Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управляющий диалогом






Мне кажется, что в истинно диалогическом подходе терапевт управляет[13] диалогом. Под этим я подразумеваю, что в неком глубоком смысле индивидуальность терапевта сводится (хотя бы временами) к оказанию диалогических услуг. Некоторые терапевты могут отвергнуть эту точку зрения, так как традиционная гештальт-терапия сконцентрирована на помощи человеку в развитии его индивидуальности (к сожалению, иногда разрушая тем самым его отношения). Диалогическое же видение предполагает, что индивидуальность не самодостаточна. Оно предполагает, что истинная уникальность является результатом реальных связей с другими. Индивидуальность – это только один из полюсов процесса ритмического чередования индивидуальной сепарации и участия в чем-то более обширном, чем мы сами, – в межчеловеческом.

У человека, начинающего терапию, в равной степени нарушены и диалог с другими, и способность быть в соприкосновении с самим собой. И для терапевта это оказывается основой при залатывании межличностной ткани. Он прикладывает к этим прорехам самого себя, отвечая на вопрос: каким я должен быть, что я должен сделать, чтобы этот человек мог установить или заново создать истинные диалогические взаимоотношения с миром? Бубер в этом отношении сделал очень глубокое замечание:

У нас есть огромная задача, задача самообмана, и этот огромный самообман заставляет нас проделывать значительно больше действий, чем это было бы необходимо (1965).

Итак, когда кто-то прохаживается по моему офису, мне необходимо использовать все мои чувства, весь мой опыт и образование, для того чтобы понять, что отсутствует в этой потенциально диалогической ситуации.

Это – бессознательная “диалогическая терапевтическая комплиментарность”, к которой терапевт должен быть чувствителен. Мой опыт состоит в том, что я часто обнаруживаю себя втянутым в некоторый способ поведения, очень часто поляризованный (то есть комплиментарный), с помощью которого клиент управляется с собой и со мной. С клиентом, который не слишком принимает себя самого, я начинаю верить, что восстановление диалога между нами возможно, только если я начну принимать его в одностороннем порядке. Вместе с чрезвычайно общительным человеком я могу обнаружить себя очень вовлеченным в его “внутренний” мир или чувства. Но это, конечно, применимо не ко всем ситуациям, и не всегда приемлемо действовать на основании подобных осознаваний.

Такое управление требует большой дисциплины и “покорного слушания”. Некоторые гештальтисты могут возразить, что это возлагает чрезмерную ответственность на плечи терапевта. Я убежден, принятие на себя управляющей роли при оказании “диалогических услуг” требует движения по “узкой кромке” между ответственностью за и ответственностью перед другим человеком. Мне кажется, что такая ситуация изначально требует принятия на себя ответственности за инициирование диалогических отношений, но делается это лишь для того, чтобы помочь подлинным отношениям состояться. В такой атмосфере и клиент, и терапевт лучше сумеют взять полную ответственность за самих себя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.