Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конфликт как социальный феномен.






Конфликтология — молодая наука, и для нее ха­рактерно наличие многих дискуссионных вопросов и положений. Тем более, что в познании конфлик­тов весьма велико влияние субъективных качеств исследователя, его мировоззрения и общественно-политических пристрастий.

1. Общественные, межличностные и индивиду­альные конфликты изучаются многими дисципли­нами. Для каждой из них конфликт выступает в качестве объекта и предмета. Читателю предлага­ется: 1) охарактеризовать предмет конфликтологии.


445 ___________ Приложение

выявить его специфику и отличие от социальной психологии конфликта, правовой теории юридичес­кого конфликта, а также исторической науки, изу­чающей вековые конфликты; 2) показать различие между теоретической и прикладной конфликтоло-гией, проанализировать функции обеих отраслей знания.

2. Приращение знаний о конфликтах происходит на базе осмысления и обобщения актуальной об­щественной практики и освоения исторического опы­та развития социальной мысли. Проблемная ситу­ация, требующая решения, заключается в коррект­ном объяснении таких вопросов: а) Каким образом включаются в современную систему научного зна­ния идеи классиков конфликтологической науки и каковы возможные крайности при решении этой за­дачи? б) Каковы критерии интеграции историчес­кого знания в современную науку?

3. Один из основоположников конфликтологии Козер Л. назвал К.Маркса «классическим теорети­ком конфликта». В противоположность ему, акаде­мик-историк, бывший партийный «хранитель» чис­тоты марксизма Яковлев А. характеризует марк­сизм как «помешательство на идее классовой борьбы»; считает, что только благодаря сотрудни­честву и солидарности классов «общество живет и развивается». Читателю рекомендуется выразить свое отношение к противоположным оценкам идей К-Маркса о классовых конфликтах, объяснить при­чины их, высказать свои соображения о научности взглядов классика и их ограниченности, показать, в чем расходятся представления марксизма о клас­совых конфликтах с современностью.

4. Советской философской литературе было при­суще кричащее противоречие: она признавала за


Основы конфликтологии 446

абсолютную истину учение К.Маркса о социальных классовых конфликтах (борьбе) и вместе с тем от­вергала возможность и реальность таковых в совет­ском обществе. Чем объяснялась такая парадок­сальная ситуация в теории, идеологии и партийной пропаганде?

5. В современной западной литературе сложи­лись две противоположные концепции в учении о конфликтах: одна — это подход с точки зрения тео­рии структурного функционализма (Парсонса) и «человеческих отношений», трактующая конфликт как дисфункцию социальной системы. На его осно­ве в США в 60-х гг. сформировались два блока ис­следователей: «школа, избегающая конфликта» и «школа согласия». Другой подход, сформулирован­ный Дарендорфом Р., признает конфликт как есте­ственное явление для любого общества. Нужно объяснить причины данной проблемной ситуации в науке, ее суть и возможность решения путем соче­тания названных концепций.

6. Конфликтологическая наука в настоящее вре­мя развивается в двух направлениях: 1) изучение конфликтов с акцентом на большие социальные группы, классы, на противоположность их интере­сов (марксистская традиция) и связанный с этим макросоциологический анализ основных обществен­ных противоречий, возникающих в процессе изменения социальной системы; 2) исследования, ориентированные преимущественно на индивидуа­лизацию конфликта. В центре внимания предста­вителей первого направления находится «политичес­кое становление» больших социальных групп, манифестация их интересов, а второго — «привати­зация» конфликта, перевод его на индивидуальный уровень и нормативная форма его регулирования с


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.