательно властям". Согласно Б.

Спинозе, " каждый по величайшему праву природы есть господин своих

мыслей". Б. Спиноза осознавал необходимость свободы суждений в

обществе для успешного развития его духовности: " Эта свобода в вы-

сшей степени необходима для прогресса наук и искусств, ибо последние

разрабатываются с успехом только теми людьми, которые имеют сво-

бодное и ничуть не предвзятое суждение".

В защиту веротерпимости выступили также английские философы

XVII - XVIII вв. Так, Т. Гоббс требовал отделения высшей школы от

церкви, организации обучения на основе разума. Против распростра-

нения церковной власти на гражданские дела выступил Дж. Локк,

полагавший, что государство должно обеспечить свободу, а религия

- дело совести каждого гражданина. Дж. Локк требовал отделения

церкви от государства. Значительное влияние на развитие представ-

лений о свободе совести в XVIII в. оказал А. Коллинз. В сочинении

" Рассуждение о свободомыслии" А. Коллинз выдвинул тезис: " Каж-

дый... должен свободно думать о вопросах, связанных с религией" 17.

Но наиболее радикальными проводниками идеи свободы совести в

XVIII в. были французские просветители. " Истинная терпимость и сво-

бода мысли -вот действительные противоядия против религиозного

фанатизма" 18, - писал П. Гольбах. Он полагал, что разумное государ-

ственное устройство с просвещенным государем способно обеспечить

счастье и свободу людей. Обращаясь к законодателям, П. Гольбах

писал: " Если ваш народ в силу привычки дорожит иллюзиями, раз-

решите смелым людям вести просветительную работу и подрывать

власть фанатизма. Уравните секты, не вмешивайтесь никогда в их без-

различные для вас раздоры... Предоставьте каждому гражданину рас-

суждать по-своему, если только действия его всегда согласуются с

разумом" 19. И далее: " Пусть государи предоставят своим подданным

свободу мысли... пусть они позволят каждому мечтать и фан-

тазировать, как ему вздумается, лишь бы доведение человека отвечало

законам морали и государства". Французские просветители защищали

право каждого человека мыслить по-своему, обладать индивидуальной,

непохожей на другие, духовной жизнью. " Отчет о своей вере я должен

дать только самому себе, - писал Гельвеции. - Никакой государь,

никакой поп не может преследовать меня за мнимое преступление -

 

 

за то, что я думаю не так, как они... От природы я получаю право

думать и говорить то, что думаю" 21.

Под влиянием теории естественного права прогрессивные деятели американского гуманизма Т. Джефферсон, Т. Пейн, Б. Франклин, Дж.Медисон (1751 - 1836) подготавливают билль " Об установлении

религиозной свободы" и " Декларацию независимости".

Претворение в жизнь идеалов гражданского общества сопровож-

далось насилием и различными ограничениями по отношению к

церкви. Например, " Акт о супремации", принятый в Англии в 1534 г.,

включал в себя требование закрытия монастырей и часовен,

конфискации монастырского имущества, а священнослужителей, пре-

пятствующих выполнению этого акта, объявлял вне закона.

Особой антиклерикальной направленностью отличалась Француз-

ская буржуазная революция. В ходе ее проводились многочисленные

антирелигиозные мероприятия, сопровождавшиеся закрытием храмов,

принуждением епископов и священнослужителей публично отказы-

ваться от сана и присягать на верность республике и конституции.

Священнослужители, проявившие лояльность по отношению к рес-

публике, получали содержание за счет государства, а по отношению

к тем, кто поддерживал монархию, применялись насилие и репрессии.

История европейских буржуазных революций показывает, что чем

позже они свершались, тем более радикально решались проблемы се-

куляризации общественных отношений, утверждения принципов сво-

боды вероисповедания. В значительной мере такая ситуация

объяснялась участием раннепролетарских слоев в революционных про-

цессах. Их антиклерикализм был близок к отрицанию религии вообще.

Накануне Парижской коммуны в защиту свободы совести, понима-

емой и как свобода выражения атеистических взглядов, выступили

французские социалисты и революционные демократы, при этом

многие из них были агрессивно настроены по отношению к религии.

" Атеизму рекомендуют благоразумно замаскироваться и изменить

свою вывеску. Нет! Никаких масок! - писал О. Бланки в 1880 г. -

Пусть атеизм водрузит свои лозунги как можно выше, пусть он откры-

то наносит пощечины своему врагу, предрассудку, сыну и отцу

убийства" 22. В обнародованном бланкистами в 1869 г. " Манифесте сво-

бодомыслящих" содержались такие слова: " Свободомыслящие призна-

ют и провозглашают свободу совести, свободу критики, человеческое

достоинство... Они требуют, чтобы на всех ступенях обучение было

бесплатным, обязательным, исключительно светским и ма-

териалистическим" 23. Одновременно с этими требованиями в

" Манифесте" содержались положения, по существу, противоречащие

подлинной свободе совести: ставилась задача уничтожения ка-

толицизма " всеми средствами, совместимыми со справедливостью,

включая революционное насилие..."

Парижская коммуна в апреле 1871 г. приняла декрет об отделении

 

 

церкви от государства, где утверждалось: " первым принципом Фран-

цузской республики является свобода", а " свобода совести есть важ-

нейшая из всех свобод". В соответствии с этим предлагалось отделить

церковь от государства, отменить бюджет культов, передать церковную

собственность в распоряжение нации24. Затем было принято решение

коммуны о подготовке проекта декрета о бесплатном, обязательном

и исключительно светском образовании25.

По мере совершенствования общественных отношений, расширения

объема демократических прав и свобод в развитых государствах Ев-

ропы и Америки свобода совести стала рассматриваться не только как

свобода вероисповеданий, но и как право личности на свободу убеж-

дений и на свободное проявление своего отношения к религии.

Глава XXIX

СВОБОДА СОВЕСТИ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

Особенности развития Русь, приняв христианский вариант

представлений Византии, еще длительное время оставалась

о свободе совести под влиянием языческих воззрений, которые

своеобразно включались в православное веро-

учение. Вместе с византийским вариантом христианства была

воспринята и идея подчиненности церкви светским правителям. Ис-

тория оставила немало свидетельств о том, как вмешивались в дела

церкви Александр Невский (1220 - 1263), Дмитрий Донской (1350 -

1389) и другие князья, направляя ее деятельность на укрепление соб-

ственного авторитета и государственной независимости. Формирование

государственности на Руси сопровождалось движением к цент-

рализации власти и одновременно созданием единой церковной струк-

туры. Различные толкования христианского вероучения порождали

многочисленные ереси, с которыми православная церковь вела

непримиримую борьбу при поддержке светских правителей. Так, в XIV в.

в Новгороде, в XV в. в Пскове широко распространилась ересь

стригольников, которые отрицали монашество и мирские заботы

церкви. В XV в. заявила о себе жидовствующая ересь, которая по-

лучила свое название по основателю жидовину Схарии.

Эпизодические попытки православной церкви усилить свое

влияние на государственную власть в XV - XVI вв. особого успеха

не имели. С укреплением монархии при Иване IV усиливается цер-

ковная централизация, приоритет государственной власти укрепился

еще больше, она взяла на себя функции охраны " правой веры", борьбы

с еретическими учениями и вольномыслием. Усиление монархии соп-

ровождалось появлением антиклерикальных настроений.

 

 

Приоритет государственной власти над церковной и определение

статуса православной церкви как государственной религии получили

правовое закрепление в Соборном уложении 1649 г.

В XVII в. при царствовании Алексея Михайловича и патриархе

Никоне вновь обостряется борьба " священства" и " царства", но и эта

борьба не увенчалась для церкви успехом. Более того, церковный рас-

кол позволил царской власти взять контроль над церковью под пред-

логом защиты " правой" веры.

При Петре I была создана государственная система управления,

упразднено патриаршество, и даже тайна исповеди была включена в

систему фискальной политики. В России борьба за свободу вероиспо-

ведания предполагала борьбу с монархией. Созданная государственная

система управления церковью существенно ограничивала религиозную

свободу самой православной церкви, лишала прав другие вероиспо-

ведания, ставила религиозную оппозицию вне закона. В 1763 г. отдель-

ные оппозиционные религиозные течения получили права на свободу

вероисповедания, но это был акт, связанный с продолжением политики

контроля государства над религиозными течениями.

Борьба за свободу вероисповедания в сложившихся в России ус-

ловиях имела свою специфику, она велась под лозунгами нравствен-

ного возрождения христианства, освобождения церкви от мирских пут,

была направлена на устранение сложившегося союза православной

церкви и государства.

В самом конце XVIII в. в памятнике русской общественной мысли

" Благовесть исраилю российскому, т. е. приверженным к Богу старо-

верам благочестивым" были выдвинуты требования полной веро-

терпимости, исключающей религиозные преследования и распри,

прекращения гонений на староверов. Все духовные чины и монахи ут-

рачивали, согласно предполагаемой реформе, право на получение жа-

лованья и должны были жить своим трудом.

В XIX в. понимание свободы совести дополнялось новыми гранями.

В " Настольном словаре", составленном под руководством М. В. Пет-

рашевского, говорится, что веротерпимость - это низшая ступень сво-

боды вероисповедания, которая признает гражданскую равноправность

членов всех вероисповеданий1. В. В. Берви-Флеровский (1829 - 1918)

выступил за устранение всякого вмешательства политических властей

в религиозные вопросы, за отделение церкви от государства: люди дол-

жны содержать духовенство за свой счет, и ничто не должно заставлять

человека принадлежать к той или иной вере. " Вера должна быть впол-

не свободное дело совести человека" 2. Н. П. Огарев требовал осуще-

ствления " свободы проповеди вообще, равно для религии и науки".

В деле выбора религии или науки не должно быть никакого государ-

ственного принуждения, он должен обусловливаться свободным убеж-

дением. Н. П. Огарев выдвинул мысль о том, что " не только чистота

науки, но чистота религии, для верующих, требует невмешательства

 

 

государственной власти в религиозные дела" и что общество должно

прийти " к сознанию необходимости свободы, т. е. чистоты, искрен-

ности и нескрываемости каждого убеждения". " Признание свободы

убеждения равно религиозного и научного" для Н. П. Огарева есть не

только правовое требование, но и нравственное3.

Русские религиозные мыслители и философы, такие, как А. С. Хо-

мяков (1804 - 1860), К. С. Аксаков (1817 - 1860), И. В. Киреевский

(1806-1856), B.C. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Д. С.

Мережковский, писатели Ф. М. Достоевский (1821 - 1881), Л. Н. То-

лстой к др., оценивали негативно сложившийся союз между русской

православной церковью и самодержавием, призывали к секуляризации

общественных отношений и нравственному возрождению христианс-

тва. Например, С. Н. Булгаков писал: " Вековые преступления против

Свободы совести тяжелым свинцом лежат на исторической совести рус-

ской церкви" 4.

Осмысление содержания свободы совести с учетом специфики ус-

ловий в России нашло отражение в работах В. И. Ленина. Как уже

было сказано, по его мнению, религия является частным делом по

отношению к государству, это служит предпосылкой обеспечения

подлинной свободы совести. Каждый должен быть свободен исповедо-

вать какую угодно религию или не исповедовать никакой. Необходимо

отделение церкви от государства и школы от церкви. Недопустимы

никакие различия между гражданами в их правах в зависимости от

религиозных верований. Всякие упоминания о том или ином вероиспо-

ведании граждан в официальных документах должны быть устранены.

Церковные и религиозные общества должны стать совершенно свобод-

ными, независимыми от власти союзами граждан-единомышленников.

Государственно-церковные Особенность взаимоотношений государства

отношения в России и церкви в дореволюционной России определя-

до октября 1917 года лась реформой начала XVIII века, которая уп-

разднила патриаршество и установила

государственную церковность в лице православия. Церковь была лише-

на самостоятельности и превратилась в одно из учреждений государ-

ственного управления. В последующие за реформой два столетия она

обожествляла царскую власть, признавая царя верховным правителем

церкви через Синод находящийся под контролем и руководством обер-

прокурора, назначаемого царем. Император российский провозглашал-

ся " помазанником Божиим", который есть " высочайший пастырь".

Идея самодержавия была политическим символом веры русского пра-

вославия.

Будучи частью государственного аппарата, православная церковь

пользовалась особыми привилегиями: владела недвижимым имущест-

вом, получала субсидии от казны, осуществляла контроль за народным

образованием. Право на пропаганду своего вероучения, миссионерство

 

 

и прозелитизм закреплялось в законе только за православной цер-

ковью.

Государство вмешивалось во внутренние дела различных кон-

фессий, строго регламентировало их структуру и деятельность. Со-

гласно " Своду законов Российской империи", все религии на

территории страны делились на три группы: государственную (пра-

вославное исповедание), терпимые (католическая, протестантская,

армяно-григорианская церкви, ислам, буддизм, иудаизм, язычество)

и нетерпимые (" секты" - духоборы, иконоборцы, молокане, иудей-

ствующие, скопцы).

" Уложение о наказаниях" считало особым видом преступления пре-

ступление против веры - отвлечение и совращение из православия в

другую веру, воспрепятствование воспитанию детей в православной

или иной христианской вере, распространение ересей и расколов и др.

К виновным в этих преступлениях применялась целая система кара-

тельных мер, вплоть до каторги и ссылки в Сибирь, Закавказье.

Внеисповедное состояние государством не признавалось. Деятельность

по распространению материалистических, атеистических взглядов под-

вергалась уголовному преследованию.

В 80 - 90-е годы прошлого века в связи с ростом революционных

выступлений ужесточилась политика царизма в отношении " сек-

тантских" объединений. В " Уложение о наказаниях" были внесены но-

вые, более жесткие уголовные статьи, направленные против

" сектантов". В 1894 г. " секта" штундистов (к ним относили баптистов

и евангельских христиан) была объявлена " вредной", а ее молитвенные

собрания были запрещены. С 1874 по 1885 г. было зарегистрировано

3615 уголовных дел по так называемым " религиозным преступ-

лениям", а с 1886 по 1893 г. - 7540.

Революционная ситуация в России в начале XX века вынудила

правительство вносить коррективы в религиозную политику. Так,

царский манифест от 26.02.1903 г. содержал обещание даровать сво-

боду вероисповеданий, а Указ от 12.10.1904 г. " О предначертании и

усовершенствовании государственного порядка" предписывал принять

меры к устранению религиозных " стеснении". В царском манифесте

" Об усовершенствовании государственного порядка" от 17.10.1905 г.

также были обещаны гражданские свободы, в том числе и свобода со-

вести.

Февральская революция 1917 г. упразднила самодержавие,; лишив

православную церковь ее многовековой опоры. В программном доку-

менте Временного правительства " Обращение к гражданам", опублико-

ванном 7.03.1917 г., содержались указание на отмену " сословных,

вероисповедных и национальных ограничений". 20.06.1917 г. было

принято постановление Временного правительства о передаче церков-

но-приходских школ в ведение министерства народного образования,

против которого выступила православная церковь, заявив, что этот акт

 

 

" причиняет большой вред церкви и ее христианской просветительной

деятельности". 14.07.1917 г. появилось постановление Временного

правительства " О свободе совести", в котором закреплялся принцип

союза церкви и государства. Под свободой совести понималась веро-

терпимость. Господствующим положение православной церкви остава-

лось на том основании, что православная религия является религией

значительного большинства населения России. Внеисповедное состо-

яние по-прежнему не признавалось.

Свобода совести Первые декреты советской власти кар и государственно-церковные диналь но изменили положение право отношения после славной церкви и других религиозных Октябрьской революции организаций. Так, Де-

1917 г. кретом " О земле", принятым II Всероссийскимсъездом Советов 26.10.1917 г., все мона-

стырские и церковные земли были национализированы. " Декларация

прав народов России", обнародованная 2.11.1917 г., отменяла все

национально-религиозные привилегии и ограничения. Постановлением

от 11.12.1917 г. " О передаче дела воспитания и образования из ду-

ховного ведомства в ведение Комиссариата по народному просве-

щению" из-под контроля церкви изымались все учебные заведения.

Декретами ВЦИК и СНК от 16(29).12.1917 г. " О расторжении брака"

и от 18 (31). 12.1917 г. " О гражданском браке, о детях и о ведении

книг актов состояния" регистрация рождения, смерти, браков пере-

давалась государственным органам, а церковный брак утрачивал

юридическую силу. В январе 1918 г. были упразднены ведомства

придворного духовенства, управление духовного ведомства армии,

прекращена выдача государственных средств на содержание церквей

и духовенства.

Документом, обобщившим законотворчество республики в области

свободы совести и отношений государства с религиозными

организациями, явился декрет Совета народных комиссаров " Об отде-

лении церкви от государства и школы от церкви" от 23.01Л918 г.

Значительная часть статей декрета была посвящена раскрытию сущ-

ности свободы совести и обоснованию ее правовых гарантии. Каждому

гражданину декрет предоставлял возможность исповедовать любую

религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения в связи

с этим выбором отменялись. На территории республики запрещалось

издавать местные законы, постановления, ограничивающие свободу со-

вести, устанавливающие какие-либо преимущества или привилегии на

основании вероисповедного выбора граждан.

Указания на религиозную принадлежность устранялись из

официальных документов. Никто не должен уклоняться от исполнения

гражданских обязанностей, ссылаясь на свои религиозные убеждения.

Свободное исполнение религиозных обрядов разрешалось, если они не

нарушали общественный порядок и не посягали на права граждан. Для

удовлетворения религиозных потребностей верующих здания и пред-

 

 

меты культа передавались в бесплатное пользование религиозных

обществ.

Церковь отделялась от государства, упразднялись все прежние фор-

мы союза церкви и государства. Из ведения церкви была изъята

регистрация актов гражданского состояния. Государственные и обще-

ственные мероприятия не должны сопровождаться религиозными обря-

дами и церемониями, отменялись религиозные клятвы и присяга.

Религиозные общества объявлялись частными, не пользующимися

какими-либо преимуществами и субсидиями от государства. Они не

имели права владеть собственностью, лишались прав юридического

лица. Все их имущество объявлялось народным достоянием. Декрет

запретил принудительные взыскания сборов и обложений в пользу

религиозных обществ, меры принуждения или наказания с их стороны

в отношении верующих.

В соответствии с декретом школа отделена от церкви, была введена

государственная система светского образования. Во всех учебных за-

ведениях, где изучались общеобразовательные предметы, запрещалось

преподавание религиозных вероучений. За гражданами сохранялось

право обучать и обучаться религии частным образом, т. е. путем

личной практики отдельных граждан, имеющих профессиональную и

педагогическую подготовку.

Декрет провозгласил свободу вероисповедания, расширил права ве-

рующих, в законодательном порядке закрепил право на свободу

атеистических убеждений.

Высоко оценивая сущность декрета, священник А. Мень писал:

" Октябрь декларировал отделение церкви от государства, то есть тот

принцип, который был уже принят в США, Франции и других странах.

А для обширной республики, в которой жили миллионы православных,

старообрядцев, католиков, армяно-григориан, лютеран, представите-

лей различных христианских традиционных культов, этот путь был

наиболее естественным и закономерным... И все же следует признать,

что значительная часть иерархов и церковных людей оказалась не го-

товой к радикальным переменам и отнеслась к ним с открытой или

молчаливой враждебностью" 5.

В условиях гражданской войны, интервенции, выступлений против

советской власти ряда руководителей религиозных организаций соз-

давалась Конституция РСФСР, принятая 10 июня 1918 г. пятым Все-

российским съездом Советов. Статья 13 Конституции провозглашала:

" В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести

церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода

религиозной и антирелигиозной пропаганды признаётся за всеми граж-

данами". Таким образом, впервые в истории России свобода совести

была возведена в ранг конституционного принципа, вошла в систему

конституционных прав и демократических свобод.

Конец 20-х годов ознаменовался обострением общей обстановки в

 

 

стране, борьбой различных подходов к политико-экономическому кур-

су, в которой одержали верх приверженцы жесткой административно-

командной системы. Она проявилась и в отношении к религии, церкви

и верующим, привела к деформации политики в этой области,

принципа свободы совести. Религиозные организации объявлялись

силой, противостоящей советской власти и использующей свое влияние

для ее дискредитации. Началась широкомасштабная кампания по за-

крытию храмов и молитвенных домов, ограничению деятельности ду-

ховенства. Необходимость этих мер обосновывалась " обострением

классовой борьбы". Такая политика нашла отражение в правовых до-

кументах того времени. По существу советское государство стало соз-

давать систему всеохватывающего контроля за деятельностью

религиозных организаций, следуя прежней российской традиции.

Наиболее значимым и продолжительным по срокам действия было

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8.04.1929 г. " О религиозных

объединениях". В нем закреплялось право религиозных объединений

на осуществление единственной функции - удовлетворение

религиозных потребностей верующих в молитвенном здании. Но и

удовлетворение религиозных потребностей обставлялось рядом

ограничений и запретов. Так, согласно статьям 17 и 18, религиозным

объединениям запрещалось:

- создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производствен-

ные объединения и вообще пользоваться находящимся в их распоря-

жении имуществом для каких-либо иных целей, кроме удовлетворения

религиозных потребностей;

- оказывать материальную поддержку своим членам;

- организовывать как специальные детские, юношеские, женские

молитвенные и другие собрания, так и общие библейские, литератур-

ные, рукодельческие, трудовые, по обучению религии и т. п. собрания,

группы, кружки, отделы, а также устраивать экскурсии и детские пло-

щадки, открывать библиотеки и читальни; организовывать санатории

и лечебную помощь.

Не допускалось преподавание каких бы то ни было религиозных

вероучений в учебных заведениях.

В 30-е годы укреплялась командно-административная система.

Массовые репрессии второй половины 30-х годов не минули священ-

нослужителей и рядовых верующих. Антирелигиозные кампании со-

держали политический подтекст, они имели в виду и устранение из

сознания масс любой альтернативы культу личности И. В. Сталина

(1879-1953), даже религиозного культа.

В декабре 1936 г. была принята Конституция СССР. Ее 124 статья

гласила: " В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь

в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправ-

ления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды

признается за всеми гражданами".

123ак.536 353

 

Великая Отечественная война пробудила высокие патриотические

чувства советских людей, в том числе и верующих. С первых дней

войны многие главы церквей выступили с осуждением варварского на-

падения фашистов на нашу страну, с призывом встать на защиту

родины, организовать сбор средств в фонд обороны страны. Правитель-

ство предприняло ряд мер по расширению прав религиозных

организаций. Но коренной поворот в деле нормализации государст-

венно-церковных отношений наступил лишь в 1943 г., после известной

встречи И. В. Сталина с руководством Русской православной церкви.

Принятые на ней решения стали быстро претворяться в жизнь. Так,

8.09.1943 г. на Архиерейском соборе был избран патриарх Московский

и Всея Руси. Постановление Совнаркома СССР предусматривало

организацию Совета по делам Русской православной церкви, открытие

православного богословского института, богословско-пасторских курсов

и порядок открытия церквей. Упорядочение государственно-церковных

отношении распространялось и на другие религиозные организации,

действующие в стране.

В августе 1945 г. СНК СССР предоставил религиозным

организациям права юридического лица в части аренды, строительства,

покупки в собственность для церковных нужд домов, транспорта и ут-

вари. Но " потепление" отношений между государством и церковью

продолжалось недолго. В конце 40-х годов этот процесс приоста-

новился. К 1961 г. количество религиозных организаций сократилось

до 16050, а к 1971 году- до 11749.

Середина 70-х годов ознаменовалась разрядкой напряженности в

международных отношениях, заключением Хельсинского Соглашения

по безопасности и сотрудничеству в Европе (1.08.1975 г.), под которым

была подпись и главы нашего государства. В " Декларации принципов"

в разделе VII, названном " Уважение прав человека и основных свобод,

включая свободу мысли, совести, религии и убеждений", содержалось

обязательство участников этого соглашения " уважать права человека

и основные свободы". Это наложило отпечаток на государственно-цер-

ковные отношения в нашей стране. Существование и деятельность

религиозных организаций начинают рассматриваться как необходимое

условие обеспечения свободы вероисповедания, а оно, в свою очередь,

как одна из составляющих комплекса " прав человека".

В 1975 г. принимается Указ Президиума Верховного Совета

РСФСР о внесении изменений в Постановление ВЦИК и СНК РСФСР

от 8.04.1929 г., расширявший возможности религиозных организаций

в удовлетворении религиозных потребностей верующих, отчасти осво-

бо^давпши их от мелочной опеки. В целях единообразия законода-

тельства о религиозных культах в 1975 - 1977 гг. в союзных

республиках принимаются акты " О религиозных объединениях".

В Конституции СССР, принятой в 1977 г., принцип свободы со-

вести получил следующую формулировку (ст. 52): " Гражданам СССР

 

гарантируется свобода совести, т. е. право исповедовать любую

религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы

или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и не-

нависти в связи с религиозными верованиями запрещается. Церковь

в СССР отделена от государства и школа - от церкви".

Новое законодательство 1985 год положил начало процессу глубоких

о свободе совести перемен в отношениях государства и церкви.

Были сняты ограничения, которые на протя-

жении многих лет связывали деятельность религиозных организаций.

Это способствовало активизации различных сфер деятельности

религиозных организаций всех конфессий, действующих на территории

нашей страны.

Постановлением Верховного Совета СССР от 1 октября 1990 г. был

принят Закон " О свободе совести и религиозных организациях", ко-

торый в соответствии с нормами международного права гарантировал

права граждан на определение и выражение своего отношения к

религии, устранял многочисленные ограничения и противоречия, пре-

пятствующие практическому осуществлению свободы совести.

25.10.1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон " О свободе

вероисповеданий", который значительно расширил рамки прав и сво-

бод верующих граждан страны. Раскрывая содержание понятия сво-

боды вероисповеданий, ст. 3 включила в него право каждого

гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные

и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не испо-

ведовать никакой, действовать в соответствии со своими убеждениями

при единственном условии - соблюдении законов государства.

Гарантирует свободу вероисповеданий осуществление пяти опре-

деляющих принципов: 1. Равноправие граждан независимо от их отно-

шения к религии. 2. Отделение религиозных и атеистических

объединений от государства. 3. Светский характер системы государ-

ственного образования. 4. Равенство религиозных объединении перед

законом. 5. Наличие специальных законодательных актов, обеспечива-

ющих реализацию свободы вероисповеданий и устанавливающих

ответственность за их нарушение.

Статьи 6 - 13 Закона подробно раскрывают содержание этих

принципов. Так, равноправие граждан не допускает какие-либо

ограничения прав или установление преимуществ в зависимости от

отношения к религии, возбуждение в связи с этим вражды и ненависти

либо оскорбление граждан. Отделение религиозных объединений пре-

дусматривает невмешательство государства, его органов и должност-

ных лиц в вопросы, определяющие отношение граждан к религии,

равно как и религиозные объединения не могут вмешиваться в дела

государства, не участвуют в выборах его органов власти и управления,

в деятельности политических партий. Общественные организации, раз-

12* 355

 

деляющие и распространяющие атеистические убеждения, также отде-

ляются от государства и не получают от него ни материальной, ни

идеологической помощи.

Система государственного образования носит светский характер и

не преследует цели формирования определенного отношения к

религии. Преподавание вероучений и религиозное воспитание может

осуществляться в негосударственных учебных заведениях, частным

образом на дому или при религиозных объединениях.

Все религии и религиозные объединения равны перед законом, ни

одна из них не пользуется какими-либо преимуществами или

ограничениями. Государство в вопросах веры нейтрально.

Раздел II закона регулирует право на религиозные убеждения и

религиозную деятельность. Статья 15 предусматривает право граждан

выбирать, иметь и менять религиозные убеждения, высказывать и рас-

пространять их в устной, печатной и любой другой форме, если эта

деятельность не нарушает настоящий закон, исповедовать любую

религию, беспрепятственно совершать религиозные обряды, доброволь-

но вступать в религиозные объединения и выходить из них.

Религиозные объединения определяются как добровольные

объединения совершеннолетних граждан, образованные в целях сов-

местного осуществления права граждан на свободу вероисповедания

(ст. 17). Они наделяются правами юридического лица с момента-

регистрации их устава (положения) в министерстве юстиции или его

органах на местах (ст. 18, 20). Деятельность религиозного объединения

может быть прекращена либо по решению общего собрания его уч-

редителей или съезда, его образовавшего, либо в случае его са-

моликвидации (распада), либо по решению суда (ст. 21).

Раздел III закона регулирует имущественные и финансовые пра-

воотношения религиозных объединений.

В соответствии с Законом религиозным объединениям были пре-

доставлены широкие права в общественно-политической и религиозной

сфере, в исповедании и распространении веры, убеждений непосред-

ственно или через средства массовой информации. Они могут осуще-

ствлять миссионерскую деятельность, милосердие и

благотворительность, религиозное обучение и воспитание,

подвижничество в монастырях, скитах и т. д., паломничество и другие

виды деятельности, которые соответствуют определенным вероучениям

и предусмотрены уставом (положением) данного объединения.

Религиозные объединения получили право образовывать региональные

или централизованные структуры со своими органами управления и

подразделениями (ст. 17).

Важно также подчеркнуть, что Закон " О свободе вероисповеданий"

внес значительные изменения в структуру и порядок контроля за его

соблюдением. Государственный контроль за соблюдением законода-

тельства о свободе вероисповеданий был возложен на Советы народных

 

 

депутатов и соответствующие правоохранительные органы.

Регистрацию Уставов (положений) религиозных объединений закон

отнес исключительно к компетенции Министерства юстиции РФ (Уп-

равление по делам общественных объединений и конфессий) и его

органов на местах.

При Комитете Верховного Совета РФ был образован экспертно-

консультативный совет по свободе совести, вероисповеданиям, мило-

сердию и благотворительности, состоящий из представителей

религиозных объединений, общественных организаций, государствен-

ных органов, религиоведов, юристов и других специалистов в области

свободы совести и вероисповедания. На экспертно-консультативный со-

вет возлагается: создание банка данных о религиозных объединениях,

зарегистрированных в РФ; консультирование комитета по свободе со-

вести, вероисповеданиям, милосердию и благотворительности и других

Комитетов Верховного Совета по вопросам применения данного за-

кона; проведение юридических и религиоведческих экспертиз, подго-

товка официальных заключений по запросам органов государственного

управления и суда.

Конституция Российской Федерации 1993 года отводит свободе со-

вести важное место в системе гражданских прав и свобод. В главе 2,

озаглавленной " Права и свободы человека и гражданина", статья 14

провозглашает Российскую Федерацию светским государством, в ко-

тором никакая религия не может устанавливаться в качестве государ-

ственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от

государства и равны перед законом. Государство закрепляет равенство

прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы,

национальности, языка, происхождения, имущественного и должност-

ного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,

принадлежности к общественным объединениям. Конституция запре-

щает любые формы ограничения прав граждан по признакам социаль-

ной, расовой, национальной, языковой или религиозной

принадлежности (Ст. 19).

Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется свобо-

да совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать

индивидуально или совместно с другими любую религию или не испо-

ведовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять

религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними

(Ст. 28).

Каждому гражданину предоставлена свобода мысли и слова. Не до-

пускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расо-

вую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Запрещается пропаганда социального, расового, национального,

религиозного или языкового превосходства (Ст. 29).

В Конституции зафиксирована свобода деятельности общественных

 

 

организаций, при этом никто не может быть принужден к вступлению

в какое-либо объединение или пребывание в нем (Ст. 30).

Статья 59, пункт 3 Конституции устанавливает правовую норму,

согласно которой гражданин Российской Федерации в случае, если

его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение воен-

ной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской

службой.

Положения, сформулированные во 2-й главе Конституции " Права

и свободы человека и гражданина", составляют основы правового ста-

туса личности в Российской Федерации (Ст. 64).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.