Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Материал к первым двум вопросам






Историк изучает прошлое человеческого общества. Все, что создано в процессе деятельности людей, несет информацию о многооб­разии общественной жизни, и служит основой для научного познания является историческим источником.

Современные представления об исторических источниках базируются на учении об информации — одной из фундаментальных теорий второй половины XX в. Основы этой теории заложил аме­риканский математик и инженер Клод Шеннон. В 1948 г. он разработал и опублико­вал схему передачи сообщений по линиям дальней связи. Пять ее элементов - источник информации, передатчик, канал связи приемник, адресат - образовывали линейную связь. Каждый эле­мент выполняет определенную функцию. Источник информации передает сообщение или последовательность сообщений. Передат­чик преобразует сообщения в сигналы, которые по каналу связи поступают к приемнику. Приемник восстанавливает сообщение. Адресат получает расшифрованное сообщение. Чтобы использовать эту схему в изучении общественных отношений, потребова­лось провести специальные исследования, в ходе которых в 60-х – 70-х гг. XX в. сформировалось учение об информации.

Идею о возможности использования ряда положений теории информации для решения проблем источниковедения обосновал академик И. Д. Ковальченко в 1979 г. Спустя два года в учебнике «Источ­никведение истории СССР» (1981) он кратко изложил основные положения этого учения применительно к пробле­мам источниковедения. Более подробно они раскрыты в его монографии «Методы исторического исследования» (М., 1987; 2-е изд. М. 2003).

Поскольку информационные процессы присущи всем проявлениям общественной жизни, очевидно, что исторические источники не могут представлять исключения в этом отношении. Они выполняют функцию накопления, хранения и передачи социальной информации о прошедшей действительности. С пози ций учения об информации создание любого источника представ­ляет собой процесс, в котором взаимодействуют объект (проявле­ния действительности, не зависимой от творца источника) и субъект (творец источника, фиксирующий для своих целей ин­формацию об объекте). Результат отражения субъектом объекта - информация - одновременно и объективна и субъективна. Она объективна в той мере, в какой отражает разнообразие свойств реального мира независимо от субъекта. Она субъективна постоль­ку, поскольку субъект действует осознанно.

Избирательно отражая и фиксируя информацию об объекте действительности, субъект выполняет функцию источника инфор­мации и передатчика одновременно. Он создает исторический ис­точник — носитель социальной информации. Эта информация, с одной стороны, опосредованно (через сознание субъекта, творца источника) отражает объект, а с другой — непосредственно ха­рактеризует своего создателя, и прежде всего его цели и методы отражения действительности. Как носитель фиксированной инфор­мации исторический источник способен выполнять функцию канала передачи информации во времени. При передаче сообщения во времени субъект может стать его получателем в той степени, в какой сведения источника будут содержать выраженную для него информацию. В этом случае субъект - историк выполняет функцию приемника и получателя информации одновременно, изначально не являясь адресатом со­общения. Поэтому схема передачи социальной информации об ис­торической действительности включает три элемента: создатель источника, исторический источник, историк.

В источнике зафиксирована информация двух типов: выражен­ная (очевидная творцу источника) и скрытая (неочевидная для него вследствие множественности взаимосвязей свойств и черт, присущих объекту). В общем объеме информации, получаемой субъектом, всегда заключено больше скрытой информации, чем выраженной. Учение об информации позволило теоретически обосно­вать содержательную неисчерпаемость исторических источников.

Принципиальное значение имеет предложенная Ковальченко классификация исторических источников. С точки зрения форм фиксирования социальной информации выделяются четыре типа источников: вещественные, изобразительные, письменные и фониче­ские. Выделение типов источников является первым уровнем их классифи­кации.

Различаясь по формам отражения действительности, источни­ки каждого типа требуют разработки принципов и методов науч­ного изучения, соответствующих их специфике. Решению этой задачи способствует деление источников (в рамках типов) на виды, представляющее второй уровень их классификации. Виды выделяются с точки зрения целевого предназначения источников: законодательные, делопроизводственные, статистические источники, периодическая печать, источники личного происхождения (воспоминания, дневники, письма и др.).

Источниковедение – отрасль исторической науки, разрабатывающая теорию, методику и технику изучения исторических источников. Тесно связана с вспомогательными историческими дисциплинами. С точки зрения теории информации источниковедение это способ извлечь максимум достоверной информации из документа.

Наличие источниковедческой подготовки является необхо­димым условием профессиональной деятельности историка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.