Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зак. 181. Основы конфликтологии 29О







Основы конфликтологии 29О

странстве, в какой степени государству удавалось добиваться сотрудничества между народами и как оно справлялось с конфликтами. Но одного нельзя отрицать: было и сотрудничество, были и конфлик­ты; как первое, так и второе закономерно. В сплете­нии сотрудничества и конфликтов, однако, просле­живалась существенная тенденция — формирование и развитие полнокровной российской нации и ста­новление под ее влиянием многих других российс­ких этносов и наций. Тем не менее интеграционный процесс в межнациональных отношениях был доми­нирующим и определялся единой государственнос­тью, а в советское время — еще единой идеологией и гегемонией одной политической партии.

Принцип интернационализма в СССР провозг­лашался в качестве официального государственно-политического принципа. В противоположность интеграционному процессу постоянно проявлялся, воспроизводился на новой основе процесс диффе­ренциации национально-этнических групп, посколь­ку создавались условия (особенно в советское вре­мя) для развития национальной культуры, нацио­нального самосознания. Создание полиэтнической общности, что имело место в дореволюционной Рос­сии, а тем более в СССР, означало поднятие мест­ных обычаев, нравов, этнических элементов культу­ры до общероссийского, общесоветского уровня. Различение, дифференциация этно-национальных общностей несли в себе момент обособления, стрем­ления к социальному и даже политическому само­определению, иными словами, — тенденцию нацио­нализма. Последняя постоянно стимулировалось русификаторской политикой царского самодержа­вия (до революции) и реализацией концепции со­ветского государства, в определенной мере предпо-


291 _______ Лекция 7

лагающей господство коренной — русской нации. Русский национализм, в какой бы мере он ни про­являлся, порождал, питал различные виды антирус­ского национализма.

Развал Российской империи в годы гражданс­кой войны, выход из состава России ряда бывших российских губерний и окраинных земель был пер­вым для страны глобальным национально-этничес­ким конфликтом. Его решение большевики нашли на пути предоставления одним территориям госу­дарственной независимости (Польша, Прибалтика, Финляндия) и объединения других в единое феде­ративное конституционно-договорное государство СССР с правом выхода из него национальных об-щностей со статусом союзной республики. Как по­казала последующая историческая практика, наци­онально-территориальный принцип государствен­ного строительства и интеграционная нацио­нальная политика не исключили конфликты наци­онально-этнического характера. Хотя дружба наро­дов стала в стране реальностью, но авторитарная политическая система со всеми ее антидемократи­ческими элементами не искоренила национализмы (украинский, грузинский, армянский и пр.), а ско­рее стимулировала их. Административное «одерги-вание» проявлений национализма, репрессии, де­портации отдельных малых народов усугубляли положение, усиливали антирусские умонастроения. Разрастались элементы этнической исключительно­сти и реванша, агрессии, эгоизма, иждивенчества. Эти националистические негативы группового этно-самосознания (а точнее: этноиррационального) ста­ли определять характер группового поведения зна­чительной части населения бывших союзных, да и автономных республик. 10*


Основы конфликтологии 292

К концу 80-х — началу 90-х гг. в советском обще­стве выявилось три типа этно-национальных конф­ликтов. Один из них сформировался между советс­кой многонациональной общностью, представлен­ной единым федеративным государством с доми­нирующим русским народом, и национальными группами, имевшими формальную государствен­ную самостоятельность (в виде союзных республик). Ввиду разнообразия этих групп (было 15 респуб­лик), общий тип конфликта конкретизировался в специфических видах; каждый из видов по-своему формировался, развивался и завершался. Тем не менее им были присущи некоторые общие черты. Об этом пойдет речь в дальнейшем.

Другой тип конфликта — внутри республик: меж­ду так называемой коренной национальностью и национальным меньшинством. В каждой бывшей союзной республике после ее отделения от Союза образовались такие меньшинства из числа русско­язычного населения и других этносов. И в подавля­ющем большинстве возникших независимых госу­дарств стали формироваться подобные конфликты.

Третий тип конфликта характеризовал (и теперь характеризует) межэтнонациональные отношения внутри собственно России; это конфликт между об­разованиями, не имевшими до «перестройки» ста­туса государственности, бывшими автономиями как субъектами российской Федерации и российским сообществом в целом. Конечно, и данный тип конф­ликта не проявлялся везде одинаково. Достаточно сопоставить национальное движение в Татарии и Чечне, чтобы понять их существенное различие и по истокам, и по характеру развития, а тем более ре­зультатам.


293 ______________ Лекция 7

Вернемся теперь к анализу первого типа конф­ликта.

В его основе лежит стремление к территориаль­но-государственному самоопределению наций, сформировавшихся в советский период. Идея наци­онального государства (государства коренной на­ции) составляет политическую суть национализмов, двигавших миллионы бывших советских народов на борьбу, как им представлялось, за демократическое обновление своих республик, за освобождение от бюрократического диктата Союзного центра и за­силья русских. Центробежные процессы возникали и развивались, конечно, на почве национальных различий: историко-культурных, языковых, конфес­сиональных, наконец, территориальных. Однако решающей (пусковой) причиной явились бюрокра­тическая административная система (авторита­ризм) в управлении страной и связанная с ней су­перинтернационализация общественной жизни, иг­норирование объективной меры соотношения интер­национального и национального в социально-эко­номическом, политическом и культурном развитии республиканских общностей. Абсолютизация инте­ресов государства, а скорее, монополия его бюрок­ратических центральных ведомств, насаждение над­национальных форм и методов государственного хозяйственно-экономического и культурного строи­тельства в республиках, игнорирование необходи­мости сочетания общесоюзных принципов с нацио­нальной спецификой их реализации — все это и оз­начало суперинтернационализацию общественной жизни, в конечном счете превращение интернацио­нализма в идеологический и административно-по­литический постулат. Интернационализм преобра­зовывался из принципа гармонизации межнацио­нальных отношений в принцип принудительного







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.