Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы выполнения курсовой работы






Экономический факультет

Кафедра экономической теории, налогообложения,

предпринимательства и права

 

 

Методические указания

По выполнению и защите курсовой работы

 

по дисциплине

«Макроэкономика»

Направление

38.03.01 Экономика

 

Направленность

Финансы и кредит

 

Кемерово 2015

 

 

Методические указания по выполнению и защите курсовой работы по макроэкономике для студентов направления «Экономика», направленность «Финансы и кредит» составлены д.э.н., профессором В.А. Шабашевым, д.э.н., профессором Л.Л. Зобовой, к.э.н., доцентом Е. К. Евдокимовой.

 

Методические указания обсуждены на заседании кафедры экономической теории, налогообложения, предпринимательства и права

и утверждены методической комиссией экономического факультета

 


Содержание

 

Введение…………………………………………………………….…….…  
1. Общие требования к курсовой работе по экономической теории.......  
1. Требования к структуре и содержанию курсовой работы ………..….  
2. Этапы выполнения курсовой работы …………………………………  
3. Требования к оформлению курсовой работы …………………..…….  
4. Подготовка к защите, защита курсовой работы и критерии ее оценки ……………………………………………………  
5. Список рекомендуемой литературы ………………………………….  
6. Заключительные положения …………………………………….……..  
7. Приложения к курсовой работе …………………………………….  
Список использованных источников………………………………………  

 


Введение

 

Курсовая работа – элемент учебного процесса, который помогает закрепить и углубить полученные в процессе обучения знания. Курсовая работа должна носить учебно-исследовательский характер. Она должна быть выполнена творчески, отличаться высоким теоретическим уровнем, глубоким знанием экономической теории, умением системно - ситуационно мыслить, обобщать и анализировать конкретные факты, увязывать вопросы теории с практикой экономической жизни общества, обосновывать свою точку зрения.

Содержащиеся в Методических указаниях по выполнению и защите курсовой работы по экономической теории, требования к наполнению и оформлению курсовых работ, а также их аттестации соответствуют действующим ГОСТам по деловой документации, требованиям, предъявляемым ФГОС высшего профессионального образования, а также нормативным документам Кемеровского государственного университета (см. список использованных источников).

 

1. Общие требования к выполнению курсовой работы по экономической теории

 

Настоящие методические указания разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Менеджмент» высшего профессионального образования (бакалавриат), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 544, а также локальными нормативными документами КемГУ (Положение об учебно-методическом комплексе КемГУ от 12 сентября 2012 г.; Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся КемГУ от 4 апреля 2012 г.).

Курсовая работа – самостоятельная разработка в соответствии с требованиями кафедры экономической теории, налогообложения, предпринимательства и права ЭФ, отражающая приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы.

Курсовая работа относится к учебной работе студентов, выполняется ими самостоятельно в течение семестра под руководством преподавателя, включает комплекс исследовательских и расчетных работ по установленной тематике.

Настоящая курсовая работа выполняется в рамках дисциплины «Макроэкономика» на первом курсе во 2-м семестре. Для подготовки курсовой работы студенту целесообразно опираться не только на полученные в ходе лекционных и практических занятий экономические знания по «Микроэкономике», но и на исторические, политологические, правовые и другие знания, которые были получены обучающимися на соответствующих дисциплинах.

Написание и защита курсовой работы по макроэкономике, в свою очередь, дает знания, умения, владения, которые способствуют более качественному усвоению в дальнейшим таких дисциплин, как: «История экономических учений», «Экономический анализ», «Финансовый менеджмент», «Деньги, кредит, банки», «Экономика фирмы», «Организация предпринимательской деятельности» и др., а также для написания последующих курсовых и выпускной квалификационной работ.

В результате выполнения курсовой работы по дисциплине «Макроэкономика» у студентов формируется ряд общекультурных и профессиональных компетенций:

− ОК-13 способность анализировать социально значимые проблемы и процессы

− ПК-26 способность к экономическому образу мышления

− ПК-29 способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса

В результате подготовки и защиты курсовой работы обучающийся должен:

Знать:

- Происходящие в обществе социально-экономические проблемы и процессы.

- Особенности современного экономического развития

России

Уметь:

- Анализировать процессы и явления, происходящие в экономике.

- Строить модели поведения хозяйствующих субъектов;

Владеть:

- Методологией построения экономических моделей и методами их проецирования на экономическую действительность

- Методологией экономического исследования, построения графиков.

Курсовая работа по макроэкономике для студентов - бакалавров является одной из важнейших форм обучения. Ее выполнению предшествует самостоятельное изучение трудов основоположников экономической теории, достижений мировой экономической мысли, в том числе трудов российских ученых-экономистов, законов РФ, Указов Президента РФ, Постановлений правительства РФ.

Одно из важнейших требований, предъявляемых к курсовой работе – самостоятельное и творческое ее выполнение. Самостоятельно выполненная, глубоко продуманная работа студента над темой будет способствовать получению прочных знаний.

При написании работы следует избегать «книжных» выражений и фраз. Студент должен четко сам формулировать свои мысли, не допускать повторений, внимательно следить за тем, чтобы в работе не было противоречий между отдельными положениями.

В начале семестра (2-3 я неделя занятий) преподаватели кафедры проводят вводную, организационную консультацию, на которой студенты знакомятся с содержанием данных «Методических указаний», совместно со студентами уточняют порядок работы, определяют тему курсовых работ (см. приложение А), детализируют график их подготовки. На последующих консультациях преподаватели оказывают содействие в составлении плана и структуры работы, в подборе литературы, в формулировании цели и задач исследования.

Выполнение курсовой работы предусматривает следующие этапы:

1. Разработка плана работы;

2. Составление предварительной библиографии по теме;

3. Сбор информации и её конспектирование, обработка;

4. Написание введения;

5. Написание основной части работы;

6. Написание заключения;

7. Предоставление на проверку первой редакции (первого варианта) работы научному руководителю. Она должна максимально полно отвечать требованиям оформления курсовых работ. Предоставлять работу руководителю необходимо при личной встрече, поскольку это позволит совместно уточнить возникающие вопросы по оформлению и содержанию работы;

8. Проверка первой редакции (первого варианта) работы научным руководителем и на основе совместного обсуждения замечаний, подготовки окончательного чистого варианта. Представление его руководителю так же надо осуществить при личной встрече, убедившись в отсутствии ошибок в оформлении работы. К чистовому варианту необходимо прилагать и первый вариант работы.

Для студентов 1 курса дневного отделения предусмотрены периодичность и сроки выполнения этапов работы (согласно предлагаемого кафедрой специального графика). При проведении аттестации студентов дневного отделения по экономической теории в течение семестра учитывается выполнение графика написания курсовой работы. При несоблюдении этого графика по неуважительной причине студент получает «0», а неоднократное его нарушение или опоздание со сдачей чистового варианта более чем на неделю без уважительной причины может служить основанием для снижения общей оценки за курсовую работу на один балл.

При оценке работы учитывается содержание работы, степень её самостоятельности, качество используемого материала, а так же уровень грамотности (см. п.5. методических указаний «Критерии оценки курсовой работы»).

Защита курсовой работы проводится до экзаменов в отведенное расписанием (графиком) время.

 


2. Требования к структуре и содержанию курсовой работы

 

Любая курсовая работа имеет свои отличительные особенности, вытекающие из своеобразия темы, объекта исследования, структуры работы, наличия и полноты источников информации, навыков и умений студента отражать теоретические и практические вопросы. Вместе с тем каждая курсовая работа должна быть построена по общей схеме на основе единых методических указаний.

Независимо от избранной темы структура дипломной работы включает следующие разделы:

· Титульный лист

· Содержание

· Введение

· Основная часть, состоящая из нескольких глав, поделенных на параграфы

· Заключение

· Библиографический список

· Приложения

На титульном листе указывается наименование министерства, вуза, кафедры, тема и автор работы, научный руководитель, город и год (см. приложение Б).

В содержании перечисляются названия всех структурных элементов работы с указанием соответствующих страниц. Основная часть работы разделяется на главы и параграфы. Если в курсовой работе в форме подзаголовков выделяются пункты, подпункты и т.д., они также выносятся в содержание. Пример оформления «содержания» представлен в приложении В.

Во введении следует кратко показать значение избранной темы в курсе экономической теории, обосновать актуальность разработанных вопросов, отметить степень изученности темы в экономической литературе, сформировать цель и задачи работы. Объем введения составляет 2-3 страницы.

Введение является отдельным, самостоятельным блоком текста работы, который ни в содержании, ни в тексте не обозначается цифрами.

Актуальность темы отражает ее значимость, важность, перспективность, сопричастность с острыми проблемами современности. Для обоснования актуальности целесообразно привести высказывания авторитетных ученых, политиков и руководителей по тем вопросам, которые входят в предметное поле темы курсовой работы, привести наглядные статистические данные, практические примеры.

Степень изученности темы – это краткое перечисление авторов и проблематики их исследований в рамках темы курсовой работы. Оно проводится в хронологической или тематической последовательности.

Цель работы определяет, для чего проводится курсовое исследование, что планируется получить в результате. Формулировка цели курсовой работы должна строго соответствовать теме.

Задачи работы представляют собой способы достижения поставленной цели. Это отдельные исследовательские действия, этапы, на каждом из которых производится та или иная операция (изучение литературы, обзор концепций, сбор эмпирических данных, их анализ, построение классификаций, разработка методик, их реализация, выработка практических предложений и т.д.).

Основная часть курсовой работы делится на несколько глав и параграфов, количество которых определяется содержанием цели и исследовательских задач, спецификой темы, а также логикой изложения. Большое количество глав и параграфов не рекомендуется, оптимальный вариант – две-три главы по два-три параграфа.

В основной части в соответствии с главами и параграфами плана раскрывается содержание курсовой работы: рассматривается теоретическое содержание проблемы, раскрывается сущность экономических процессов и ключевых категорий, анализируется научный вклад ученых, которые занимались разработкой данной проблемы, проводится сопоставление различных точек зрения, и обосновывается позиция автора курсовой работы, дается анализ эмпирического материала, приводится аргументация авторского видения проблемы, раскрываются закономерности и тенденции изучаемого процесса. Содержание основной части обязательно делится на главы, теоретическую и практическую, которые

Первая глава курсовой работы должна содержать теоретико-методологические основы выбранной проблематики – процесс зарождения и становления соответствующего научного направления с отражением учений его классиков; нынешнее состояние данной научной области в России и за рубежом (современные концепции); концептуальный аппарат темы.

В теоретической частиотражается умение студента систематизировать существующие разработки и теории по данной проблеме, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать опыт других исследователей, определять главное в изученности темы с позиций современных подходов, аргументировать собственное мнение.

Поскольку в курсовой работе изучается определенная тема, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы. В обзоре литературы не нужно излагать все, что стало известно студенту из прочитанного, и имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но ценные публикации, имеющие непосредственное отношение к теме курсовой работы, должны быть использованы с соответствующими библиографическими ссылками.

При изложении спорных вопросов необходимо приводить мнения различных авторов. Если в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо автора, при изложении его мысли следует приводить цитаты: только при этом условии критика может быть объективной. Обязательным при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после проведения сравнения следует обосновать свое мнение по спорному вопросу и выдвинуть соответствующие аргументы.

Теоретическая часть является обоснованием будущих разработок, так как позволяет выбрать методологию и методику всестороннего анализа проблемы.

Во 2 второй главе желательно дать собственное понимание рассматриваемых вопросов, или присоединиться (не бездоказательно) к одной из существующих точек зрения, показать особенности решения данных вопросов в России. Каждое теоретическое положение следует доказывать и подкреплять соответствующим материалом.

Объем основной части курсовой работы составляет до 30 страниц. Распределение текстового материала между главами и параграфами должно быть равномерным.

Каждая глава и параграф обязательно имеют свое название. Названия должны быть краткими, четкими, стилистически грамотно сформулированными, отражать суть рассматриваемой проблемы. Главы и параграфы не могут называться просто терминами, например, «Капитал», «Спрос и предложение» и т. п. Вопросы плана должны располагаться в определенной логической последовательности. Параграф не может быть менее 4 страниц, поскольку в этом случае автору не удается избежать поверхностного, описательного, тезисного характера излагаемого материала. Излишняя дробность плана, желание охватить большой круг проблем также может привести к поверхностному изложению материала.

Особо следует подчеркнуть, что необходимо делать постранично библиографические ссылки на источники используемой литературы с указанием авторов, названия работы (книга, монография, статья из журнала или газеты, информационные сайты) и страницы, с которых взят материал.

Описывая ту или иную концепцию, студент должен пересказывать содержание первоисточников (а не приводить их дословно), наиболее значимые аргументы цитировать. И пересказы, и цитаты должны сопровождаться ссылками на первоисточники.

В заключении приводятся основные выводы и обобщаются главные положения курсовой работы. Заключение не должно превышать 3-4 страниц.

После заключения в работе дается список использованной литературы.

Список использованных источников должен содержать перечень первоисточников, из которых были заимствованы информационные материалы для написания курсовой работы. В него нельзя включать работы, на которые не делаются ссылки в тексте. При этом если студенты взяли на вооружение какую-либо идею, подход, методику, обогатились общей информацией, они могут включить этот источник в список источников, сделав на него ссылку в тексте курсовой работы неявной формы (см. пример ниже).

Многие современные ученые и исследователи прошлого изучали проблемы экономического неравенства, давая ему самые разные объяснения [см. 13; 22; 26; 31 и др.].

Допускаются следующие способы группировки библиографических записей: алфавитный, систематический (в порядке появления ссылок на источники в тексте), хронологический. Источники необходимо нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа. Оформлять первоисточники необходимо строго в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003, а ссылки - с ГОСТ Р7.0.5-2008.

Количество источников, используемых в курсовой работе, должно быть не менее 15. Обязательно должны использоваться «свежие» периодические издания (за последние 2-3 года)

Следующий элемент курсовой работы (но необязательный) – приложения. Их целесообразно делать, поскольку многие исследовательские материалы целесообразно выносить в приложения, чтобы не загромождать основную часть работы. Так, в приложения выносят: громоздкие таблицы, схемы, рисунки, методики, описания отдельных процедур исследования, расчеты показателей, копии документов и другие виды информации.

Общий объем курсовой работы составляет 35 страниц машинописного текста в редакторах типа Word шрифтом 14.

 

Этапы выполнения курсовой работы

 

Курсовая работа выполняется студентами самостоятельно, путем поиска и изучения литературных источников, сбора фактических данных, средств массовой информации. Научный руководитель помогает студенту с выбором темы, составлением плана работы, подбором литературных источников, с выделением наиболее важных и актуальных теоретических и практических вопросов темы. Научный руководитель оказывает помощь в форме консультаций (групповых и индивидуальных), проверяет работу, делает замечания, контролирует их исправление, проводит процедуру защиты и оценивает работу.

Последовательность выполнения курсовой работы:

− выбор темы курсовой работы;

− получение задания на курсовую работу;

− составление плана курсовой работы;

− подбор литературы;

− сбор и анализ эмпирического (практического) материала;

− написание текста курсовой работы;

− оформление курсовой работы;

− защита курсовой работы.

Выполнение курсовой работы начинается с выбора темы. При выборе темы курсовой работы студенту может помочь научный руководитель или преподаватели, ведущую дисциплину, учитывая способности и успеваемость студента, его научные наклонности и интересы к отдельным исследовательским областям. В отдельных случаях по согласованию с руководителем курсовой работы и заведующим кафедрой студент может выбрать тему, не входящую в рекомендуемую тематику.

Выбрав тему, студент обязан ее согласовать с научным руководителем, а затем зарегистрировать на кафедре (в течение месяца с начала семестра). После утверждения темы необходимо обсудить с руководителем план-график написания курсовой работы, выделить основные этапы и сроки работы (изучение литературы, ее конспектирование, написание теоретической главы, поиск эмпирических данных, составление программы исследования, проведение пилотажа, анализ полученных данных и т.п.).

На следующем этапе необходимо составить содержательный план курсовой работы, который задает общую логику курсового исследования. План курсовой работы представляет собой составленный в определенном порядке развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в работе. Правильно построенный план работы помогает студенту систематизировать подобранный материал, обеспечивает последовательность его изложения. План курсовой работы рекомендуется согласовать с научным руководителем. После завершения написания курсовой работы план оформляется в виде ее содержания. Содержательный план, в котором выделяются главы и параграфы, и рабочий план-график научно-исследовательской работы должны соответствовать друг другу и стимулировать студента к равномерному распределению ресурсов, к оптимизации временных затрат на выполнение работы. Так, надо помнить, что эмпирическая (практическая) часть курсовой работы опирается на теоретическую, поэтому нельзя затягивать анализ литературных источников и подготовку первой главы.

Основная содержательная работа, как правило, начинается с поиска и изучения научной, методической, справочной, нормативной литературы, периодических изданий по выбранной теме. Обращение к первоисточникам пронизывает весь процесс написания курсовой работы, но особенно активно научная литература анализируется на первоначальном этапе. Обзор первоисточников – объемная, кропотливая, сложная, но необходимая задача. Важно изначально определить порядок учета первоисточников по разделам, направлениям (главам, параграфам), поскольку, делая обзор по одному тематическому направлению, целесообразно фиксировать литературные источники по иным темам.

Следует помнить, что работа с первоисточниками – это не дань моде или формальным требованиям, это содержательная деятельность. При тщательном анализе первоисточников рождаются новые мысли, идеи. Работа с первоисточниками – это творчество: вырабатываются критерии анализа, появляется собственная точка зрения. Надо учитывать, что литературный обзор должен быть критическим.

После изучения научной литературы (а иногда и параллельно) начинается сбор и анализ фактологического материала – статистических данных, отчетных документов, результатов экономических, социологических, маркетинговых исследований и т.п. Иногда для сбора эмпирических данных студенту необходимо разработать соответствующую методику (например, форму для показателей или анкету).

Собрав и изучив литературные источники и фактический материал, студент приступает к написанию курсовой работы. Это наиболее трудоемкий и сложный этап работы над темой, требующий сосредоточенности и упорного труда.

Изложение вопросов должно быть последовательным, логичным. При написании курсовой работы не всегда целесообразно использовать весь законспектированный и собранный материал, лучше отобрать из собранного материала основные данные, позволяющие четко и обоснованно раскрыть тему. При этом следует проводить сравнительный анализ позиций разных авторов по одному и тому же вопросу с изложением своего отношения к ним, и возможно, приведения собственного понимания рассматриваемой проблемы.

Излагать материал в курсовой работе рекомендуется самостоятельно, своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников. При обнаружении в тексте заимствованных фрагментов курсовая работа возвращается для переработки. Используемые в тексте цитаты рекомендуется тщательно сверить и снабдить ссылками на источники.

Когда черновой вариант текста курсовой работы будет готов, необходимо проверить, соответствует ли она следующим требованиям: соответствие содержания работы поставленной цели и задачам; логичность, последовательность изложения материала; использование понятного, доступного языка; оптимальное сочетание теоретического и эмпирического (практического) материала, их содержательное соответствие друг другу.

Студент в своей курсовой работе должен продемонстрировать глубину изучения выбранной темы, правильно распределять имеющийся материал, сделать логичные переходы от одного вопроса к другому, обобщать сказанное, сформулировать выводы.

Курсовая работа должна быть изложена в научном стиле, который обладает некоторыми характерными особенностями. Прежде всего, научному стилю характерно использование конструкций, исключающих употребление местоимений первого лица, особенно, единственного числа. В научной литературе принято писать от третьего лица или обезличенно, следует использовать фразы типа: «по мнению автора» или «как показал анализ», «следует признать, что».

В научном тексте нельзя использовать разговорно-просторечную лексику. Если есть сомнения в стилистической окраске слова, лучше обратиться к словарю или научному руководителю.

Нельзя употреблять в тексте знаки (<, >, №, %) без цифр, а также использовать в тексте математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин: в этом случае следует писать слово «минус». В тексте используются только арабские цифры, но при нумерации кварталов, полугодий допускается употребление римских цифр. При записи десятичных дробей целая часть числа от дробной должна отделяться запятой (например: 15, 6 тыс. руб., 18, 5 м2). Сокращение слов в тексте не допускается (за исключением общепринятых).

В целом изложение материала в курсовой работе должно быть последовательным, логичным, четко структурированным, достоверным, понятным, лаконичным, грамотным, оформленным в соответствии с требованиями принятых стандартов.

Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний.

Подобные слова позволяют отразить следующее:

- последовательность изложения мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак);

- переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к, обратимся к, рассмотрим, остановимся на, рассмотрев, перейдем к, необходимо остановиться на, необходимо рассмотреть);

- противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);

- причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, отсюда следует, что);

- различную степень уверенности и источник сообщения (конечно, разумеется, действительно, видимо, надо полагать, возможно, вероятно, по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным);

- итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заключение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итог, следует сказать; резюмируя сказанное, отметим).

Для выражения логической последовательности используют сложные союзы: благодаря тому что, между тем как, так как, вместо того чтобы, ввиду того что, оттого что, вследствие того что, после того как, в то время как и др. Особенно употребительны производные предлоги в течение, в соответствии с, в результате, в отличие от, наряду с, в связи с, вследствие и т.п.

В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные, перечисленные).

В научной речи очень распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой». Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в тексте научной работы обычно не используются.

Для выражения логических связей между частями научного текста используются следующие устойчивые сочетания: приведем результаты; как показал анализ; на основании полученных данных.

Для образования превосходной степени прилагательных чаще всего используются слова наиболее, наименее. Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой по- (например, повыше, побыстрее).

Особенностью научного стиля является констатация признаков, присущих определяемому слову. Так, прилагательное следующие, синонимичное местоимению такие, подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков (например, «Рассмотрим следующие факторы, влияющие на формирование рынка труда»).

Требования к оформлению и рекомендации по подготовке к защите, включая саму защиту, изложены в следующих разделах методических указаний.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.