Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Применение Кайдзен






Применение системы кайдзен осуществляется за счет создания и постоянной работы так называемых кайдзен – команд. По задачам, которые они решают, можно выделить 5 основных видов команд:

Постоянные команды – эти команды работают каждый день. В состав команд входят специалисты (рабочие, служащие) выполняющие работы на местах.

Команды по решению возникших проблем – формируются для поиска решений конкретной проблемы в работе. В состав команды входят участники из нескольких постоянных команд. Общее количество участников такой команды составляет, как правило, от шести до восьми человек. После выработки решения, команда расформировывается.

Кросс - функциональные команды – формируются для оценки существующих процессов организации и поиска возможностей по их улучшению. В состав команд входят рядовые специалисты и руководители из различных подразделений.

Команды по реализации решений – формируются для внедрения разработанных улучшений процессов. Эти команды создаются из участников постоянных команд, команд по решению возникших проблем и кросс-функциональных команд.

Малые группы – формируются для разработки, внедрения и применения специфических или новых процессов. В состав команд входят специалисты низового звена (рабочие, исполнители) и руководители подразделений из постоянных команд и команд по решению возникших проблем.

Работа команд (за исключением постоянных) осуществляется в течении кайдзен сессий. Продолжительность кайдзен сессий составляет от 2 до 5 дней. Проведение каждой сессии нацелено на решение какой-либо конкретной бизнес-задачи.

 

7 инструментов «кайдзен»

1. Диаграммы Парето. Классифицируют проблемы по проявлениям и причинам. Проблемы представляются в соответствии с их приоритетом в виде столбиковых диаграмм, где за 100% принимается общий объем потерь.

 
 

 


Рис.1 Пример диаграммы Парето

 

 

2. Диаграммы причин и результатов. Используются для анализа характеристик процесса или ситуации и влияющих на них факторов. Диаграммы причин и результатов называют также «рыбий скелет» или «скелет Годзиллы» На Западе и иногда в России их неточно называют «причинно-следственными» диаграммами.

 
 

 

 


Рис.2 – Пример диаграммы причин и результатов

 

3. Гистограммы. Данные по частотам, полученные в результате измерений, образуют пик вокруг некоторого значения. Вариация характеристик называется «распределением», а «столбцы», соответствующие частотам, называются гистограммой. Главным образом, используется для определения проблем при помощи анализа формы разброса значений, центрального значения и характера рассеивания.

 
 

 

 


Рис.3 – Пример гистограммы

 

 

4. Контрольные карты. Служат для выявления анормальных тенденций с помощью линейных графиков. Они отличаются от стандартных линейных графиков тем, что имеют нижний и верхний контрольный пределы относительно центральной линии. Выборочные данные наносятся на график в виде точек, что позволяет оценить состояние процесса и тренды.

 
 

 


Рис. 4 – Пример контрольной карты

 

5. Диаграммы разброса. Содержат две совокупности данных, нанесенные на график в виде точек. Взаимосвязь между этими точками показывает зависимость между соответствующими данными.

 
 

 


Рис.5 – Пример диаграммы разброса

 

6. Графики. Формы и цели анализа могут диктовать использование различных видов графиков. С помощью столбиковых диаграмм сравнивают значения при помощи параллельных столбиков. Линейные графики используются для наглядного представления вариаций в течение определенного периода времени. Круговые диаграммы представляют классификацию показателей, сгруппированных в категории. Радарные графики помогают анализировать заранее выбранные объекты.

7. Контрольные листки. Разработаны для сведения в таблицу результатов текущей проверки ситуации.Иногда графики и диаграммы разброса рассматривают вместе как один метод, а в качестве седьмого метода используется «стратификация (расслаивание)» данных.

Эти инструменты широко применяются кружками КК и другими малыми группами, а также инженерами и менеджерами для выявления и решения проблем. Все они представляют собой статистические и аналитические инструменты и в компаниях сотрудники проходят обучение использованию их в повседневной деятельности.

 

1.2 Черты японского подхода к контролю качества

1. Отличительными элементами японского подхода к управлению качеством являются:

2. Ориентация на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях;

3. Ориентация на контроль качества процессов, а не на качества продукции;

4. Ориентация на предотвращение возможности допущения дефектов;

5. Тщательное исследование и анализ возникающих проблем;

6. Полное закрепление ответственности за качество результатов труда непосредственным исполнителем;

7. Активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих.

 

Основная концепция «японского чуда» - совершенная технология. На предприятиях широко внедряются вычислительная и микропроцессорная техника, новые материалы, автоматизированные системы проектирования.

В Японии ученых чаще можно увидеть, чем в исследовательских центрах. Например, в штате компании Nippon Electric Company 5000 специалистов, которые принимают участие в исследованиях. Из них 90% трудятся в цехах.

Так же в Японии используется система доверия (доверительные отношения с поставщиками), которая дает значительную экономию времени и средств, необходимых для проведения входного контроля материалов и деталей, поступающих от фирмы – поставщика.

Один из главных принципов японского УК – стандартизация. Стандарты вывешиваются на каждом рабочем месте так, чтобы сотрудник всегда их видел.

Важнейшей предпосылкой успешной работы по качеству является подготовка и обучение персонала.

Известно, что начинать процесс обучения необходимо с высшего руководства, так как лидерство во внедрении и распространении концепции комплексного управления качеством принадлежит именно ему.

В последние годы обучение ведется самыми современными методами. Разработаны программы деловых игр по качеству с использованием персональных ЭВМ. Обучающийся сам принимает решения и старается создать воображаемому предприятию наилучшие условия для достижения высокой конкурентоспособности продукции.

Большое внимание уделяется кружкам по качеству. Лозунги кружков ««Качество определяет судьбу предприятия «; «что сегодня кажется прекрасным, завтра устареет»; Думай о качестве ежеминутно».

На японских предприятиях для персонала разработана программа участия в обеспечении качества, которая носит названия «5 нулей». В неё входят короткие правила:

1. Не создавать (условия для появления дефектов)

2. Не передавать (дефектную продукцию на следующую стадию)

3. Не принимать (дефектную продукцию с предыдущей стадии)

4. Не изменять (технологические режимы)

5. Не повторять (ошибок)

Итак, можно выделить главное в отношении к качеству в Японии:

1. Широкое внедрение научных разработок в области управления и технологий

2. Высокая степень компьютеризации всех операций управления, анализа и контроля над производством

3. Максимальное использование человеческих возможностей

4. Ответственность за конечный продукт лежит на всех и на каждом работнике производственной линии

5. Контроль качества поставщиков через сети на основе доверия

6. Стандартизация результатов через стандартизацию процессов

7. Работа с персоналом.

8.

Глава 2. Западный опыт контроля качества

2.1 США

Как мы знаем, после Второй Мировой войны значительная часть промышленных мощностей в мире была разрушена, многие страны испытывали недостаток товаров массового потребления. А США, как известно, вышли с минимальными потерями из войны, не ведя никаких боевых действий на своей территории. США стали работать на весь мир, производя холодильники, автомобили, радиоприемники и телевизоры.

Естественно, в те времена, заботится о качестве не было смысла.

Проблемой для Америки, послужили высокие затраты из-за экстенсивного подхода к производству.

20-25 % текущих расходов приходилось на обнаружение и борьбу с дефектами.

Перед США стоял выбор повысить уровень качества или оказаться в проигрыше.

Крупные предприятия, понимали важность повышения качества и стали активно копировать японский опыт, в частности по следующим направлениям:

1) мотивация работников;

2) кружки качества;

3) статистические методы контроля качества;

4) программы повышения качества;

5) методы повышение сознательности работников и управляющих;

6) учет затрат на качество;

7) материальное стимулирование.

В 1980-х годах стали активно обучать персонал, для того, чтобы улучшить качество и бороться с дефектами.

В этот же период в США были изданы книги Э.Деминга.

«Качество, производительность и конкурентоспособность» и «Выход из кризиса». В этих монографиях изложена философия Деминга, знаменитые «14 пунктов», которые легли в основу всеобщего (тотального) качества.

Проблему качества в США стали понимать более четко. Американская индустрия имела ресурсы, возможности роста, амбиции, высоко оплачиваемый топ- менеджмент. Кроме этого, огромные капитальные ресурсы, направленные на технологичные производства и разработку новой продукции, и новый тип взаимоотношений между работниками и менеджерами, на основе общей заинтересованности в улучшении качества. Всё это было предпосылкой для технологической революции в Америке.

Немаловажный результат в области качества дает участие государства в данном вопросе. Под лозунгом «качество – прежде всего» ежегодно проводятся месячники качества. Конгресс США учредил национальные премии М.Болдриджа за выдающиеся

 

Внимание со стороны законодательной и исполнительной власти к вопросам повышения качества национальной продукции - новое явление в экономическом развитии страны. Одна из главных задач общенациональной кампании за повышение качества -- добиться реализации на деле лозунга «Качество -- прежде всего!». Под этим лозунгом ежегодно проводятся месячники качества, инициатором которых стало Американское общество по контролю качества (АОКК) -- ведущее в стране научно-техническое общество, основанное в 1946 г. и насчитывающее в настоящее время 53 000 коллективных и индивидуальных членов.

Конгресс США учредил национальные премии имени Малколма Болдриджа за выдающиеся достижения в области повышения качества продукции, которые с 1987 г. ежегодно присуждаются трем лучшим фирмам. Премии вручает Президент США во второй четверг ноября, отмечаемый как Всемирный День Качества [13, C.8].

Анализируя американский опыт в области качества, можно отметить следующие характерные его особенности:

* жесткий контроль качества изготовления продукции с использованием методов математической статистики;

* внимание к процессу планирования производства по объемным и качественным показателям, административный контроль исполнения планов:

* совершенствование управления фирмой в целом.

Принимаемые в США меры, направленные на постоянное повышение качества продукции, не замедлили сказаться на ликвидации разрыва в уровне качества между Японией и США, что усилило конкурентную борьбу на мировом рынке, превращающемся в единый, глобальный рынок.

Европа

Если в Японии и США на протяжении многих лет реализуются программы повышения качества, проводится активная политика в вопросах качества, осуществляется долгосрочное планирование качества, то в Европе, за редкими исключениями, не существовало полноценной концепции управления качеством.

В течение 1980-х годов повсюду в Европе наблюдалось движение к высокому качеству продукции и услуг, а также к усовершенствованию самого обеспечения качества. Широко внедрялись системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000.

Это привело к более последовательной позиции по вопросам качества, более надежным поставкам и более стабильному уровню качества в целом.

Необходимо отметить большую и целенаправленную деятельность стран Западной Европы по подготовке к созданию единого европейского рынка, выработке единых требований и процедур, способных обеспечить эффективный обмен товарами и рабочей силой между странами.

Важное место в этой деятельности занимают специальные ассоциации или организации, осуществляющие координацию в масштабах региона. В процессе подготовки к открытому общеевропейскому рынку, провозглашенному 1 января 1993 г., были выработаны единые стандарты, единые подходы к технологическим регламентам, гармонизированы национальные стандарты систем качества на основе стандартов ИСО серии 9000, введены в действие их европейские аналоги -- ЕМ серии 29000. Большое значение придается сертификации систем качества на соответствие этим стандартам, созданию авторитетного европейского органа по сертификации в соответствии с требованиями стандартов ЕМ серии 45000 [25, C.112]. Указанные стандарты должны стать гарантами высокого качества, защитить миллионы потребителей от низкосортной продукции, стимулировать производителей к новым достижениям в области качества.

Для нормального функционирования европейского рынка поставляемая продукция должна быть сертифицирована независимой организацией. Кроме сертификации продукции проводится аккредитация испытательных лабораторий и работников, осуществляющих контроль и оценку качества продукции. Важнейший аспект их деятельности -- контроль удовлетворения требований потребителя и разрешение конфликтов, которые имеют место между производителем и поставщиком продукции.

Фирмы проводят интенсивную политику в области повышения качества продукции, а процессы подвергаются более жесткому контролю.

Качество стало фактором обеспечения конкурентоспособности европейских стран. Для реализации такой стратегии потребовались:

1. Единые законодательные требования (директивы).

2. Единые стандарты.

3. Единые процессы проверки, чтобы убедиться, что фирма соответствует требованиям рынка.

В 1985 г. принята новая концепция гармонизации стандартов, введены требования по обеспечению безопасности и надежности, но эти требования являются рекомендательными. В то же время обеспечение единых требований имеет большое значение. Поэтому и ориентируется Европа на основополагающие стандарты ИСО 9000 и ЕМ 29000. Введена маркировка продукции знаком СЕ.

Образованы Европейский координационный совет по испытаниям и сертификации и Европейский комитет по оценке и сертификации систем качества. В состав комитета входят организации по сертификации Великобритании, Швейцарии, ФРГ, Австрии, Дании, Швеции, Франции, Испании, Португалии, Греции, Голландии, Бельгии, Финляндии, Норвегии, Ирландии и Италии.

Главная задача проводимой работы -- полностью удовлетворить запросы миллионов потребителей единого европейского рынка с наименьшими затратами.

Европейский рынок ставит серьезные задачи перед фирмами других стран, намеревающимися попасть на него.

Для того чтобы выстоять в конкурентной борьбе, крупнейшие фирмы Европы объединяют усилия для выбора прогрессивных форм и методов управления качеством продукции, связывают с их внедрением гарантии стабильного качества продукции. А она, как известно, включает стабильную технологию, надлежащую систему поддержания технологической точности оборудования и оснастки, метрологические средства контроля и испытаний продукции, эффективную систему подготовки кадров.

В сентябре 1988 г. президенты 14 крупнейших фирм Западной Европы подписали соглашение о создании Европейского фонда управления качеством (ЕФУК).

Область деятельности Европейского Фонда управления качеством:

1. Поддерживать руководство западноевропейских компаний в ускорении процесса создания качества для достижения преимуществ во всеобщей конкуренции.

2. Стимулировать и, где это необходимо, помогать всем сегментам западноевропейского сообщества принимать участие в деятельности, по улучшению качества и укреплению культуры европейского качества.

ЕФУК совместно с Европейской организацией по качеству (ЕОК) учредил Европейскую премию по качеству, которая начиная с 1992 года присуждается лучшим фирмам.

Отличительными особенностями европейского подхода к решению проблем качества являются:

* законодательная основа для проведения всех работ, связанных оценкой и подтверждением качества;

* гармонизация требований национальных стандартов, правил процедур сертификации;

* создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитации лабораторий, регистрации специалистов по качеству и т. д.

Сопоставление западного (США и Европа) и восточного (Япония) подходов к качеству приведено в таблице 1.

Таблица 1.СРАВНЕНИЕ ПОДХОДОВ К КАЧЕСТВУ

Западный подход (США и Европа) Восточный подход (Япония)  
1. Качество основывается на низком уровне цен 2. Цель №1 - прибыль, качество - категория случайная 3. Общий характер политики качества 1. Качество основывается на низком уровне дефектов 2. Цель №1 - качество, прибыль не замедлит последовать 3. Строгая политика качество по каждому предмету  

Десять лет назад в докладах на конференциях и в журнальных статьях приводился график динамики уровня качества в Японии и на Запад (в Европе и США) (рис.1) [2, C.119].

1950 1960 1970 1980 1990 годы

Рис. 1. Уровни качества продукции (кривые для США и Европы, а также Японии основаны на исследованиях Дж. Джурана)

Из этого графика следует, что примерно в 1975 году произошла смена лидерства в этой области. В лидеры по качеству стали входить страны, славившиеся в недавнем прошлом низкопробной продукцией, находившиеся в экономическом кризисе, пострадавшие от войны, не имеющие по сути своих природных ресурсов, но всерьез занявшиеся подъемом экономики страны и жизненного уровня населения на базе использования нетрадиционных методов организации управления качеством. Качество переходило в количество -- к 1985 г. на долю Японии стало приходиться более половины продаваемых в мире товаров, таких, как фотокамеры (84%), кассетные видеомагнитофоны (84%), часы (82%), калькуляторы (77%), высокочастотные кухонные печи (71%), телефонные аппараты (66%), мотоциклы (55%), цветные телевизоры (53%) и др. [2, C.267].

Однако с 1991-1992 гг. в стране-лидере в области качества -- Японии - настал экономический кризис, который привел к изменению объемов продаж и снижению конкурентоспособности товаров. На этом фоне произошло выравнивание уровней качества между Японией, США и Европой.

Сближение уровней качества, достигнутых различными странами мира, стало следствием многих причин. Одной из главных является творческий обмен передовым опытом работы по улучшению качества, интеграция всех подходов и методов, которые человечество освоило на эволюционном пути развития теории и практики достижения высокого качества.

Выработанные таким образом единые подходы, признанные специалистами всех стран, известны теперь как принципы Всеобщего управления качеством.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.