Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как использовать игру?






 

Итак, Эрик Берн достаточно четко определил, что такое игра. Но он занимается, в основном, бессознательными играми. Нам же нужно подумать, в первую очередь, как применить это на практике. Потому что зачем нам голая теория, ведь ее и на обед не скушаешь, и под голову вместо подушки не положишь.

Для начала давайте вспомним анекдот, который я привел в качестве эпиграфа. Падение с небоскреба – это тоже определенная игра, участник которой хочет получить свой выигрыш (каким бы абсурдным он нам ни казался). Заданные условия игры: самоубийство, небоскреб, прыжок. Тотальная невезуха в финале, блестящий прыжок и абсолютная неизвестность после десятого этажа. Но при этом полная уверенность в том, что все идет неплохо, потому что сравнить, собственно, не с чем.

Без экивоков и ханжеской морали, без обращения ко всем святым и родным – но нам придется запомнить одну простую вещь: каждый наш шаг в этой жизни становится своего рода ходом в бесконечной череде игр, которые являются основой всех социальных отношений. А где социальное, там и личное, не так ли? И все наши блуждания между социальным и личным называются обычной многоходовкой с вариациями на тему самой жизни. Как сказал один шутник: «Если жизнь – это черточка между датой рождения и датой смерти, то я бы хотел черточку подлиннее».

Черточка, да? Тогда уж лучше частокол, забор какой‑ нибудь, ковер‑ самолет или несчастная любовь.

«Как вы судно назовете, так оно и поплывет». В популярном советском мультфильме о капитане Врунгеле именно так говорили о яхте с названием «Победа». Помните: по иронии судьбы во время старта регаты на этом судне откололись две первых буквы, и яхта стала «Бедой». Но, несмотря на все препятствия, «Беда» выиграла регату, получила приз и признание. Значит, песенка оказалась «не в тему»? Да, приходится признать, что дело вовсе не в песенке, а в том, кто и с какими целями управлял нашим судном.

Морали здесь нет, есть просто одиозная истина: если мы хотим, чтобы наша жизнь напоминала не черточку между датами рождения и смерти, а частокол или забор, мы сами это вправе продумать, выбрать путь и решить проблему.

«Пока все идет неплохо…». Остается только выбрать, какие средства для нас – хороши, а какие – наилучшие. Ведь, чтобы между десятым и одиннадцатым этажом нам все еще казалось, что все идет неплохо, для прыжка надо выбрать небоскреб повыше. С одной стороны, пока поднимаешься по лестнице, можно одуматься. А с другой, даже ввязавшись в авантюру, главное – испытать кайф от процесса.

Для турнира длиною в жизнь вы вольны выбирать любые средства, только обязательно приходится помнить традиционную истину о том, что лишь цель может их оправдать. Правда, еще есть один афоризм: «Лес рубят – щепки летят», поэтому нужно очень внимательно следить, чтобы не оказаться в роли этой самой летящей щепки. Я бы предложил отнестись с некоторым скепсисом и к фразе о цели и средствах.

Это покажется странным, но есть люди, которые уверены, что можно стать кем угодно, если творчески подойти к своей жизни и сыграть свою многоходовку. Хотите быть как Софи Марсо? Будьте! Как Арнольд Шварцнейгер? Пожалуйста! Кстати, попрошу заметить, что я не призываю сойти с ума и оказаться в дурдоме с диагнозом «Наполеон» или «торт». Я всего лишь хочу обратить внимание на возможности творческого отношения к жизни.

И пусть эта игровая реальность станет поводом для того, чтобы полностью изменить свою жизнь

А решиться на перемены и начать воспринимать жизнь как игровой процесс – действительно просто. Нужно всего лишь помнить о трех «Т», из которых состоит набор «инструментов» для реализации своего нового желания:

1. Талант.

2. Терпение.

3. Труд.

Звучит, конечно, суховато. Но ведь на самом деле, любая игра, кроме правил, которые вы должны знать, подразумевает и необходимость терпеливо ждать и прицеливаться, прежде чем попасть в лунку мячиком. И, естественно, нужно трудиться, чтобы научиться забивать эти мячики.

Чем лично мне нравится игровая реальность – так это тем, что, принимая ее условия, мы изначально попадаем под знамена талантливых, любимцев фортуны, избранных. Я даже поясню, почему так происходит. Маленькая хитрость любой игры – мы изначально в команде победителей. Лузеры в пролете. Аутсайдеры отдыхают.

Если вспомнить фильм «Рокки» (в нем Сильвестр Сталлоне играет боксера), то концепция тренера, который выпускает на ринг своего боксера, звучит так: «Ты лучший, и хоть тресни, хоть получи удар в глаз, но ты все равно лучший!». Откуда берется эта вера? Да ниоткуда. Так просто положено. Иначе и быть не может – ты победитель.

Поэтому отказ выступать в команде победителей выглядит по меньшей мере странно, если не лицемерно. Один известный психолог писал по этому поводу:

 

Вы ведь не боитесь, не правда ли? Иначе выходит, что ваша соседка по даче, какая‑ нибудь Маша Петрова, которая упорно пользуется общественным транспортом, а потом вдруг случайно выходит замуж за нефтяного магната и начинает ездить на «Ламборджини», становится победительницей, а вы, значит, продули. А ведь все почему? Да потому, что Маша Перова, оказывается, очень любила смотреть голливудские мелодрамы и научилась вовремя выбегать на дорогу перед проезжающей дорогой машиной. И водитель смог случайно задеть своими фарами, которые стоят как Машина дача, Машино пальто в клеточку. Взмах руками. Приглушенный и чувственный вопль. Красиво накрашенные губы. И все, как говорится – клиент готов. Из тачки выбегает магнат, предлагает нашу испуганную Машу довезти до больницы. А дальше дело техники, и Маша, невинно хлопая ресницами, полураскрыв пухлые губки, уже несет какую‑ то чепуху. Все, магнат сдался. А не этот сдался, так следующий. Маша – девушка, играющая в команде под названием «Терпение».

 

Есть другой вариант подобной игры, известный мне по собственному опыту. Моя двоюродная сестра не пошла после школы учиться дальше, а нанялась в официантки. Почему? Говорила, что не знает, чего хочет, так зачем мучиться? «Поработаю, решу, и тогда начну заниматься тем, чем надо». Только с решением что‑ то затянулось. Родители долго находились в предынфарктном состоянии – их умница‑ дочка горбатится официанткой и ничего путного делать не желает. Мечется. А металась она знатно – сегодня врачом стать хочет, завтра писателем, послезавтра психологом и так далее. Наверное, только дворником и официанткой быть не хотелось, но вот с последнего как‑ то сдвинуться не получалось.

В общем, разговорились мы с ней как‑ то, я и спросил, мол, а чего ты хочешь для себя в итоге? Она и выдала: хочу, чтоб меня уважали, хочу руководить своим кафе, потому что знаю и как там работу организовать, и как работников оценивать, и как с клиентами обращаться, и вообще, все‑ все знаю. Ну, говорю, и кто тебе мешает? Представь, что ты менеджер своего кафе и действуй так, как должен действовать менеджер. Она, хоть и осторожно, но приняла совет к сведению и через месяц получила повышение. Сейчас уже институт закончила, работает менеджером в крупном ресторане и счастлива.

Но если честно, то самый уникальный пример того, как игра коренным образом изменила жизнь человека – это переход от обезьяны к человеку. Причем я сейчас упускаю из вида теорию эволюции Дарвина, и говорю об элементарных вещах, которые заставили обезьяну взять палку и постучать по дереву, чтобы сбить орех.

Орех был очень нужен. Потому что обезьяна была хромая и не могла забраться на дерево, а если бы могла, то разве стала бы она стучать палкой по этому самому дереву? У меня подозрение, что нет, но этого теперь никто не узнает. Однажды я сам занервничал, когда подумал, что, если я найду новый способ достигнуть своей цели, например, с помощью палки, то окружающие могут решить, что я в лучшем случае хромой. Или неспособный без палки получить свой заслуженный орех. А потом мне пришло в голову, что какое мне дело до окружающих и их мнения?

Орех мне нужен? Нужен.

Я его получу, если воспользуюсь палкой? Получу.

Это будет означать, что я добился своего? Будет.

Так зачем мне думать о каком‑ то мнении на мой счет? Не нужно этого делать.

 

Итак, первый закон игровой реальности: если хочешь добиться результата, никогда не стесняйся, что о тебе плохо подумают.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.