Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Материал к первым двум вопросамСтр 1 из 10Следующая ⇒
Историк изучает прошлое человеческого общества. Все, что создано в процессе деятельности людей, несет информацию о многообразии общественной жизни, и служит основой для научного познания является историческим источником. Современные представления об исторических источниках базируются на учении об информации — одной из фундаментальных теорий второй половины XX в. Основы этой теории заложил американский математик и инженер Клод Шеннон. В 1948 г. он разработал и опубликовал схему передачи сообщений по линиям дальней связи. Пять ее элементов - источник информации, передатчик, канал связи приемник, адресат - образовывали линейную связь. Каждый элемент выполняет определенную функцию. Источник информации передает сообщение или последовательность сообщений. Передатчик преобразует сообщения в сигналы, которые по каналу связи поступают к приемнику. Приемник восстанавливает сообщение. Адресат получает расшифрованное сообщение. Чтобы использовать эту схему в изучении общественных отношений, потребовалось провести специальные исследования, в ходе которых в 60-х – 70-х гг. XX в. сформировалось учение об информации. Идею о возможности использования ряда положений теории информации для решения проблем источниковедения обосновал академик И. Д. Ковальченко в 1979 г. Спустя два года в учебнике «Источникведение истории СССР» (1981) он кратко изложил основные положения этого учения применительно к проблемам источниковедения. Более подробно они раскрыты в его монографии «Методы исторического исследования» (М., 1987; 2-е изд. М. 2003). Поскольку информационные процессы присущи всем проявлениям общественной жизни, очевидно, что исторические источники не могут представлять исключения в этом отношении. Они выполняют функцию накопления, хранения и передачи социальной информации о прошедшей действительности. С пози ций учения об информации создание любого источника представляет собой процесс, в котором взаимодействуют объект (проявления действительности, не зависимой от творца источника) и субъект (творец источника, фиксирующий для своих целей информацию об объекте). Результат отражения субъектом объекта - информация - одновременно и объективна и субъективна. Она объективна в той мере, в какой отражает разнообразие свойств реального мира независимо от субъекта. Она субъективна постольку, поскольку субъект действует осознанно. Избирательно отражая и фиксируя информацию об объекте действительности, субъект выполняет функцию источника информации и передатчика одновременно. Он создает исторический источник — носитель социальной информации. Эта информация, с одной стороны, опосредованно (через сознание субъекта, творца источника) отражает объект, а с другой — непосредственно характеризует своего создателя, и прежде всего его цели и методы отражения действительности. Как носитель фиксированной информации исторический источник способен выполнять функцию канала передачи информации во времени. При передаче сообщения во времени субъект может стать его получателем в той степени, в какой сведения источника будут содержать выраженную для него информацию. В этом случае субъект - историк выполняет функцию приемника и получателя информации одновременно, изначально не являясь адресатом сообщения. Поэтому схема передачи социальной информации об исторической действительности включает три элемента: создатель источника, исторический источник, историк. В источнике зафиксирована информация двух типов: выраженная (очевидная творцу источника) и скрытая (неочевидная для него вследствие множественности взаимосвязей свойств и черт, присущих объекту). В общем объеме информации, получаемой субъектом, всегда заключено больше скрытой информации, чем выраженной. Учение об информации позволило теоретически обосновать содержательную неисчерпаемость исторических источников. Принципиальное значение имеет предложенная Ковальченко классификация исторических источников. С точки зрения форм фиксирования социальной информации выделяются четыре типа источников: вещественные, изобразительные, письменные и фонические. Выделение типов источников является первым уровнем их классификации. Различаясь по формам отражения действительности, источники каждого типа требуют разработки принципов и методов научного изучения, соответствующих их специфике. Решению этой задачи способствует деление источников (в рамках типов) на виды, представляющее второй уровень их классификации. Виды выделяются с точки зрения целевого предназначения источников: законодательные, делопроизводственные, статистические источники, периодическая печать, источники личного происхождения (воспоминания, дневники, письма и др.). Источниковедение – отрасль исторической науки, разрабатывающая теорию, методику и технику изучения исторических источников. Тесно связана с вспомогательными историческими дисциплинами. С точки зрения теории информации источниковедение это способ извлечь максимум достоверной информации из документа. Наличие источниковедческой подготовки является необходимым условием профессиональной деятельности историка.
|