Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преступления






Согласно ст. 14 УК РФ преступлением в Российской Федерации признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. Таким образом, степень общественной опасности противоправных деяний определяет законодатель с учетом состояния преступности, политического режима, научных достижений в области уголовного права и других отраслей права, идеологических представлений о преступности и способах борьбы с ней, а также других социальных, политических и юридических обстоятельств.

Как особый вид правонарушений преступления характеризуются следующими признаками:

1) Общественная опасность преступления выражается, прежде всего, в том, что оно посягает на наиболее значительные общественные ценности, какими являются жизнь, здоровье и свобода личности, конституционные права и свободы человека и гражданина, собственность и экономические основы общества и государства, государственная власть, правосудие, порядок государственного управления и воинская служба. Значительная часть преступлений причиняет также существенный вред животному и растительному миру, природным ресурсам.

2) По степени общественной опасности все преступления классифицируются на четыре вида: небольшой тяжести, менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие.

3) Субъектом преступления могут быть только физические лица: граждане и должностные лица. Государственные органы, учреждения, политические партии, коммерческие и некоммерческие организации не привлекаются к уголовной ответственности. За их противоправные деяния ответственность, в том числе и уголовную, несут виновные лица, по инициативе под руководством и при непосредственном участии которых были осуществлены подобные деяния.

4) Исчерпывающий перечень деяний, признаваемых преступлением, содержится только в одном федеральном законе – Уголовном кодексе РФ.

За преступления применяются наиболее строгие меры госу­дарственного принуждения, устанавливающие значительные ограничения правового статуса лиц, виновных в их совершении. (Приложение № 5). Все это вызвано особо опасным характером преступления и объясняет то, что в качестве преступных деяния закрепляются исключительно законом. Никакие иные нормативные правовые акты (Указы Президента, Постановления правительства РФ и др.) предусмотреть деяния в качестве преступных не могут. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, принимаются в форме изменений или дополнений к УК РФ и подлежат включению в него.

В последние годы преступность стала подлинно социальным бедствием, угрожающим устоям российской государственности и национальной безопасности. По сравнению с 1960 годом число преступлений в России возросло в 4 раза, в настоящее время ежегодно совершается около 3 млн. преступлений. (Приложение № 6, 7).

В условиях формирования правового государства, гуманизации и демократизации общественной жизни важнейшее значение приобретает предупреждение правонарушений, их профилактика, которая является главным направлением борьбы с преступностью. Предупреждение правонарушений как часть деятельности по устранению причин, их порождающих, составляет одну из задач контроля, совершенствование образа жизни и формирования нового человека[13].

Для организации борьбы с преступностью на научной основе, для понимания свойственных ей закономерностей необходимо глубокое знание её причин. Вопрос о причинах преступности является предметом серьезных дискуссий среди специалистов, вокруг него нередко разгорается острая борьба.

Не желая или не имея возможности вскрыть социальные корни преступности, ученые зачастую связывают преступность с наследственностью, темпераментом, национальными, расовыми признаками, типом нервной системы и т.п.[14].

Проступок - это правонарушение, посягающие на управленческие, трудовые, имущественные и иные отношения, и не достигшие степени общественной опасности преступлений.

Проступки, как разновидность правонарушений, неоднородны, совершаются в различных сферах общественной жизни. В основе деления лежат виды общественных отношений, нарушаемые соответствующими проступками, а также способы применения за них санкций. Составы проступков закрепляются в административном, гражданском, трудовом, земельном, финансовом, экологическом праве и других отраслях права. Большинство ученых-юристов выделяют следующие три вида проступков: административные, гражданско-правовые и дисциплинарные.

Административный проступок – это противоправное виновное деяние, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которое действующее законодательство предусматривает административную ответственность. Примерами административных проступков являются нарушения правил дорожного движения, мелкое хулиганство, мелкое хищение, неуважение к суду, ввод в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие на окружающую природную среду, нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности, санитарных правил, правил пограничного режима, таможенных правил, безбилетный проезд, и др.[15]

Субъектами административного правонарушенияявляются индиви­дуальные субъекты (граждане и другие категории лиц, облада­ющие административно-правовым статусом) и коллективные субъекты (юридические лица и иные коллективные образования). Граждане РФ могут рассматриваться в качестве субъектов рассматриваемого правонарушения с 16-летнего возраста. Федеральное законодательство устанавливает администра­тивную ответственность организаций за допущенные правонарушения в области строительства, таможенном деле, налоговых отношениях, банковском деде, антимонопольной политике и иных видах деятельности.

Особенность административных проступков в том, что право­нарушитель не состоит в трудовых или служебных отношениях с органами или должностными лицами, которые принимают решение о применении к нему санкций. Важно обратить внимание на следующий процессуальный момент: факт совершения административного проступка фиксируется уполномоченными органами в протоколе об административном правонарушении. Протокол направляется в соответствующую инстанцию или должностному лицу, которым предоставлено право наложения административного взыскания.

Административные проступки рассматриваются специально созданными

органами – административными комиссиями при органах местного самоуправления, судами, органами государственного пожарного надзора, органами железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта, таможенными органами и др. (Приложение № 8, 9) Там, где правонарушитель привлекается к ответственности должностными лицами, связанными с ним трудовыми, образовательными, служебными отношениями, имеет место не административный, а дисциплинарный проступок.

Ответственность за совершение административного проступка устанавливается не только Кодексом РФ об административных правонарушениях, но и другими нормативными правовыми актами, например, Таможенным кодексом РФ и др.

Дисциплинарный проступок – это нарушение работниками предприятий, учреждений и иных организаций правил внутреннего трудового распорядка, служебной дисциплины, невыполнение служебных обязанностей. В трудовом законодательстве за совершение дисциплинарного проступка предусмотрены такие виды взысканий, как замечание, выговор, увольнение. К дисциплинарным проступкам относятся: опоздание на работу, прогулы, нетрезвое состояние при исполнении служебных обязанностей, нарушение правил по охране труда, технологических правил, невыполнение распоряжений администрации и др. Очевидно такие проступки влияют на стабильность производственной, служебной, воинской, учебной дисциплины, наносят вред нормальному функционированию соответствующих организаций.

Субъект дисциплинарного проступка — лицо, находящееся в трудовых или служебных отношениях с предприятием, учреждением, организацией, допустившее противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение трудовых (служебных) обязанностей.

Совершение дисциплинарного проступка влечет за собой применение дисциплинарного взыскания руководителем соответствующего предприятия, организации, учреждения. (Приложение № 10). Иное положение бывает тогда, когда дисциплинарный проступок совершает руководитель предприятия, организации, учреждения. Здесь вопрос о его дисциплинарной ответственности решает вышестоящее должностное лицо или орган, которому подчинено соответствующее предприятие, организация, учреждение.

Гражданско-правовой проступок - это нарушение норм права в сфере имущественных и некоторых личных неимущественных отношений. Такое правонарушение, наносит вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личным отношениям, а также отношениям, урегулированным определенными нормами трудового, семейного, аграрного права и др. К их числу относятся, например, нарушение стороной обя­зательств договора; несоблюдение или неисполнение требований гражданско-правовых норм и др. (Приложение № 11).

Субъекты гражданского правонарушения — физические и юри­дические лица, не исполняющие или ненадлежаще исполняющие предусмотренные гражданским правом обязанности, что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица. Для физических лиц полная гражданско-правовая ответ­ственность наступает с 18 лет (ст. 21 ГК РФ).

Специфика данной разновидности противоправных деяний в том, что в законодательстве не содержится определения и соответствующего перечня гражданских правонарушений. Это объясняется тем, что правонарушениями в гражданском праве признаются любые виновные противоправные действия, наносящие вред имуществу других лиц, либо личным неимущественным благам. Определяющим принципом гражданского права является требование полностью возместить убытки, причиненные гражданским правонарушением. В этой связи в зависимости от оснований, влекущих обязанность возместить причиненный вред, правонарушения подразделяются на договорные и недоговорные.

К договорным относятся правонарушения, связанные с нарушением договорных обязательств: их неисполнение или ненадлежащее исполнение (см. ст. 393 ГК РФ).

К недоговорным относятся правонарушения, связанные с вредом, причиненным личности или имуществу физического лица, либо с вредом, причиненным имуществу юридического лица (ст. 1064 ГК РФ).

В последнее время в юридической литературе с учетом сфер общественной жизни также называют про­ступками материальные, финансовые, семейные, процессуальные, экологические, а также международные правонарушения.

Материальные правонарушения - это правонарушения в сфере трудовых отношений, связанные с причинением работником вреда предприятию в процессе или в связи с исполнением трудовых обязанностей (порча обрабатываемых деталей, инструмента, механизмов в результате их неправильной эксплуатации, неправильное хранение ценностей). Вопросы материальной ответственности, реализуемой в ответ на такие правонарушения, урегулированы ТК РФ и другими нормативными правовыми актами.

Финансовые правонарушения – это противоправные виновные деяния, совершаемые в финансовой сфере: уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей, недоплата налогов, нарушение финансовой отчетности, установление завышенных цен, надбавок на продукцию и др. правонарушения в области обращения денежных ресурсов.

Семейные правонарушения – это виновные противоправные деяния в области семейно-брачных отношений: Злоупотребление родительскими правами, отказ от содержания или воспитания детей, нарушение обязанности содержать нуждающихся в помощи родителей, заботиться о них и др.

Процессуальные правонарушения - это нарушения установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе, вынесение правоприменительного акта. Примером процессуального проступка является нарушение установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе (суд, дознание, следствие и др.). Это также нарушение порядка в зале судебного заседания; неявка без уважительных причин свидетеля по вызову полномочного должностного лица; превышение сроков расследования или содержания под стражей; рассмотрение дел без участия адвоката в тех случаях, когда это обязательно и др.

Процессуальные правонарушения могут вызывать различные правовые последствия в виде дисциплинарной ответственности следователей и дознавателей, материальной ответственности государства в форме компенсации вреда гражданам, потерпевшим от незаконных действий государственных органов и их должностных лиц, уголовной ответственности в отношении участников уголовного процесса.

Экологические правонарушения - виновные противоправные деяния, наносящие вред окружающей среде и здоровью людей. К экологическим правонарушениям относятся: нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ; нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов; нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений; загрязнение вод; загрязнение атмосферы; загрязнение морской среды; порча земли; нарушение правил Охраны и использования недр; незаконная добыча водных животных и растений; уничтожение и повреждение лесов и др.

Международные правонарушения - это виновные, противоречащие нормам международного права или собственным обязательствам Деяния субъектов международного права, причиняющие ущерб другому субъекту, группе субъектов международного права или всему международному сообществу. Различают международные преступления (агрессия, международный терроризм и др.) и международные деликты (нарушение торговых обязательств и др.)[16].

Заключение

Нормы права нацелены на обеспечение порядка в обществе. Действия людей с отступлением от норм, с игнорированием норм и вопреки нормам приводят к нарушениям порядка в обществе. Такие действия считаются противоправными. Противоправное поведение есть правонарушение, оно заключается либо в нарушении прав других граждан, юридических лиц и государственных органов, либо в невыполнении гражданином своих обязанностей, либо в нарушении установленных запретов.

Учитывая нормативную (общеобязательную) природу правовых норм, подкрепленную потенциальной возможностью принуждения, нарушение нормы не может быть безразличным для общества. Правонарушение влечет за собой юридическую ответственность[17].

По мере развития общества изменяются многие составы правонарушений и их социальные причины, характер движения преступности и т.п. Законодательство каждого исторического типа государства устанавливает разные признаки тех или иных видов правонарушения. Казалось бы, можно не обращать внимания на законы страны и заниматься изучением одного лишь социального содержания правонарушений. Но ведь без права нельзя провести четкую грань между отклоняющимся поведением и тем, что превращается в проступок или преступление.

Правонарушения, взятые в совокупности на определенном отрезке времени отличаются значительным разнообразием, как по степени общественной опасности, так и по психологическим, социальным и юридическим признакам. Это дает возможность изучать не только отдельные виды правонарушений, но и всю их совокупность, анализировать сходные причины и условия, способствующие их совершению.

В настоящее время возникла необходимость создания устойчивой системы предупреждения правонарушений. Ее значение определяется тем, что предупреждение правонарушений связывает в единую систему законодательство, практику его применения и сознание людей, испытывающих их воздействие. Важнейшим свойством этой связи является то, что ни суровость, ни отвратимость наказания прямо не определяют уровень правомерности поведения граждан.

Важность общего предупреждения в значительной мере определяется тем, что оно охватывает практически всех граждан. Это не означает, что все подвержены чувству страха перед наказанием и поэтому не совершают правонарушений. Действие каждого элемента общепредупредительного воздействия дифференцированно в зависимости от социально-демографической характеристики населения, психологических особенностей отдельных социальных групп и типов личностей, криминологической специфики того или иного вида правонарушений. Из этого следует, что общее предупреждение, потенциально является одной из наиболее экономических мер правовой профилактики правонарушений. Обеспечение большей приспособленности средств общего предупреждения к специфике объекта воздействия позволит добиться заметного повышения уровня правомерности поведения граждан, их правовой культуры в целом. В конечном счете, этим определяется и тенденция уменьшения распространенности отдельных видов правонарушений. Достижение этой цели тесно связано с необходимостью получения количественных данных о результатах общепредупредительного воздействия, о его эффективности.

Дальнейшее совершенствование методов и форм борьбы с антиобщественным поведением людей предполагает проведение интенсивных криминологических, социологических, психологических и правовых исследований, использование всего комплекса общественных и естественных наук.

Для достижения поставленных целей данной работы мною были изучены труды Денисова Ю.А., Кудрявцева В.Н., Малеина Н.С., Михайловской И.Б. и др. Кроме того, подобран и проанализирован практический материал в рамках заданной тематики, который отражает реальную картину российской действительности в области правонарушений.

Список используемой литературы:

 

Нормативно – правовые акты:

1. Конституция РФ 1993г.;

2. Гражданский кодекс РФ 1994г.;

3. Уголовный кодекс РФ 1997г.;

4. Уголовно – процессуальный кодекс РФ 2002 г.;

5. Кодекс РФ об административных правонарушениях 2002 г.;

6. Трудовой кодекс РФ 2001г.

 

Книги, монографии:

1. Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права. М., 1988.

2. Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. – Л., 1983.

3. Кожевников С.Н. Правомерное поведение, правонарушения, юридическая ответственность. – Н.Новгород, 2004.

4. Кудрявцев В.Н. Правонарушения: их причины и предупреждение. / [Под ред. М.М. Славина] М., 1977.

5. Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. – М.: Юридическая литература, 1986.

6. Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994.

7. Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. – М.: Юридическая литература, 1985.

8.Марцев А.Н., Максимов С.В. Общее предупреждение правонарушений и его эффективность. – Томск: Томский университет, 1989.

9. Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. – М., 1990.

10. Печеницын В.А. Состав административного проступка и его значение в юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. Хабаровск, 1988

11. Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976.

12. Проблемы общей теории права и государства: Учебник / Под ред. В.С. Нерсесянца.- М., 1999.

13. Уголовное право. Общая часть: Учебник для вузов / Отв. ред. проф. Козаченко И.Я., проф. Незнамова З.А. М., 2004.

14. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. проф. Э.Н. Ренова. – М., 2002.

15. Большой юридический словарь.— М., 2001.

 

Публикации в периодических изданиях:

1. Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность, / М., «Закон», 1990г.

2. Малеин Н.С. Современные проблемы юридической ответственности // Государство и право, 1994 г., №6.

3. Краткий анализ состояния преступности в России в первом полугодии 2003 года. Статистика // Российская юстиция, 2003 г., №11.

 

 

 

 

20.11.2008 г.


[1] Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. – М., 1990. С. 4.

[2] Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права. М., 1988. С. 72.

[3]Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права. М., 1988. С.131.

[4] Большой юридический словарь.— М., 2001. С. 87.

 

[5] Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. -М.: Юридическая литература, 1985. С. 9.

[6] Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. – Л., 1983 С. 84.

[7] Проблемы общей теории права и государства: Учебник / Под ред. В.С. Нерсесянца.- М., 1999. С. 245.

 

[8] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. проф. Э.Н. Ренова. – М., 2002. С. 463.

[9] Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1986. С. 114.

[10] Уголовное право. Общая часть: Учебник для вузов / Отв. ред. проф. И.Я. Козаченко, проф. З.А. Незнамова. – М., 2004. С. 254.

[11] Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976. С. 269.

[12] Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976. С.270.

[13] Марцев А.Н., Максимов С.В. Общее предупреждение правонарушений и его эффективность. – Томск: Томский университет, 1989. С. 143.

[14] Кудрявцев В.Н. Правонарушения: их причины и предупреждение. М., 1977. С. 12.

[15] Печеницын В.А. Состав административного проступка и его значение в юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. Хабаровск, 1988. С. 21.

 

[16] Кожевников С.Н. Правомерное поведение, правонарушения, юридическая ответственность. – Н.Новгород, 2004. С. 67.

[17] Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. С. 143.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.