Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новый Завет






Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад (Лк. 6, 30).

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7).

Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 1-4).

 

Святые отцы о милостыне (избранное)

 

...Как водою спасительного крещения погашается огонь геенский, так милостынею и делами правды утушается пламя грехов (сщмч.      Киприан Карфагенский, 64, 269).

* * *

Милостыня, поданная без смирения, не приемлется на небе, и жертва,     принесенная без смирения, не угодна Святому Духу (прп. авва Исаия, 92, 116).

* * *

Мертвым помогают приношения, совершаемые живыми (прп. авва Исаия, 93, 422).

* * *

Так будем творить милостыню, чтобы обратно получить ее от Бога (свт. Василий Великий, 8, 338—339).

* * *

Тогда особенно и можешь ты подавать милостыню, когда ты беден.    Богатый, опьяненный обилием богатства, пламенеющий жесточайшею горячкой и одержимый ненасытною страстью, желает увеличить свое имущество; а бедный, не зараженный этой болезнью и свободный от этого недуга, легче сделает подаяние из того, что у него есть. Милостыня зависит не от количества имущества, но от степени душевного расположения.

Велика сила милостыни... Бедные - врачи наших душ, благодетели, предстатели, потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь: даешь серебро, а получаешь Царство Небесное, облегчаешь бедность и примиряешь себя с Владыкой.

Нам надлежало бы творить милостыню уже потому, что она - прекрасное дело, и из сострадания к нашим братьям, а не ради обещанных Владыкой наград. Но так как мы не в состоянии мыслить возвышенно, то будем творить милостыню хоть из-за награды, отнюдь, впрочем, не ища славы от людей, чтобы нам сверх растраты денег не лишиться и награды.

Но скажешь, как я могу подавать милостыню, когда я беден? Тогда особенно и можешь ты подавать милостыню, когда ты беден. Богатый, опьяненный обилием богатства, пламенеющий жесточайшей горячкой и одержимый ненасытной страстью, желает увеличить свое имущество, а бедный, не зараженный этой болезнью и свободный от этого недуга, легче сделает подаяние из того, что у него есть.

Считай же милостыню не за расход, а за приход, не за ущерб, а за приобретение, потому что через нее ты больше получаешь, нежели даешь. Ты даешь хлеб, а получаешь жизнь вечную, даешь одежду, а получаешь одеяние бессмертия, даешь пристанище под своим кровом, а получаешь Царство Небесное, даешь блага погибающие, а получаешь блага постоянно пребывающие (свт Иоанн Златоуст, 44, 572).

* * *

...Бог требует не изобилия приношения, но богатства душевного    расположения, которое выражается не мерою подаваемого, но усердием подающих (свт. Иоанн Златоуст, 44, 572).

* * *

...Не уделять из своего имущества есть... похищение... Когда мы не    подаем милостыни, то будем наказаны наравне с похитителями (свт. Иоанн Златоуст, 44, 805).

* * *

Достоинство бедного составляет одна нужда; кто бы когда ни пришел к    нам с нею, не станем ничего исследовать более; потому что мы подаем не нраву, а человеку, и жалеем его не за добродетель, а за несчастье, чтобы и самим нам привлечь на себя великую милость от Господа, чтобы и самим нам, недостойным, сподобиться Его человеколюбия (свт. Иоанн Златоуст, 44, 808).

* * *

...Милостыня — царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей в    Небесные своды, наилучшая защитница (свт. Иоанн Златоуст, 45, 326).

* * *

...Как пред дверьми церковными стоят сосуды, наполненные водою, чтобы    ты мыл руки, так вне церкви сидят и бедные, чтобы ты омывал руки души < милостынею> (свт. Иоанн Златоуст, 45, 328).

* * *

Он    < Бог> тайно берет взаймы, а возвращает долг явно, потому что когда Он получает заем, то получает его через тайную милостыню, а когда отдает, то отдаст пред взорами всей твари (свт. Иоанн Златоуст, 45, 377).

* * *

Ведь то и милостыня, когда подаешь ее с радостью и думаешь, что сам    больше получаешь, чем сколько даешь (свт. Иоанн Златоуст, 46, 271).

* * *

...Оставив... неуместную пытливость, подавайте (милостыню) всем    нуждающимся, и делайте это с великой щедростъю, чтобы и нам самим удостоиться в тот день (будущего Суда) великой милости и снисхождения от Бога... (свт. Иоанн Златоуст, 46, 276).

* * *

...В милостыне не так,     < как в житейских делах>... Ты бросаешь серебро, а собираешь дерзновение к Богу, даешь деньги, и берешь грехов разрешение, доставляешь хлеб и одежду, и за это тебе приготовляется Царство Небесное и бесчисленные блага, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2: 9); а главное из всех благ — то, что ты делаешься подобным Богу, по силе человеческой (свт. Иоанн Златоуст, 46, 293).

* * *

Подлинно, не так вода по природе своей омывает нечистоты тела, как    милостыня силою своею обтирает нечистоту души (свт. Иоанн Златоуст, 46, 308).

* * *

Подавать деньги могут многие, а чтобы самому служить нуждающимся и    делать это с готовностью, любовию и братскою расположенностью, — для того нужна душа высокая, великая и любомудрая (свт. Иоанн Златоуст, 46, 346).

* * *

Ты смотри не на достоинство нуждающегося в помощи, а только на нужду.    Хотя бы он был ничтожен, низок и презренен, Христос вменяет тебе это в награду так, как бы Он Сам через него получал благодеяния (свт. Иоанн Златоуст, 46, 347).

* * *

Ничто не может так приблизить сердце к Богу, как милостыня... (прп. Исаак Сирин, 58, 286).

* * *

Иной подает милостыню для того, чтобы благословилось поле его, и Бог    благословляет его поле, и он достигает своей цели. Другой подает милостыню для того, чтобы спасся его корабль, и Бог спасает корабль его. Иной подает ее за детей своих, и Бог спасает и хранит детей его. Другой подает ее для того, чтобы прославиться, и Бог прославляет его. Ибо Бог не отвергает никого, но каждому подает то, чего он желает, если только это не вредит душе его. Но все сии уже получили награду свою, и Бог ничего не должен им, потому что они ничего душеполезного не искали у Него, и цель, которая была у них в виду, не имела отношения к их душевной пользе. Ты сделал это для того, чтобы благословилось поле твое, и Бог благословил твое поле; ты сделал сие за детей своих, и Бог сохранил детей твоих. Ты сделал это, чтобы прославиться, и Бог прославил тебя. Итак, что же должен тебе Бог? Он отдал тебе плату, за которую ты делал.

  Иной подает милостыню для того, чтобы избавиться от будущего мучения:     этот подает ее для (пользы) души своей; этот подает ради Бога, однако же и он не таков, как хочет Бог, ибо он еще находится в состоянии раба, а раб не добровольно исполняет волю господина своего, но боясь быть наказанным: также и сей подает милостыню для того, чтобы избавиться от мучения, и Бог избавляет его от оного. Другой подает милостыню для того, чтобы получить награду: сей выше первого, но и этот не таков, как хочет Бог: ибо он еще не находится и состоянии сына, но, как наемник, исполняет волю господина своего, чтобы получить от него плату и прибыль: также и сей подаст (милостыню) для того, чтобы приобрести и получить награду от Бога... Мы же должны подавать милостыню ради самого добра, сострадая друг другу, как своим членам, и так угождать другим, как бы мы сами принимали от них услуги; подавать так, как будто бы мы сами получаем; и вот сие-то есть разумная милостыня; так приходим мы в степень сына... (прп. авва Дорофей, 29, 166— 168).

* * *

Никто не может сказать: «Я нищ, и мне не из чего подавать милостыню»;     ибо если ты не можешь дать столько, сколько оные богачи, влагавшие дары свои в сокровищницу, то дай две лепты, подобно оной убогой вдовице, и Бог примет это от тебя лучше, чем дары оных богатых (см.: Мк. 12: 42). Если и того не имеешь, имеешь силу и можешь служением оказать милость немощному брату. Не можешь и того? Можешь словом утешить брата своего; и так окажи ему милосердие словом и услышь сказанное: слово благо паче даяния (ср.: Сир. 18: 17). Если же и словом не можешь помочь ему. то можешь, когда огорчится на тебя брат твой, оказать ему милость и потерпеть во время его смущения, видя его искушаемым от общего врага, и вместо того, чтобы сказать ему одно слово и тем более смутить его, (ты можешь) промолчать: сим окажешь ему милость, избавляя душу его от врага. Можешь также, когда согрешит пред тобою брат твой, помиловать его и простить ему грех его, чтобы и ты получил прощение от Бога; ибо сказано: отпущайте, и отпустятся вам (ср.: Лк. 6: 37); и так ты окажешь милость душе брата своего, прощая его, в чем он согрешил против тебя, ибо Бог дал нам власть, если хотим, прощать друг другу согрешения, между нами случающиеся. Таким образом, не имея, чем оказать милосердие телу, ты помилуешь душу его. А какая милость более той, чтобы помиловать душу? Как душа драгоценнее тела, так и милость, оказанная душе, больше оказанной телу (прп. авва Дорофей, 29, 168—169).

 

* * *

Нельзя тщеславиться своим милосердием, а нужно благодарить Бога, позволившего помочь нуждающимся (прп. Нектарий Оптинский)

* * *

Если мы подали милостыню, то не следует «доверять своему помыслу, будто наши средства не так употребляются» (прп. Амвросий Оптинский)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.