Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни развития психики в филогенезе






 

Уровни развития психики   Основные параметры Результат психического отражения
  Характер связи с объектом Источник активности Необходимые условия психического отражения Внутренний Внешний  
Уровень недифференциро­ванной чувствительности Непосредственное воздействие биологически значимых свойств среды Первичное психическое «прарефлек-са» Сигнальный характер биологически значимых свойств среды Чувствитель-ность к биологически значимым свойствам среды Биологически значимые свойства среды
  Сенсорный уровень Непосредст-венное воздействие свойства объекта на нейрофизиоло­гический субстрат   Эмоциональ-ная составляющая ощущения   «Узнавание» на уровне врожденных «биологических смысловых связей»   «Отпечаток» свойства объекта в нейрофизиоло-гическом субстрате Собственно ощущение («чув­ственное представ­ление») биологиче­ски значимого свойства объекта
Перцептив-ный уровень Внимание в ситуативных звеньях инстинктивного поведения Эмоциональ-ная составляющая перцепта и су кцесси вно-ситуативного внимания   «Узнавание» на уровне врожден­ных «биологиче­ских смысловых связей»   Объектная фиксация Перцептив-ный образ («чув­ственное представ­ление») биологи­чески значимого объекта
Интуитивно-избирательный уровень   Предметное чувство, связанное с устойчивым надситуатип-ным мотивом   Эмоциональ-ная состав-ляющая предметного чувства и производных (ситуативных) эмоциональ-ных явлений Память, воображение, элементарные формы мышления     Рефлексия предметного чувства Субъективно- избирательноезнание биологически значимого объекта
Интуитивно-сущностный уровень   Сущностное предметное чувство (сущностный мотив) Эмоциональ-ная составляющая сущностного предметного чувства и производных (ситуатив-ных) эмоциональных явлений Память, воображение, мышление и речь Рефлексия сущностного предметного чувства Субъективно-сущностное знание жизненно значимого объекта
             

 

Мы проследили развитие психики от ее начальной, за­родышевой формы (нерасчлененной чувствительности) до психики человека, обладающего способностью познавать суть предметов и явлений, проникать в тайны мироздания. Какие важные для нас выводы можно сделать из рассмотрения филогенеза психического?

Прежде всего, отметим, что, зародившись как целост­ный функциональный орган, ориентирующий организм в среде при достижении предмета потребности (жизненно необходимых условий среды), психика на всех уровнях сво­его развития, включая уровень человека, остается в функ­циональном отношении единым целостным образовани­ем, выполняющим ту же задачу. Неизмеримо усложняются потребности и соответствующие им мотивы, психика диф­ференцируется на сложные, внешне независимые друг от друга системы, но суть остается той же: все эти сложные системы, функционируя как целостное психическое, на­правляют активность индивида, обеспечивая осуществле­ние его тоже неизмеримо усложнившейся жизни.

Другой важный вывод: филогенез психики представляет собой процесс закономерных преобразований, подчиняю­щийся диалектическому закону отрицания отрицания. Имея отправной точкой допсихическую форму отражения, свя­занную с непосредственным материальным взаимодействи­ем живых организмов со средой (ассимилятивные биохими­ческие процессы), психика в своем историческом развитии проходит ряд закономерных качественных изменений, дос­тигая на уровне человека тоже непосредственного, но про­тивоположного по содержанию отражения, основанного на духовном единении с предметом потребности.

Наконец, третий и самый важный вывод: филогенез психики показывает, что именно в психике человека явля­ется собственно человеческим, присущим только человеку. Напомним, что на каждом уровне развития психики она включает в себя все образования, свойственные предыду­щим уровням. Однако главным, определяющим является то, что свойственно данному уровню в качестве средства обеспечения жизнедеятельности. Для человека как вида этим главным являются сущностные для него связи с миром, посредством которых происходит духовное единение с пред­метом потребности и обретается знание его сути.

Именно благодаря развитию сущностных мотивов в ан­тропогенезе сформировалась система знаний и вместе с человек как вид, обладающий речемыслительным социо­генным сознанием. В связи с этим при рассмотрении онто­генеза психики мы будем уделять особое внимание факто­рам, влияющим на развитие сущностных сторон жизни че­ловека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.