Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Элементарные основы музыкальной грамоты.






 

2.1. Связь упражнений с содержанием музыки.

 

Идейно - эмоциональное содержание музыкального произведения композитор передаёт с помощью средств музыкальной выразительности мелодии, гармонии, темпа, ритма и др. Совокупностью всех этих средств создаются музыкальные образы, содержание которых отражает замысел автора.

С первых занятий следует учить студентов понимать содержание музыки, вникать в ее сущность.

Помогают понять замысел музыки указания композитора в нотном тексте,

 

 

которые касаются исполнения всего произведения или его частей: " задушевно", " энергично", " с огнём", " весело" и др.

Можно рекомендовать следующие специальные двигательные задания, которые помогают лучше понять содержание музыки и выразить её в движении:

1. Ходьба на носках. Студенты должны выполнять под жизнерадостную музыку, с хорошей осанкой, четким шагом.

2. Под лирическую музыку идут бесшумно мягким шагом, слегка опустив голову и несколько расслабив мышцы рук и ног. Настроение должно быть спокойным и задумчивым. При сопоставлении движений, контрастных по характеру, яснее воспринимается различие в содержании музыки.

3. Прослушать несколько произведений и определить, какие из них подойдут для предложенных упражнений. Например, ходьбу строевым, походным, острым шагом, и др.

 

2.2. Связь упражнений с мелодией и регистром звучания музыки.

 

Мелодия означает пение, напев. Это основа музыки, и в ней в первую очередь выражен замысел композитора.

Мелодия - это одноголосое выражение музыкальной мысли. Она представляет собой чередование звуков, находящихся в определённом соотношении по высоте и имеющих определенный темп и ритм. Мелодия помогает запомнить музыку, а следовательно, и упражнение. Зная ме­лодию произведения, под которую выполняются упражнения, занимающие­ся могут повторить его без музыки, сохраняя нужный темп, ритм и даже динамические оттенки. Услышав мелодию, можно быстро восста­новить (на основе сформировавшихся условно-рефлекторных связей между музыкой и движением) последовательность упражнений. Она как бы подсказывает характер движений, форму и последовательность элементов.

У мелодии есть свои законы. Основной ее закон - волнообразность. Мелодическая линия имеет изгибы - нарастания и спады. Со­вокупность движения мелодии вверх, вниз и на месте называется мелодическим рисунком.

Важнейшие виды мелодического рисунка:

1) восходящее движение мелодии, т.е. переход к более высоким зву­кам;

2) нисходящее движение - переход к более низким звукам;

З) волнообразное движение, т.е. последовательность восходящих и нисходящих переходов.

Мелодической вершиной называется самый высокий звук, достигнутый мелодией при каждом ее подъёме. Момент наивысшего положения в музыкальном произведении или его части называется кульминацией.

Для определения мелодии можно выполнить следующие задания: при звучании вальса все строятся в круг, при звучании польки – в шеренгу, при звучании марша – в колонну. Задания можно варьировать, предлагая другие

 

мелодии и другие формы построения. Различное нап­равление мелодического рисунка можно передать следующим упражнением: под музыку В.Ребикова " Колыбельная" при движении мелодии вверх плавно поднять обе руки вверх, при движении мелодии вниз - плавно опустить. Передавая рисунок этой мелодии движениями, занимающиеся лучше воспринимают ее.

Регистры - это различия высоты звучания музыки. В каждом голо­се или инструменте условно различают три регистра: высокий, средний и низкий. Регистр помогает создать определенный образ, контрастности в музыке [2, 4].

При выполнении упражнений необходимо сочетать амплитуду, мы­шечное напряжение, характер исполнения с регистром звучания музыки. Например, при звучании музыки в высоком регистре выполнять ходьбу на носках (С.Майкапар " Полька"), в среднем - ходьбу (Д.Кобалевский " Шарманка"), в низком - ходьбу выпадами (" Марш Черномора" из оперы Ф.Глинки " Руслан и Людмила").

 

2.3. Связь упражнений с ритмом музыки.

 

Ритм - одно из главных выразительных средств музыки. Это последовательное сочетание музыкальных звуков различных длительностей. Звуки записывают знаками, которые называются нотами. Нота представ­ляет собой кружок пустой или затушёванный.

Для обозначения различных длительностей звуков к кружочкам прибавляются вертикальные палочки (шпили), хвосты и т.д. Ноты раз­мещаются на нотоносце, состоящем из пяти параллельных линий, пред­ставляющих вместе одну нотную строчку. Счет линиям ведется снизу вверх. В начале нотного стана ставится вертикальная черта, соеди­няющая все пять линий. Она называется начальной чертой. Ноты пишутся на линиях и между ними, т.е. в промежутках. Палочки (шпили) ставятся на нотном стане у кружочков нот: справа - вверх от второ­го промежутка и ниже; слева - вниз от третьей линии и выше. По длительности ноты бывают целые, половинные, четвертные, восьмые и т.д. Самая длинная нота - целая, остальные ноты её доли.

Длительность нот легко воспроизвести движениями: хлопками, уда­рами ноги, шагами, например: 1. Шагать на четыре счета четвертями, затем по четыре счета половинами. Обратить внимание занимающихся, что шаг стал в два раза медленнее. 2. Шагать четвертями, а хлопать восьмыми. В музыке чрезвычайно редко встречается ритм, состоящий из звуков одинаковой длительности. Почти всегда имеются две и больше различ­ных длительностей. Чередование звуков различной длительности обра­зует ритмический рисунок мелодии. Значение ритмического рисунка для выразительности музыки велико. Например, уже ритмический рису­нок сам по себе может характеризовать некоторые жанры музыки (вальс, полька и др.). В музыке эмоциональный характер ритма делает его важным средством эмоционального воздействия, как на самого исполнителя, так и на зрителя [11].

 

Воспроизведение ритмического рисунка движениями развивает му­зыкальную память, координацию движений, быстроту реакции.

 

2.4. Связь упражнений с размером музыки.

 

В каждой мелодии, как правило, ударные (акцентированные, силь­ные) доли через равные промежутки времени чередуются с более слабыми (не акцентированными) долями. Такая периодичность ударных и неударных звуков называется метром. Размером называется выражение долей метра определенной длительности.

Основных размера два: двухдольный (четный), в котором чередуются одна ударная доля и одна неударная; трехдольный (нечетный), в котором чередуются одна ударная и две неударные доли. Из сочетания простых размеров образуются сложные. Так в четырёх­дольном размере чередуются сильная доля, слабая, относительно силь­ная и слабая.

Размер обозначается в начале нотной записи музыкального про­изведения в виде двух цифр, выставляемых одна над другой (2/4 или 3/4). Верхняя (первая) цифра показывает количество долей в такте, а нижняя (вторая) - какой длительностью выражена доля в данном размере.

Тактом называется отрезок произведения от одной сильной доли до следующей сильной доли. В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной чертой поперёк нотного стана. Эта черта назы­вается тактовой чертой. Тактовая черта ставится перед сильной до­лей для того, чтобы её выделить.

Часто музыкальные произведения начинаются не с сильной доли, т.е. не с начала, а с середины такта. Отрезок нотной записи до первой тактовой черты занимает в этих случаях меньшую длительность, чем целый такт. Такой неполный такт называется затактом. Его отличительный признак - отсутствие сильного ударения. В большинстве случаев произведения или отдельные их части, начинающиеся с затакта, заканчиваются неполным тактом, дополняющим собой затакт.

Музыкально-ритмические задания помогают занимающимся лучше понять размер музыкального произведения и четко выполнять упраж­нения в соответствии с долями такта.

В начале занимающиеся учатся определять размер по количеству равных долей такта:

1. Прослушать музыкальные примеры размерами 2/4, 3/4, 4/4 и хлопками отразить сильную долю такта.

2. Под музыку польки на сильную долю такта шаг вперед, на сла­бую - легкий хлопок.

3. Музыкальное сопровождение 3/4. На сильную долю такта пры­жок с левой ноги на правую, затем два шага вперед. На следующем такте прыжок с правой на левую.

 

4. Построиться в две шеренги на боковых линиях зала лицом к центру. Передавать мячи противоположенной шеренге ударом о пол на сильную долю такта. Размер музыкальных произведений менять через определенное количество повторений (8 - 16 тактов). Занимающиеся по слуху определяют смену размера музыкального сопровождения и из­меняют протяженность выполняемых движений.

5. На затакт поставить руки на пояс и выполнить ходьбу, акцен­тируя ногой сильную долю такта. После этого занимающиеся переходят к изучению движений (тактировки), принятых для обозначения различ­ных размеров.

Размер 4/4.

И.п. - руки вверх ладонями вперед

1 - руки вниз, кисти согнуть вперед ладонями к низу

2 - руки скрестно перед грудью

3 - руки в стороны

4 - руки вверх

В размере 3/4 пропускается скрестное движение рук, на размер 2/4 опускаются два средних движения.

Тактировку различных музыкальных размеров можно выполнять ша­гая на месте, в движении, приставным шагом, шагом вальса.

В дальнейшем при выполнении различных упражнений под музыку у учащихся закрепляется умение определять размер и показывать его тактировкой.

Будущим учителям физической культуры очень важно знать размер музыкальных произведений и примерное количество тактов, необходи­мых для сопровождения различных упражнений. Так, для выполнения разновидностей ходьбы подбирается маршевая музыка размером 4/4, 64 такта. Для бега - полька, галоп размером 2/4, 32 или 64 такта. Быстрые отрывистые движения удобно выполнять под музыку размером 2/4, а плавные, мягкие, медленные движения - 3/4.

Для проведения общеразвивающих упражнений достаточно 7-8 музыкальных фрагментов по 32 такта. Существует взаимосвязь между размером музыкальных произведений и подсчётом упражнений. Так, при выполнении упражнений под музыку размером 2/4, учитель ведёт подсчёт: " раз" -" два", " раз" -" два"; размером 3/4 - " раз" -" два" -" три", " раз" -" два" -" три"; если упражнение сопровождается музыкой четырёхдольнего размера, то подсчёт следующий: " раз" -" два" -" три" -" четыре" и т.д.[12].

 

2.5. Связь упражнений с темпом музыки.

 

Характер музыки воспринимается, прежде всего, через её темп. Темпом называется скорость исполнения музыки. Оттенки музыкальных темпов очень разнообразны. Грустная музыка обычно связана со спо­койным темпом, весёлая с более быстрым. Тревожная музыка чаще бы­вает быстрой, торжественная –

 

медленной. Таким образом, характер музыки воспринимается прежде всего через ее темп. Произвольно из­менять скорость музыкального произведения нельзя, так как это вле­чёт за собой изменение его содержания.

Основные названия темпов: адажио - медленно, андапте - умере­но, аллегро - быстро. Для овладения различными темпами занимающим­ся дают специальные задания. Прослушав музыкальное произведение, они определяют

и называют темп, смотрят в нотах запись темпа, а затем выполняют движения с

соответствующей скоростью, например:

1. Стоя в кругу и держась за руки, на медленный темп идти мягким шагом по кругу, при переходе музыки на быстрый темп, разделить круг на два малых круга и двигаться высоким бегом.

2. При медленном темпе идти парами, при быстром - оббегать друг друга.

3. Ходьба в темпе марша под музыку. Через 8 тактов прекратить му­зыкальное сопровождение. Занимающиеся продолжают ходьбу, сохраняя взятый темп. Через 8 тактов снова возобновить, музыкальное сопровождение, чтобы занимающиеся проверили правильность сохранения темпа. Характер предлагаемых отрывков желательно менять.

Необходимо помнить, что существует определенная зависимость между музыкальным темпом и амплитудой выполнения упражнений. Как правило, в быстром темпе выполняют короткие по амплитуде движения с участием отдельных частей тела - рук, ног, головы, а также дви­жения кистями, предплечьями, стопой. Умеренный и медленный темп позволяет выполнять упражнения с участием более крупных частей те­ла. Одним из важнейших условий выразительного исполнения музыки являются динамические оттенки.

Динамические оттенки - это изменение громкости звучания при исполнении музыкального произведения. К динамическим оттенкам в музыке относятся: изменение силы звучания; постепенное замедление и ускорение темпа; плавность или отрывистость звучания мелодии. Перечисленные оттенки обычно обозначаются итальянскими терминами. Чаще всего употребляются следующие динамические оттенки: форте - громко, пьяно – тихо. Примерные задания на связь упражнений с ди­намическими оттенками музыки:

1. При громком звучании музыки идти высоким шагом, при тихом -мягким.

2. При громком звучании музыки продвигаться скачками, при тихом -принять позу (статическое положение).

3. Резкое изменение силы звучания: тихое звучание - ходьба на нос­ках, громкое - прыжки на месте.

4. Постепенное увеличение силы звучания: ходьба с постепенным рас­ширением круга. Постепенное уменьшение силы звучания – повторить движение предыдущего задания, выполняя его в обратной последовательности.

5. При громком звучании музыки идти " змейкой", при тихом - идти по кругу.

 

6. При постепенном замедлении темпа музыки идти медленно, крадучись на носках, при ускорении темпа - передвигать­ся быстро, пружинно, перекатом с пятки на носок.

7. При плавном звучании музыки идти строем, при отрывистом -выполнить прыжки на двух ногах врассыпную, руки на поясе. После окончания музыки быстро встать в строй на свои места и приготовиться к повторному выполнению задания.

8. Музыкальная игра " Запев - припев" (см. описание С.60)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.