Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Защита коммерческой информации






Коммерческая информация торгового предприятия подлежит за­щите от возможных посягательств со стороны конкурентов. Вероят­ность утечки коммерческой информации особенно велика в услови­ях рыночного хозяйствования, что ведет к ослаблению торгово-ком-мерческих позиций и не исключает даже возможности разорения тор­гового предприятия. Чтобы этого не произошло, сведения, относя­щиеся к коммерческой тайне, переводятся в разряд охранямых.

Согласно статье 139 Гражданского кодекса Российской Федера­ции: «информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциаль­ную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицом, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности».


Защита коммерческой информации обеспечивается прежде все­го администрацией торгового предприятия. Она должна упорядочить и организовать безопасное движение информации, а также разрабо­тать мероприятия по ее сохранению.

К сожалению, у нас не разработан окончательно механизм защи­ты и сохранности коммерческой информации конфиденциального характера, исключающий ее утечку и хищение. Поэтому приходится опираться на зарубежный опыт. Американские предприниматели счи­тают, что утрата 20% засекреченной коммерческой информации при­водит к разорению фирмы на протяжении месяца. В США, Герма­нии, Франции и других западных странах главная роль в обеспече­нии защиты информации принадлежит самим фирмам, которые стро­ятся на правовой основе.

В Германии действует Закон о недобросовестной информацион­ной конкуренции, устанавливающий уголовную ответственность за выдачу коммерческой и производственной тайны посторонним ли­цам. К коммерческой тайне в этой стране относятся: состояние рын­ков сбыта, торговые отношения, сведения о поставщиках и потреби­телях, размер товарооборота, прибыли и др.

В Японии бизнес менее всего страдает от утечки информации. Решение о том, какую информацию нужно защищать, в каждой ком­пании устанавливается на основе экономического расчета. Здесь не существует законов и нормативных актов, предусматривающих от­ветственность за разглашение коммерческих сведений. Вопросы, касающиеся запрещения передачи информации, решаются департа­ментом кадров компании, на который возлагается соблюдение режи­ма секретности. В стране существует система пожизненного найма. У работников воспитывают чувство преданности своей компании, что служит сдерживающим фактором нежелательных действий. Руково­дитель компании Sony Акио Морита отмечает, что когда нет предан­ности, которая приходит с долгосрочной занятостью, невозможно по­ложить конец утечкам информации и воровству, от которых страдает бизнес на Западе.

Сведениями, относящимися к разряду коммерческой тайны тор­гового предприятия, являются:

• коммерческие данные конфиденциального характера;

• ценообразование и стоимостные показатели на закупаемую и реализуемую продукцию;

• планы коммерческой и хозяйственной деятельности;

• обязательства и контрактные соглашения с субъектами рынка;

• информация, касающаяся коммерческих нововведений;


• информационный процесс и коммерческие сведения, накоп­ленные в компьютерах.

Коммерческие данные - это составная часть документооборота предприятия. Они являются неотъемлемой служебной принадлежно­стью исполнителей и становятся их достоянием. Все это в какой-то мере не способствует безопасности в использовании информации.

Зарубежный опыт показывает, что одни административные меры не гарантируют защиту коммерческой информации. Однако, не от­казываясь от административного воздействия, можно совместить его с вовлечением в процесс защиты информации и коллектива фирмы. Руководители фирм считают, что надежность и сохранность инфор­мации во многом зависят от расстановки и воспитания кадров. Таким образом, в организации определенное внимание должно от­водиться работе с кадрами. И такую позицию следует занимать с мо­мента приема сотрудников на работу. Для этого их знакомят с приме­няемой системой обеспечения безопасности и защиты информации на предприятии.

Немаловажное значение имеет ограниченный доступ к конфиден­циальной информации: исполнителям предоставляется возможность пользоваться только той информацией, которая необходима им для выполнения служебных обязанностей.

При работе с документами, представляющими коммерческую тай­ну, следует соблюдать определенные правила:

«разработка инструкций об использовании защищаемой инфор­мации;

• назначение ответственных лиц за делопроизводство;» строгий контроль за допуском работников к служебной доку­ментации;

• принятие работниками письменных обязательств о сохранении коммерческой тайны;

«стимулирование и пооощрение исполнителей, имеющих дело с информацией, представляющей коммерческую тайну;

• внедрение автоматизированной технологии защиты коммерче­ских сведений;

» повседневный контроль со стороны администрации предприя­тия за обеспечением безопасности использования конфиденциаль­ной документации.

Информация, содержащая коммерческую тайну, в зависимости от степени ее секретности подлежит разделению с указанием соот­ветствующего грифа секретности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.