Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Модельно-ролевая экспертиза






При гештальт-подборе кадров с помощью «деятельностных проб» вполне продуктивно использование психодраматических техник (19) и техник футуропрактики (моделирование будущего) (6, 12), поскольку они являются эффективными средствами для моделирования деятельности.

Рассмотрим одну из хорошо зарекомендовавших себя разработанных нами схем.

Группа экспертов при поддержке Гештальт-консультанта определяет, какие фрагменты деятельности они бы предложили промоделировать кандидатам по требуемой должности или специальности, и вырабатывают общие критерии экспертизы. Например, при отборе официантов в ресторан эксперты определяют, что модельными сценками из профессиональной жизни официанта могут стать «обслуживание официантом трудного клиента» и «выяснение отношений с метрдотелем в связи с обсчетом клиента» (см. блок 4 – «системно-ситуационное феноменологическое описание рабочего места»).

Группа кандидатов знакомится с содержанием модельных сценок, в которых они будут участвовать, и подготавливается к ролевому разыгрыванию.

Экспертами определяется конкретный предмет экспертизы, например, экспертироваться могут «навыки контакта с клиентом», «ориентировка в меню», «способность создать имидж ресторана», «способности улаживать конфликты с клиентом» и др.

Эти характеристики могут быть сведены в пять основных критериев, которые отслеживают эксперты:

▪ легкость и естественность поведения в профессиональной роли, которую играет кандидат в модельной сценке;

▪ освоенность профессиональной роли по конкретным «техническим операциям» (умение подойти к клиенту и т.п.);

▪ способность осуществлять профессиональную роль при фрустрирующих обстоятельствах (трудный клиент, дефицит блюд в меню и т.д.);

▪ мотивированность, включенность кандидата в профессиональную роль (которая может свидетельствовать об осмысленности для данного кандидата этой профессиональной деятельности);

▪ способность к развитию профессиональной роли и собственному профессиональному развитию.

Кандидат на определенную должность представляет модельную сценку. Тренер и участники группы помогают ставить сценку (играют вспомогательные роли; например, для официанта потребуется «клиент» или «метрдотель»). Эксперты консультируют в случае необходимости вспомогательных персонажей, как им играть профессиональные или клиентские роли.

Эксперты оценивают по десятибалльной шкале освоенность роли и другие показатели (см. выше пять основных критериев). Кандидату могут задаваться уточняющие вопросы. Эксперты дают также обратную связь кандидату (о его положительных сторонах и о недостатках). Кандидат внимательно выслушивает обратную связь от экспертов.

Кандидату предлагается воспроизвести модельную сценку, представив, что «прошло три (пять, десять) года» его профессиональной деятельности на этом рабочем месте.

Эксперты сначала отдельно, а затем совместно с кандидатом обсуждают изменения в профессиональной деятельности при моделировании определенного стажа работы и целесообразность для кандидата и организации его приема на работу. В случае отказа кандидату ясно обозначаются его положительные качества и причины, по которым сейчас он не может быть принят на работу.

При достаточной обученности гештальт-консультанта навыкам психодраматического метода и футуропрактики моделирование фрагментов профессиональной жизни является достаточно эффективным для самосознания кандидата о своей профессиональной пригодности и для наблюдающих сценку экспертов.

В ходе «деятельностных проб» эксперты обучаются быстро и надежно оценивать кандидатов на различные должности и профессии, кроме того, обучаются и первичным навыкам психодраматического метода, позволяющим поддерживать кандидатов при разыгрывании модельных сценок.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.