Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Топографические условные знаки /т.у.з./ - это условные обозначения объектов местности, применяемые для изображения этих объектов на топографических картах.






Т.у.з. принято разделять, на масштабные, внемасштабные, линейные и поясни­тельные

 

Масштабные т.у.з. служат для воспроизведения таких топографических объектов, очертания и размеры которых в плане могут быть выражены в масштабе данной карты. Эти объекты имеют большую площадь и размеры. Например, леса, поля, горы, озера, города и т.д. Площадь, занимаемую этим знаком либо ограничивают /четкая граница, четкий контур, нечеткий контур/ либо закрашивают, заштриховывают.

 

Внемасштабные т.у.з. служат для воспроизведения таких объектов местности, размеры которых не выражаются в масштабе карты. Например колодец, камень, дом, кормушка и т.д». Этот объект находится в центре знака, если знак круглый /коло­дец, внемасштабная группа деревьев, вышка/; в основании знака, если знак в виде перспективного рисунка / кормушка, памятник, вход в пещеру/; в центре, если знак имеет правильную форму /треугольник, квадрат; для знака с прямым углом в основании - вершина этого угла.

 

Линейные т.у.з. Этими т.у.з. изображаются объекты, имеющие большую протяженность. Линии электропередач, дороги, границы, трубопроводы, горизонтали, реки. Причем в масштабе здесь изображается только длинна объекта, ширина дается преувеличенной и измерять ее по карте нельзя. Характеристика ширины дается дополнительно пояснительным знаком.

 

Пояснительные т.у.з. применяются в целях дополнительной характеристики показываемых на карте объектов. Например, урез воды /цифра показывает высоту над уровнем коря/, лес /цифры показывают ширину деревьев, их высоту, расстояние между нкми/, река /стрелочкой обозначается направление течения/ и т.д.. Так же применяются условные сокращения: эл.-ст. - электростанция, ЮЗ - того западный, Д - деревянный, К - каменный.

 

Все т.у.з. и условные знаки спортивных карт разделены на пять групп:

 

1. Рельеф

2, Скалы и камни

3. Гидрография

4. Растительность

5. Искусственные сооружения

 

Есть еще одна группа знаков - это знаки дистанции, которые используются и наносятся на карту только во время соревнований. Знаки дистанции изображаются красным цветом.

Все многообразие объектов на местности выражают на картах всего шестью цветами:

Коричневый - рельеф, шоссе

Черный - скалы, камни, искусственные объекты

Синий - гидрография

Зеленый - растительность

Белый – легко проходимая растительность

Желтый - открытое и полуоткрытое пространство

 

Так как топографические карты и спортивные карты исполь­зуются в разных целях, то и существуют некоторые различия в условных знаках топографических и спортивных карт. Например, некоторые т.у.з. не встретишь в спортивных картах /расшифровка моста, леса, кварталы/. И наоборот /кормушка, маленькая башня, нечеткая канава с водой/. На топографической карте, применяемой в хозяйственных нуждах важно знать, например, характеристику моста / длинна, ширина, грузо­подъемность/ или характеристику леса /порода деревьев, высота деревьев их толщина, расстояние между ними/. Спортсмену же более важна другая информация. Например, какой это лес - труднопроходимый, среднепроходимый или легкопроходимый, в каком направлении. Полигоны для ориентировщиков расположены вдали от промышленных центров и захватывают в одной карте небольшую площадь, поэтому на спортивных картах не встретишь таких знаков, как завод, фабрика, шахта. Есть и существенные различия, например в обозначении болот, памятника, пещеры, колодцев.

 

№ п/п Наименование приема в обучении и его условие примеры проведения Опыт учащихся пояснения пр.
1. Нарисовать на картоне в цветном изображении все условные знаки топографических и спортивных карт, /не учитывая масштаб/.   Учить условные знаки по категориям /рельеф, скалы, гидрография, растительность, особые искусственные объекты, знаки дистанции/.   Показываете условный знак, правильно называете его и поясняете, как этот знак выглядит на местности. Пример №1. Топографический условный знак " Луг".Обозначается, степь, луг, на которой растет трава высотой до 1 метра. Пример №2. Т.у.з. «Непроходимое болото». Этим знаком обозначается болото с большой глубиной и гадью. «Непроходимоеболото» на топографических картах отличается от у.з. «непроходимое болото» на спортивных картах /показать/. Пример №З. / Условные знаки дорог нужно показать все вместе, т.к. различить их можно только сравнением/. «Шоссе, строящееся шоссе, улучшенная дорога, проселочная, дорога, лесная дорога, тропинка, исчезающая тропинка»". «Шоссе» - это асфальт, «улучшенная дорога»- это дрога с покрытием, «проселочная» - без покрытия, земляная, но хорошо накатанная, «лесная» - две коллеи, посреди трава. Занятие проводится после вводного занятия   1-ый год обучение   Приложение 1     Приложение 2   Приложение 3
2. После изучения какой-нибудь категории условных знаков, закрепить знания проверкой. Называете условнвй знак, а дети зарисовывают его в тетради. Можно сделать так: кто больше за 30 сек.зарисует Проводится после приёма №1     1-ый год обучения
3. После изучения какой-нибудь категории условных знаков, раздать всем одинаковые спортивные или топографические карты. Кто за две минуты больше найдет условных знаков одной категории. Пример №4. Раздать всем спортивные карты " Голубого карьера". Нужно найти все условные знаки рельефа за 2 мин. /Всего их на данной карте 12 /     1-ый год обучения   Приложение 4
4. На спортивной или топографической карте обвести в кружочек различные условные знаки. Вы показываете условный знак, дети называют его. Это развивает память на изображение у.з. в масштабе карты. Каждый раз карты нужно менять. Пример №5. Карта " Голубого карьера"   Перечень спортивных карт, которые можно использовать на занятиях и которые имеются в ЦДЮТур «Космос»   Голубой карьер М. 1: 500038 Гора Известковая М 1: 15000 Чешковка М 1: 15000 Аракуль М 1: 15000       1-ый год обучения   Приложение №5
5. Игра - зачет. На альбомном листе нарисовать в цветном изображении 12 условных знаков. На листе напечатать названия этих условных знаков, но в другом порядке/в нескольких экземплярах/. Сделать 10-15 таких экземпляров но с разными условными знаками. Каждому раздаются 1 карта с нарисрванными и про­нумерованными условными знаками и лист с написанными условными знаками. Сдача норматива. Кто быстрее напротив названий напишет № соответствующего у.з. Можно проводить в качестве разминки перед любым занятием в течение 20 минут. Норматив - 25 минут.       1-2 год и т.д. обучения   Приложение №6
6. Игра. " Топографическое лото"   Сделано так же, как и лото с бочонками. 24 карточки с нарисованными 90 у.з. 90 карточек /вместо бочонков/ с названием этих у.з. Правила игры, как в лото.       2 и т.д. год обучения     Приложение №7  
  Игра. " Художник" Материал для занятия: репродукции картин художников Шишкина, Левитана и др., на которых изображена местность в крупном изобра­жении и на открытках 1-ый год обучения. Проводится после изучения всех условных знаков

 

 

  Вы показываете картину. Называете ее, рассказываете о художнике и о картине /только самое основное/. А затем задание: с помощью условных знаков изобразить карту местности, изображенной на данной картине / масштаб не соблюдать/ Пример №6 /Показываете картину Шишкина " Рожь" / Перед вами репродукция картины Ивана Ивановича Шишкина «Рожь». Если кратко сказать о биографии художника, то годы жизни И.И. Шишкина 1832-1898 годы. Родился художник в Елабуге, что в Прикамье. Нетронутая и величественная природа Прикамья сыграла огромную роль в формиро­вании Шишкина, как художника-пейзажиста: глухие сосновые леса, безгрничные дали оставили неизгла­димый след в душе художника, определив в дальней­шем основную направленность его творчества. Шишкин поступает в Москве в Училище живописи и успешно заканчивает его. Затем поступает и заканчивает Академию художеств, Картина " Рожь", которая была написана в 1878 году, завоевала Шишкину славу подлинно народного художника. В ней больше, чем в какой-либо другой картине Шишкина, обнаружилась народность его восприятия природы, связь его представление о прикрасном с понятиями существенно важного, значимого в жизни народа. В полотне «Рожь» Шишкин создал образ большой эпической силы. Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина. И, всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. У горизонта начинают собираться тучи. Набегающие порывы ветра волнами колышут рожь. От этого еще острее ощущается, какая она высокая, тучная, густая, Всё поле, словно налито золотом. Дорога в своем динамичном развороте врезается, в гущу хлебов, и они тотчас поглощают ее. Но ритм движения вглубь на этом не замирает. Его продолжают высокие сосны, выстроившиеся вдоль дороги. Кажется, как будто исполины тяжелой размерной поступью шагают по степи. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край.   Вот такое лирическое отступление.   А сейчас, используя у.з., попробуйте создать творение великого русского художника и нарисуйте карту местности, изображенной на картине " Рожь". /Затем каждому можно выдать открытки с карти­нами/   Приложение №8   Приложение №8

 

8. Игра. «Литературная» Материал для занятия: отрывки из любого произведения или стихотворения, в которых отображено описание местности. Вы читаете отрывок, а дети выписывают, а вернее, зарисовывают все услышанные условные знаки. Кто больше зарисует и не пропустит у.з.   Пример №7. Стихотворение М.В.Исаковского «Весна» Растаял снег, луга зазеленели, Телеги вновь грохочут по мосту, И воробьи от солнца опьянели, И яблони качаются в цвету.   По всем дворам- где надо и не надо- С утра идет веселый перестук, И на лужайке принимает стадо Еще зимою нанятый пастух.   ************** Раскрыты окна. Веет теплый ветер, И легкий пар клубится у реки. И шумно солнцу радуются дети, И думают о жизни старики.   Пример №8. Стихотворение М.Ю.Лермонтова " Родина".   Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья.   Но я люблю - за что не знаю сам – Ее степей холодное молчанье, Ее лесовбезбрежных колыханье». Разливы рек ее, подобные морям; Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень.       Приложение 9   Приложение №10

 

  Люблю дымок спаленной жнивы, В степиночующий обоз И на холмесредь желтой нивы Чету белеющих берез.   С отрадой, многим не знакомой, Я вижу полноегумно, Избу, покрытую соломой» С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужиков.   Пример №9. Стихотворение А.С.Пушкина «Деревня» (отрывок)   Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья.   Я твой: я променял порочный двор цирцей, Роскошные пиры, забавы, заблужденья На мирный шум дубров, на тишину полей. На праздность - вольную, подругу размышленья.   Я твой: люблю сей темный сад С его прохладой и цветами, Сей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят.   Везде передо мной подвижные картины: Здесь вижу двух озер лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда, За нами ряд холмов и нивы полосаты.   Вдали рассыпанные хаты. На влажных берегах бродящие стада, Овины дымные и мельницы крилаты; Везде следы довольства и труда.   Приложение №11

 

 

  Пример №10. И.С.Тургенев «Записки охотника», отрывок из рассказа «Лес и степь»   Но вот вы собрались в отъезжее поле, в степь, Верст десять пробирались вы по проселочнымдоро­гам - вот, наконец, большая. Мимо бесконечных обозов, мимо постоялых двориков с шипящим само­варом под навесом, раскрытыми настежьворотами и колодезем, от одного села до другого, через необозримые поля, вдоль зеленых конопляников, долго-долго едете вы. Сороки перелетают с ракиты на ракиту; бабы, с длинными граблями в руках, бредут в поле; прохожий человек в поношенном нанковом кафтане, с котомкой за плечами, плетется усталым шагом; грузная помещичья карета, запряженная шестериком рослых и разбитых лошадей, плывет вам навстречу. Из окна торчит угол подушки, а на запятках, на кульке, придерживаясь за вере­вочку, сидит боком лакей в шинели, забрызганный до самых бровей. Вот уездный городок с деревян­ными кривыми домишками; бесконечными заборами, купеческими, необитаемыми каменными строениями, старинным мостом над глубоким оврагом...Далее, далее!...Пошли степные места. Глянец с горы - какой вид! Круглые низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами оврагивьются между ними; про­долговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки; церкви белеют; между лозняками сверкает речка, в четырех местах перехваченная плотинами; далеко в поле гуськом торчат драхвы; старенький господский домсо своими службами, фруктовым садом и гумномприютился к небольшому пруду. Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и мельче, дерева почти не видать. Вот она, наконец, - безгранич­ная, необозримая степь!   Приложение 12  

 

  Пример №11. Л.Н.Толстой «Война и мир» том 3, часть 2 глава 5   Он велел оседлать себе лошадь и с перехода поехал верхом в отцовскую деревню, в которой он родился и провел свое детство. Проезжая мимо пруда, на котором всегда десятки баб, перего­вариваясь, били вальками и полоскали свое белье, князь Андрей заметил, что на пруденикого не было, и оторванный плотик, до половины залитый водой, боком плавал посредине пруда. Князь Андрей подъехал к сторожке. У каменных ворот въезда никого не было, и дверь была отперта. Дорожки сада уже заросли, и телята и лошади ходили по английскому парку. Князь Андрей подъехал к оранжерее; стекла были разбиты, и деревья в кадках некоторые повалены, некоторые засохли.Он окликнул Тараса-садовника. Никто не отклик­нулся. Обогнув оранжерею на выставку, он увидал, что тесовый резной забор весь изломан, и фрукты сливы обдерганы с ветками. Старый мужик / князь Андрей видал его у ворот в детстве/ сидел и плел лапоть на зеленой скамеечке. Пример №12. Л.Н.Толстой " Война и мир» том 4, часть 3. Глава 5   Дождик прошел, только падал туман и капли воды с веток деревьев. Денисов, есаул и Петя молча ехали за мужиком в колпаке, который, легко и беззвучно ступая своими вывернутыми в лаптях ногами по кореньям и мокрым листьям, вел их к опушке леса… Выйдя на изволок, мужик приостановился, огля­делся и направился к редевшей стене деревьев.У большого дуба, еще не скинувшего листа, он остановился и таинственно поманил к себе рукою. Денисов и Пефя подъехали к нему. С того места, на котором остановился мужик, были видны французы. Сейчас за лесом шло вниз полубугром яровое поле. Вправо, через крутой овраг, виднелась небольшая деревушка и барский домик с разваленными крышами. В этой деревушке и в барском домике, и по всему бугру, в саду, у колодцев и пруда, и по всей дороге в гору от мостак деревне. Не более как в двухстах саженях расстояния, виднелись в колеблющемся тумане толпы народа Слышны были явственно их нерусские крики.   Приложение 13     Приложение №14
  Можно усложнить задачу. И не просто выписы­вать у, з., а составить карту местности по описанию. Но для этого нужно подобрать соот­ветствующие отрывки. Примером может служить предыдущий отрывок /пример №12/. По этому описанию составляем карту. Масштаб не соблюдается.     Приложение №15
9. Игра. " Движение по карте по словесной легенде" Раздать всем одинаковы спортивные карты. Определить для всех общую исходную точку на карте. После этого Вы читаете легенду маршрута, дети следят за текстом и «двигаются» по этой легенде по карте. По окончании текста все должны оказаться в одной точке.   Пример № 13. /Раздать всем спортивные карты района Ильменской турбазы /и компасы/. Легенда: Найти в центре карты труднопроходимую растительность и встать в ее верхнем левом углу на пересечении двух просек /исходная точка/. Двигаемся 75 м на запад /до тропинки. Куда вышли? Идем по тропинке на северо-запад 135 м /до пересечения с лесной дорогой/. Куда вышли? По лесной дороге 150 м на запад. Что вы прохо­дите с левой стороны от дороги? В том месте, где к дороге примыкает с лева тропинка, берем направление на север и двигаемся по этому направлению 555 м. Куда вышли? Что проходили по пути? Далее по полевой дроге на северо-восток до пересечения её с просекой. Что проходили по пути? И по просеке двигаемся на юг 45 м. Где вы остановились? /В данном примере компасы нужны только для расчета расстояний/   Можно усложнить задачу и давать точные азимуты по карте.     Пример №14 /Раздать всем спортивные карты района Чешковки и компасы/. Легенда: В северо-восточном углу карты найти туннель под улучшенной дорогой /исходная точка/. От туннели берем Аз264° и двигаемся по этому Аз 375 м. Куда вышли? /лужа, углубление с водой/ Теперь Аз 261° и двигаемся по нему 645 м. Куда вышли? /заболоченный участок/. От этого места движемся в Западном направлении и выходим на лесную дорогу. По лесной дороге в Южном направлении двигаемся до пересечения ее с просекой. С этого места берем Аз 186° и идем по нему 615 м. Куда вышли? /родник/. Выйти восточнее родника на лесную дорогу. Продолжаем движение по лесной дороге в южном направлении. Сначала дорога постепенно поднимается вверх. После начала спуска пересекаем просеку и выходим на развилку лесных дорог, продолжаем спускаться в южном направлении и через 100 м слева от дороги покажется небольшой участок с камнями. От этого места берем Аз=720 и двигаемся по нему 585 м. Где вы остановились? Проводится после вводного занятия с компасом и картой.     Приложение №16     Приложение №17   Приложение №17

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.