Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мы можем жить лучше.






Мы – оптимисты. И это очень грустно, когда не получается жить с людьми в мире и любви. Но мы продолжаем верить, что мы можем жить лучше. За нашей стойкой: доброта, желание помочь, любовь, печаль, сострадание. Мы хотим все это видеть и чувствовать. И хотим как можно меньше ранить себя и других, когда приходится вступать в конфликт, – ведь жизни без противоречий не бывает.

В данном тренинге мы будем:

– рассматривать все виды критики в широком смысле слова, встречающиеся в профессиональной деятельности и межличностных отношениях;

– тренировать способы эффективного реагирования на различные виды критики;

– совершенствовать способы эффективной критики других (критики в прямом смысле).

Мы разделяем виды Критики по трем основаниям:

А. Справедливость критики:

– справедливая

– несправедливая

– частично справедливая

Б. Открытость критики:

– открытая

– завуалированная

В. Предмет критики:

– критика действия

– критика личностная (унижающая)

Теперь обо всем поподробнее:

А. Основание«Справедливость Критики»

Виды: Справедливая – несправедливая – частично справедливая.

Если критикующий, ссылается на некоторые факты или контекст отношений, то «справедливость» определяется тем, насколько эти факты или контекст соответствуют действительности.

Если в целом обвинение является неверным, хотя в нем и содержатся некоторые реальные факты, то критика считается частично справедливой.

Пример 1: Справедливая критика

Начальник критикует подчиненного, который опоздал сегодня на работу: «Вы сегодня опоздали на работу. Это нарушает рабочий процесс. Я прошу больше не опаздывать». Критика справедливая, поскольку критикуется реально совершенное действие.

Ответ: Я согласен с Вами (я признаю это) + действие по изменению поведения.

«Я согласен с Вами, я сегодня опоздал. Больше это не повторится».

Пример 2: Несправедливая критика

Представьте себе, что Вы пришли сегодня вовремя, а начальник Вам говорит, что вы опоздали.

Обидно!!!

Но чаще всего в этой критике основа – недоразумение.

Чувства здесь могут раздуть конфликт. Поэтому будем рациональными.

Это просто ошибка.

Ответ: Я не согласен с Вами + я... (констатация реального факта).

«Я не согласен с Вами. Я сегодня пришел вовремя».

Пример 3: Частично справедливая критика

Вы опоздали. Начальник: «Вечно вы опаздываете на работу!!!» «Не было ни дня, чтобы вы не опоздали!» Один факт соответствует действительности: «сегодня вы опоздали». (Даже если подчиненный часто опаздывает, то обобщение всегда позволяет квалифицировать критику как в целом несправедливую и даже унижающую).

Ответ: Согласиться со справедливой частью + не принять несправедливую.

«Я сегодня опоздал, я согласен с Вами, больше это не повторится. Но обычно я прихожу вовремя».

Б. Основание «Открытость Критики». Виды: ОткрытаяЗавуалированная

Если критикующий открыто предъявляет обвинение либо другие формы критики, ясно обозначает, кого и за что он критикует, критика считается открытой.

Если критикующий сознательно либо невольно «замазывает» ситуацию критики (не обозначает ясно, что критикующий недоволен ситуацией, не обозначает ясно, кого он обвиняет, или не обозначает ясно, за что критикует), то она считается завуалированной.

Пример 1:

Застолье. День рождения. «Новорожденный» – непьющему: «Нет, так дело не пойдет!!! Ты должен выпить за мой день рождения!!!» Критика открытая (хотя, возможно, несправедливая).

Пример 2:

В той же ситуации. «Новорожденный» – ко всем, но показывая глазами на непьющего: «А некоторые, между прочим, меня не уважают!»

Ответ: самая главная стратегия – снять «вуаль», то есть прояснить, что человек имел в виду: «Ты про меня говоришь? Но я очень тебя уважаю, почему ты так решил?», или «Прости, пожалуйста, я тебя не понял. Что ты имеешь в виду?».

Тогда критикующий либо скажет открыто, что его не устраивает, либо вообще снимет свое замечание.

В. Основание «Предмет Критики». Виды: Критика ДействияКритика Личностная (Унижающая)

Если критика относится к каким-либо действиям партнера (опоздание, нарушение обещания и т.п.), то это критика действия.

Все примеры, которые мы приводили до этого (по другим основаниям разделения критики), были критикой действия.

Если партнера обвиняют за его качества (болтливость, неряшливость, половую принадлежность, рост) или внешний вид, то это уже относится к критике личностной (унижающей).

Часто личностная критика выглядит как «правда» про партнера. Хитрость заключается в том, что «правда» эта обычно негативная и по отношению к партнеру по коммуникации является его негативной оценкой, а если еще добавить еле уловимую нотку презрения в голосе или на лице «правдолюбца», то сомнения в истинных намерениях критикующего – «опустить» партнера – не останется.

«Ты очень поправилась».

«Какой миленький костюмчик. Жаль, что тебе не к лицу!».

Подчас довольно трудно развести, к чему относится высказывание, поэтому попробуем определить это на сложном примере.

Пример 1:

Сержант, обращаясь к солдату, у которого неаккуратно заправлена в сапоги форма: «Вы плохо заправили форму в сапоги!».

Критика действия, поскольку ясно обозначен предмет критики – действие по «заправлению» формы.

Пример 2:

В той же ситуации. Сержант: «У вас неряшливый вид!». Критика личностная (унижающая), поскольку хотя и подразумевается, что критикуется плохое действие по «заправлению» формы, но фраза по смыслу относится уже к качеству партнера (тем более что слово «вид» обозначает не только одежду, но и внешность).

К наиболее эффективной критике, которую называют конструктивной, относится лишь одно сочетание видов критики: справедливая – открытая – критика действия.

Унижающая критика самая разрушительная!

Унижающая критика (личностная) требует дополнительных комментариев в плане обсуждения эффективных способов реагирования, так как всегда направлена на разрушение личностных структур партнера (самооценки, социального статуса и т.п.).

Даже если критикующий руководствуется благими намерениями (например, родитель, воспитывающий ребенка: «Ну почему ты такой бестолковый»), унижающая критика всегда нарушает благополучие личности партнера.

▪ она никогда не может являться справедливой по содержанию, она никогда не создает благоприятных условий для восприятия критики и позитивных изменений, поскольку всегда порождает у партнера защитные реакции и естественное сопротивление.

▪ когда человек допускает унижающую критику, он нарушает равноправие людей и занимает более высокую иерархическую позицию, «опуская» своего собеседника. Это основной аспект унижающей критики.

Это важно!

Если человек допускает по отношению к вам унижающую критику, даже неосознанно, он хочет в данный момент повысить свою самооценку за Ваш счет!

Пример:

Две близкие подруги идут в гости. Одна говорит: «Ты сегодня как-то плохо выглядишь. Где ты откопала это платье?». Вторая (старая гештальтистка): «Что ты говоришь? Ты мне говоришь неприятные вещи. Зачем тебе надо, чтобы я сейчас расстроилась и чувствовала себя неуверенно?» Первая: «Прости, я не хотела. Знаешь, я сама очень нервничаю. Мне кажется, я выгляжу ужасно».

Поскольку унижающая критика относится к критике личностной, а Личность – структура слишком многомерная и сложная, чтобы ее можно было «разложить по полочкам», то и эффективные реакции на унижающую критику не могут быть представлены в виде алгоритма.

Мы можем предложить шаги (или блоки) для того, чтобы вы сами «построили» собственную эффективную реакцию в ответ на унижающую критику.

Еще одной важной особенностью уверенного поведения в данном случае является то, что большая часть вашей ответной реакции является внутренней, происходит внутри вас (см. ниже блоки Восстановления Телесной Жизненности, Восстановление Психологической Жизненности, Нейтрализации Критики).

А внешней (то есть направленной непосредственно к партнеру) может либо вообще не быть – как в случае Игнорирования, – либо она является краткой и крайне концентрированной, например: «Прекрати меня оскорблять!».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.