Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения на связь движений с построением (структурой) музыкальных произведений.






 

В музыке существуют специфические точки, запятые, благодаря которым музыкальное произведение приобретает выразительность.

При неоднократном прослушивании музыкального произведения сна­чала улавливается деление на крупные части, отличающиеся друг от друга по характеру и содержанию. Затем становится ощутимым и деле­ние внутри этих частей.

Части музыкального произведения называются построениями. Отдель­ные построения отличаются друг от друга степенью законченности му­зыкальной мысли. Построения, выражающие относительно законченную музыкальную мысль, называются периодами. В них соединяется два предложения. Они обычно одинаковы или схожи по логической основе, но заканчиваются различно: первое из них звучит не вполне завершённо (вопросительно), второе, напротив, вполне логично.

Предложение, в свою очередь делится на более мелкие построения - фразы. Фраза это небольшая и относительно законченная часть музы­кального произведения. Для сопровождения физических упражнений в основном используются сочинения малой формы (песни, танцы, романсы и др.). В таких произведениях каждый период состоит из двух пред­ложений, предложение - из двух фраз и каждая фраза - из двух или четырех тактов.

Произведения большой формы - многочастные, со сложным построе­нием - трудно сочетать с движением, поэтому они не используются для сопровождения упражнений. Кроме того, они продолжительнее, чем учебные предложения. Сокращения же, как правило, искажают форму и содержание музыкального произведения.

Учить занимающихся выполнять упражнения в соответствии с пост­роением музыкального произведения следует постепенно.

1. Прослушать музыкальное произведение и отделить один период от другого хлопком. При повторении задания предложить занимающимся отметить хлопком конец первого предложения и второго. Уточняя слу­ховые впечатления от данного музыкального произведения, обратить внимание занимающихся на более мелкое деление внутри предложений (т.е. деление на

 

фразы) и предложить им отметить хлопком все места, в которых они слышат это деление.

2. Построить занимающихся в колонну по два. Музыкальное произведение - марш.

1-ая фраза - движутся вперед первые номера, выполняя семь шагов, начиная с левой. На счет 8 приставить правую

2-ая фраза - тоже выполняют вторые номера

3-я фраза - вперёд по парам

4-я фраза - все занимающиеся выполняют шаг на месте.

3. Прослушав музыкальное произведение лирическое по содержанию со слитым характером звучания выполнить следующее задание:

1-ая фраза - руки в стороны

2-ая фраза - руки вверх

3- я фраза - руки вперёд

4- я фраза - руки в стороны

5-ая фраза - руки вперёд

6-ая фраза - руки в стороны

7-ая фраза - волна руками

8-ая фраза - руки вниз

Все движения выполнять мягко, плавно[4, 12].

Для специалистов в области физической культуры очень важно пра­вильно подавать команды соответственно построению музыкального про­изведения. Все команды подаются в зависимости от того, как построен музыкальный период. Так, если период состоит из четырёх музыкальных фраз, исполнительную часть команды нужно давать на четыре фразы, причём лучше не на 2-ую, а на 4-ую (когда музыкальная мысль закон­чена). Пример: чтобы остановить группу после движения шагом под маршевую музыку (здесь каждая фраза в периоде состоит из двух так­тов), надо на первый счет 4-ой фразы подать предварительную команду: " Группа! " - и на пятый счет - исполнительную: " Стой! ". Услышав её, занимающиеся сделают шаг правой и приставят к ней левую. После команды: " Стой! " - можно подсчитать: " Раз - два".

Для перехода от одного вида ходьбы к другому нужно назвать новое упражнение, а с началом музыкального предложения или периода подать исполнительную команду: " Марш! " Например, занимающиеся идут на носках, чтобы класс начал выполнять другое задание (предположим, ходьбу в полуприседе), нужно назвать это упражнение и произнести команду: " Марш! " - на 16 или 32 счёт. Это будет соответствовать концу предложения или периода. Переходить на другую разновидность ходьбы можно и с начала каждой новой музыкальной фразы. Для этого исполнительная команда: " Марш! " - произносится на последнем счете предыдущей фразы.

При подготовке спортивных выступлений необходимо строить дви­жения

в соответствии с построением музыкального произведения. Это придает

 

упражнению логичность, организованность, тесно связывает его с музыкой. Так, смена одних упражнений другими может происхо­дить в конце фразы или предложения. Окончание предложений, фраз может подчеркиваться определенными движениями, позами и т.д. Та­кая связь помогает исполнителям лучше выполнять упражнение под музыку.

 

3.1. Ходьба и бег

 

Применение ходьбы и бега на занятиях способствует развитию у учащихся

силы мышц ног, воспитанию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности движений. Их целесообразно выполнять в сочетании с музыкой. Само название движения определяет характер музыкального сопровождения. Так, мягкий шаг выполняют под спокойную лирическую музыку, острый шаг - под отрывистую. Высокий шаг в контрастном сочетании с широким шагом может быть использован в заданиях для передачи движениями громкой и тихой музыки, и т.д. Выполнение различных форм ходьбы и бега в сочетании с музыкальными заданиями повышает интерес к упражнениям, активизирует занятия, способствует воспитанию у занимающихся коллективизма, чувства то­варищества. Наиболее часто применяются следующие вида ходьбы: мяг­кий шаг, высокий, острый и широкий.

Мягкий шаг выполняют с носка с постепенным перекатом на всю стопу, под музыку лирического, плавного характера. Выполняя мягкий шаг, учащиеся овладевают слитностью и целостностью движений под музыку.

Методические указания. Преподавателю следует обращать внимание учащихся на свободное движение рук в боковой плоскости вперед и назад, на мягкие кисти, слегка опущенную голову. Ступни при ходь­бе слегка развернуты наружу. Характер шагов плавный и равномерный.

Высокий шаг выполняют свободным движением вперед, голень вертикальна. Так, и.п. - руки в стороны

1 - шаг левой вперед, руки вниз

2 - правая согнута вперед, левая рука вперед, правая в сторону

3-4 тоже с другой ноги

Характер музыки энергичный, четкий, темп умеренный, размер 2/4, 4/4.Последовательность обучения:

1) Овладение движениями ног стоя на месте;

2) Освоение движений рук стоя на месте;

З) Сочетание движений рук и ног стоя на месте;

4) Выполнение высокого шага в движении.

Методические указания. Учащимся следует знать, что между бед­ром и голенью должен быть прямой угол. Спина прямая, голова приподнята, носок вытянут, опорная нога прямая.

Острый шаг выполняют резко, отрывисто, на каждую четверть.

 

 

И.п. - основная стойка.

1 - небольшой шаг левой вперед, правая вертикальна на большой палец

2 - тоже с правой ноги

Музыкальное сопровождение должно соответствовать остроте, подтя­нутости и строгости острого шага. Музыкальный размер 2/4, 4/4.

Последовательность обучения. Этот шаг рекомендуется разучивать с опорой о стенку. Так, и.п. - стоя лицом к опоре, носки сомкнуты, руки на опоре.

1 - 2 - правую стопу вертикально на носок около пальцев левой сто­пы, пола касается только большой палец (без опоры на него)

3 - 4 - опустить пятку в и.п.

Повторить несколько раз, чередуя движения правой и левой ногой. Затем

острый шаг выполняют в дви­жении в медленном темпе, присущем характеру шага.

Методические указания. В момент сгибания одной ноги другая прямая, плечи опущены, голова поднята. Подъем согнутой вперед ноги носок оттянут.

Широкий шаг. Каждый широкий шаг выполняют как выпад с сильным взмахом рук. Характер музыки чёткий, звучание резкое, отрывистое, в низких регистрах. Музыкальный размер 4/4, например " Марш Черно­мора" из оперы Ф.Глинки " Руслан и Людмила".

Выпады производят энергично, на два счёта, что соответствует половинной длительности. В момент выпада вперёд одной ногой другая сзади на носке (прямая). Туловище наклонено вперёд и, сзади стоящей ногой составляет прямую линию. Движения рук - как при ходь­бе.

В отличии от ходьбы, бег имеет безопорную фазу и выполняется интенсивнее шага. Многие разновидности бега являются аналогами ходь­бы и сохраняют соответствующие определения. Например: острый бег, высокий, широкий. Движения рук при выполнении ходьбы и бега могут быть различными.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.