Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неморфологические способы не используют аффиксаль­ных словообразовательных средств (диахронический аспект).






Л е к с и к о - с емантический неморфологический способ — это образование нового слова в результате изме­нения значения уже существующей в языке лексической единицы, «формирования омонимов путем распада одного слова на два»2: кулак ('зажиточный крестьянин') < — кулак, успевать ('хорошо учиться') < — успевать (ср. успеть).

Л е к с и к о - с интаксический неморфологиче­ский способ — это создание нового слова на базе словосоче­тания в результате слияния двух или более слов: умали­шенный (ума лишенный), сумасшедший (с ума сшедший), сегодня (сего дня), семьсот (семь сот).

Морфолого- синтаксический способ в клас­сификации В.В.Виноградова включает «все факты перехо­да слов из одной части речи в другую, а также тесно связан­ные с ними случаи отрыва формы от системы форм слова и превращения в самостоятельное слово»: рабочий, провожа­тый, весной (наречие) < — весной (сущ.), караул (междоме­тие) < — караул (сущ.).

3. Цель словообразовательного анализа – выявить словообразовательную структуру слова. Для определения словообразовательной структуры слова (ССС) прежде всего необходимо найти его производящее, т.е. выяснить, от какого слова оно образовано.

В процессе анализа определяется словообра­зовательная структура деривата: выделяется производящая база и дериватор (словообразовательный формант) — и вы­является деривационное значение производного, которое выражается способом словообразования. Объектом слово­образовательного анализа служит, таким образом, только производное слово: слова непроизводные для сло­вообразовательного анализа привлекаться не могут.

(Лекант, с. 207: В ходе синхронного словообразовательного анализа описывается структура производных слов, определяется способ их образования, устанавливаются их формально-семантические связи с родственными словами.)

Словообразовательный анализ носит системный характер и осуществляется с позиций синхронии, с учетом живых се­мантических и структурных связей слов в языке. В процес­се анализа привлекаются слова одного и того же словообра­зовательного типа, обнаруживающиеся закономерности словопроизводственного процесса.

* Если производное может иметь не одну мотивацию, а больше, то оно может рассматриваться как имеющее не одну словообразователь­ную структуру, а две и более. Например, прилагательное антидемокра­тичный может семантически соотноситься с прилагательным же демо­кратичный, а также с существительным антидемократ и демократ. В первом случае словообразовательная структура производного анти-дгмократичный представляется в виде анти- + демократичный, во втором — антидемократ + -ичн-ый и в третьем анти- + демократ + -ичн- ый. Иначе говоря, прилагательное антидемократичный может пониматься либо как приставочное образование, либо как суффиксальное, либо как приставочно-суффиксальное. Такое явление в словообразовании, обусловленное множественностью мотиваций, когда производное может быть представлено в виде не одной словообразователь­ной структуры, называется множественностью словообразовательной структуры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.