Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизации развития личности по А.В. Петровскому






Артур Владимирович Петровский рассматривает разви­тие личности как процесс интеграции в различных соци­альных группах.

Становление личности определяется особенностями вза­имоотношений ребенка с членами референтной группы. Ре­ферентная группа наиболее значима для ребенка по срав­нению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. На каждом возрас­тном этапе он включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это се­мья, потом группа детского сада, школьный класс и не­формальные подростковые объединения. Для любой такой группы характерны своя деятельность (или набор деятельностей) и особый стиль общения. Как раз «деятельностно-опосредованные» взаимоотношения ребенка с группой и влияют на формирование его личности.

Когда ребенок входит в новую стабильную группу, он прежде всего приспосабливается к ней — усваивает действу­ющие там нормы, овладевает формами и средствами дея­тельности, которыми владеют другие ее члены. Ему необхо­димо быть таким, как все. Это первая фаза становления лич­ности в социальной группе — фаза адаптации. Она предпола­гает утрату ребенком своих индивидуальных черт. Обостряю­щееся противоречие между достигнутым результатом адапта­ции — тем, что он стал таким, как все в группе, — и неудов­летворенной потребностью ребенка в максимальном прояв­лении своих индивидуальных особенностей, порождает вто­рую фазу — индивидуализацию. Ребенок начинает искать спо­собы выражения своей индивидуальности в группе. Третья фаза состоит в том, что происходит интеграция личности в группе: ребенок сохраняет лишь те свои индивидуальные чер­ты, которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности сделать значимый «вклад» в жизнь группы, а группа в какой-то мере меняет свои нормы, вос­приняв ценные для ее развития черты личности.

Каждая фаза развития личности в группе имеет свои специ­фические трудности. Если ребенку не удается преодолеть труд­ности адаптации, у него могут появиться такие личностные ка­чества, как конформность, безынициативность, робость, не­уверенность в себе. Если не преодолеваются трудности второй фазы и группа отвергает индивидуальные черты ребенка, это может привести к развитию негативизма, агрессивности, подо­зрительности, неадекватно завышенной самооценки. Дезинтег­рация в группе приводит либо к тому, что ребенок из группы вытесняется, либо к его изоляции в группе, из которой он не может выйти. Напротив, успешная интеграция ребенка в груп­пе высокого уровня развития — коллективе — способствует формированию у него коллективизма как свойства личности.

Ребенок может входить в просоциальную и асоциальную группы. В последнем случае у него развиваются соответствую­щие асоциальные черты. На рис. 1.13 показаны линии двух ва­риантов развития, возможных на каждом возрастном этапе.

 

Рис. 1.13. Периодизация развития личности (по А.В. Петровскому)

Ребенок на своем жизненном пути включается в группы, различные по своим социально-психологическим характе­ристикам. Он может одновременно входить в разные груп­пы; принятый в одной референтной группе, он оказывается отвергнутым в другой. Недостаточная стабильность социаль­ной среды усложняет процесс развития личности. Тем не менее в разные возрастные периоды ребенок последовательно входит в разные социальные группы и ситуация успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интегра­ции многократно повторяются. В результате складывается относительно устойчивая структура личности.

На каждом возрастном этапе, в определенной социаль­ной среде ребенок проходит три фазы в своем личностном развитии (рис. 1.13).

Если в каком-то периоде не прошла успешно фаза интег­рации, на следующей ступени будет затруднена адаптация. Так образуются условия для кризиса развития личности.

В периодизации А.В. Петровского выделяются периоды раннего детства, детсадовского детства, младшего школьно­го возраста, среднего школьного возраста и старшего школь­ного возраста. Первые три периода образуют эпоху детства, в которой процесс адаптации преобладает над процессом ин­дивидуализации. Для эпохи отрочества (периода среднего школьного возраста) характерно доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации, для эпохи юно­сти (период старшего школьного возраста) — доминирова­ние процесса интеграции над процессом индивидуализации. Таким образом, согласно А.В. Петровскому, детство — это в основном приспособление ребенка к социальной среде, от­рочество — проявление своей индивидуальности. В юности должна произойти интеграция в обществе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.