Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Безусловные рефлексы новорожденного






 

Раздражители Рефлексы
Действие яркого света Шлепок по переносице Хлопок руками возле головы ребенка Поворот головы ребенка направо   Разведение локтей в стороны Нажатие пальцем на ладонь ребенка Нажатие пальцем на подошву ребенка Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Укол булавкой подошвы Поднимаем лежащего животом вниз ребенка Глаза закрываются Глаза закрываются Глаза закрываются Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается Руки быстро сгибаются Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются Пальцы ног сжимаются Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются Колено и стопа сгибаются Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

 

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы*. В частности, ребенок начинает реагиро­вать на позу кормления: как только он оказывается в опре­деленном положении на коленях матери, у него возника­ют сосательные движения. Но в целом образование услов­ных рефлексов характерно для более позднего времени.

* Условные рефлексы появляются при сочетании первоначально незначимого условного раздражителя с раздражителем безусловным (вызывающим безусловный рефлекс). Например, ребенок, видя в окне проходящий мимо автобус, вдруг слышит удар грома, пугается и начинает плакать. В следующий раз, когда он видит автобус, он сно­ва испытывает чувство страха.

 

Как можно описать психическую жизнь новорожденно­го? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь свя­зана главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому говорить о «чувствен­ных эмоциональных состояниях или эмоционально под­черкнутых состояниях ощущений».

Важные события в психической жизни ребенка — воз­никновение слухового и зрительного сосредоточения. Слу­ховое сосредоточение появляется на 2—3-й неделе. Рез­кий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекра­щение движений ребенка, он замирает и замолкает. Поз­же, на 3—4-й неделе, такая же реакция возникает на го­лос человека. В это время ребенок не только сосредоточи­вается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3—5-й неделе, внешне проявляется так же: ребенок зами­рает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на яр­ком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния на­чинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение при­дают бодрствованию активный характер.

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно бес­помощным. Хотя, родившись, он отделился от матери фи­зически, но биологически еще связан с ней. Ни одной сво­ей потребности он не может удовлетворить самостоятель­но: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, переме­щают в пространстве, следят за его здоровьем. И наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, уста­навливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. При­мерно в 1 месяц ребенок, увидев маму*, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает нога­ми, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бур­ная эмоциональная реакция была названа комплексом оживления. Комплекс оживления, включающий истинно че­ловеческую особенность — улыбку, знаменует собой появ­ление первой социальной потребности - потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорож­денности. Начинается собственно младенчество.

* Или другого близкого человека, который ухаживает за ним. Здесь рассматривается стандартная, «нормальная» ситуация, когда о ре­бенке заботится главным образом мать






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.