Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свободомыслие в истории духовной культуры 5 страница






простор, смотрите на ее биографию, на историю ее развития - тоща

только раскроется.она в связи. История мышления - продолжение

истории природы: ни человечества, ни природы нельзя понять мимо

исторического развития" 28.

Важной чертой философских воззрений русских просветителей-де-

мократов явилось их обращение к проблеме человека. Осмысливая учение

о природе человека и его сущности, Н. Г. Чернышевский выступил

объяснения его с религиозных позиций, считая ненаучным бо-

гословское учение о дуалистическом разделении человека на душу и тело:

" Принципом философского воззрения на человеческую жизнь со всеми

ее феноменами служит выработанная естественными науками идея о

единстве человеческого организма; наблюдениями физиологов, зоологов

и медиков отстранена всякая мысль о дуализме человека" 29. Сфор-

мулированный Н. Г. Чернышевским антропологический принцип

противостоял богословию: кроме данного нам в ощущении материального

мира, нет никакого другого, особого, духовного.

Возникновение человеческого сознания просветители-демократы

объясняли внутренней активностью материи, ее способностью к само-

развитию, указывая на зависимость явлений психической жизни от

состояния материальных органов человека.

Внимательно следя за достижениями естествознания, русские

мыслители пропагандировали новейшие научные открытия, выступали

за распространение знаний в народе. Н. П. Огарев считал, что религия

" не может совершенствоваться, потому что ее сущность в сохранении

законченной суммы верований", что постоянно совершенствоваться и

получатъ новые знания может только наука, что ее сущность " в на-

коплении суммы опытов и познаний" 30. В то же время просветители-

демократы видели и трудности в развитии науки; для. преодоления

этих трудностей, по мнению А. И. Герцена, необходим тесный союз

философии и естествознания, поскольку " философия без естествове-

дения так же невозможна, как естествоведение без философии" 31.

При объяснении происхождения и сущности религии русские де-

мократы исходили из принципа исторического подхода к ней, Н. А.

Добролюбов, в частности, неоднократно подчеркивал, что религия -

феномен, подготовленный обстоятельствами исторического развития.

Генезис религии, по его мнению, относится к давним временам: когда

человек первобытного общества встречал на своем пути непреодолимые

препятствия, ему начинало казаться, что в природе существуют какие-

то враждебные силы. Размышляя о происхождении религии,

Д. И. Писарев замечал, что " будущий властелин природы" в своевре-

 

 

мя был самым жалким рабом всех окружающих его предметов. В

мучительной борьбе многих поколении " с напряжением и с болью вы-

рабатывались первые начатки языка и первые очерки религиозных

представлений" 32.

По словам М. В. Петрашевского, религия не есть случайное

явление, не выдумка чьего-либо досужего воображения, но " выра-

жение действительного требования определения причинности явлений;

она есть не что иное, как миросозерцание, соответствующее

различным степеням умственного развития различных народов" 33.

Во взаимоотношении с окружающим, еще неведомым ему миром

человек прибегал к религии и стремился с ее помощью облегчить свое

существование - к такому выводу пришли просветители-демократы,

осмысливая вопрос о происхождении религии и ее сущности, ак-

центируя внимание на реальных, конкретных людях и их зависимости

от существующих внешних сил. По мнению А. И. Герцена, одной из

причин религиозности угнетенных масс является то, что крестьянин

" слишком задавлен, слишком несчастен, чтоб не быть суеверным" 34.

Утешая иллюзией загробного блаженства, религия примиряет угнетен-

ных с их тяжелой участью. " Чем безропотнее выносили люди вре-

менные несчастья земной жизни, - отмечал А. И. Герцен, - тем

полнее было небесное примирение, и притом не на короткий срок,

а во веки веков" 35.

Церковь являлась одним из институтов, используемых властью для

реализации политических принципов. " Известно, - писал Н. А. До-

бролюбов, - что православная церковь и деспотизм взаимно под-

держивают друг друга; эта круговая порука очень понятна" 36.

Источник бедственного положения народа просветители-демократы

видели в существующем строе, поэтому и направляли свои усилия на

борьбу за свержение самодержавия, уничтожение крепостничества и

установление новых социальных отношений. Революция была для них

желанной, и они призывали к ней народ.

Наряду с социальными преобразованиями, улучшением материаль-

ных условий жизни людей и их просвещением русские демократы

большое значение придавали обеспечению политических свобод для

народа: свободы слова, печати, собрании, свободы вероисповедания и

т. д. Так, Н. П. Огарев проводил мысль о том, что для осуществления

свободы совести необходимо невмешательство государства в дела

церкви, необходимо, чтобы церковь перестала быть политическим уч-

реждением. В одной из своих прокламаций " Что надо делать народу"

Н. П. Огарев выдвинул программу действии, направленных на осу-

ществление принципа свободы совести, предлагая специальным пос-

тановлением земского собора запретить гонения за веру. Эти идеи

развивали петрашевцы, которые были сторонниками свободы вероиспо-

ведания; они осуждали преследования людей, не принадлежащих к

 

 

 

официальной православной церкви. Осуждая борьбу между протестан-

тами и католиками, призывая к веротерпимости, петрашевцы считали

возможным заключение соглашения между атеистами и верующими

с целью организации определенных совместных действии. По мнению

Н. А. Спешнева, при всем различии миросозерцания и систем атеистов

и христиан некоторые результаты и выводы из них могут быть

идентичными. Это значит, что они могут служить основанием для фор-

мулировки некоторых общих требований37.

Свободомыслие народников Продолжателями традиции свободомыслия

были народники - М. А. Бакунин (1814 -

1876), П. Л. Лавров (1823 - 1900) и др. Они сосредоточили свое

внимание на социально-историческом понимании религии. П. Л. Лав-

ров стремился " найти в истории общества те обстоятельства, которые

породили... ложное верование" 38, противопоставить теологическому

объяснению истории " вмешательством богов" рационалистический

анализ зависимости человеческих судеб, социальных коллизий от

пронизывающих " быт" противоречий. М. А. Бакунин писал: " Мы дол-

жны постараться понять историческое происхождение идеи Бога, пре-

емственность причин, развивших и породивших эту идею в сознании

людей" 39.

По его мнению, нищета и невежество народа, его материальные

страдания и неслыханные притеснения всякого рода, претерпеваемые

им всякий день, являются теми социальными причинами, которые спо-

собствуют проникновению религии во все сферы общественной и

личной жизни. Религиозные представления - явление.еще более

практическое, чем теоретическое, а именно не столько заблуждение

ума, сколько протест самой жизни, воли и страсти против невыносимой

жизненной тесноты40. И человек стремится найти выход из этого поло-

жения. " Но для этого, - отмечал М. А. Бакунин, - у него есть лишь

три средства, из коих два мнимых и одно действительное. Два первых

это - кабак и церковь... Третье - социальная революция" 41. Как в

церкви, так и в кабаке народ забывает хоть на минуту свой голод,

свой гнет, свое унижение, старается успокоить память о своей.ежед-

невной беде один раз в безумной вере, а в другой раз - в вине. Одно

опьянение стоит другого42. Социальную функцию религии М. А. Ба-

кунин видел в возможности ее использования социальными верхами.

Вопрос о преодолении религии у народников был тесно связан с воп-

росом о революции, тем самым критика религией пропаганда атеизма

становились у них отраслями политической деятельности. Правда, са-

мо понимание " религиозного вопроса" в его соотношении с конкрет-

ными задачами политической борьбы было у них различным.

П. Л. Лавров видел задачу атеистической работы в народе в

формировании научного мировоззрения, а М. А. Бакунин считал, что

 

 

главной задачей борьбы с религией является радикальное упразднение

церкви как союзника государства.

Атеизм в произведениях Деятельность В. И. Ленина (1870-1924)

В. И. Ленина проходила в особую историческую эпоху. В

России большевики попытались на практике

претворить в жизнь основные постулаты марксистского учения, в том

числе и его принципы отношения к религии. Этот процесс оказался

весьма противоречивым и неоднозначным. В такой стране, как Россия

тех лет, в условиях тесного союза самодержавия и церковной пра-

вославной иерархии, религиозный вопрос приобретал особое политиче-

ское значение для партии, ставящей своей целью разрушение старого

уклада жизни и строительство нового. В. И. Ленин неоднократно под-

черкивал теснейшую связь политической линии марксизма в

религиозном вопросе " с его философскими основами" 43, как он их

понимал. По его мнению, марксизм как материализм " беспощадно

враждебен религии". Эта позиция, установка на " антирелигиозность"

проясняет многие характеристики и оценки религии В. И. Лениным

типа: " религия есть опиум народа, - это изречение Маркса есть крае-

угольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о

религии" 44 или же: " религия - род духовной сивухи, в которой рабы

капитала топят свой человеческий образ..." 45, а также призывы

придать " воинствующий" характер пролетарскому атеизму46 и пр.

Некоторое высказывания В. И. Ленина на данные темы позволяли

впоследствии трактовать их в духе идей " радикального" атеизма, со

свойственными ему проявлениями антиклерикализма и огульной

критики религии. Однако сам В. И. Ленин недвусмысленно критикует

" чисто просветительский", " от головы" атеизм и традиции " самого

поверхностного" и " буржуазно-лживого" антиклерикализма, пускаю-

щегося в авантюры " войны с религией" 47. Он отрицал нигилистические

идеи пролеткультовцев в отношении наследия прошлых формаций,

призывая " брать все самое ценное из буржуазной культуры". Но эта

мысль В. И. Ленина многими его соратниками воспринималась таким

образом, что - в плане подхода к религии - " самым ценным" у бур-

жуазии казался ее " радикальный" атеизм, со всеми вытекающими

отсюда выводами.

В. И. Ленин стремился конкретизировать марксовское и энгельсов-

ское понимание социального источника (" социальных корней")

религии в современном ему обществе. По его мнению, " социальная

придавленность трудящихся масс, кажущаяся полная беспомощность

их перед слепыми силами капитализма, который причиняет ежедневно

и ежечасно в тысячу раз больше самых ужасных страданий, самых

диких мучений рядовым рабочим людям, чем всякие из ряда вон вы-

ходящие события вроде войн, землетрясении и т. д., - вот в чем самый

глубокий современный корень религии" 48. Освобождение от этой

 

 

 

зависимости, от " господства капитала во всех формах" 49, подчеркивал

В. И. Ленин, открывает и возможности для преодоления социальных

корней религии в целом.

В. И. Ленин выдвинул ряд принципов отношения рабочей партии

к религии, церкви и верующим. Он неоднократно и настойчиво под-

черкивал, что критика религии, атеистическая пропаганда не должна

рассматриваться как самоцель, как нечто самодостаточное. Она

подчинена основным задачам партии: развитию классовой борьбы

против эксплуатации угнетенных масс, строительству нового общества,

социалистическим преобразованиям. " Единство этой действительно

революционной борьбы угнетенного класса за создание рая на земле

важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе" 50,

- отмечал В. И. Ленин в 1905 г.

Как писал В. И. Ленин, религия является частным делом по отно-

шению к государству. Это служит необходимым залогом обеспечения

свободы совести: " государству не должно быть дела до религии,

религиозные общества не должны быть связаны с государственной вла-

стью"; " всякий должен быть свободен исповедовать какую угодно

религию или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом..." 52.

Одно из условий обеспечения подобной трактовки свободы совести -

отделение церкви от государства и школы от церкви. Вместе с тем

В. И. Ленин подчеркивал, что принцип " религия - частное дело по

отношению к государству" не означает, что она является " частным

делом" по " отношению к партии социалистического пролетариата" 52.

" Наша пропаганда, - считал В. И. Ленин, - необходимо включает и

пропаганду атеизма" 53. При всей резкости многих своих выступлений

против " религиозного тумана", " религиозного одурачения" рабочих и

т. п. В. И. Ленин вместе с тем говорил, что " борьба с религиозным

туманом" может вестись " чисто идейным и только идейным оружием,

нашей прессой, нашим словом" 54, что " мы безусловно против малей-

шего оскорбления... религиозных убеждений" трудящихся, " чувств ве-

рующих" 55, что " социал-демократия... относится с полным уважением

ко всякому искреннему убеждению в делах веры..." 56. Эти установки,

однако, не были в необходимой мере учтены и реализованы в ходе

строительства " нового мира".

§ 3. Свободомыслие за рубежом в XX веке

Основные союзы Свободомыслие за рубежом в XX в. представ-

и направления лено рядом учений, начиная от крайне

нигилистических и кончая гуманистическо-

демократическими. Современные свободомыслящие в анализе религии,

человека, гуманизма опираются на традиции просветительства,

рационализма, натурализма, характерные для философии XVIII -

 

10 Зак. 536 289

 

XIX вв. В настоящее время в их мировоззрении прослеживается плю-

рализм философских и социально-политических идей; в то же время

свободомыслящие входят в национальные и международные союзы, ко-

торые имеют свои периодические издания. Так, в США действует

" Американская гуманистическая ассоциация" (журнал " Гуманист"), в

Великобритании с конца XIX в. и до сих пор существует общество

" Свободомыслящий" (журнал с тем же названием), в Италии -

" Национальная ассоциация им. Дж. Бруно" (журнал " Раджоне"), в

Индии - " Индийская рационалистическая ассоциация" (журнал " Сво-

бодомыслящий"). Эти и другие национальные союзы являются членами

двух международных организаций: Всемирного Союза Свободомыс-

лящих (образован в 1888 г.) и Международного Гуманистического и

Этического Союза (создан в 1952 г.).

В работе союзов принимают участие ученые-естествоиспытатели,

философы, преподаватели и творческая интеллигенция. В своей де-

ятельности союзы руководствуются следующими принципами:

рациональный, научный подход к проблемам человеческого сущест-

вования; приоритет этики во взаимоотношениях человека с обществом

и природой; неуклонная поддержка демократических принципов обще-

ственной жизни.

Среди наиболее распространенных направлений в современном за-

падном свободомыслии можно выделить: неопозитивистское,

фрейдистское, неофрейдистское, натуралистическое, нигилистическое,

течения атеистического экзистенциализма, секулярного гуманизма и

эволюционного гуманизма.

Неопозитивистская Основоположником неопозитивистского на-

ориенгация правления в современном западном свободо-

мыслии можно считать английского ученого,

логика, математика, представителя логического позитивизма Б. Рас-

села (1872-1970).

В своих работах " История западной философии", " Почему я не

христианин" и других Б. Рассел показывает, что наиболее плодотвор-

ной традицией в истории философии является стремление поставить

теоретико-познавательное исследование на почву логики. Ученый

считает, что утверждения теологии не поддаются сопоставлению с чув-

ственными данными. Вследствие этого они не могут быть

верифицированы на формальном языке науки. Основываясь на этих

положениях, Б. Рассел опровергает доказательства бытия Бога.

Философ выделяет три аспекта религии: церковь, вероучение, кодекс

личной морали, которые со временем меняются. Он отрицательно

относится к христианской морали, противопоставляя ей мораль " науки

свободного разума". Выступая против теории личного бессмертия, он

отрицает дуализм души и тела. Ученый на основе данных естественных

 

 

 

наук замечает, что представляется маловероятным, что сознание про-

должает существовать после полного разрушения мозговых структур.

Он определяет сущность христианства как утешение тех, кто потерял

национальную и личную свободу. Бороться за свободу Б. Рассел пред-

лагает путем реформ в области образования, просвещения, воспитания.

Фрейдистское направление Основателем данного направления является

австрийский философ, психотерапевт

3. Фрейд. В своих работах он не только касается сущности религии,

но и обращает внимание на психологическую природу атеизма. Если

религия возникает из беспомощности человека перед противостоящими

явлениями природы и внутренними, присущими ему инстинктивными

силами, то атеизм коренится в их продуктивном преодолении. Осво-

бождение от религиозных иллюзий происходит по мере того, как че-

ловек искореняет свою инфантильную беспомощность, превращаясь в

самостоятельную, сознательную личность.

3. Фрейд не считает религию основой нравственности. Человек дол-

жен положиться на свои собственные силы. Только человек, осво-

бодившийся от власти авторитетов, может правильно употребить

разум, объективно понять мир и свою роль в нем, не впадая в иллюзии.

3. Фрейд выступает против религиозного воспитания, считая, что оно

препятствует умственному развитию индивида.

Среди представителей неофрейдизма особенно большую роль играл

Э. Фромм, воззрения которого поддерживают многие современные сво-

бодомыслящие. Он резко выступает против авторитарной религии -

религии отчужденного человека. Ей он противопоставляет гу-

манистическую религию, которая концентрируется на самом человеке

как высшей ценности. В ее основе лежит вера в его возможности, в

силу разума. При ней человек получает настоящую свободу и сам отве-

чает за свою судьбу.

Атеистический Позиция атеистического экзистенциализма

экзистенциализм наиболее отчетливо прослеживается у фран-

цузского философа Ж.-П. Сартра (1905 -

1980) в его работах " Экзистенциализм- это гуманизм", " Бытие и

ничто" и др. Ж.-П. Сартр в центр внимания ставит вопрос о поисках

личностью исторической самостоятельности, возможностей реализации

и развития своей активности. Главное для человека самому быть Бо-

гом, " нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее

задумал" 57. В его работах постоянно прослеживается идея об абсолют-

ной свободе человека, которая противопоставляется идее божествен-

ного провидения. Человеческая свобода, являющаяся фундаментальной

и неотъемлемой характеристикой человеческого бытия, несовместима

с активностью Бога. Но в то же время, по Ж.-П. Сартру, свобода

 

 

 

- тягчайший груз, который человек постоянно несет до самой смерти.

Человек осужден быть свободным. По его мнению, " даже если бы бог

существовал, это ничего бы не изменило... суть дела не в том, су-

ществует ли бог. Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто

не может его спасти от себя самого, даже достоверное доказательство

существования бога" 58.

Нигилизм Нигилистическое направление в современном

свободомыслии берет свое начало от

Ф. Ницше (1844-1900) - автора " Так говорил Заратустра", " По ту

сторону добра и зла", " Антихристианин" и т.д. Ницшеанство

сложилось в 70 - 80-е годы XIX в. До сих пор оно имеет множество

последователей.

Сам Ф. Ницше характеризует свою философию как " нигилизм",

считая, что он стоит у порога истины, добра и гуманизма. Ф. Ницше

различает два типа нигилизма - пассивный и активный: пассивный

- знамение слабости, регресса воли и духа; активный является " зна-

ком повышенной мощи воли и разума". Все прежние цели и ценности,

идеалы и верования перестали соответствовать требованиям будущего

дня, необходима " свобода воли" и " творческая интуиция", с помощью

которых произойдет прорыв в будущее. " Бог умер", говорит Ф. Ницше,

отсюда необходима переоценка всех ценностей, в частности

христианских. Философ считает, что христианство расслабляет чело-

века, делает его безвольным. Ему он противопоставляет новую

" религию религий", основу которой составляет идея вечного возвра-

щения. В результате вечного возвращения появляется сверхчеловек,

который является единственной целью всего человечества. Основная

ценность сверхчеловека - воля к власти: " Господствовать -и не быть

больше рабом Божьим: осталось лишь это средство, чтобы облагородить

человека" 59.

Секулярный гуманизм Среди современных свободомыслящих боль-

шое влияние имеет теория секулярного гу-

манизма, представленная в работах американского философа

П. Куртца (род. 1925). В своих трудах " Трансцендентальное иску-

шение", " Критика религии и паранормальное", " Полнота жизни" и

других ученый ставит вопросы о сущности религии, показывает ее

связь с мистикой. Изучая причины возникновения веры в Бога, он

отмечает, что эта вера глубоко коренится в обычаях и традициях,

обусловленных социальными и культурными условиями, в которых

живут народы. Одну из причин существования религии ученый

видит в склонности людей к магическому мышлению и готовности

принять его. Религиозные системы, согласно ему, есть творческий

продукт идеализированного воображения, в котором люди топят

свои мечты и слезы.

 

 

Эволюционный гуманизм Английский философ, биолог, один из

активных деятелей современного международ-

ного движения свободомыслящих Дж. Хаксли (1887 - 1975) заложил

основы эволюционного гуманизма. По его мнению, религия является

органом психосоциальной организации человека, касается проблем че-

ловеческой судьбы, эволюционирует вместе с развитием человека и

общества. В труде " Религия без откровения" Дж. Хаксли подчеркивает,

что появление религиозных воззрений обусловлено определенными

обстоятельствами, вытекающими из связи человека с природой, а на

более высокой ступени - с обществом. В своих трудах он проводит

сравнительный анализ религии различных народов на разных ступенях

развития древних культур. Цель подобного исследования состоит в же-

лании понять психологические механизмы, которые лежат в основе

религиозного опыта, а также показать, какое место занимает религия

в жизни общества и человека. Ученый указывает на сходство между

человеческим единством и единством религиозных систем. По его

мнению, в современном обществе необходимо создать " новую

религию", которая должна иметь дело с реальным миром и основы-

ваться на общечеловеческих ценностях. В " новой религии" не будет

элементов сверхъественного, она будет связана с " чистой" силой интел-

лекта и логикой. Такую религию он называет " эволюционным гу-

манизмом", имея в виду, что в ней соединятся идеи гуманистической

этики и теория эволюции.

Натуралистический гуманизм Концепция натуралистического гуманизма

разработана американским философом К. Ла-

монтом (род. 1902). По его мнению, все существующее в этом мире

является продуктом естественного развития без какого-либо сверхъ-

естественного вмешательства. Натурализм, подчеркивает К. Ламонт,

рассматривает человека, землю и Вселенную как часть великой

природы. В трудах " Иллюзия бессмертия. Философия гуманизма",

" Свобода положительного выбора" в противоположность религиозной

доктрине К. Ламонт утверждает, что человек является продуктом есте-

ственной и социальной эволюции. К. Ламонт выступает против теории

личного бессмертия человека; потусторонний мир есть не что иное,

как земной мир, перенесенный воображением человека на небо, а бес-

смертие души - это продолжительная жизнь человека в памяти лю-

дей. Но, отрицая любой вид личного бессмертия, он утверждает

бессмертие человечества.

Защита свободы мысли Хотя " в зарубежных странах существует раз-

и совести ное правовое положение церкви, государства

и школы, философское решение проблем сво-

боды совести среди свободомыслящих сходно: они продолжают

антиклерикальные традиции, присущие всему предшествующему сво-

 

 

бодомыслию. Современные свободомыслящие выступают за отделение

церкви от государства и школы от церкви. В США, например, активно

действует " Американский союз борьбы за отделение церкви от госу-

дарства". Одну из своих задач он видит в том, чтобы дать человеку

нетеистическую веру, воспитать его в светском духе, высоко мораль-

ным. Именно нравственное воспитание даст возможность создать луч-

шую жизнь.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.